В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Стратегия 2010 - новый прорыв `Новошипа` Назад
`Стратегия 2010 - новый прорыв `Новошипа`
В июле исполнился год с того момента, как Игорь Васильевич Тонковидов был избран на пост президента ОАО "Новошип". Хороший повод подвести итоги.

- Вы стали руководителем "Новошипа" в непростое для отрасли время, какие задачи стояли перед вами в июле 2009-го и удалось ли их решить?

- В судоходной отрасли никогда не бывает простых времен. Рынок постоянно бросает нам новые вызовы: ужесточается природоохранное законодательство, растет уровень ожиданий наших клиентов, классификационные общества вводят новые требования. Всему этому мы должны соответствовать. Кроме того, конъюнктура фрахтового рынка меняется циклично, поэтому в хорошие времена нужно готовиться к плохим. Не могу согласиться с тем, что на мою долю выпало решение каких-то неожиданно сложных задач, поскольку неблагоприятную ситуацию на рынке мы прогнозировали. Она наступила после пяти рекордно хороших лет. За это время компания накопила запас устойчивости, и теперь ее способность противостоять мировому экономическому спаду не вызывает вопросов.

- Чем новый опыт управления крупным предприятием отличается от полученного ранее?

- "Новошип" отличается от компании, которую я возглавлял раньше (ОАО "Волго-Балтийская компания" - прим. ред.), большей географической компактностью. Также я с удовольствием отмечаю в целом более высокий уровень квалификации персонала в сравнении с российскими судоходными компаниями, которые занимаются смешанными перевозками. Исторически так сложилось, что танкерные компании всегда располагали лучшими кадрами, приспособленными для работы в сложных условиях международной конкуренции. Безусловно, с профессионалами работать всегда легко и приятно.

- Стратегия развития ОАО "Новошип", утвержденная советом директоров в 2006 году, заканчивает свое действие. Каковы ее итоги?

- Мы сейчас переживаем "минусовую" фазу рыночного цикла. При этом мы планово пополняем флот и практически выполнили нашу инвестиционную программу на 2006-2010 годы. Суммарный дедвейт флота за эти годы вырос на 48%, средний возраст судов при этом сократился почти вдвое. Если сравнивать основные финансовые показатели по итогам 2005 и 2009 годов, то результаты говорят сами за себя: активы выросли в два раза - до 2,4 миллиардов долларов США, объем продаж увеличился на 18%, а сумма, направленная на выплату дивидендов, за это время возросла в девять раз. Одним из факторов роста стал синергетический эффект, полученный от объединения "Новошипа" и "Совкомфлота". Новые рыночные условия работы, возникшие на фоне изменений в глобальной энергетике и принятия новых государственных концепций развития отрасли, стали предпосылками для разработки Стратегии-2010 - очередного плана развития общества на ближайшую пятилетку. Недавно на очередном заседании совета директоров ОАО "Новошип" документ был окончательно утвержден.

- Расскажите о ключевых параметрах Стратегии-2010.

- В составе группы "Сов-комфлот" "Новошип" будет являться основной платформой для конвенционного танкерного флота. План предусматривает значительное увеличение тоннажа. Мы будем развивать нашу рыночную позицию в тех сегментах, в которых мы давно закрепились - перевозки судами типоразмеров Aframax и MR. Также планируем прочно занять новые ниши за счет приобретения танкеров VLCC и Suezmax, а также балкеров Panamax с ледовым классом. Это даст нам возможность предлагать клиентам полный спектр услуг.

По нашим ожиданиям в течение следующих пяти лет рынок перевозок сырой нефти крупнотоннажными танкерами будет расти. VLCC - основной тоннаж для импорта сырой нефти в Китай и Индию, где потребление энергоресурсов стабильно растет. Вернуться в балкерный сектор мы намерены, так как по прогнозам экспорт угля из замерзающих российских портов будет увеличиваться.

Присутствие "Новошипа" в перечисленных секторах важно и для Российской Федерации, поскольку наша новая стратегия основывается на государственных программах, доктринах и концепциях, принятых руководством страны. Для России в данном случае имеет значение качественное обслуживание национальных грузовладельцев и развитие морского кластера на Юге страны, а значит, рабочие места и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

- С чем связано постепенное наращивание доли российских грузов в общем объеме перевозок Новороссийского морского пароходства?

