В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Тихомирова: Не могу без театра, и не могу без кино! Назад
Любовь Тихомирова: Не могу без театра, и не могу без кино!
Напряженный график работы у артистов - съемки, спектакли... И вот, наконец, мы смогли встретиться с Любовью Тихомировой - артисткой театра "Сатирикон" и кино, "медсестрой Любочкой" из программы "Армейский магазин".

- Люба, давайте сначала поговорим о театре? Расскажите о Ваших работах в театре "Сатирикон".

- Одним из первых моих спектаклей стал "Сеньор Тодеро хозяин" в постановке Роберта Стуруа. В главной роли ( прим. -Тодеро, старик купец) - Константин Аркадьевич Райкин, а я играла служанку Чечилию. Это пьеса Карло Гальдони, а он образы слуг любил, и выписывал колоритно. С этим спектаклем мы объездили практически всю Россию, да и полмира! "Тодеро" существовал в театре четыре года, в этом сезоне его, к сожалению, сняли, у нас вообще любые спектакли больше определённого времени не идут. Ещё я играла в спектакле "Маскарад", постановка Владимира Агеева. У него свой особый взгляд на классику, это был своеобразный, очень мистический спектакль. Я сыграла в нём целых четыре роли.

- А с чего Вы начали в театре?

- Участие в спектакле "Шантеклер", это моя первая работа в театре. Красочная, музыкальная постановка, прекрасная хореография, яркие драматические образы, сюжет. Все актёры играли по несколько ролей: совы, птички, утки, куры... У меня, например, их было шесть. Одна из них - роль Кукушки. На голове у меня был домик, я открывала дверки, громко откашливалась, сообщала, сколько время. Очень смешная роль. Хорошее было время! (улыбается)

- Насколько я знаю, Вас приглашали сразу в два театра.

- Да, меня приглашали в Театр им.Вахтангова и в "Сатирикон", одновременно. Будучи ещё студенткой Щукинского училища, я была занята в пяти спектаклях театра Вахтангова! Среди них "Левша", "За двумя зайцами", "Пиковая дама". Как правило, студенты только со второго - третьего курсов начинают проходить практику в театре, а я, благодаря своей танцевальной подготовке, ещё на первом курсе попала в замечательный спектакль "Цилиндр", где танцевала зажигательную тарантеллу в роли Девчонки. Но по окончании училища выбрала всё же "Сатирикон".

- Страшно, наверное, на первом курсе играть было?

- Конечно! Представьте себе, первый прогон спектакля, в зале все мои однокурсники, педагоги училища, актеры и корифеи театра. Я стою в кулисах и трясусь перед выходом. Выхожу, и только начинаю танцевать, как мой каблук отламывается и отлетает Василию Семёновичу Лановому прямо в руки! Он поймал, и засмеялся: "Хорошая девочка, далеко пойдёт!" Я, конечно, испугалась, кое-как, прихрамывая на одном каблуке, дотанцевала. Потом, за кулисами спрашиваю артистов: "Есть какая-нибудь примета, связанная со сломанным каблуком?" Оказалось, что есть - это всё равно что "пометить" своё место, оставив свой след. И правда, у меня потом было много случаев на съёмках, на пробах, когда я ломала каблуки и всё получалось, как хотелось. Хорошая примета оказалась!

- Люба, а Вы вообще суеверный человек, верите в приметы?

- Я верю в театральные приметы. Если упадёт текст, значит, на него надо сесть, чтобы не потерять роль. Или, если находишь гвоздь со сцены, его надо взять и сохранить на удачу. У меня такой гвоздь есть! Я нашла его на развалинах первого в России императорского театра под Санкт-Петербургом.

- У Вас есть любимый спектакль?

