В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правительство модернизации или стагнации? Назад
Правительство модернизации или стагнации?
Большинство независимых аналитиков не испытывают восторга от состава нового Правительства РФ. Более того, негативных оценок больше как в отношении конкретных министров и вице-премьеров, так и "проекта" двух центров исполнительной власти: в Кремле и в Белом доме.

Оценки состава Правительства существенно разнятся в зависимости от близости к власти оценщика - аналитика, эксперта или видного экономиста.

Новое Правительство называют и высокопрофессиональным (ректор ВШЭ Я. Кузьминов), и чисто техническим (А. Кудрин) в том смысле, что оно не будет самостоятельным и способно лишь выполнять волю и решения Кремля. Это - крайние точки зрения, а между ними лежит плотный спектр мнений.

Кого же из членов нового Правительства можно отнести к профессионалам в сфере их будущей деятельности и кто вызвал критику и негативные оценки экспертов?

Из семи вице-премьеров к профессионалам аналитики и эксперты относят первого вице-премьера Игоря Шувалова и опытного администратора к.э.н. Ольгу Голодец, которая будет заниматься нацпроектами, здравоохранением, образованием, наукой, культурой, социальной сферой, то есть развитием человеческого капитала и социалки.

Из министров к профессионалам можно уверенно отнести Андрея Белоусова - руководителя Миэкономразвития, Антона Силуанова (Минфин), Дмитрия Ливанова (Минобрнауки), Владимира Колокольцева (МВД), Сергея Лаврова (МИД), Веронику Скворцову (Минздрав), министра энергетики Александра Новака и министра труда Максима Топилина.
Все эти назначенцы ранее уже работали в Правительстве по тем же направлениям или вернулись в него. Но есть и весьма странные назначения, вызвавшие удивление экспертов (министр сельского хозяйства Николай Федоров) и даже негативную критику (министр культуры Владимир Мединский).

Все "экономические чудеса" в разных странах осуществляли не просто профессионалы, а выдающиеся профессионалы под руководством сильного, умного и харизматического лидера. Например, бывшему лидеру Сингапура Ли Куан Ю помогала команда специалистов из Великобритании, чилийское "экономическое чудо" было осуществлено учениками лауреата Нобелевской премии по экономике Милтона Фридмана. Эффективную команду профессионалов и технократов создал великий китайский реформатор Дэн Сяопин.

Классическим примером выдающегося ученого, личности и эффективного управленца в качестве министра экономики стал Людвиг Эрхард. Он, руководя командой профессионалов, производил программы, стратегии и новые решения, а канцлер Конрад Аденауэр своей "железной рукой" и волей совместно с Л. Эрхардом проводил их в жизнь, а затем демократическим путем передал последнему власть в стране.

Первое, что делали профессионалы в странах будущих чудес, - снижали до уровня умеренной инфляцию, подавляли коррупцию и преступность, обеспечивали диверсификацию и рост промышленности и экспорта, а с ними - рост рабочих мест, снижение теневой экономики и теневой безработицы.

Руководители ключевых экономических министерств Андрей Белоусов и Антон Силуанов были отобраны Владимиром Путиным как и руководители силовых министерств. Каких-либо существенных изменений в политике и деятельности Минэкономразвития и Минфина экспертами не ожидается.

Антон Силуянов будет последовательно проводить прежнюю политику Минфина снижения дефицита ФБ, экономии бюджетных средств и накопления резервов. Причем ровно настолько, насколько позволит ему это делать Президент.

Команды профессионалов добивались успеха тогда, когда у них был высокопрофессиональный и авторитетный лидер, а власть проявляла силу воли для проведения непопулярных реформ, реализуя меры, программы и стратегии развития, разработанные специалистами. К сожалению, в нынешней высшей власти подобный лидер отсутствует. А очевидно необходимые непопулярные решения, например, повышение пенсионного возраста и введение прогрессивной шкалы НДФЛ властью отвергаются.

Что касается премьера Дмитрия Медведева, то он, по мнению большинства независимых экспертов и аналитиков, является слабым звеном Правительства. Общая оценка экспертного сообщества его будущего - пессимистическая и негативная. Это подтверждает и дублирование Правительства "теневым кабинетом" в администрации Президента, что ведет к дальнейшему избыточному росту числа чиновников на высшем уровне, неразберихе в зонах их ответственности и полномочий.

Чем дальше в лес, тем больше дров: отказываясь от многого ценного, что он высказывал за годы президентства, Дмитрий Медведев отторг от себя интеллектуальную и креативную часть России. В него теперь не верят. А без доверия активной части населения работать вторым лицом в государстве будет сложно.

