В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тихомиров А.В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Медицинская экспертиза и право. - 2009. - N 2. - С.15-21. Назад
Тихомиров А.В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Медицинская экспертиза и право. - 2009. - N 2. - С.15-21.
Одной из первых в нашей стране правовую сущность отношений по поводу медицинской помощи исследовала Савицкая А.Н., признавая объектом правоотношений, существующих между больным и лечебным учреждением, медицинские услуги, услуги по врачеванию, относящиеся к категории нематериальных благ, в связи с чем относит их к обязательствам неимущественного характера (1982 , С.44-45).
Действующий Гражданский кодекс РФ ввел категорию услуги в качестве объекта гражданских прав, находящегося в имущественном обороте и потому имеющего имущественный характер, а также договор возмездного оказания услуг, включая медицинские, оформляющий их товарный обмен на имущественный эквивалент. С этого времени конституционному праву граждан на медицинскую помощь корреспондирует гражданско-правовое регулирование и защита прав участников медицинских отношений , а поскольку на оказание услуг гражданам для удовлетворения личных потребностей, в том числе медицинских, распространяется действие о защите прав потребителей - также и защита прав потребителей в сфере услуг.
С этого времени единственным основанием оказания услуги, в том числе медицинской, является договор. На любом ином основании услуги не оказываются. Договор как основание правоотношения должен соответствовать характеру правоотношения.
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ услугой является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. По словарному определению услуга - это действие, приносящее пользу, помощь другому. Тем самым придается значение двум взаимосвязанным составляющим: цели, на достижение которой услуга направлена (польза, помощь), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто оказывает услугу, действия). Характеристиками услуги являются ее неуловимость, неосязаемость или нематериальный характер; неразрывность производства и потребления; неоднородность или изменчивость; неспособность к хранению (быстрая порча). Определение и измерение качества услуг затруднено, им вообще присуща высокая степень неопределенности. Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуги до ее получения.
Нельзя согласиться с мнением Санниковой Л.В. (2007 , С.8), предлагающей закрепить презумпцию гарантированности достижения результата услуги, а также делается вывод о необходимости разграничения таких категорий, как качество оказания услуги и качество результата услуги , исходя из того, что качество оказания услуг приобретает самостоятельное значение в тех случаях, когда результат услуги не был достигнут. Ни одна правовая норма не связывает категорию услуги с понятием "результат". Наличие материализованного результата лишает эти действия признаков услуги. Действия, изменяющие свойства материи с получением новой вещи, являются не услугой, а работой. Если не представляется возможным основываться на осязаемом результате услуги, следует воспользоваться критерием ее эффекта, достижимого в границах возможной эффективности действий составляющих содержание услуги. Услуга должна повлечь наступление такого полезного эффекта, который в существующих пределах эффективности услуги достижим в обычных условиях, т.е. когда фактически достигнутый полезный эффект услуги доступен предвидению в заранее известном ряду прочих возможных эффектов. Юридическим итогом услуги является момент окончания составляющих ее действий. Фактический итог связан с моментом проявления полезного эффекта предпринятых действий.
Нельзя также согласиться с точкой зрения Санниковой Л.В. , согласно которой возмездность не является существенным признаком услуги как объекта гражданских прав, что позволяет распространить гражданско-правовое регулирование на безвозмездные отношения по оказанию медицинских и образовательных услуг. Услуга - объект экономического оборота. Предметом товарообмена услугу делает экономическая полезность, т.е. услуга обладает меновой стоимостью - реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг посвящены работы экономистов, таких как Алешин Н.А. (2007 ) и др. В соответствии с п.1 ст.41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, но не безвозмездно, поскольку она оплачивается из государственной казны.
Нельзя согласиться и с тем мнением Санниковой Л.В. и Тихомирова Ю.А. , что за рамками гражданско-правового регулирования остаются отношения по оказанию так называемых публичных (государственных, социальных) услуг, т.е. оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, на безвозмездной основе или по регулируемым ценам. Органы власти и местного самоуправления осуществляют деятельность с результатом, не имеющим формы товара. Особенностью российской действительности является то, что услуги, которые оплачиваются из государственной казны, оказываются учреждениями здравоохранения тоже публичной принадлежности, когда единая собственность представлена на обеих сторонах договора, исключая товарообмен. Однако это свидетельствует лишь о порочной (нетоварной) организации отношений, товарная (гражданско-правовая) природа которых с этим не меняется .
