В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Москва превращена в скопление уродливых торговых центров` Назад
`Москва превращена в скопление уродливых торговых центров`
Рената Литвинова - о том, почему ей надо в санаторий

Одним из самых ярких, вызвавших наибольший зрительский ажиотаж событий ММКФ стала премьера "Последней сказки Риты" - фильма о любви и смерти. С режиссером и исполнительницей главной роли Ренатой Литвиновой встретилась обозреватель "Известий".

- Вы снимали фильм на собственные деньги. При этом на пресс-конференции сказали, что не надеялись на выход картины в свет: полагали, что она может лечь на полку. В чем же тогда была мотивация?

- На собственные деньги - потому что хотелось снять. Я дала почитать сценарий нескольким посторонним людям, увидела их искривленные лица и поняла, что не хочу ничего этого. Я действительно готова была к тому, что фильм ляжет в стол, и снимала его ради личного высказывания. Бывают же жесты в сторону благотворительности - вот и мне хотелось полностью очистить нашу картину от элементов коммерции.

- После "Богини" вы говорили, что сами сыграли там главную роль из соображений экономии - чтобы не платить приглашенной актрисе гонорар. Ангела смерти, медсестру Таню Неубивко вы писали под себя?

- Нет, там тоже должна была быть одна артистка, которая потом стала мне противна и сорвалась. Думаю, что к лучшему - кто бы еще мог сыграть эту роль комически? А если бы она ушла в "серьез", не знаю, что мне пришлось бы сделать.

- А исполнительницы двух других женских ролей - они вам были ясны уже на уровне сценария?

- Таня Друбич и Оля Кузина - да. Они - такие в хорошем смысле безумцы, они доверяют мне и хотят работать, идти на эксперимент. У нас с ними возникло настоящее соратничество, как и с Земфирой, которая, конечно, была моим главным соратником на этом фильме. Он же действительно сделан буквально нами вдвоем - у меня не было ни второго режиссера, ни ассистента по актерам, все снимали в одном подвале, переставляя декорации. Не было денег, чтобы взять хорошего оператора и заплатить гонорары артистам, по поводу чего я до сих пор переживаю. Безумный оказался эксперимент.

- Одной из героинь вашего фильма стала Москва, а одной из тем - ваша рефлексия по поводу разрушения города.

- Любой вид гражданской активности для меня скучен и воспринимается как насилие. Пройдя и советские годы, и перестройку, сейчас я уже хочу заниматься только работой, не тратя себя на политические перетурбации. Но, когда сносят эти красивые старые дома, я не могу молчать. Мы взяли в "Архнадзоре" реальный перечень адресов уничтоженных зданий - у нас в фильме они называются порталами, и перечислили их по нашему "волшебному" радио: снесен портал по такому-то адресу, по личному распоряжению мэра. Это все архитектурные преступления, за которые никто не понес наказания и которые превратили наш город в скопление уродливых торговых центров.

Ты можешь возмущаться, но это никак не влияет на их решения. Теперь вот до "Красного Октября" добираются. Хотят построить там "элитный жилой комплекс" - как будто мало у нас таких комплексов. Печально все это. Варварство, вандализм, бескультурье. Но если кому-то это надо объяснять, значит, объяснять бессмысленно.

- Где находится тот прекрасный лес, в котором снят первый эпизод фильма?

- Мы не нашли красивого здания, где можно было бы снимать за небольшие деньги, и сняли этот "портал" в лесу, недалеко от Пахры, которая, кстати, теперь тоже стала Москвой. Так что и эта красота тоже ненадолго. Ужас! Но ведь за все бывает расплата - как и следует из моего фильма.

- Я так понимаю, вы не видели других конкурсных фильмов на фестивале, потому что выпускали спектакль в МХТ?

- Да, я буквально из одного темного пространства, репетиционного помещения, переместилась в другое темное пространство - кинозала. Это спектакль по "Свидетелю обвинения" Агаты Кристи в постановке французского режиссера Мари-Луиз Бишофберже. Ту роль, которую играю я, в кино играла Марлен Дитрих. Но я специально не стала смотреть тот фильм Билли Уайлдера...

- А современное кино вы смотрите? Представляете себе, в какой контекст попадает "Последняя сказка Риты"?

- Я в Канне видела картину Каракса (Holy Motors на ММКФ была представлена в программе Петра Шепотинника "81/2 фильмов". - "Известия"), которая мне тоже показалась вне всяких контекстов. Я не знаю, как вписываться в контекст и надо ли вообще это делать. Кино должно быть очень личным. А эти контексты, быстро настриженные, они из тебя и быстро выскакивают. Такие вот коленкоры.

- Вы уже придумали ваш следующий фильм?

- Нет, я думаю, мне надо в санаторий. Можно я немного помолчу? Обет молчания очень недооценен и, думаю, полезен не только мне. Другим бы тоже советовала помолчать - годик-другой.

Лариса Юсипова
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/529098#ixzz1zYCnTBam

Док. 652115
Опублик.: 03.07.12
Число обращений: 0

  • Литвинова Рената Муратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``