К тому же, его деятельность по решению важнейших проблем России - снижения коррупции и преступности, диверсификации экономики, модернизации ее основных фондов, развития человеческого капитала (культуры, образования, медицина, науки) - оказалась нерезультативной.

Неэффективными оказались, в частности, все федеральные целевые программы, поскольку реализация их происходила в условиях снижения инвестиций в долях ВВП и общих инвестиций в перечисленные выше отрасли. И в условиях очень высокой коррупции, сопровождаемой откатами и взятками.

Слабостью нового Правительства является отсутствие в нем видного экономиста, который пользовался бы высоким авторитетом у Президента (и не только) и который мог бы отстаивать эффективные экономические решения и закрывать дорогу неэффективным в полемике с В.В. Путиным.

Очевидно, что распределение бюджетных средств и государственных инвестиций будет осуществляться в Кремле, а не в Правительстве. Отсюда и термин - "техническое Правительство". К тому же, инвестиции эти уже давно распределены на 10 лет вперед, и фактически ресурсов в стране на развитие человеческого капитала, обустройство страны, регионов, городов, инфраструктура которых находится в плачевном состоянии, нет.

Вероятно, будут по-прежнему практиковаться отдельные пиарные целевые проекты, которые фундаментально ничего не решают. Будут постоянно упоминаться некие отдельные миллиарды инвестиций в человека, на деле отражающие долевое снижение общих инвестиций в культуру, образование, медицину и науку. Туда подбросят, сюда подбросят для затыкания дыр, но лопаться и истлевать будет весь изношенный российский "кафтан".

Если просмотреть новый кабинет с позиций известности и профессиональной авторитетности, то не видно в нем харизматических личностей с точки зрения профессионализма и креативности. Как профессионалы все члены кабинета не являются лидерами в своих видах деятельности. Таких специалистов в стране достаточно много - среднего уровня и лояльных к нынешней власти.

Возьмем, к примеру, министра минэкономразвития Андрея Белоусова. Да, профессионал, есть у него опыт работы в прежнем Правительстве, опыт в разработке программ, стратегий, прогнозов, но которые, однако, большей частью не реализованы и не оправдались. Хороший человек, среднего уровня по мировым критериям специалист. Таков же и Антон Силуанов - костьми против неэффективных и затратных проектов со стороны высших руководителей он точно не ляжет. И за развитие страны бороться не будет. Как было и в прошлом Правительстве.

А назначение известного политика Дмитрия Рогозина на оборонку выглядит отнюдь не безупречным. Не профессионал он в вооружениях, НИОКР, ОПК и военной экономике. С наскока эту цитадель не взять даже доктору философских наук, каковым является Д. Рогозин. В ОПК и своих "философов" переизбыток, в нем сейчас настоящие профессионалы в остром дефиците - работающие состарились, а новых не подготовили.

Удивительным выглядит и назначение политтехнолога и специалиста по рекламе Владислава Суркова на инновации с разнообразной "приправой" из правительственного аппарата, госслужбы, политики в сфере СМИ и юстиции. Возможно, наряду с инновацией в виде суверенной демократии, Владислав Сурков изобретет еще инновацию типа "суверенные средства массовой информации". Прикроет всех уже немногочисленных оставшихся "критиканов". И вернемся мы в этой важнейшей сфере к временам СССР, когда и пикнуть было нельзя. Сейчас такая ситуация имеет место во многих регионах.

И совсем удивительной выглядит передача из профильного Минэкономразвития в ведение В. Суркова Росстата, фактически в подчинение чистым чиновникам-администраторам. Неужели для очередной суверенной "модернизации" или модификации статистики? С кого же будем спрашивать за новые варианты, например, палочной статистики уже в экономике при расчетах ВВП и других ключевых показателей?

Похоже ответ на это вопрос утвердительный. По предложению Минфина и с одобрения В. Суркова прорабатывается изменение методики расчета прожиточного минимума (см. ссылку). Предлагается не учитывать в корзине для части членов бедных семей предметы общего пользования, например, телевизор, холодильник, часы, утюг и т.д. Это снизит прожиточный минимум на 20% и, соответственно, снизит официальное число бедных. Большие бедные семьи статистически перейдут в разряд вполне обеспеченных.
http://www.gazeta.ru/financial/2012/05/28/4604253.shtml

И будет не удивительно, если инноваторы из Минфина, Росстата и других ведомств по руководством нового вице-премьера по инновациям (и другим направлениям) и одновременно руководителя аппарата Правительства В. Суркова быстро, глубоко и широко модернизируют и модифицируют российскую статистику и поднимут ВВП страны на душу населения на новый высокий уровень. Варианты уже обсуждаются, в частности, по двойному счету в ВВП уже действующих частных жилых квартир и домов.

