В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Материалы к познанию русской нации, русской мысли. Часть 2. Ч - Э Назад
Материалы к познанию русской нации, русской мысли. Часть 2. Ч - Э
От редакции: Ранее опубликованные части читайте по ссылке:Материалы к познанию русской нации, русской мысли

Часть II

"Ч"

ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич:

* "Мы ещё очень далеки от сознательного патриотизма старых наций, созревших в умственном труде, просвещённых научным знанием и мышлением; мы любим наше отечество ещё на манер тех юных народов, которых ещё не тревожила мысль, которые ещё отыскивают принадлежащую им идею, ещё отыскивают роль, которую они призваны исполнить на мировой сцене; наши умственные силы ещё не упражнялись в серьёзных вещах; одним словом, до сего дня у нас почти не существовало умственной работы. Мы с изумительной быстротой достигли известного уровня цивилизации, которому справедливо удивляется Европа. Наше могущество держит в трепете мир, наша держава занимает пятую часть земного шара, но всем этим, надо сознаться, мы обязаны только энергичной воле наших государей, которой содействовали физические условия страны, обитаемой нами.

Обработанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом.

Просмотрите от начала до конца наши летописи - вы найдёте в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы и почти никогда не встретите проявлений общественной воли. Но справедливость требует так же признать, что, отрекаясь от своей мощи в пользу своих правителей, уступая природе своей страны, русский народ обнаружил высокую мудрость, так как он признал тем высший закон своих судеб...>> (Цитата по книге: "Белый Царь: "Метафизика власти в русской мысли. Хрестоматия" М., 2001, с.73).
* "Среди причин, затормозивших наше умственное развитие и наложивших на него особый отпечаток, следует отметить две: во-первых, отсутствие тех центров, тех очагов, в которых сосредоточивались бы живые силы страны, где созревали бы идеи, откуда бы по всей поверхности земли излучалось бы плодотворное начало; а во-вторых, отсутствие тех знамён, вокруг которых могли бы объединяться тесно сплочённые и внушительные массы умов" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.185).
* "Слава Богу, я ни стихами, ни прозой не содействовал совращению своего отечества с верного пути.
* Слава Богу, я не произнёс ни одного слова, которое могло бы ввести в заблуждение общественное мнение.
* Слава Богу, я всегда любил своё отечество в его интересах, а не в своих собственных" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.183).
* "...Слава Богу, я не принимал отвлечённых систем и теорий за благо своей родины" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.184).
* " Слава Богу, успехи в салонах и кружках я не ставил выше того, что считал истинным благом своего отечества" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.184).
* "К счастию, жизнь не кончается в день смерти, а возобновляется за ним" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.461).
* "Христианин беспрестанно переходит с неба на землю, с земли на небо: кончит тем, что останется на небе" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.169).
* "Что такое христианство? - наука жизни и смерти" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.165).
* "Что был бы мир, если б не явился Христос? - Ничто" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.165).
* "Скажем себе в минуты уныния: можем ли быть несчастны, жалки мы, созданные по образу и подобию Божию?" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.167).
* "Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.172).
* "Религия - есть познание Бога. Наука есть познание вселенной. Но с ещё большим основанием можно утверждать, что религия научает познавать Бога в Его сущности, а наука в Его деяниях; таким образом обе в конце концов приходят к Богу" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.176).
* "Русский либерал - безсмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это - солнце Запада" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.172).
* "... Удивительное дело! Даже и низведённое до этих ничтожных размеров, великое явление христианства ещё в такой степени носит печать независимого действия Высшего Разума, что не может быть объяснено приёмами человеческой логики, какие бы человеческие измышления не пускались в ход" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.178).
* "Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники" (П.Я. Чаадаев "Сочинения" М., 1989, с.211).
* В письме графу Сиркуру (1846г.): "... но я полагал, что наилучший способ заставить нашу публику ценить произведения отечественной литературы - это делать их достоянием широких слоёв европейской общественности" (Чаадаев П.Я. "Статьи и письма" М., 1989, с.302).
/О нём:
* С.А. Левицкий: "... Изображать Чаадаева только как крайнего русофоба было бы по меньшей мере односторонним. Мысль его описала своеобразный круг: из крайнего западника, ненавистника России он стал чуть ли не пророком всемирно-исторического призвания России, т.е. приблизился к гавани славянофилов, отнюдь не став славянофилом" ((Цитата по журналу "Вестник Русского Христианского Движения" 1997, N176, с.193-194)/.