- Один из моих любимых спектаклей, музыкальная комедия "Аршин мал Алан", в нём я играю роль Телли. Живая музыка, прекрасная хореография, искромётный юмор, восточный колорит - всё собрано воедино умелой рукой замечательного режиссёра Михаила Борисова. К сожалению, мы его редко играем - все артисты очень заняты, сложно собрать всех вместе. Когда училась на первом курсе Щукинского училища, "Аршин мал Алан" был дипломным спектаклем у четверокурсников, а потом, спустя восемь, или даже десять лет, уже известные артисты, Маша Порошина, Миша Владимиров, Антон Макарский, решили его восстановить и пригласили меня на одну из ролей. Я была очень рада - для меня это стало своеобразным символом.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в телевизионных передачах.

- В настоящее время, работаю на канале СТС, в новой развлекательной программе "Слава богу, ты пришёл". Передача ещё только набирает темп и популярность. Думаю, что будет хорошая программа, потому что в ней много юмора, самые неожиданные ситуации, образы, много импровизации. Кроме того, я единственная актриса в России, практически прошедшая военную службу - шесть лет работаю в программе "Армейский магазин" в роли медсестры Любочки. Могу сказать, что эта передача стала для меня хорошей школой, я объездила множество войсковых частей, участвовала в работе по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде почётности службы в вооруженных силах. Нашу передачу даже Президент РФ смотрит, он же человек военный (смеётся). Вся съёмочная группа, практически семья, собираемся несколько раз в месяц, и снимаем эту передачу.

- Наверное, у Вас толпы поклонников среди военных!

- Да, письма в Останкино, на имя медсестры Любочки, приходят мешками! У меня есть своя аудитория, они смотрят, пишут отзывы. Я в этой передаче перевидала огромное количество боевой техники! (смеётся) Бывала в полевых условиях зимой, ездила на танке, летала на вертолёте, стреляла из всех видов оружия, только вот с парашютом не прыгала. Но всё поправимо (улыбается).

- Люба, у Вас есть любимая или нелюбимая роль?

- Ко всем своим ролям я отношусь очень бережно. Играя роль, отдаёшь себя всю, без остатка, проживаешь как жизнь, и относится к этому без любви не могу. Но, к сожалению, порой, в результате монтажа и редакции, видишь конечный результат, и остаёшься недовольной собой и сыгранной ролью. Бывает больно и обидно, не люблю, когда ожидания не оправдываются.

- Есть ли у Вас работа, которую Вы любите?

- Особое отношение к сериалу "Сёстры". Наверное потому, что снимался в родном для меня Санкт-Петербурге, прекрасным режиссёром Антоном Сиверсом. У нас была удивительная "киносемья": мои "киносёстры" - теперь уже Заслуженная актриса Галина Бокашевская и Татьяна Калганова, и "кинородители" - Народные артисты Светлана Немоляева и Александр Лазарев. С моими "киносёстрами" мы на самом деле практически "посестрились", что, к сожалению, очень редко бывает в кино. Мы очень дружим, они довольно часто приезжают ко мне в гости и знают, что я обижусь, если они остановятся где-то в другом месте, я тоже бываю у них в Питере. С Галей мы особенно подружились... Знаете, говорят, что во взрослом возрасте очень сложно найти друзей. А это, как раз тот редкий случай! Мы близки, как сёстры, и я очень рада, что этот фильм подарил мне Галю.

- А сама роль чем-то запомнилась?

- Я играю молодую журналистку, которая работает на телевидении, ведёт прогноз погоды, но ей это скучно, она хочет делать настоящие репортажи, и поэтому, постоянно попадает в различные истории, то перегоняет машины, то собирает беспризорных детей по всему городу, то оказывается в руках маньяка. Мне близок её характер. Энергия, радость жизни, поиск новых возможностей, несгибаемость перед проблемами и трудностями. Да и потом, мне очень хотелось почувствовать себя чьей-то родной сестрой. Не могу эту роль воспринимать отдельно от всего фильма. Это история семейная, про трёх сестёр, с которыми всё время что-то происходит. Каждая героиня проживает свою, непростую судьбу. Когда они вместе, то ругаются как стая ворон, но, когда случается беда, приходят на помощь друг другу. Нас даже покрасили всех одинаково для большего сходства, - одна была блондинка, другая шатенка, я - брюнетка, - но нам всем добавили немного рыжего оттенка.

- Легко идёте на эксперименты со внешностью?