Не будет удивительным и, если Россия вдруг перейдет в разряд инновационных держав статистическим путем, как резко, например, снизила преступность, начиная с 2006 года с помощью палочной милицейской статистики. Тут поле деятельности новоявленных "венчуристов" и их "инноваций" еще шире, а контроль со стороны общественности весьма усложнен.

А вот профессионала в области управления наукой и ее развития в Правительстве не замечено. Бывший ректор МИСиСа, а ныне министр образования и науки Дмитрий Ливанов - специалист в области образования, а не науки и инноватики, это - две большие разницы. И доверять ему реорганизацию науки, особенно РАН, очень опасно. Хотя министерство и осталось общим для системы образования и науки.

Фундаментальная наука - особо сложная сфера деятельности. Модернизировать науку, включая академическую, в которой средний возраст академиков свыше 70 лет, а научных сотрудников около 60, крайне необходимо. Но осуществлять эту модернизацию должен очень сильный и авторитетный профессионал в науке уровня академиков Сергея Вавилова или Сергея Королева.

Дмитрий Ливанов решительно настроен на реформы в системе образования, о чем заявил уже публично (сокращение бюджетных мест в вузах, увеличение зарплаты, стоимости обучения и т. д.). Необходимость этих реформ уже давно перезрела. В РФ 75% выпускников школ поступают в вузы, в СССР было 25%. А образованию для повышения его качества тоже нужна конкуренция как среди преподавателей, так и абитуриентов, студентов и аспирантов.

В целом, кабинет министров остался по своему потенциалу на уровне прежнего, если не ниже. Прошлый же кабинет фактически провалил все программы и стратегии развития страны, финансово обескровил регионы и крупные города - главные драйверы роста и развития страны.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что не ждет качественных реформ от премьера Дмитрия Медведева, назвав новое правительство чисто техническим. Алексей Кудрин считает, что все основные решения будет принимать В. В. Путин. В качестве конструктива он предложил законодательно закрепить полномочия Правительства: "У правительства должна быть определенная самостоятельность. Сейчас у нас за все отвечает президент", что верно по существу, поскольку означает, в том числе, переход от неэффективного ручного управления из Кремля к системному.

Отсутствие авторитетных профессионалов высшей категории в новом кабинете, которые были бы сравнимы с главными идеологами успешных стран в реформах и восстановлении экономики, в создании постиндустриальной экономики в исторически короткие сроки, является существенным индикатором низкой креативной мощности нового Правительства.

Большинство членов Правительства и особенно новой администрации Президента не отнесешь к креативному классу, без которого не создашь эффективную индустриальную экономику и ее инновационный сектор. И как же такое Правительство будет формировать новый российский инновационный класс?

Лишь профессионалы с авторитетом Людвига Эрхарда в Германии, Дэн Сяо Пина и его команды в Китае, учеников Милтона Фридмона в Чили и других подобных профессионалов смогли быстро вывести эти страны из кризиса, а не держать их в состоянии стагнации и перманентного полисистемного кризиса десятки лет.

Жевать будут уже неоднократно пережеванное. Пошумели немного о новом витке борьбы с коррупцией и забыли. Проблемы наркомании как будто бы и не существует. Износ основных фондов продолжает расти. Число инноваций и передовых технологий снижается. Сплошной тормоз под громкий пиар. Начнем, возможно, строить мост до Аляски. Придумали вот новую госкорпорацию по Сибири и Дальнему Востоку. Хорошо, хоть под давлением критики убрали из нее Сибирь. Но создали еще один обширный плацдарм для коррупции и роста числа чиновников на Дальнем Востоке.

Собственно, все прежние чиновники в высших эшелонах власти сохранились и даже размножились. Они сменили лишь кресла да кабинеты. Существенными являются лишь уход из Правительства Рашида Нургалиева и сравнительно эффективного управленца Игоря Сечина (назначен президентом Роснефти). И с чего вдруг это новое Правительство начнет лучше и эффективнее работать, чем старое?

Убрали нелюбимого всеми Рашида Нургалиева из МВД - и это, несомненно, хорошо. Но трудно будет профессионалу Владимиру Колокольцову провести новую эффективную реформу в МВД. Хотя Бог ему в помощь. Но от слов "реформы" и "модернизация" всех уже воротит, как и от многих других, связанных с очередным дележом бюджетных денег и проскальзыванием российского "колеса" развития на месте.

Команда Президента В.В. Путина почти сплошь состоит из бывших вице-премьеров, министров, бывших правительственных чиновников: Сергей Иванов (глава администрации), Рашид Нургалиев (зам. Секретаря Совета Безопасности, СБ), бывшие министры Игорь Левитин (советник), Андрей Фурсенко, Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина, Юрий Трутнев, Игорь Щеголев (помощники Президента) и др.