ЧЕЛЬЦОВ Михаил (+1930), протоиерей, священномученик.
Интересно умозаключение о русском народе священномученика Михаила Чельцова, сделанное им в то время, когда он находился в камере смертников (1922г.): "... по душе-то мы, русские, все хороши, доброжелательны и сердечны" (Протоиерей Михаил Чельцов "Воспоминание "смертника" о пережитом" М., 2001, с.109).

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904):
* Письмо С.П. Дягилеву от 30.12.1902: "Вы пишете, что мы говорили о серьёзном религиозном движении в России. Мы говорили про движение не в России, а в интеллигенции. Про Россию я ничего не скажу, интеллигенция же пока только играет в религию /выделено в цитируемом источнике - составитель/, и главным образом от нечего делать" (Цитата по книге: Прот. Александр Шмеман "Дневники 1973-1983" М., 2005, с.336).
"Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о безпечность, лень и мечтательное легкомыслие" (Цитата по книге: А. Солженицын "Россия в обвале" М., 1998, с.164).
/О Чехове:
* Протопресвитер Александр Шмеман: "Я всегда любил и всё больше люблю человека /выделено в цитируемом источнике - составитель/ Чехова, а не только писателя. Качество его выдержки, сдержанности и вместе с тем глубокой, тайной доброты. Из всех наших "великих" он ближе всех к христианству, по своей трезвости, отсутствию дешёвой "душевности", которой у нас с только углов "сглажено" (Прот. Александр Шмеман "Дневники 1973-1983" М., 2005, с.336)/.

"Х"
ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ "(1804-1860), русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, ч.-к. Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о "соборности") сочеталось у Хомякова с элементами философского романтизма. выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др." ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1450).

РОССИИ
"Гордись!" тебе льстецы сказали:
"Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечём!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озёры..."
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышет тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь море немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой
Всем этим прахом не гордись!
Бесплоден всякий дух гордыни,
Не верно злато, сталь хрупка;
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчанье сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, -
Тебе Он дал Своё призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и безкровный суд.
Твоё всё то, чем дух святится,
В чём сердцу слышен глас небес,
В чём жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес.
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный,
Прозрачный Вышняго покров!