Санниковой Л.В. в качестве структурного элемента услуги обоснованно выделен объект воздействия. При оказании услуг им могут выступать невещественные блага, признаваемые в ст.128 ГК РФ объектами гражданских прав: имущественные права, информация, нематериальные блага. Объектом воздействия при оказании медицинских услуг является здоровье. Здоровье является нематериальным благом - объектом гражданских прав, не могущим находиться в обороте и принадлежащим только правообладателю. Чтобы быть правомерным, медицинское воздействие на здоровье должно охватываться волей правообладателя.
Показано, что медицинская услуга (рис. 1) сходна с другими услугами тем, что является товаром, и отличается от других услуг тем, что включает в себя медицинскую помощь - специальное целенаправленное воздействие на здоровье.
Медицинская услуга как товар корреспондирует своему стоимостному эквиваленту, выраженному в денежной или иной имущественной форме. Объект оплаты медицинской услуги является еще одной - экономической - характеристикой медицинской услуги, и, несмотря на то, что это не входит в задачи настоящего исследования, следует отметить, что идентификация и метрия этого объекта как товара, необходима, чтобы был возможен равноценный, эквивалентный товарообмен.
Медицинский характер услуге придает медицинская помощь в ее составе. Медицинская помощь как нетоварная часть медицинской услуги может оказываться и вне ее рамок в порядке действий в чужом интересе без поручения .
Рис. 1. Структура медицинской услуги.

Как и другие услуги не имея результата, медицинская услуга завершается юридическим итогом (моментом окончания составляющих ее действий) и фактическим итогом (моментом потенциального проявления полезных следствий этих действий).
Как нетоварная часть медицинской услуги медицинская помощь подчиняется правилам медицины и лишена качества. Либо медицинская помощь оказывается в соответствии с правилами медицины и тогда обладает надлежащей безопасностью, либо она оказывается с отклонениями от этих правил, тем самым утрачивая свойства безопасности.
Товарная часть медицинской услуги представляет собой все то, что не является медицинской помощью. Товарные (конкурентные) свойства медицинской услуге придают сервис, ресурсное обеспечение, бренд - то, что в целом можно охватить понятием обслуживания. Именно эти составляющие медицинской услуги определяют ее качество. Они же могут служить источником нарушения ее безопасности, отличного от нарушения безопасности медицинской помощи.
Следует согласиться с Брыксиной Н.В. (2006 ), что степень безопасности для пациента (величина риска) - одна из ключевых характеристик медицинской услуги, и нельзя согласиться, что эта величина риска обусловлена существованием медицинских рисков и во многом определяет правовые последствия оказания медицинской услуги. Медицинские организации несут обязанности возмещения (компенсации) обладающего признаками случайности и вероятности вреда, причиненного пациентам, т.е. риски наступления гражданской ответственности, не являющиеся медицинскими. Тем самым риски, которые несут пациенты, определяют правовые последствия оказания медицинской услуги и риски наступления гражданской ответственности медицинских организаций.
Информация как объект договора об оказании медицинских услуг не является популярной темой исследований. Исследования автора продемонстрировали внеоборотный характер информации как принадлежности здоровья и товара потребительского назначения (медицинской услуги) и оборотный характер информации, являющейся самостоятельным товаром и объектом воздействия в составе других услуг (консультационных, информационных и т.д.).
Сторона исполнителя медицинской услуги представлена хозяйствующими субъектами - коммерческими и некоммерческими организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также предпринимателями без образования юридического лица, имеющими лицензию на осуществляемые виды деятельности . Общее, что характеризует хозяйствующих субъектов - это осуществление деятельности с результатом, имеющим форму товара, т.е. предпринимательской деятельности по производству и реализации медицинских услуг. Следует согласиться с мнением Санниковой Л.В. (2007 ), которой разграничиваются понятия услугодателя как должника в обязательстве об оказании услуг, и исполнителя услуги, непосредственно оказывающего услугу, если в качестве последнего выступают работники услугодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица). Аналогичное разграничение (соответственно, субъект предоставления и субъект оказания медицинских услуг) приводилось значительно ранее . Вместе с тем, подобное деление имеет значение для определения существенных условий договора, но не для несения имущественной ответственности, которая наступает исключительно для хозяйствующего субъекта.
