В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элита России
Федеральная власть
Право
СМИ
Общественные деятели
Регионы
Бизнес
Наука и образование
Здравоохранение
Культура и искусство
Эксперты
Герои Советского Союза и России
Спорт
Станиславский Константин Сергеевич (настоящая фамилия - Алексеев) Назад
Станиславский Константин Сергеевич (настоящая фамилия - Алексеев)

Станиславский Константин Сергеевич (настоящая фамилия - Алексеев)Русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире, Народный артист СССР (1936); родился 5 (17) января 1863г. в г. Москва; в 1888 г. был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы; в 1898 г., совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр; первой постановкой новой труппы стала трагедия "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого; в 1881 вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме; сценические опыты начал с 1877г. в домашнем Алексеевском кружке; усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: "Графиня де ла Фронтьер" Лекока (атаман разбойников), "Мадемуазель Нитуш" Флоримора, "Микадо" Салливана (Нанки-Пу); в 1886г. избирали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории; его сотоварищами по дирекции консерватории были Чайковский, Танеев, Третьяков; вместе с певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом разработал проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства; в это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский; первый спектакль состоялся 8 (20) декабря 1888г.; за десять лет работы на сцене МОИиЛ стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актёра-любителя: Анания Яковлева в "Горькой судьбине" (1888) и Платона Имшина в "Самоуправах" Писемского; Паратова в "Бесприданнице" Островского (1890); Звездинцева в "Плодах просвещения" Толстого (1891); на сцене Общества первый режиссёрский опыт - "Горящие письма" Гнедича (1889); сильное впечатление произвели на него гастроли "мейнингенцев" (1890), открывшие перспективы режиссёрского искусства; с 1891 официально взял на себя в Обществе Искусства и Литературы руководство режиссёрской частью; поставил спектакли "Уриэль Акоста" Гуцкова (1895), "Отелло" (1896), "Польский еврей" Эркмана-Шатриана (1896), "Много шума из ничего" (1897), "Двенадцатая ночь" (1897), "Потонувший колокол" (1898) (сыграл Акосту, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха); 14 (26) июня 1898 в Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актёров-любителей Общества искусства и литературы; значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад" А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно; при создании МХТ Станиславский поверил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада - не его репертуар; на сцене МХТ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы (Генрих из "Потонувшего колокола", Имшин); в постановках первого сезона сыграл Тригорина ("Чайка") и Левборга ("Гедда Габлер"); По отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: Астров ("Дядя Ваня"), Штокман ("Доктор Штокман"), Вершинин ("Три сестры"), Сатин ("На дне"), Гаев ("Вишневый сад"), Шабельский ("Иванов", 1904); дуэт Вершинина - Станиславского и Маши - Книппер-Чеховой вошёл в сокровищницу сценической лирики; свои искания в области театральной теории и педагогики перенес в созданную им Первую студию (публичные показы её спектаклей - с 1913); вслед за циклом ролей в современной драме (Чехов, Горький, Л.Толстой, Ибсен, Гауптман, Гамсун) приходит цикл ролей в классике (Ракитин в "Месяце в деревне", 1909; Крутицкий "На всякого мудреца довольно простоты", 1910; Арган в "Мнимом больном", 1913; Фамусов в "Горе от ума" Грибоедова, 1906; граф Любин в "Провинциалке"; Кавалер в "Хозяйке гостиницы" Гольдони, 1914); на его судьбе отозвались две последние его актёрские работы: Сальери в трагедии "Моцарт и Сальери" Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке "Села Степанчикова" Ф. М. Достоевского; первой постановкой после революции стал "Каин" Байрона (1920); в 1922 МХАТ под его руководством отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы; в 20-х г. остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры; постановка "Горячего сердца" (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что "Художественный театр - мёртв"; после прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссёрами; в числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, - "Битва жизни" по Диккенсу (1924), "Дни Турбиных" (1926), "Сестры Жерар" (пьеса В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона "Две сиротки") и "Бронепоезд 14-69" (1927); "Растратчики" Катаева и "Унтиловск" Леонова (1928); после сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки; вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах "системы" и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского); продолжая разработку "системы", вслед за "Моей жизнью в искусстве" (американское издание - 1924, русское - 1926) успел отправить в печать первый том "Работы актёра над собой" (издана в 1938, посмертно); умер 7 августа 1938 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

5 янв 1863

Док. 651549
Перв. публик.: 14.06.12
Последн. ред.: 30.07.13
Число обращений: 0

  • Да, Чичиков, уж ты не противься, одну безешку позволь напечатлеть тебе в белоснежную щеку твою...(Н.В. Гоголь)
  • Смольяков Александр - Тот самый ГИТИС.
  • Интервью с В. Федоровой
  • Вячеслав Тихонов: `Не знаю сколько мне еще отмерено...>>
  • Музей Бахрушина отправил в космос Станиславского
  • Медведев готовится к государственному перевороту?
  • Закрытие ММКФ: Верник опозорился перед Катрин Денев
  • В Московском Художественном театре пройдет год К.С. Станиславского
  • Школа Бориса Зона вновь собирает аншлаги
  • По законам Зона
  • Встречи со Станиславским
  • Имени Станиславского...
  • К. С. Станиславский. Собрание сочинений в 8 томах (комплект)
  • Работа актера над собой в творческом процессе воплощения
  • Учебник актерского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощения
  • П.М.Ершов. Система К.С. Станиславского
  • Опыт проведения `системы` в жизнь
  • К.С. Станиславский: А.П.Чехов в Художественном театре
  • Работа актера над собой

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``