- Традиционно одной ногой мы опираемся на отечественную грузовую базу, другой - на мировой рынок, чтобы скомпенсировать недостатки каждого из этих направлений. Увеличение доли российских грузов в общем объеме грузоперевозок "Новошипа" объясняется натуральным ростом нашего нефтяного экспорта. Открывается терминал в Усть-Луге, растут отгрузки из северного региона, на Дальнем Востоке начал работу новый нефтепорт Козьмино. Кроме того, КТК планирует увеличить объем отгрузок из Новороссийска в течение ближайших полутора лет. Поскольку это наш профиль, мы принимаем в этом самое активное участие. Отдавать свою грузовую базу мы никогда не собирались. Этому соответствует и цель компании, предусмотренная новой стратегией, - оставаться одним из ключевых перевозчиков в российских портах. Прежде всего, это касается Черного моря и Дальнего Востока.

- Во многом благодаря долгосрочным контрактам в 2009 году удалось смягчить удар кризиса примерно вдвое. Похоже, результаты 2010 года будут также довольно скромными. Какой фрахтовой политики компания склонна придерживаться сегодня, когда рынок остается низким?

- С точки зрения единой фрахтовой политики группы компаний, которой мы продолжаем придерживаться, мы делим флот примерно пополам. С одной стороны, мы заключаем долгосрочные контракты и таким образом фиксируем постоянный денежный поток, который позволяет нам гарантированно выполнять наши финансовые обязательства. С другой стороны, мы стараемся "поймать" пики рынка для того, чтобы увеличить доходность и быть достаточно гибкими в удовлетворении краткосрочных потребностей наших ключевых клиентов. А это транснациональные и отечественные нефтяные компании и ведущее мировые нефтетрейдеры. По нашим внутренним правилам, доля каждой из этих компаний в портфеле бизнеса не превышает 10%. Так мы хеджируем риски, связанные с конкретным клиентом.

- Какие планы по вхождению в новый перспективный бизнес предусмотрены Стратегией-2010?

- Прежде всего, мы планируем участвовать в крупных индустриальных проектах, которые позволят нам в долгосрочном периоде закрепиться на надежной грузовой базе, используя преимущества комплексной логистики. Это перевозка нефти в Черноморском бассейне, обеспечение вывоза угля из балтийских портов, развитие отношений с китайскими и венесуэльскими партнерами. Также мы видим перспективным присутствие нашего флота у берегов Бразилии, Вьетнама и стран Западной Африки. Конечно, мы не забываем наших казахских партнеров и продолжаем укреплять отношения с ними.

- Новороссийская "танкерная культура" - одна из старейших в мире. Сегодня в городе работает множество крюинговых компаний, предлагающих заманчивые условия для моряков. Что позволяет нашему пароходству привлекать и удерживать квалифицированные кадры? Удалось ли на фоне мирового экономического спада не снизить уровень инвестиций в повышение квалификации и мотивации работников флота и береговых подразделений?

- Новороссийск действительно является уникальным городом, центром морских традиций. По нашим оценкам, около 15% офицерского состава мирового флота проживает именно здесь. Это 20 тысяч человек. Совместный кадровый пул "Новошипа" и "Юникома" здесь оценивается в 5 тысяч моряков, и это, безусловно, лучшие кадры. Если человек имеет способности к самообразованию и заинтересован в профессиональном росте и развитии, он без труда сможет воспринять культурные традиции пароходства. Большую роль для многих играет понятная политика компании, ее информационная открытость, а также расположение головного офиса пароходства непосредственно в Новороссийске. Кроме того, "Новошип" сегодня среди лидеров в городе по уровню зарплат. Помимо этого, пароходство предоставляет целый ряд социальных гарантий, внедрило систему премирования и в отличие от зарубежных судовладельцев не относится к моряку как к временному явлению в жизни предприятия. Всё это дает нашим работникам уверенность в завтрашнем дне и позволяет нам приглашать на работу тех, кто действительно этого достоин.

- Какие профессиональные задачи стоят перед вами сегодня?

- Сделать компанию в полтора раза больше за следующие пять лет, укрепить лидирующие позиции на Черном море и принять участие в тех крупнейших индустриальных проектах, которые обозначены в нашей новой стратегии. Первые шаги мы уже сделали.

- Вам нравится то, чем вы занимаетесь? Осложняет ли жизнь постоянная нехватка времени? Остается ли время для себя - например, для чтения книг?

- Я очень люблю свою работу и доволен, что решил когда-то посвятить себя морю. Не было ни минуты, когда бы я пожалел об этом, и ни единого повода усомниться в правильности моего выбора. В наши дни многие жалуются на нехватку времени. Но разве можно быть недовольным, когда ты посвящаешь время любимому делу? По мере возможности я стараюсь заниматься самообразованием, играю в футбол в составе команды нашего пароходства. А читать приходится по большей части специальную литературу, хотя иногда в дороге нахожу время на чтение исторических романов.

Серафима Шукшина

http://www.nnvrsk.ru/?article=3482

Док. 650747
Перв. публик.: 21.07.10
Последн. ред.: 25.05.12
Число обращений: 0

  • Тонковидов Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``