В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Синюков: `Чтение со сцены - это очень актерское дело` Назад
Александр Синюков: `Чтение со сцены - это очень актерское дело`
В августе 2011 года в киноклубе "Золотой Век" при активной поддержке РООИ "САМИ" актер Московского драматического театра им. К.С. Станиславского Александр Синюков провел встречу для людей с ограниченными возможностями. Помимо многолетней работы в театре Александр часто снимается в сериалах ("Цирк", "Обручальное кольцо", "Хозяйка тайги", "Чокнутая", "Откройте, милиция" и другие), выступает с чтецкими программами и пишет песни.

Во время клубной встречи, прошедшей в форме концерта в театральном зале Центра досуга и творчества молодёжи "Россия", нам удалось побеседовать с актером о театре, кино, чтении и музыке.

Расскажите, с чего началась ваша творческая карьера?

С детского сада, с ясельной группы я читал стихи. Меня просили выучить стихотворение, ставили на стульчик, так и пошло. И всю школу я читал стихи, на районных конкурсах, городских, какие-то места занимал. Стихи все были о Ленине и о партии. В классе седьмом был момент, когда мне дали юмористическую сценку о вреде курения. Я сам придумал себе сигарету и прочел этот монолог, он прошел с большим успехом. И это послужило какой-то отправной точкой, я убедился, что могу выступать. И зрители слушают, смотрят, и им нравится. И тогда я задумался, а к девятому классу мечта стать актером созрела. Я пытался организовать в нашей школе театр. И так сложилось, что больше я никем не хотел быть, кроме как актером.

Хотя я поступил в институт только через 4 года после окончания школы.

В театральный поступили не с первой попытки?

Не с первой. В Москве это была вторая попытка, а до этого я в Уфе пытался поступать, и слава Богу, что не поступил. В итоге поступил на курс к Марку Анатольевичу Захарову

А как попали в театр Станиславского?

Сначала после института я работал в "Ленкоме", хотя в труппу меня не брали. Работал в театре "Человек", был спектакль в театре Ермоловой. И как-то так получилось, что в это время Владимир Мирзоев проводил набор в театр Станиславского. Я показался ему, он меня взял, с 1998 года я в театре.

Не хотелось поменять театр или вообще что-то изменить в жизни?

Периодически это желание возникает. У нашего театра были разные периоды. На моей памяти сменилось 5 художественных руководителей, и каждый из них начинает проводить свою политику, приводит своих актеров, и иногда ты становишься невостребованным, и, конечно, возникает желание куда-то перейти... Я играл в Театре.doc в нескольких спектаклях. В это же время я начал делать чтецкие программы.

Что вам ближе - кино, театр или чтецкие программы?

Мне все нужно. Когда долго не снимаешься, начинаешь скучать по процессу съемок, переживаешь, что тебя не зовут. В театре то же самое. А чтение - совсем не похоже на кино и театр, это общение со зрителем. У меня уже семь чтецких программ. Материал я подбираю сам, а режиссер этих программ народная артистка России Антонина Михайловна Кузнецова. Сейчас мы с ней делаем новую программу по Тургеневу.

Насколько хорошо вы чувствуете зрителя? Есть ли отличие между зрителями Москвы, Питера и провинции?

Мне кажется, что я чувствую зрителя. На спектакле реакция зрителей не так понятна, между зрителями и сценой четвертая стена. А когда читаешь - сразу видно, как люди слушают, кому-то скучно, кому нет. Чтение - это очень актерское дело. Рассказывание историй, чтобы было интересно.

Этот жанр, чтение, сейчас немного в загоне, и далеко не во всех городах публика активно идет на чтецкие концерты. Кроме Москвы и Питера в этом отношении отличается Нижний Новгород, там очень хорошая публика.

А в записях аудиокниг вы участвовали?

Что странно, я ни одной аудиокниги не записал. Их часто записывают актеры, которые не являются чтецами. Их просто привлекают по знакомству. Я бы с удовольствием записывал аудиокниги, но у меня нет выходов на людей, которые этим занимаются.

А если бы вам предложили озвучить мультфильм, вы бы согласились?

Конечно, с удовольствием.

А дубляж?

Да, я несколько раз дублировал русских актеров в наших фильмах.

А в каком случае требуется дубляж российского актера?

