В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью В.И.Якунина газете `Известия` 30 мая 2007 г. Назад
Интервью В.И.Якунина газете `Известия` 30 мая 2007 г.
Интервью В.И.Якунина, Председателя Попечительского совета Центра Национальной Славы и Фонда Андрея Первозванного журналисту газеты "Известия" Александру Садчикову "Я правительство в полном составе в храме Христа Спасителя ни разу не видел"

Интервью В.И.Якунина, Председателя Попечительского совета Центра Национальной Славы и Фонда Андрея Первозванного журналисту газеты "Известия" Александру Садчикову "Я правительство в полном составе в храме Христа Спасителя ни разу не видел"

Владимир Якунин не любит говорить о политике. Свою деятельность в Фонде Андрея Первозванного и Центре национальной славы России он считает "общественной". Занимается этой работой "исключительно в свободное время". Сейчас Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России ведут сразу несколько проектов - от принесения из Иерусалима Благодатного огня до помощи детям Сербии. Эти структуры известны как в России, так и за рубежом. Беседа с гостем Политклуба "Известий" Владимиром Якуниным и началась с вопросов о роли религии в России.

"Это событие важно и для восстановления исторического единства русского общества"

вопрос: Владимир Иванович, Фонд Андрея Первозванного имел непосредственное отношение к сближению позиций Русской православной церкви и Русской православной церкви Заграницей. Что для вас означает их объединение?

ответ: Уверен, мы не погрешим против истины, если объединение РПЦ и РПЦЗ назовем эпохальным событием. Важнейшую роль здесь сыграл авторитет и участие Владимира Владимировича Путина. Самым сложным было преодоление взаимного недоверия представителей Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Я вспоминаю, как за четыре последних года изменилось сознание иерархов Церкви. Когда мы инициировали принесение из Иерусалима мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, то тогда уровень подозрительности и недоверия со стороны Зарубежной Церкви к России вообще и к РПЦ в частности был такого накала, что сейчас в это даже трудно поверить. Это ведь был первый совместный проект двух ветвей Русской Церкви. Для того, чтобы получить разрешение на принесение этих мощей, мне пришлось давать личную гарантию, что святыни будут возвращены в Иерусалим, в храм Марии Магдалины, принадлежащий Зарубежной Церкви. Такова была степень недоверия.

Я помню, когда владыка Михаил, епископ Женевский РПЦЗ, приехал для сопровождения святынь по России, то у него был вид человека, который пришел на заклание. Ну, тюрьма - минимум. И насколько человек изменился благодаря общению с людьми в России! В течение семи месяцев мы провезли мощи практически по всем епархиям, залетели даже на Итуруп. На Итурупе было, вообще, удивительное событие. Командир одной воинской части сказал: я вас с острова не выпущу до тех пор, пока вы не придете ко мне в часть. Его, естественно, спрашивают: а у вас что там, много верующих? Говорит: нет, но я хочу, чтобы вы пришли, потому что это - событие, мне есть о чем разговаривать с солдатами. Действительно, когда мы туда пошли, то все без исключения приложились к мощам. И не потому, что была команда "построиться". Пришли потому, что люди этого искренне хотели. В каждом городе к храмам выстраивались километровые очереди. Владыку Михаила встречали везде очень тепло, по-братски. Это произвело на него колоссальное впечатление.

Объединение двух ветвей Церкви является знаковым не только с точки зрения развития Русской Православной Церкви. Оно важно и с внутриполитической, и с внешнеполитической точки зрения. Это событие восстанавливает историческое единство русского общества в целом. Произошедшее автоматом означает факт взаимного прощения и факт объединения расколовшегося в 17-м году российского общества.

в: Тем не менее, и людям верующим, и неверующим как-то все-таки нужно в голове уложить такие вещи, как события Второй мировой войны, когда церковь Зарубежная благословляла поход фашистов на Россию...

о: Мы одновременно можем вспомнить о том, как эмигранты первой волны, которых трудно было заподозрить в любви к советской России, шли в подполье, шли на борьбу с фашистами. Это было. А изначально вроде бы советские люди - тот же генерал Власов - перешли на сторону фашистов. Мы должны принимать во внимание, насколько сложен был этот период времени, как мало времени прошло с момента раскола общества. Но я, как простой российский гражданин, никогда никому не прощу сотрудничества с фашистами, чем бы оно ни было обусловлено.

