В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих Назад
8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих
8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих, одной из самых любимых актрис в истории отечественного кино. Талантливый человек талантлив во всем. Алиса Фрейндлих доказала на примере собственной жизни: актриса, которой под силу сыграть любую роль - от ребенка до старухи.

У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа был знаменитым актером Александринского театра, мама училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером.

В роду Фрейндлихов были и художники-стеклодувы, и садоводы, и провизоры. Артистическая же династия началась с папы - легендарного Бруно Фрейндлиха. Вообще семья Алисы Фрейндлих была музыкальной: всегда пела бабушка (вместе с дедушкой они даже на скрипках играли на клиросе), сестра отца была оперной певицей. Алиса настолько прониклась очарованием музыки и проявила собственный талант, что ко времени определения с профессией перед ней встал выбор между консерваторией и театральным институтом.

В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков.

Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву. "Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением - в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить", - приводит слова Фрейндлих.

Уже в раннем детстве она очень любила играть в театр. Тайком от мамы наряжалась в ее платья, надевала ее туфли на каблуках и изображала фей и принцесс. В школе будущей актрисе посчастливилось попасть в театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, известная любому ленинградцу-театралу.

Закончив в 1953 году школу, Алиса подала документы в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Готовиться к экзаменам ей помогала все та же Мария Александровна Призван-Соколова, которая сразу полюбила Алису, разглядела в девушке настоящий талант.

"Разговор двух дам", - слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не заволноваться! "Шутка ли, решается твоя судьба - актерский класс набирает Борис Зон, - вспоминает актриса.

И все же, собрав волю в кулак, Алиса произнесла свой темпераментный, выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей. Комиссия была покорена. Алиса попала в прекрасные руки. Выдающийся педагог, профессор Борис Зон воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова. Курс вел Борис Вольфович Зон. Однажды он подарил своей талантливой ученице фотографию с надписью: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы".

Будучи студенткой, Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники".

Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. Однако, их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись.

В 1957 году Алиса окончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле "Мораль пани Дульской" и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

О работе в этом театре актриса вспоминает с большим удовольствием. Здесь она прошла хорошую школу. Алиса Бруновна вспоминает: "Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в "Пятой колонне" Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда поручали сложные психологические роли, наверное, я сломалась бы и сейчас была посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером".

Театр имени Комиссаржевской стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле "Время любить". С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы.

С Игорем Петровичем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся.

В Театре имени Ленсовета актриса раскрылась по-настоящему. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Он точно уловил специфику таланта Фрейндлих. Специально для нее он восстановил пьесу Арбузова "Таня" и поставил "Варшавскую мелодию" Зорина. А какой была Джульетта в исполнении Фрейндлих в постановке бессмертного произведения Шекспира! Её героиня решительна, насмешлива и погружена в размышления.

Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра, играя с немыслимыми перегрузками. Она играла в спектаклях "Женский монастырь", "Последний парад", "Люди и страсти" и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В "Последнем параде" она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе "Музыку", посвященную Шопену. В феерии "Люди и страсти", где она вместе с М.Боярским, сыграла сцену Елизаветы из "Марии Стюарт" Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне "Мария-Антуанетта". Голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...

Одной из лучших работ на сцене этого театра стала роль Катерины Ивановны в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", где наиболее раскрылся драматический талант актрисы. А какой неожиданностью стал ее Малыш в "Малыше и Карлсоне"! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.

О том необычайном эффекте, который Фрейндлих производит на зрителей, говорили: "Ее фантастическое обаяние достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. На Фрейндлих можно смотреть с разных дистанций из зала: эффект всегда был одинаково мощным"

Ее творческий союз с Владимировым перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. Вот как об этом рассказывает сама актриса: "Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно - я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться".

В этом браке у актрисы родилась дочь Варвара, которая тоже стала актрисой.

В тени кино.

В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц на роли. Так, например, ей не довелось сыграть Алевтину в "Зигзаге удачи", которую блестяще исполнила Валентина Талызина.

Прорывом могла стать ее работа в картине Элема Климова "Похождения зубного врача". Однако фильм вышел в 1965 году - уже после окончания "оттепели" и был "положен на полку" на десятилетия.

Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо.

Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино, стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор".

Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму "Служебный роман". Алиса Бруновна рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину.

Создавая облик своей героини в первой части фильма, Алиса Фрейндлих излазила всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку, по ее собственному признанию, взяла из жизни: "Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось".

Она сразу завоевала сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок". Это было настоящее признание!


В "Служебном романе" актриса смогла проявить не только актерские данные. Лиричная манера исполнения Фрейндлих мгновенно сделала песни из фильма - "У природы нет плохой погоды" и "Моей душе покоя нет" - настоящими хитами.

Кстати, песню "У природы нет плохой погоды" написал Рязанов, однако композитору Андрею Петрову он передал ее как "стихотворение английского поэта Уильяма Блейка".

Ах,королева...

1979-й год принес актрисе одну из лучших ролей в ее биографии - королевы Анны в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д`Артаньян и три мушкетера".

"Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло - ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так описывала свою героиню актриса.

Долгое время Алиса Фрейндлих и ее муж Игорь Владимиров были неразлучны и дома, и на работе. Вместе они много работали над своим театром, однако со временем Игорь Петрович начал ревновать жену к кино.

После почти 20 лет совместной жизни они решили расстаться. После развода они еще пять лет работали вместе, а в 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького. Ее третьим мужем стал актер Юрий Соловей. До того как попасть в театр, он нигде до этого не учился, но, по словам актрисы, был очень талантливым артистом и художником.

Их отношения продлились недолго. Вот как объясняет причину развода Алиса Бруновна: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись..."

В постсоветское время Алиса Фрейндлих стала реже появляться в кино. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении "Мушкетеров", но фильм " Мушкетеры двадцать лет спустя" не имел столь шумного успеха, как первая картина. В театре Фрейндлих воплотила свою давнюю мечту - сыграла роль Леди Макбет в трагедии Шекспира.

Дочь Алисы Фрейндлих, Варвара Владимирова, тоже посвятила свою жизнь театру. После школы она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного театра музыки и кинематографии. А позже мать и дочь вместе появились в спектакле "Уроки танго и любви".

По словам Варвары, заносчивость, гордыня, звездность полностью отсутствуют в Алисе Фрейндлих. "Мама не знает, что такое "райдер".

Театр Алиса Фрейндлих называет своим главным, любимым делом: "Это искусство, которое сиюминутно. Мы есть, мы сейчас, мы здесь, мы на сцене. Шаровая молния, которая идёт со сцены в зал, и умноженная шаровая молния, которая идёт обратно на сцену... Я в кино пришелец, который на этой планете так и не прописался. А театр - это мое".В огромном багаже, который накоплен Алисой Фрейндлих, притом количестве ролей и событий, которые сделаны, сыграны, пережиты. Актерскому и женскому темпераменту Алисы Фрейндлих подвластен широчайший диапазон. "Импульсивность, частичная несобранность - с одной стороны, - и дисциплинированность, излишняя скрупулезность, педантичность - с другой. Наверное, в этом что-то есть. Коктейль всегда пикантнее".

http://kstolica.ru/publ/alleja_zvjod/8_dekabrja_jubilej_u_alisy_frejndlikh/11-1-0-40

Док. 651613
Перв. публик.: 15.06.11
Последн. ред.: 15.06.12
Число обращений: 0

  • Трофимов Николай Николаевич
  • Фрейндлих Алиса Бруновна
  • Боярский Михаил Семенович
  • Таривердиев Микаэл Леонович
  • Зон Борис Вольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``