- Легко, но не радикально! То есть, не обрезать волосы, а сделать парик, например. А вообще, люблю всё натуральное. Моё лицо легко изменить при помощи грима, просто нужно приложить немного сил.

- Насколько я помню, в сериале "Любовь моя" Вы представали во многих различных образах!

- Конечно, там же сто пятьдесят серий, от которых все с ума сошли! (смеётся) Моя героиня Вера - владелица антикварного салона, подружка главной героини. А, как известно, на подружках держится весь сюжет! Я успела в сериале выносить и родить двойню, была бандиткой, нищенкой и монашкой, вообще все образы не перечислишь... К тому же, получила огромный опыт работы в таком довольно специфическом процессе, как съёмки долгоиграющего сериала. Двадцать четыре часа перед камерой - это тренинг, который не получишь ни в одном театральном институте. Это марафон на выносливость, и тренировка памяти, так что с точки зрения техники, я прошла огромную школу. Конечно, все отдают себе отчёт в том, что такие сериалы, это не то, о чём мечтает любой актёр, но есть и много плюсов, включая материальную сторону жизни. Да и посчастливилось поработать с такими великолепными артистами, как Татьяна Васильева, Борис Клюев, Ольга Волкова. Этот проект продолжался восемь месяцев, и, как ни странно, при занятости пять дней в неделю, я умудрилась поработать ещё в трёх картинах! Причём, одна из них с выездом за границу, в Германию и Францию.

- Раскажите о Ваших новых проектах поподробнее, пожалуйста!

- С удовольствием (улыбается). Одна из моих работ, которой я очень дорожу - картина "Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной". Это восьмисерийный телевизионный фильм, у меня главная роль - учительница старших классов, которая первый год преподаёт в школе. Полина - девочка с детдомовским прошлым, у неё всё непросто складывается в жизни. Моими партнёрами по фильму были Алексей Кравченко, Александр Пашутин, он играл директора школы. Снимал картину Александр Владимирович Сурин, корифей русского кино.

- Как Вы считаете, в каком жанре снят этот фильм?

- (задумывается) Наверное, социальная мелодрама. Хотя я бы назвала этот жанр "сама жизнь" - там есть всё. У нас были очень интересные съёмки, я скакала верхом на лошадях, водила машину, рассказывала про цемент и про бетон, поскольку я учительница биологии и экологии. У нас даже настоящий пожар был! Получила огромное удовольствие от работы.

- Люба, у Вас происходили какие-нибудь запоминающиеся случаи на съёмочной площадке?

- Да, как раз на этой картине у нас не удался трюк с пожаром. По сценарию, я должна была вбежать в горящий сарай, и вывести оттуда лошадей. Но при строительстве сарая, перестарались, и когда его подожгли, рубероид, которым была покрыта крыша, начал плавиться и капать на спину лошадей, да ещё и задымление было такое, что просто невозможно было дышать. Лошади, которые, вообще, не должны были видеть огня, перепугались, и начали топтать каскадёров..., а тут я вбегаю! Мне кричат: "Беги отсюда!", а я ничего не могу понять. Потом, что-то во мне сработало, и я отскочила в сторону, а лошади, в страхе пронеслись мимо меня, чудом не затоптав. Страшно было, несколько лошадей поранилось, кто-то обжегся. Потом эту сцену переснимали, когда всё было более подготовлено.

- А с детьми легко было работать?

- Ну, это же не совсем дети! Большей частью студенты театральных институтов, люди горящие и творящие.

- А что за другие проекты, в которых Вы снимались параллельно?

- Третья часть детектива "Виола Тараканова. В мире преступных страстей". Честно говоря, меня прельстила роль девятнадцатилетней художницы, зарабатывающей себе на жизнь тем, что грабит могилы и живёт на кладбище, потому что больше негде. Мы снимали три ночи, натерпелись страху... это рассказывать смешно, но когда ночью на кладбище попадаешь, становится жутко. В общем, очень интересная роль. Работала с Ильей Шакуновым, Даниилом Спиваковским и Ириной Рахмановой.

- Как Вы всё успеваете?