"О многом говорит количество людей, которые с замиранием сердца ждут Благодатный огонь"

в: Стало уже традицией, что ваши организации ежегодно на Пасху доставляют из Иерусалима Благодатный огонь. Стал ли Благодатный огонь для современной России символом, национальной идеей?

о: Идея принесения Благодатного огня возникла как элемент большой программы, которую мы начинали в 2003 году. Во все времена считалось, что стабильность в мире зависит от ситуации на Святой Земле. Последние годы мы видим, к сожалению, эскалацию насилия в этом регионе. Поэтому родилась программа "Просите мира Иерусалиму". В нее входит не только принесение Благодатного огня в Россию и организация телевизионной трансляции из Храма Гроба Господня, но и произнесение в Великую Субботу в православных храмах разных стран мира молитвы "Просите мира Иерусалиму". Мы надеемся, что это может способствовать созданию условий для развития мирного процесса на Ближнем Востоке.

Нам, как инициаторам принесения Благодатного огня, как-то не с руки оценивать то, что мы делаем. О многом говорит количество людей, которые с замиранием сердца ждут - сойдет Благодатный огонь или не сойдет. Ждут не только в Иерусалиме. Сотни людей встречают нас в Москве в аэропорту. Меня поразило одно событие. В этом году мы прилетели, и когда я уже вскакивал в машину, чтобы ехать в храм Христа Спасителя, увидел Никиту Михалкова. Он приехал в аэропорт сразу после операции, с перебинтованной рукой, чтобы взять Благодатный огонь и привезти его в свою церквушку. Или другое событие - когда от Благодатного огня на Дальнем Востоке зажигали Вечный огонь у памятника павшим солдатам. Это ведь тоже очень многое значит. В этом году мы привезли Благодатный огонь в Эстонию и зажгли у памятника Солдату-Освободителю. Тогда он еще стоял на месте...

Это событие, безусловно, стало символом. Я, наверное, уклонюсь от ответа на ваш вопрос: символом чего. Пусть решают те люди, которые сегодня ожидают принесения Благодатного огня. Интерес, который в обществе существует к этому явлению, происходит, видимо, из прекращения богоборчества в нашей стране как официальной доктрины. Он отражает те изменения, что произошли в обществе.

в: Все больше и больше народу встречает Благодатный огонь, объединились два направления Русской Православной церкви, на Пасху все правительство в полном составе стоит в храме Христа Спасителя. Нет у вас ощущения, что мы скатываемся в религиозную кампанейщину?

о: Я, честно говоря, правительство в полном составе в храме Христа Спасителя ни разу не видел. Конечно, нельзя сводить все к кампанейщине. В одной из бесед и с патриархом, и со многими владыками, с которыми меня связывают не только общность интересов, вера, но и товарищеские отношения, я как-то сказал: вот, вы отмечаете в том числе мою деятельность, а мне, честно говоря, немножко неловко, потому что у меня есть определенный стиль жизни. В этом жизненном ритме я не могу регулярно ходить в церковь, не соблюдаю строгий пост. Я просто гражданин, который делает что-то, и делает сознательно. Я считаю, что сегодня Церковь заслуживает того, чтобы поддержать ее усилия по консолидации нашего общества, по привнесению или по восстановлению нравственных, этических норм общества. Я получил на это ответ владык: "вера жива делами".

"Редчайшее воплощение лицемерия"

в: События с памятником советскому солдату в Эстонии всколыхнули все российское общество. Вопрос в том, до какого предела нам сопротивляться случившемуся. Ведь раздаются голоса: да, мы туда все-таки вошли, были годы оккупации. Есть в этом какая-то логика?

о: Это не логика, это некая оправдательная теза, которую нам пытаются подсунуть. На самом деле она страшна, потому что направлена на разъедание моральных основ нашего общества. Наше общество, так же как и общество военной и послевоенной Европы, воспитано на признании преступлений фашизма, героизма и жертвенности людей, которые боролись с фашизмом. Этим все сказано. Обратное могут предлагать только люди, как сейчас говорят, "заточенные" на то, чтобы подрывать основы русского общества, России. Мы этого не должны допускать.