Команда эта выглядит консервативной и даже архаичной, что не добавляет оптимизма насчет ее управленческой эффективности.

Да и новый список членов СБ не впечатляет: Владимир Путин (председатель), Дмитрий Медведев, директор ФСБ Александр Бортников, Борис Грызлов, Сергей Иванов, Владимир Колокольцев, Сергей Лавров, Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, Секретарь СБ Николай Патрушев и его новый заместитель Рашид Нургалиев, министр обороны Анатолий Сердюков, директор СВР Михаил Фрадков.

Известные и авторитетные экономисты, в том числе из Правительства и РАН, в СБ отсутствуют, в то время как от состояния экономики решающим образом зависит общая безопасность страны. Отметим, что ученую степень кандидата экономических наук в СБ имеют В. Путин, Р. Нургалиев, М. Фрадков, степень доктора э.н. - А. Сердюков.

Сама структура нового Правительства усложнена и бюрократизирована (28 членов, из них 7 вице-премьеров). Ранги ключевых министров - финансов, минэкономразвития, образования и науки - фактически понижены. Все это будет дополнительно усложнять их работу и снижать эффективность кабинета в целом, при том что среди вице-премьеров профессионалов раз-два и обчелся.

В недавно опубликованном докладе экспертов Центра стратегических исследований "Общество и власть в условиях политического кризиса" приведены следующие выводы:
"Население хорошо сознает, что российская власть попала в колею персонифицированной политики и что вместо декларируемого кадрового обновления пока получается одна большая рокировка. Проведенное нами социологическое исследование свидетельствует о сохранении устойчивой тенденции к нарастанию недовольства населения, эрозии базы политической поддержки власти, а также к усилению спроса на изменения в различных сферах и на обновление персонального состава руководителей в центре и на местах. При этом средний класс крупнейших городов для власти практически потерян. Существенным элементом в эрозии мотивированной поддержки служит то, что и Путин и Медведев стали восприниматься как недостаточно современные лидеры".

Ну а крупные и средние города, как известно, - главные драйверы развития культуры, образования, медицины, науки, инноваций, включая организации ОПК. И это уже не упреждающий сигнал для властей, а громкий и постоянный гудок, которого она, к сожалению, так и не слышит.

Для того, чтобы думающая часть российского общества поверила в новое Правительство и Президента, им необходимо сменить парадигму развития, сделав главным приоритетом развитие человека на деле и конкретно в долях от общих инвестиций.

Простая смена кресел и кабинетов высшими чиновниками решению российских проблем не поможет.
И необходимо проводить ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно политику малых, но ощутимых в целом для повышения качества жизни населения дел. Чем и занимался на первом этапе подъема экономики Германии выдающийся ученый и государственный деятель Людвиг Эрхард. Немцы вечером ложились спать, а утром-вечером следующего дня получали правдивые известия о чем-то приятном для их семей, а не новость, скажем, об очередном повышении цены на газ на 15% или очередной катастрофе. И они с оптимизмом трудились на благо своих семей.

Оптимизм же людей - основа их трудолюбия и морально-нравственного состояния. Получится ли такая политика у нового Правительства РФ? Поживем - увидим, но вряд ли. Скорее, прав Алексей Кудрин насчет низкого качества этого Правительства. Он-то всех членов нового Правительства знает хорошо и изнутри.

Судя по составам и раскладам Правительства, администрации Президента и СБ руководить экономикой страны собирается сам Президент РФ В.В. Путин, как это и было в прошлом. Получалось у него это неэффективно. Представляется, что руководство экономикой страны, включая оперативное, не самая сильная сторона профессиональной подготовки, знаний и особенностей В.В. Путина. Решить бы Президенту РФ первоочередно проблемы снижения коррупции, преступности и наркомании. Без решения данных проблем экономическое развитие было и будет подавлено и заторможено

К тому же Президент должен проводить в жизнь своей государственной волей стратегию и экономические решения команды профессионалов, включая непопулярные, а не подменять их или быть постоянным арбитром в спорах профессиональных экономистов. А если отсутствует команда профессионалов в Правительстве, которой можно доверять и с нее спрашивать, то что уж тут скажешь.

Юрий Корчагин
www.lerc.ru

Док. 651012
Опублик.: 31.05.12
Число обращений: 0

  • Шувалов Игорь Иванович
  • Белоусов Андрей Рэмович
  • Лавров Сергей Викторович
  • Новак Александр Валентинович
  • Топилин Максим Анатольевич
  • Силуанов Антон Германович
  • Ливанов Дмитрий Викторович
  • Колокольцев Владимир Александрович
  • Скворцова Вероника Игоревна
  • Голодец Ольга Юрьевна
  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``