В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Раздел четвертый. Эстетические основы системы Назад
Раздел четвертый. Эстетические основы системы
1. Об идейности, содержательности, общественном назначении искусства, о воспитательных задачах театра

"Дело актера - воспитывать публику"
"Буду разрабатывать в себе игру, основанную на <...> отсутствии мнимых, театральных жестов. Усовершенствую эту сторону. Быть может, когда-нибудь оценят, а нет... так брошу сцену. Иначе играть не стоит". (Художественные записи. - С. 112.)

"Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов от сценических подмостков. <...>

Обладая большой силой духовного воздействия на толпу, театр получает крупное общественное значение, если с его подмостков проповедуют возвышенные мысли и благородные чувства.

Он может с той же силой принести большой вред обществу, если с его подмостков будут показывать толпе пошлость, ложь и предрассудок". (Статьи, речи, беседы, письма. - С. 165.)

"Не будем говорить, что театр - школа. Нет, театр - развлечение

Нам невыгодно упускать из наших рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим". (Там же, - С. 228; см. также с. 228-230.)

О задачах театра

"Не забывайте, что мы стремимся осветить темную жизнь бедного класса, дать им счастливые, эстетические минуты среди той тьмы, которая покрыла их. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь.

Будьте же осторожны, не изомните этот прекрасный цветок, иначе он завянет и с него опадут все лепестки.

Ребенок чист по натуре. Окружающая обстановка вкореняет в него людские недостатки. Оберегайте его от них - вы увидите, что между нами вырастет существо более нас идеальное, которое очистит нас самих".

(Речь перед открытием Художественно-общедоступного театра 14 июня 1898 г. // Там же. - С. 101.)

Актер - проповедник красоты и правды

(Там же. - С. 117-118.)

О воплощении актером идеи автора

"Мало понять и пережить, надо еще сделать идею автора своей идеей и уметь ее воплотить в предельно верный сценический образ. Все вместе взятое - понимание, переживание и воплощение идеи - это есть части одного целого, это есть движение вперед, к гармонии формы и содержания, к идейно-художественному синтезу в искусстве. В театре труднее всего в силу его специфичности прийти к этому синтезу. В музыке и живописи легче. Раз найденный, он остается закрепленным на нотной бумаге композитора и на холсте художника. В театре все меняется каждый день, каждый вечер".

(Горчаков. Режиссерские уроки. - С. 503-504.)
2. О реализме в театральном искусстве, о правде

О борьбе с рутиной, о правде

"Рутиной называют театральность, то есть манеру ходить и говорить как-то особенно на театральных подмостках. Если так, то не следует путать рутину с необходимыми условиями сцены, так как последняя требует, несомненно, чего-то особенного, чего не находится в жизни. Вот тут-то и задача: внести на сцену жизнь, миновав рутину (которая убивает жизнь) и сохранив в то же время сценические условия. Вот это и есть главная и, может быть, одна из последних трудностей для актера. <...> Если удастся пролезть через это ущелье - между рутиной, с одной стороны, и сценическими условиями, с другой, - попадешь на настоящую жизненную дорогу.

Эта дорога без конца, в ней много интересного, много простора для выбора, словом, есть где разгуляться и развиться таланту".

(Художественные записи. - С. 115.)

О стремлении к подлинной художественной правде

(Моя жизнь в искусстве. - С. 212.)

Натуральное, нормальное, естественное состояние на сцене - основа работы

(Там же. - С. 212-213.)

О "внутреннем реализме"

"Линия интуиции и чувства направила нас к внутреннему реализму. От него мы естественно, сами собой пришли к тому органическому творчеству, таинственные процессы которого протекают в области артистического сверхсознания. Оно начинается там, где кончается и внешний, и внутренний реализм. Этот путь интуиции и чувства - от внешнего через внутреннее к сверхсознанию - еще не самый правильный, но возможный". (Там же. - С. 225-226.)

О правде и вере

"Но вот является творческое "если бы", то есть мнимая, воображаемая правда, которой артист умеет верить так же искренно, но с еще большим увлечением, чем подлинной правде. Совершенно так же, как верит ребенок в существование своей куклы и всей жизни в ней и вокруг нее. С момента появления "если бы" артист переносится из плоскости действительной реальной жизни в плоскость иной, создаваемой, воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить.

Сцена - правда, то, во что искренно верит артист; и даже явная ложь должна стать в театре правдой для того, чтобы быть искусством <...> Оказывается, что чувство правды, точно так же, как и сосредоточенность и мышечная свобода, поддается развитию и упражнению". (Там же. - С. 304-305; см. также с. 315-316.)

"Реализм быта" и "реализм внутренней правды жизни человеческого духа"

(Статьи, речи, беседы, письма. - С. 419.)

"О пустом актерском глазе, неподвижном лице, глухом голосе"

(Работа актера над собой. - С. 251.)

О наигрыше, об игрании чувств и действий

"Обыкновенно актеры поступают иначе. Одни, актеры-ремесленники, заботятся о действии, но только не о жизненном человеческом, а об актерском, театральном, проще говоря, о наигрыше. Другие актеры, интуиции и чувства, заботятся не о действии и не о тексте, а непременно о подтексте. Они его выжимают из себя, если он сам не приходит, и от этого насилия, как всегда, попадают на наигрыш и ремесло.

Таким образом, пусть актер создает действие плюс действенный текст, а о подтексте не заботится. Он придет сам собой, если актер поверит в правду своего физического действия". (Режиссерский план "Отелло". - С. 232-233.)
3. О драматургии как основе театра

"Творческий процесс актера начинается с углубления в драму"

"Актер должен, прежде всего, самостоятельно или при посредстве режиссера вскрыть в исполняемой пьесе ее основной мотив - ту характерную для данного автора творческую идею, которая явилась зерном его произведения и из которой, как из зерна, оно органически выросло. Содержание драмы всегда имеет характер развертывающегося перед зрителем действия, в котором все его персонажи соответственно своему характеру принимают то или иное участие и которое, последовательно развиваясь в определенном направлении, как бы стремится к конечной, поставленной автором цели". (Статьи, речи, беседы, письма. - С. 486.)

Воплощение пьесы "в сочности и тонкости актерского исполнения"

(Топорков. Станиславской на репетиции. - С. 89.)

http://www.stanislavskiy.info/show.html?id=136

viperson.ru

Док. 651591
Перв. публик.: 14.06.00
Последн. ред.: 14.06.12
Число обращений: 0

  • П.М.Ершов. Система К.С. Станиславского

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``