- Я до сих пор не знаю, для меня это осталось тайной! (смеётся) Наверное, если это твоё, то само всё сложится. Да, спала по два-три часа в сутки, зато всё получилось. Это же работа! Это моя жизнь! А когда нет работы, я сижу и мучаюсь, потому что не знаю куда время девать.

- Так что же за Ваш загадочный четвёртый проект?

- Это документальный фильм по заказу Первого канала, про Лилю Брик и Владимира Маяковского. Могу сказать, мне очень повезло, что я попала в этот проект. Режиссёром фильма был замечательный мастер документального кино, обладатель двух "Тэфи", и множества международных наград, Сергей Львович Браверман, просто кладезь мудрости и интеллекта. Я сыграла Актрису, которой поручено собрать образ Лили Брик, понять её жизнь, чтобы затем сыграть её на сцене. И чтобы эту задачу выполнить, я встречаюсь с людьми, знавшими её при жизни, общавшимися с ней, писавшие о ней книги. На меня просто свалилось счастье общения с такими легендами, как Родион Щедрин, Валерий Плотников, Михаил Ливитин, Жан-Мари Банье, Пьер Берже, Юрий Любимов и многими другими. Снимали в Париже и Берлине. Очень интересный проект, и вообще, интересный был год!

- У Вас есть любимые артисты? Артисты, с которыми Вам хотелось бы поработать?

- Любимые артисты, это те, у которых можно многому научиться. Это, конечно же, актёры старой гвардии, прошедшие настоящую русскую актерскую школу. Очень хочется поработать с Инной Чуриковой, Александром Збруевым, вновь с Татьяной Васильевой, Эммануилом Виторганом и многими другими. Я люблю Глен Клоуз, Изабель Аджани... Барбару Стрейзанд обожаю, особенно в фильме "Какими мы были"... Перечислять - это как энциклопедию читать.

- У Вас есть любимый режиссёр?

- Для меня есть понятие "мой режиссёр", тот кто находит ко мне верный подход. Мне понравилось работать с Александром Суриным, Антоном Сиверсом.

- А с кем хотелось бы поработать?

- Хотелось бы поработать с режиссёрами, которые, своими работами и опытом заслужили право называться мастерами кино. Это конечно же и Михалков, и Кончаловский, и Митта, и Тодоровские, и Хотиненко. И, конечно, интересно поработать с молодыми, талантливыми режиссерами, это всегда новый взгляд, живые нервы. Вообще, я люблю экспериментировать, поэтому мне хочется встретиться с режиссёром, который помог бы мне раскрыться полностью, а не просто использовал мой типаж. Режиссёр должен по хорошему, по "творчески" быть влюблённым в актёра, чтобы найти в нём что-то новое. Возможность экспериментировать бывает только в институте, потом тебя используют как типаж и это страшно. Страшно потому, что сначала тебе это нравится, потом ты втягиваешься, потом нарабатываешь штампы и теряешь амплитуду и широту своего амплуа. Становится скучно - начинаешь отказываться, отказываешься - перестают приглашать. Замкнутый круг получается.

- Часто отказываетесь от ролей? Что может заставить Вас отказаться?

- Было несколько раз. Отказываюсь от повторений уже сыгранного, это не интересно. Отказываюсь от проектов, так сказать, некачественных, если вижу, что работа получится неинтересная, да ещё и с маленькой ролью. Хотя, бывает и наоборот! К примеру, согласилась на эпизодическую роль фанатки-рокерши, с проколотыми ушами в фильме "Попса". Это некий эксперимент, на который я пошла, чтобы попробовать себя в новом образе и характере. В принципе, не нужно отказываться от работы, есть такая фраза: "Сцена не прощает измены". Отступаешь на шаг, поезд уходит без тебя и ты его уже не догонишь. Конечно, хотелось бы иметь огромный выбор, но для этого нужно много работать.

- Где бы больше хотели работать, в кино или в театре?