Сторона заказчика медицинской услуги представлена субъектным составом, складывающимся в зависимости от того, совпадает или не совпадает в одном лице получатель медицинских услуг и плательщик за них.
Субъектами получения медицинской услуги могут быть только физические лица. Между юридическими лицами договор об оказании медицинских услуг заключен быть не может.
Нельзя согласиться с Абдуллиной В.С. и Карягиным Н.Е. (2006 ), что наряду с правами на пациента в сфере оказания медицинских услуг возлагаются обязанности и ответственность. По договору об оказании медицинских услуг встречной является обязанность оплатить их стоимость; информированное добровольное согласие пациента с мерой воздействия на здоровье (медицинской помощи) носит односторонне-обязывающий характер. Обязанностью исполнителя под страхом ответственности является необходимая мера заботливости и осмотрительности (п.1 ст.401 ГК РФ), в том числе и на случай возникновения зависящих от потребителя обстоятельств, которые могут повлечь за собой затруднения в медицинской помощи и о которых он должен проинформировать пациента по правилам ст.36 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - ЗоЗПП).
Особую проблему представляет собой правовое регулирование оказания медицинских услуг несовершеннолетним. Нельзя согласиться с предложением Сагалаевой Е.С. (2007 ) допускать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство несовершеннолетних до 18 лет с согласия их законных представителей, поскольку несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением мелких, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (п.1 ст.26 ГК РФ). Здоровье относится к правоспособности гражданина (ст.17 ГК РФ), которая может быть ограничена федеральным законом (п.2 ст.1 ГК РФ), который установил, что несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (ст.24 Основ законодательства об охране здоровья граждан , далее - Основ). Это означает, что сделки с объектами, находящимися в обороте, несовершеннолетние вправе совершать по правилам ст.26 ГК РФ, а в отношении собственного здоровья (объекта прав, не могущего находиться в обороте) - по правилам ст.24 Основ.
Субъектами оплаты медицинских услуг могут выступать как сам их получатель, так и неопределенный круг третьих лиц в его пользу (ст.430 ГК РФ). Плательщиком в пользу граждан могут быть субъекты публичного (государство, муниципальные образования) и частного (работодатели, страховщики, благотворительные организации, родители в пользу детей и т.д.) права. Показано, что закон предусматривает позиционирование плательщика на стороне выгодоприобретателя. Пороки позиционирования государства на стороне исполнителя медицинских услуг в качестве плательщика в пользу граждан имеют организационное, а не юридическое происхождение .
В правоотношении, оформляемом договором о возмездном оказании медицинской услуги, объекту на одной стороне (плате за услугу) противостоит на другой стороне комплекс ассоциированных разнородных объектов: двойственной товарно-нетоварной природы медицинская услуга, нетоварной природы здоровье и информация об услуге и о здоровье.
В зависимости от объектов правоотношения предмет такого договора складывается из соглашения о товарообмене и информированного добровольного согласия.
Соглашение о товарообмене оформляет отношения по встречному переходу материальных благ и определяет, каковы ценностные характеристики товара, чтобы им соответствовала установленная на него цена. По общему правилу, цена должна соответствовать качеству товара - применительно к медицинской услуге это характеристика обслуживания, т.е. того, что медицинской помощью не является.
Информированное добровольное согласие оформляет односторонне-обязывающие отношения по поводу медицинской помощи, т.е. медицинского воздействия на здоровье как на не находящийся в обороте и защищаемый объект, принадлежащий правообладателю.
Нельзя согласиться с Афанасьевой Е.Г. (2003 ), что право на информированное согласие выступает основой юридического статуса пациента. Корреспондирующей обязанности медицинской организации заручиться информированным добровольным согласием пациента является его право на здоровье.