В Послании к Сербам (1860) написанном Хомяковым и подписанном Погодиным, Кошелевым, Н. Елагиным, Ю. Самариным, И. Аксаковым и др. говорится: "... Западные народы достигли высокого развития умственного, но, ослеплённые своими успехами, они с одной стороны, сделались вполне равнодушными к высшему благу - Вере... а с другой стороны сделались не благодетелями остального человечества, но врагами... В целом мире корабли европейских народов считаются не вестниками мира и счастья, а вестниками войны и величайших бедствий" (Цитата по книге Зеньковский В.В. "Русские мыслители и Европа" М., 1997, с.65).
Хомяков: "Церковь кафолическая есть Церковь по всему или по единству всех... Церковь свободного единодушия, единодушия полного. Церковь, в которой исчезли народности, нет ни греков, ни варваров, нет различий по состоянию, нет ни рабовладельцев, ни рабов, та Церковь о которой пророчествовал Ветхий Завет и которая осуществилась в Новом Завете" (Цитата по книге: ("Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института (Материалы 1992-1996)" М., 1996, с.84).
* "Церковь, как живой организм истины, вверенной взаимной любви; иначе: как свобода в единстве и единство в свободе; иначе: как свобода в гармонии в ея проявлений" "...>>.
Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один; но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви, как член ея, и в единстве со всеми другими ея членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли кто, он в общении Любви; молится ли, он в общении Молитвы. Посему никто не может надеяться на свою молитву, и всякий, молясь, просит всю Церковь о заступлении, не так как будто бы сомневался в заступничестве единого ходатая за всех Христа, но в уверенности, что вся Церковь, всегда молится за всех своих членов. Молятся за нас все ангелы и апостолы и мученики и праотцы и всех высшая Мать Господа нашего, и это святое единение есть высшая жизнь Церкви. "..."
Мы же молимся в духе Любви, зная, что никто не спасается иначе, как молитвою всей Церкви, в которой живёт Христос, зная и уповая, что покуда не пришло совершение времён, все члены Церкви, живые и усопшие, непрестанно совершенствуются взаимною молитвою. "..." Церковь молится за всех, и мы все вместе молимся за всех; но молитва наша должна быть истинною и истинным выражением Любви, а не словесным обрядом. Не умея всех любить мы молимся о тех, кого любим и молитва наша нелицемерна; просим же Бога дабы можно было нам всех любить и за всех молиться нелицемерно. Кровь же Церкви - взаимная молитва, и дыхание ея, - славословие Божие. Молимся в духе Любви, а не пользы, в духе сыновней свободы, а не закона наёмнического, просящего платы. Всякий спрашивающий: "какая польза в молитве?" признаёт себя рабом. Молитва истинная есть истинная Любовь.
Выше всего Любовь и Единение; Любовь же выражается многообразно: делом, молитвою и песнью духовною. Церковь благословляет все эти выражения любви" ("Сочинения Алекся Степановича Хомякова. Богословские и церковно-публицестические статьи" Изд-во П.П. Сойкина, без указания года издания, с.31,46-48).
"По поводу статьи Киреевского "О характере просвещения Европы...>> (50-е годы): "Велик и благороден подвиг всякого человека на земле: подвиг Русского исполнен надежды. Не жалеть о лучшем прошедшем, не скорбеть о некогда бывшей Вере должны мы, как западный человек, но помня с отрадою о живой Вере наших предков, надеяться, что она озарит и проникнет ещё полнее наших потомков, помня о прекрасных плодах Божественного начала нашего просвещения в старой Руси, ожидать и надеяться, что с помощью Божиею, та цельность, которая выражалась только в отдельных проявлениях, беспрестанно исчезавших в смуте и мятеже многострадальной истории, выразится во всей многосторонней полноте в будущей мирной и сознательной Руси" /"Сочинения Хомякова" А.С. М., 1914, т.1/. (Цитата по книге: "В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией" М., 1997, с.92).
Хомяков: "Я не в силах убедить тебя, но давай помолимся вместе" (Цитата по книге С. Ковальчук "Взыскуя Истину...>> Рига, 1998,с. 10).
/О А.С. Хомякове:
"Ю.Ф. Самарин называл Хомякова "учителем Церкви" ("Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института (Материалы 1992-1996)" М., 1996, с.79).
"...В отношении славянофилов и западников. Это противоположение почти искусственно в отношении старых славянофилов. Но я согласен лично, что во всём ХIХ веке именно такие люди как Хомяков и Киреевский являются лучшими представителями духовного возрождения и во всех отношениях". ("Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института (Материалы 1992-1996)" М., 1996, с.25).
В.В. Зеньковский пишет: "Характеристика и критика западного христианства, развёрнутая у Хомякова в его поистине ГЕНИАЛЬНЫХ богословских творениях в целую систему христианской (в духе Православия) философии. Рационализм, столь существенно связанный со всей системой западной культуры, есть лишь плод, а не основа трагедии Запада, ибо он вырос на почве иссякания того духа любви, без которого мертвеет христианская общественная жизнь" (Зеньковский В.В. "Русские мыслители и Европа" М., 1997, с.49).
* Проф. Карл Христиан Фельми: "Богословская наука весьма признательна А.С. Хомякову за мощный импульс, приведший к обновлению экклезиологии. В своём новом подходе к экклезиологии он придавал большое значение переводу на славянский греческого слова .... (из Никео-Царьградского Символа веры). В славянском переводе здесь стоит: "соборная" (Церковь). "...>> Слово "соборность", которое сам Хомяков не употреблял, но которое ввели его ученики для характеристики его учения, в позитивном смысле используется ныне, не только в России, но и во всём православном мире" (Карл Христиан Фельми "Введение в современное православное богословие" Отдел религиозного образования и катехизации, М., 1999, с.169-170).