в: То есть для нас это граница, мы не можем отступать, за Волгой земли нет. Правильно?

о: Не только это. Что еще нам подсовывается? Идея всеобщего прощения. Чтобы солдаты, которые освобождали Западную Украину, побратались с бендеровцами. Чтобы солдаты простили эсэсовцев. Но ведь есть воины, и есть каратели. Эсэсовцы по большей части в атаки-то не ходили. Эсэсовцы занимались зачистками, искоренением подполья, казнями. Ведь это эстонские фашисты уничтожали эстонцев. То, что сегодня европейский мир, столь либеральный и толерантный, молчком следит за тем, как эсэсовцы маршируют по Таллину, это редчайшее воплощение лицемерия, пренебрежения элементарными ценностями, безбожия и безверия. Этого прощать нельзя! Это не просто памятник, который перенесли. Это еще и внедрение в сознание общества, в данном случае эстонского и западного общества, посылов о переписывании истории великой войны. А дальше за этим много чего потянется. Сознательные граждане всех стран должны объединиться для того, чтобы этого не допустить.

"Никто тогда не думал, ответ это на перенос памятника или нет"

в: Почему вы решили ответить на это акцией по увековечиванию памяти эстонского летчика Пусэпа?

о: Во-первых, этой идее уже больше года. У нас в Центре национальной славы России реализуется программа "Служение Отечеству: события и имена". Одной из исторических личностей является эстонский летчик Пусэп. Мы договариваемся сейчас с ветеранскими организациями Великобритании, США о том, чтобы провести такую акцию. С учетом довольно непростой ситуации в Эстонии мы хотим это сделать сначала в Москве 30 мая. А потом, если сложатся обстоятельства, то, может быть, и на территории Эстонии. Пусэп - один из первых летчиков, которые бомбили Берлин - это было в 1941 году, - более 30 боевых вылетов. Он был командиром экипажа, который доставил Молотова в США для решения вопроса об открытии второго фронта. Герой Советского Союза, все ордена и медали, которые только можно представить. Его квартира была передана эсэсовскому легионеру. В свое время, когда в Эстонии начали как бы возвращать имущество, его выкинули просто-напросто на улицу. Это, кстати, еще один пример, как идея общего равенства и равнодоступности искажается в угоду вполне конкретным политическим интересам.

в: А как вы выбираете исторические фигуры для проекта "Служение Отечеству: события и имена"? Известно, что это были такие исторические деятели, как Федор Головин, барон Штиглиц...

о: Штиглиц возник с подачи нашего петербургского филиала. Он был первой фигурой этого проекта, поэтому были сомнения: правильно или не правильно мы сделали выбор. Лютеранин, немец, а тут - "Служение Отечеству". Оказалось, мы не ошиблись в выборе. Этот человек был уникальным. Создавал банковскую систему. Писал о том, что наше богатство получено и заработано в России. Если Россия окажется несостоятельной, то и мы окажемся несостоятельными.

А имя Пусэпа возникло во время моей командировки в Таллин. Мы там проводили очередную сессию совета по железнодорожному транспорту, я встречался с представителями бизнеса. Я случайно упомянул эту программу, кто-то назвал имя Пусэпа и рассказал его историю. А поскольку я 14 лет в Эстонии прожил, меня как-то это сразу захватило. Никто тогда не думал, ответ это на перенос памятника или нет. Просто, когда это произошло, мне показалось, что личность это очень интересная. С одной стороны, марши эсэсовцев в Таллине, с другой стороны, герой-летчик боровшийся с фашизмом.

"Стрижка свиней на шерсть. Визгу много - прока никакого"

в: Хорошо. А как нам бороться с тем, что происходит в Эстонии, в Грузии?

о: Я считаю, что это задача не только государства, не только МИДа. Это задача граждан, которые должны высказывать свое мнение, в том числе и в адрес руководителей Эстонии и Грузии. Я написал открытые письма и премьер-министру Эстонии Андрусу Ансипу, и Меркель, и литовскому президенту, с которым я хорошо знаком (он лауреат нашей премии "Диалог цивилизаций"). Написал не как президент ОАО "РЖД", а как российский гражданин, председатель попечительского совета двух фондов. Они эти фонды знают. Ответа не получил.