Если получатель медицинских услуг не совпадает в одном лице с плательщиком за них, то предметом соглашения о товарообмене является оплата медицинских услуг в пользу третьих лиц, а договор о возмездном оказании медицинской услуги в части ее оплаты приобретает характер договора в пользу третьего лица. Однако к плательщику не переходит право на здоровье получателя медицинской услуги, заключение договора с которым остается в обязанности ее исполнителя.
В общем виде общая характеристика обязательств из причинения вреда приведена в ст.1064 ГК РФ. Утраты в личной сфере вообще и вред здоровью в частности как деликт характеризуются составом с трудностями установления соразмерности вреда посягательству и возмещению (компенсации) в силу сложности идентификации, измерения и оценки посягательства и обусловленного им умаления в объекте ущерба.
В отношениях с участием потребителей: вредообразующим посягательством является недостаток товарного предоставления или информированности о нем: в договорных отношениях он является характеристикой качества, во внедоговорных - становится характеристикой безопасности; моральный вред подлежит компенсации в порядке безвиновной ответственности: несмотря на вину как условие наступления ответственности за причинение морального вреда (ст.151 ГК РФ), его компенсация осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом (ст.1100 ГК РФ), в частности, в одном из них - наступления безвиновной ответственности (ст.1095 ГК РФ) за вред, причиненный здоровью гражданина вследствие недостатков товарного предоставления и информированности о нем; посягательство как причина всегда происходит из договорных, а вред как следствие проявляется во внедоговорных отношениях. Особенности потребительского деликта состоят в том, что внедоговорные обязательства возникают при нахождении их сторон в договорных отношениях. Внедоговорные обязательства по поводу нематериальных благ порождаются в договорных отношениях с участием потребителей по поводу товарных предоставлений.
В развитие изысканий Ярошенко К.Б. и Савицкой А.Н. (1989 ) предприняты преемственные исследования . Деликт при оказании медицинских услуг, происходя из товарной (обслуживания) или нетоварной (медицинской помощи) их части, порождает внедоговорные обязательства из причинения вреда здоровью - соответственно, потребительского или ятрогенного деликта. Потребительский деликт характеризуется вредом здоровью, причиненным при немедицинском обслуживании, и не может быть охвачен договором. Присущие медицинской помощи неизбежные и допустимые телесные повреждения, характеризующие медицинскую услугу, вредом здоровью не являются, будучи охвачены договором. Недопустимые телесные повреждения как вред здоровью характеризуют ятрогенный деликт и не могут быть охвачены договором.
Ятрогенным деликтом является не соответствующее воле пациента и (или) правилам медицины воздействие на здоровье при оказании медицинской помощи.
Поскольку вред может происходить от составляющих медицинскую помощь врачебных действий, от прогрессирования самой патологии и от реакции организма на медицинское воздействие, а складываться медицинская помощь должна не из действий, которые должно совершить, а из тех, которые нельзя не совершить при ее оказании, постольку ятрогенный деликт состоит в таких недопустимых отклонениях от технологий оказания медицинской помощи, которые вносят дополнительный вклад во вред здоровью, обусловленный прогрессированием имеющейся патологии и (или) реакцией организма на медицинское воздействие.
Договорные обязательства могут охватывать товарные характеристики медицинской услуги. Именно потребительские свойства медицинской услуги (обслуживание) являются предметом оплаты. На размер оплаты влияет уровень обслуживания при оказании медицинской услуги. Но размер оплаты никак не влияет на содержание и объем медицинской помощи в составе медицинской услуги - они остаются соответствующими правилам медицины, а не правилам товарообмена.
Договорные обязательства не могут распространяться на технологии оказания медицинской помощи в составе медицинской услуги. Нельзя договориться о переливании несовместимой крови или пересадке несовместимого органа, о полном удалении детородных органов для целей прерывания беременности и т.д.
Выбор тех или иных медицинских технологий также не является предметом договора. Если применение медицинских технологий определяется правилами медицины, то спектр применимых технологий в зависимости от тех или иных обстоятельств известен врачу и не может быть усвоен пациентом даже в концентрированном виде, если является результатом долгого профессионального медицинского обучения и последующего накопления практического врачебного опыта. Этот факт известен в мире как асимметрия информации.