Козлов Максим, священник, настоятель Университетского храма святой мученицы Татианы, преподаватель Московской Духовной Академии. Выступая на богословской конференции сказал: "Ю.Ф. Самарин называл Хомякова "учителем Церкви". Если брать этот эпитет в традиционном, строгом смысле, то мы, конечно, не имеем права приложить его к Алексею Степановичу. Но принять его нашим учителем, учителем русских православных людей, замечательным отечественным богословом, первым преодолевшим школьно-схоластическую традицию, мы можем и должны. А.С. Хомяков - граница, эра, начало возрождения русского церковного сознания и русской православно-церковной науки. "...>> В богословии Хомякова выразился религиозный опыт русского народа, живой опыт православного Востока, а не школьный формализм. Хомяков был более православен в богословии, чем многие официальные богословы и профессора духовных академий, был более русский" ("Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института (Материалы 1992-1996)" М., 1996, с.79).
Доцент МДС прот. В. Цыпин: "При жизни Хомякова академическое богословие с подозрением относилось к его экклезиологическим воззрениям. Но на рубеже столетий его авторитет и его влияние на богословскую науку были чрезвычайно велики. Чтобы убедиться в этом достаточно ознакомиться с богословскими трудами митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Илариона (Троицкого), в меньшей степени это влияние оказалось и в экклезиологических) построениях Патриарха Сергия (Страгородского)" (Прот. В. Цыпин "Учебное пособие по истории Русской Церкви. Синодальный период" МДС, машинопись, 1988, с.299).
"Советский энциклопедический словарь" назвал А.С. Хомякова "одним из основоположников славянофильства".
В.В. Розанов:
* "25.4.1915
Славянофильства и нельзя изложить в 5-копеечных брошюрках (Каутский).
Славянофильство непопуляризуемо. Но это - его качество, а не недостаток. От этого оно вечно.
Его даже вообще нельзя "изложить". Его можно читать в его классиках. Научиться ему. Это - культура.
Слава Богу, что догадался. Какая отрада.
В век "разрушения" (ХIХ) они одни продолжали строить. Продолжали дело царей и мудрецов.
Осанна...
Как радостна эта мысль" (Цитата по книге: "Русская идея" М., 1992, с.263-264)/.

"Ц"

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ
НИКОЛАЙ I, Император Российский.
"Ежели бы стечение обстоятельств привело к единству (с всеми славянами), оно будет на гибель России" (Зеньковский, с.64).
Император Александр III: "Русской народности подобает всеобъединяющая и всеподчиняющая сила, но каждой народности да будет свобода во всем, что этому объединению и этому подчинению не препятствует".
Император Александр III говорил на смертном одре своему сыну, последнему русскому царю Николаю II: "Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства" (из завещания императора Александра III цесаревичу Николаю II).