- Я не могу ни без того, ни без другого! Адреналин, который ты получаешь, выходя на сцену, чувствуя энергию зала - это ни с чем не сравнимо... В театре, ты тот самый драгоценный кусочек целого, без которого ничего не получится. Здесь всё на одном дыхании, сфальшивил - ничего не изменишь, зритель всё видит. И это ценно! В кино ты часть процесса, и создание целостного образа зависит не только от тебя, но и от всей съёмочной группы, всех цехов. Можно повторить дубль, что-то доиграть деталями, музыкой, цветом, крупными планами и так далее. И в тоже время, в кино есть интрига, не понимаешь - какая ты, до выхода работы на экран. Это чувство ожидания держит тебя в напряжении до самого последнего момента. Это здорово! Не могу без театра, и не могу без кино.

- А в театре у Вас есть роль-мечта?

- Конечно! Сыграть Джульетту и Пеппи Длинный Чулок! Но сейчас понимаю, что уже сыграла собирательный образ Пеппи в различных других ролях, в сказке "Буратино", "Снежная королева" и так далее. Я сыграла трёх Джульетт в своей жизни, но не на большой сцене, а в студенческих работах. Хороший вопрос, давно об этом не задумывалась! Очень хочу сыграть глухонемую девочку в пьесе Гибсона "Сотворившая чудо", немую Катрин в "Мамаше Кураж". Сейчас мне интересна та роль, в которой персонаж лишен возможности говорить и надо выразить свои эмоции пластикой. И, однозначно, мой жанр - это мюзикл и оперетта, хотелось бы какое-нибудь водевильное представление. И есть ещё одна пьеса, которую я буквально держу у сердца - это "Святая кровь" Зинаиды Гиппиус, это небольшая символистская пьеса, очень психологическая и драматичная. У меня бы получилось. (улыбается)

- Люба, а Вы бы не хотели попробовать себя в роли режиссёра?

- Если это можно так сказать, я была режиссёром! В 13 - 14 лет я сама ставила в школе спектакли, праздники, ярмарки, и так далее. Мне это было безумно интересно. Сейчас, параллельно с актёрской профессией, занимаюсь организацией различных мероприятий, где участвую и как режиссёр, и как сценарист, и как организатор. У меня всегда была организаторская жилка! Но я считаю, что лучше быть профессионалом в одном деле, чем любителем в нескольких. Кинорежиссёр - это громадная ответственность, думаю, что я к этому не готова. Да и актёром быть значительно интереснее, во всяком случае, для меня.

- А если снять фильм для себя?

- Вы знаете, я сейчас как раз этим и занимаюсь! Мне очень хочется сыграть в большом кино, но я не готова сидеть и ждать, когда это в моей жизни случится и случится ли вообще. И так сложилось, что судьба меня свела с людьми, готовыми снять фильм и вложить в него деньги. Одним словом, я занялась немного продюсированием, и сейчас, если всё получится, в ноябре - декабре запускается наш проект. Мне хотелось бы собрать рядом тех, с кем я удачно работала - операторы, гримёры, костюмеры, актёры, и так далее, всех тех людей, с которыми мне хочется встречаться на работе снова и снова. Даст Бог, получится хорошее кино!

- Кем бы Вы хотели стать, если бы не стали актрисой?

- Теоретически - много кем! Инструктором по аэробике, балериной, организатором праздников, наконец! Практически, актёрская профессия вбирает в себя всё, позволяет прожить огромное количество жизней. Медсестра, учительница, художница, монахиня - я сыграла многое из того, что могло бы быть со мной в жизни и я получаю от этого удовольствие. Я в профессии и в "материале". Нет, я ничего не хочу менять!

- Люба, напоследок пожелайте что-нибудь своим поклонникам.

- Во-первых, веры в себя, потому что у нас внутри есть потенциал, о котором мы сами иногда не подозреваем! Во-вторых, удачи всем! И любви, конечно, - это важно. Она даёт крылья!

Беседовала Марина Троянова
Фотографии Валерий Лукьянов
Ноябрь 2006 года

http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/9/

Док. 650918
Перв. публик.: 29.11.06
Последн. ред.: 29.05.12
Число обращений: 0

  • Тихомирова Любовь Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``