Проведенный анализ размещенных в русскоязычном Интернете текстов договоров об оказании медицинских услуг (в объеме малой выборки) продемонстрировал следующие результаты:
- лишь в трети (36,7%) изученных договоров совпадает название и предмет с содержанием оформляемых ими правоотношений и почти в 2/3 (63,3%) - не совпадает;
- по своему предмету изученные договоры в 36,7% отсылают к другим документам (Правилам, Перечням и т.д.), в 26,7% - определяют его на уровне общих категорий без привязки к конкретной услуге, в 23,3% - связывают отношения по договору с отношениями вовне его (страховыми и т.п.), в 10% - опускают предмет договора, наконец, в 3,3% - определяют предмет договора по медицинским, а не по потребительским характеристикам;
- частота встречаемости информированного добровольного согласия, т.е. условия о мере воздействия на здоровье пациента - медицинской помощи - на уровне статистической погрешности (3,3%).
Это позволяет сделать обобщающий вывод о том, что в обычной практике договор об оказании медицинских услуг не содержит условия о состоянии здоровья и его изменениях в связи с медицинским вмешательством.
Объективно различающиеся правоотношения в рамках договора об оказании медицинских услуг на практике не дифференцируются, из-за чего он не выполняет своей регулятивной функции.
Оказание медицинской помощи без предварительно выраженного информированного добровольного согласия правообладателя на медицинское вмешательство и ее возможные последствия является вредообразующим посягательством вне зависимости от того, оказывается медицинская помощь без отклонений или с отклонениями от правил медицины (рис. 2).
Рис. 2. Деликтная структура медицинской услуги.
Вред здоровью при оказании медицинских услуг может происходить не только из отклонений от существующих технологий оказания медицинской помощи, но и из обусловливающего пороки воли недостатка информированности о ней потерпевшего (предварительного информированного добровольного согласия - в той мере, в какой не охваченная им медицинская помощь сопровождается не только недопустимыми, но и неизбежными и допустимыми телесными повреждениями).
Понятие недостатка медицинской услуги относится либо к ее качеству, либо к ее безопасности. Недостаток качества может быть характеристикой только товарных составляющих медицинской услуги. Недостаток безопасности медицинской услуги может относиться как к товарной, так и к нетоварной части медицинской услуги.
В этой связи предложено дифференцировать меру правовой оценки причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг с повышением ее на случай пороков информированного добровольного согласия:
- дополнить ст.66 Основ следующими положениями:
"На медицинское вмешательство в составе медицинских услуг не распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Причинение вреда при медицинском вмешательстве, произведенном в соответствии с предварительно выраженным информированным добровольным согласием потерпевшего, требует установления характера и величины вреда, противоправности действий и вины причинителя, а также причинно-следственной связи между посягательством и последствиями.
Вред, причиненный при медицинском вмешательстве, произведенном без предварительно выраженного информированного добровольного согласия потерпевшего, не требует установления противоправности действий и вины причинителя.
Вред, причинение которого вытекает из потребительских отношений при оказании услуг за пределами медицинского вмешательства, не требует установления вины причинителя".
- изменить ст.36 ЗоЗПП, изложив абзац 1 в следующей редакции:
"Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут повлечь за собой возникновение недостатка качества и (или) безопасности выполняемой работы (оказываемой услуги) или невозможность ее завершения в срок".
Таким образом, актуальная проблема гражданско-правового регулирования деликтных отношений, происходящих из оказания медицинской помощи на основании договора, находит разрешение в законодательном установлении повышенной меры их правовой оценки.
Изложенное приводит к следующим обобщениям:
1. Здоровье как нематериальное благо связано с материальным (телесным) носителем - человеческим организмом. Состояние организма человека является информационной характеристикой здоровья как нематериального блага. Праву на здоровье как личностной характеристике сопутствует как принадлежность право на информацию о личном здоровье, а также личные неимущественные права на нематериальные блага, не имеющие материального носителя, в том числе на личную неприкосновенность. Неправомерное воздействие на организм человека является посягательством на здоровье.