НИКОЛАЙ II Александрович:
Из письма Великой Княжны Ольги Николаевны (Тобольск):
* "Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...>>
Государыня АЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА
Из письма (Тобольск):
* "...чувствую себя материю этой страны и страдаю, как за своего ребёнка, и люблю мою родину, несмотря на все ужасы и согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже, несмотря на чёрную неблагодарность к Государю, которая разрывает моё сердце, - но ведь это не вся страна. Болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию! "...>>/отточие цитируемого источника - составитель/ Молюсь непрестанно".
* (20.12.1917, Тобольск): "Надо раньше найти в себе покой и мир, тогда можно везде жить в свободе, в узах, тяжело, может быть, страшно, но душа должна оставаться не тронута, крепка, глубока, тверда как стена" (Цитата по книге: "Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку Русской эсхатологии)" изд. 2, М., 1999, с.209-210).
Александра Феодоровна: "В молитве утешение: жалею я тех, которые находят немодным, не нужным молиться" (Цитата по книге: "Минея дополнительная. Выпуск 1" Издательский совет РПЦ, 2005, с.328).
Из заточения: "Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточённых сердцах, которые видят только всё плохое и не стараются понять, что пройдёт всё это; не может быть иначе, Спаситель пришёл, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идёт, понимает всё величие Царства Небесного" (Цитата по книге: "Минея дополнительная. Выпуск 1" Издательский совет РПЦ, 2005, с.328).
/О Царской семье:
Прот. Афанасий Беляев, исповедовавший Царских детей, писал: "Впечатление /от исповеди/ получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное непонимание земной грязи - страстной и греховной - меня привело в изумление" ("Минея дополнительная. Выпуск 1" Издательский совет РПЦ, 2005, с.328)/.

"Ш"
ШЕСТОВ ЛЕВ (наст. имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) русский философ-иррационалист и писатель, представитель экзистенционализма. С 1895г. жил преимущественно за границей. В русле идей Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского Ф. Ницше полемизировал с традиционной рационалистической философией" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1506).
Книга "Афины и Иерусалим": "Все вероятия за то, что человечество откажется от эллинского мира истины и добра и вернётся к забытому Богу".
"Страшный Суд не есть выдумка корыстных и невежественных монахов; Страшный Суд есть величайшая реальность".
"очень редко удаётся душе проснуться от самоочевидностей разума".
"Ум ведёт к необходимости, вера ведёт к свободе". "В границах чистого разума можно построить науку, высокую мораль, даже религию - но нельзя найти Бога".
"Одно добро безсильно с правиться с человеческими трагедиями. Нужно искать Бога" (Цитата по книге: С.А. Левицкий "Очерки по истории русской философской и общественной мысли. т.2, ХХ век" изд. "Посев" 1981, с.156).
Книга "Апофеоз безпочвенности": "Рационализм не может заглушить чувство, что последняя истина по ту сторону разума".
"Оглядываться на каждом шагу и спрашивать разрешения у истины нужно лишь постольку, поскольку человек принадлежит к эмпирическому миру, в котором и в самом деле господствуют законы, нормы, правила... но человек ищет свободы и рвётся к Божественному" (Цитата по книге: С.А. Левицкий "Очерки по истории русской философской и общественной мысли. т.2, ХХ век" изд. "Посев" 1981, с.157,158).
Книга "Скованный Парменид": "По ту сторону разума и познания, - там, где кончается принуждение, /Здесь и далее подобным образом выделено в цитируемом источнике - составитель/, скованный Парменид, причастившись тайне вечно сущего и вечно повелевающего, обретёт вновь изначальную свободу и заговорит не как нудимый истиной, а как власть имеющий. Это первозданное, ни чем не ограниченное соизволение не вмещающееся ни в какое "знание", есть тот единственный источник, из которого можно зачерпнуть метафизическую истину: да исполнится обетование - да не будет для вас ничего невозможного" (Цитата по книге: С.А. Левицкий "Очерки по истории русской философской и общественной мысли. т.2, ХХ век" изд. "Посев" 1981, с.159-160
Лев Шестов: "Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога" (Цитата по журналу: "Вопросы философии" 1990,N7, с.132).
С.А. Левицкий пишет: "... призыв Шестова к неограниченной свободе, совпадающей для него с истиной верой, имеет конечно мистические корни. При чтение Шестова иногда начинает казаться, что наш философ в самом деле считает что весь наш, лежащий во зле мир, страшным кошмаром, наваждением. И стремится уверить нас, что стоит только сбросить это наваждение, как перед нами отверзутся врата того рая, из которого мы были изгнаны. Шестов доходит даже до того, что склонен отрицать неизменность прошлого, - мысль, которую в средние века высказывал Пётр Дамиани.
Эту мысль о власти веры над прошлым, - мысль не только о преодоление, но о уничтожение дурного прошлого, - Шестов повторяет в различных вариациях, с такой настойчивостью, что её можно считать одним из подтекстуальных стимулов его философских устремлений.
Ибо Шестов преисполнен идеей о том, что "невозможное для человека возможно для Бога". Мало того - сам человек станет богоподобным и обретёт власть над бытием, власть абсолютного творчества, если он преисполнится подлинной верой, для которой стираются границы между возможным и невозможным. Тогда и наше знание, по Шестову, будет не только копировать явления, или сводить их ко "всеобщему и необходимому, но будет творить события по своему произволу" (С.А. Левицкий "Очерки по истории русской философской и общественной мысли. т.2, ХХ век" изд. "Посев" 1981, с.159).