В основном, это связано с актерским графиком, когда актер снялся, а на озвучивание у него просто нет времени. Иногда озвучивают небольшие роли, когда сложно искать актера, который снимался, и берут просто другого человека.

Вы смотрите новинки проката? Анимацию, фильмы.

Анимацию практически не смотрю, а фильмы стараюсь смотреть.

А что вы думаете о сериалах? Меняется ли качество, стали ли они лучше, или мы застряли на одном уровне?

Такое ощущение, что качество сериалов падает. Если лет пять-семь назад можно было назвать качественные сериалы, например, "Петербургские тайны", "Штрафбат" и другие, которые можно было бы назвать художественными фильмами, то сейчас таких все меньше и меньше. Впрочем, не очень слежу за сериалами. Но как альтернатива появляется хорошее артхаусное кино.

Хотели бы вы сниматься в некоммерческом проекте, в авторском кино?

С удовольствием. У меня даже на конец августа намечены пробы на один такой авторский фильм.

А в "Аватаре" вы бы снялись?

Конечно. Столько денег бы заработал!

Актер должен быть психологом?

Да, конечно. Потому что тебе дают текст, и ты уже сам его присваиваешь себе и какие-то эмоции свои подкладываешь под него. Хорошо, когда режиссер тебе помогает. Но часто это делает сам актер. Бывает такое, что что-то играешь, а режиссер ничего не говорит. Хорошие же режиссеры всегда работают с актерами.

Часто вам встречаются хорошие режиссеры?

В кино не так часто, но это всегда праздник. Я могу некоторых назвать. Конечно, Владимир Мирзоев, с которым очень надеюсь поработать вновь. Замечательный режиссер Николай Досталь, он снял "Штрафбат", "Завещание Ленина", "Петя по дороге в Царствие небесное". Элина Суни, которая сняла сериал "Чокнутая" - это редкий режиссер. Александр Котт, который снял "Брестскую крепость", я у него с дипломной работы снимаюсь. Очень хороший режиссер, может два-три слова сказать актеру, и все становится понятно. Борис Казаков ("Хозяйка тайги"). Недавно познакомился с очень думающим режиссером Николаем Крутиковым...

А мечты у вас есть? Какие роли вы бы хотели сыграть?

Я бы хотел сыграть главную роль в кино. Ролей было много, но главных не было. А так - мне интересен любой персонаж, в любом жанре: драма, лирика, комедия, все равно.

Расскажите о своей группе.

Мы организовали с другом Дмитрием Солодовниковым рок-группу "Что делать" и выступали с концертами. Это тоже важная грань моей жизни. Сейчас мы все никак не можем закончить альбом, мой товарищ живет в Гонконге, и мы доделываем песни по электронной почте.

У вас есть своя студия?

Нет, мы писали альбомы на домашней студии Дмитрия в Уфе, а своей студии у меня нет.

Вы любите рисковать?

Если что-то надо, и я смогу, я сделаю - съемки в 30-ти градусный мороз, драки или еще что-то. Я помню, одну сцену снимали в жару в Анапе, а продолжение снимали в ноябре в Москве, и в каком-то мерзлом ангаре надо было играть в футболочках. Чтобы пар не шел изо рта, надо было перед самой съемкой подержать во рту лед. Риск это или не риск? Такая работа.

Вот еще по поводу риска - на днях узнал, что мой знакомый актер Алексей Завьялов попал в реанимацию. Прыгнул с парашютом, парашют зацепился за другой парашют...

Трюков больше в кино или театре?

Все-таки, наверное, в кино, в театре все отрепетировано много раз, да и трюков там особых нет.

А как вы в себе убиваете театральную рутину, когда много-много лет играете один и тот же спектакль?

Это профессия, на самом деле. Есть такой анекдот: молодой актер подходит к пожилому и говорит: "Как мне быть, мне надо сегодня выйти и сыграть пьяного". А тот говорит: "Пойди прими 200 грамм, и все будет убедительно". "Да, но во втором действии я должен быть трезвым". "Ну, это мастерство, батенька".

То есть ты должен уметь роль в спектакле повторять. Ты находишь что-то, от чего тебе интересно это делать.

Вы еще наверное каждый раз играете по-новому?

Кстати, да. В этом тоже плюс, потому что ты все равно не сыграешь так, как играл, будет зависеть от погоды, от зрителя, ты можешь этого не замечать, но в театре ни одного спектакля одинакового нет.