2. Медицинская услуга является сложным объектом гражданских прав и гражданско-правового регулирования. Она сходна с другими услугами тем, что является товаром, и отличается от других услуг тем, что включает в себя медицинскую помощь - специальное направленное воздействие на здоровье.
3. Как нетоварная часть медицинской услуги медицинская помощь подчиняется правилам медицины и должна обладать свойствами безопасности. Либо медицинская помощь оказывается в соответствии с правилами медицины и тогда обладает надлежащей безопасностью, либо она оказывается с отклонениями от этих правил, тем самым утрачивая свойства безопасности. Товарная часть медицинской услуги представляет собой все то, что не является медицинской помощью. Товарные (конкурентные) свойства медицинской услуге придают сервис, ресурсное обеспечение, бренд - то, что в целом можно охватить понятием обслуживания. Именно эти составляющие медицинской услуги определяют ее качество. Они же могут служить источником нарушения ее безопасности, отличного от нарушения безопасности медицинской помощи.
4. Понятие недостатка медицинской услуги относится либо к ее качеству, либо к ее безопасности. Недостаток качества может быть характеристикой только товарных составляющих медицинской услуги. Недостаток безопасности медицинской услуги может относиться как к товарной, так и к нетоварной части медицинской услуги.
5. Любые телесные повреждения при оказании медицинской помощи в составе медицинской услуги образуют физический вред. Однако в юридическом смысле не могут быть квалифицированы в качестве физического вреда охваченные информированным добровольным согласием неизбежные и допустимые при оказании медицинской помощи телесные повреждения. В то же время являются вредообразующими недопустимые телесные повреждения, которые не могут быть оформлены информированным добровольным согласием пациента.
6. Любое медицинское вмешательство сопровождается рисками осложнений и иных последствий, в отношении которых неизвестно, наступят они или не наступят. Для каждого воздействия на здоровье такие последствия являются не всегда предотвращаемыми, но прогнозируемыми. Поскольку они доступны прогнозированию, при оказании медицинской помощи предпринимаются меры для их предотвращения. Эти меры являются направленным и управляемым воздействием на здоровье, но последствия предотвращаются ценой дополнительных потерь ради избежания больших. Напротив, отклонения от принятых технологий медицинской помощи влекут не прогнозируемые последствия для здоровья. Такие же отклонения с теми же последствиями представляет собой медицинская помощь без мер предотвращения прогнозируемых последствий. Если такие отклонения допускаются, то их последствия юридически отличны от последствий направленного и управляемого воздействия на здоровье и прогнозируемых проявлений связанного с ним риска, когда предпринимаются меры их предотвращения.
7. При потребительском деликте при оказании медицинских услуг посягательством является недостаток безопасности обслуживания или информации о нем. При ятрогенном деликте внедоговорного происхождения посягательством является недостаток безопасности медицинской помощи, то есть отклонение от медицинских технологий, причинившее недопустимые телесные повреждения. При ятрогенном деликте договорного происхождения посягательством является недостаток информации о существе воздействия на здоровье при оказании медицинской помощи. Любые телесные повреждения, не охваченные информированным добровольным согласием, должны признаваться вредом (в юридическом смысле).
Посягательством на здоровье пациента является охваченная информированным добровольным согласием медицинская помощь, оказанная с отклонениями от медицинских технологий, и любая медицинская помощь, не охваченная информированным добровольным согласием. Не является посягательством медицинская помощь, охваченная информированным добровольным согласием и оказанная без отклонений от медицинских технологий.
8. Основанием ятрогенного деликта является воздействие на здоровье при оказании медицинской помощи, наносящее вред пациенту в личной сфере. Условиями ятрогенного деликта являются вредообразующее отклонение от медицинских технологий или непредоставление пациенту должной информации о перспективах состояния его здоровья в результате оказания медицинской помощи.
9. Предоставление пациенту необходимой и достаточной информации составляет один из элементов предмета договора об оказании медицинской услуги.

Док. 651777
Перв. публик.: 21.02.09
Последн. ред.: 21.06.12
Число обращений: 0

  • Тихомиров Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``