в: Если ответа не получили, то, может быть, какие-то другие рычаги воздействия более эффективны?

о: Почему Америка считает возможным создавать списки режимов или государств, которые являются государствами, враждебными делу мира и США, и соответствующие меры предпринимают для того, чтобы не позволять использовать американские ресурсы для роста благосостояния этих режимов. А почему, собственно говоря, мы не можем откровенно заявить: то, что происходит в Грузии, антинародно и аморально.

Мы заявляем о своей позиции. Государство и президент заявляют. Другое дело, что в вопросе с Эстонией просто экономические санкции контрпродуктивны. Люблю это выражение: стрижка свиней на шерсть. Визгу много - проку никакого. Мы импорт от них получаем ноль какой-то процент. А грузы наши идут через эстонские порты, так же как через многие зарубежные порты, потому что на остатках Советского Союза - так уж получилось - у них порты есть, а в России портов мало.

Так вот я считаю, что делал правильное дело. Семь лет мы с коллегами при поддержке Владимира Владимировича Путина создавали новый порт Усть-Луга. У нас на Северо-Западе должен возникнуть современный новый порт. Это тоже наш ответ.

в: У Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России есть свои программы "народной дипломатии" в Косове. А вы - бывший профессиональный дипломат, много лет проработавший в ООН...

о: Косовская трагедия - это попытка негодными средствами бороться со злом. То, что было развернуто в правлении Милошевича, привело к тяжелейшей трагедии сербов. Сначала в виде бомбардировок, которые натовцы начали. До сих пор в Белграде стоят разрушенные дома. А закончилось геноцидом сербов в Косове. В этой ситуации меня возмущают до глубины души лицемерные защитники прав и свобод человека. Как будто они оглохли, ослепли и в рот набрали воды одновременно. Потому что только слепой может не видеть, как уничтожают сербов в Косове, как сносятся храмы и монастыри, как разравниваются сербские кладбища и на их месте албанцы строят шикарные коттеджи. Откуда такое благосостояние в бедной, разрушенной стране? Два варианта: либо это деньги криминальные, либо это деньги, которые специально дают для того, чтобы албанцы закрепились здесь. И то, и другое аморально и безнравственно.

"Нельзя полагаться на ресурсодобывающие отрасли, на трубу"

в: Давайте поговорим о РЖД. Что нужно современной железной дороге?

о: Первое и основное - я являюсь ярым противником позиции ряда наших руководителей ведомств, которые утверждают, что инвестиции в инфраструктуру влекут за собой немедленный рост инфляции и тем самым разрушение экономики России. С этой точки зрения самая лучшая для них экономика - на кладбище. Там тихо, никто есть не просит, и демонстраций никаких не бывает. Во все времена во всех странах, вспомните великую депрессию США, куда инвестировали деньги? В развитие дорог, в инфраструктуру. Потому что это в карман не положишь, никуда из страны не уведешь, это будет способствовать развитию экономики.

Проведено специальное исследование Центра государственного проектирования и анализа, в котором доказано, что влияние инвестиций в инфраструктуру на экономику в части инфляции незначительно. Владимир Владимирович Путин в своем послании обратил на это внимание. Он буквально побудил, заставил, чтобы были пересмотрены и задачи Стабилизационного фонда, и Инвестиционного фонда. Так что надо развивать инфраструктуру. Надо развивать свою экономику, свою промышленность. Нельзя полагаться на ресурсодобывающие отрасли, на трубу, по которой нефть и газ качаются в разные стороны. Необходимо развивать свою промышленность. Азбука.

в: У вас есть свой "фондовский" тост?

о: Существует старинный тост, который мы часто произносим: "За землю русскую, за веру православную, за власть державную и воинство ея". Говорят, что это древний монастырский тост. Не уверен в этом, но легенда красивая. И тост прекрасный.

30 мая 2007 г.

Известия

http://www.fap.ru/index.php?nt=news&id=10996

viperson.ru

Док. 652186
Перв. публик.: 30.05.07
Последн. ред.: 04.07.12
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Якунин Владимир Иванович
  • Михалков Никита Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``