Но ведь актер не имеет права выдавать эмоции кроме тех, что положены в роли?

Конечно, ты находишься в каком-то коридоре, из которого не можешь выйти. Иначе ты нарушишь роль.

А как зритель влияет на исполнение?

Своей разной реакцией. Сегодня пришел очень смешливый зритель, в другой раз они просто улыбаются, эмоции внутри... Реакция может быть совершенно неожиданной.

А вы сами своих партнеров видите на сцене по другому?

Виктор Шамиров, мой однокурсник говорил: "После последнего спектакля вы не видели какое-то время своего партнера. Выйдите на сцену и посмотрите, что изменилось? Может, другие глаза, другое лицо. И начните играть по-новому, с другим человеком".

Вам везет с партнерами?

Безусловно да.

Вы набираетесь опыта у других актеров?

Конечно. Например, у Валерия Баринова. Пять лет мы играли в театре "Человек" спектакль "Не все коту масленица", и все пять лет я у него учился. Валерий Александрович просто выходит на сцену и может стоять спиной к зрителям, но зрители оторваться от него не могут.

У нас были совместные сцены, и приходилось очень стараться, чтобы на его фоне достойно выглядеть. Вот это само по себе хорошая школа. Со многими известными актерами играл, чему очень рад.

Среди артистов у вас есть кумиры?

Большим авторитетом для меня остается Иннокентий Смоктуновский, авторитеты для меня Евгений Леонов, Олег Янковский, Олег Борисов. Из ныне живущих - Сергей Юрский, именно он меня в чем-то подтолкнул, чтобы я начал читать со сцены. Всех не перечислить.

И более молодые нравятся. Алексей Серебряков - очень мощный артист, мне кажется. Андрей Панин, Константин Хабенский...

А Дмитрий Дюжев нравится вам?

В общем, да. Я его очень хорошо знаю, он учился на курс позже нас. Очень рад за него, что у него так все сложилось. Вижу, что он набирает.

Вы учились у Марка Захарова. Каков он как педагог?

Захаров - педагог-практик, режиссер-практик. Ему скучно рассказывать теорию. Он говорит: "давайте выходить на сцену и пробовать".

Он позволяет импровизировать?

Он человек, который во многом это в нас внедрил. Он ставит тебе задачу, дает текст, а ты можешь эту задачу как хочешь исполнять, хоть по потолку бегай. Лишь бы было убедительно. Ему очень нравится, когда актеры действуют непредсказуемо.

Что для вас счастье?

Счастья, наверное, полного не бывает. Моменты счастья бывают, когда ты доволен тем, как у тебя все сложилось, гармония какая-то есть. Все хорошо-хорошо. Во всем. Такие моменты надо запоминать, фиксировать.

Вы не ведете каких-нибудь дневников?

Бывает, но я через некоторое время бросаю.

Я с удивлением узнал, что Валерий Золотухин всю жизнь каждый день ведет дневник. Он свои дневники издал, я думаю, что их интересно читать.

А ярких дней у вас много бывает?

Много, достаточно много. Я стараюсь себя настраивать на хорошее.

Глобальные депрессии бывают нечасто. И сейчас по жизни все нормально.

Напоследок ваши пожелания читателям нашего сайта.

Заходите чаще на сайт Кино-Театр.Ру, потому что на нем вы можете увидеть все последние новости из мира кино и театра, и потому что на нем работают очень доброжелательные люди! Ну, и всем здоровья.

Беседу вели Виктория Милич и Макс Милиан
Август 2011 года
http://www.kino-teatr.ru/kino/person/206/

Док. 651151
Перв. публик.: 04.08.11
Последн. ред.: 04.06.12
Число обращений: 0

  • Леонов Евгений Павлович
  • Смоктуновский Иннокентий Михайлович
  • Юрский Сергей Юрьевич
  • Янковский Олег Иванович
  • Захаров Марк Анатольевич
  • Золотухин Валерий Сергеевич
  • Мирзоев Владимир Владимирович
  • Баринов Валерий Александрович
  • Борисов Олег (Альберт) Иванович
  • Досталь Николай Николаевич
  • Серебряков Алексей Валерьевич
  • Хабенский Константин Юрьевич
  • Дюжев Дмитрий Петрович
  • Панин Андрей Владимирович
  • Завьялов Алексей Борисович
  • Синюков Александр Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``