ШИШКОВ А.С. "(1754-1841, русский писатель, гос. деятель, адмирал, Президент Росс. Академии (с 1813). В 1824-28 мин. Нар. Просвещения. "...>> Возглавлял беседу любителей русского слова"...:" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985)* "Язык есть мерило ума, души и свойств народных" (Цитата по книге: Архимандрит Константин (Зайцев) "Чудо русской истории" М., 2000, с.696).
"В своей речи Шишков особо подчеркнул зависимость государства от системы образования. "Когда государство или народ желает благоденствовать, то первое попечение его долженствует быть о воспитании юных чад своих". Сущность воспитания Шишков видит "в страхе Господнем, в напоении сердец детских любовью к вере, откуда проистекает любовь к Государю, сему поставленному от Бога отцу и главе народной; любовь к Отечеству, сему телу великому, но не крепкому без соединения с главой своей; и наконец любовь к ближнему, под которым разумеются сперва сограждане, а потом и весь род человеческий".

ШМЕЛЁВ Иван Сергеевич (1873 - 1950), писатель
* Статья "Душа России" (16.2.1924): "Миссия, миссия России! Вот она, миссия, - Бога найти Живого, всю жизнь Богом наполнить, Бога показать Родине и миру! Не гогочущую в рёве-раже машину - человечество, а нового человека явить миру, воплотившего Образ Божий, Спаса! Иначе - смерть. Вот она миссия. Во имя сего стоит дерзать, дерзать! И тогда только окупится вся кровь и все муки" (Шмелёв И.С. "Душа России "С-Петербург, 1998, с.16).
* Статья "Пути мёртвые и живые" (22.4.1925): "Не тем, которые отвергают религиозное возрождение, не им быть водителями русского народа. Он захочет своих водителей.
Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мёртвую оболочку церковности, "победоносовщину" казённого образца. Их пути так же мертвы. Слишком личное, узкое думают прикрыть они пышной ризой, и, воспевая "Царю Небесный", вовсе не о небесном думают. И эти не выведут к свободной и равноправной жизни. Этих народ не примет. Получит - сбросит.
Я мыслю пути иные, ведущие к заветному царству мыслимой на земле свободы. "..." Возрождение будет, если за основу строительства будет взято подлинное Христово Слово, во всей глубине его: ни злобы, ни разделений на умытых и неумытых, на иудеев и эллинов, на бедных и богатых. Все - граждане и все - братья, и все - одно!" (Шмелёв И.С. "Душа России" С-Петербург, 1998, с.123-124).
* Статья "Христос воскресе" (дата не указана):
"...мы - русские, вера наша в Христово Слово, в животворящий Свет, в вечную Правду Божию - в нас издревле, от светлой культуры нашей. Божие - самое основное в ней. Правда Божия - вот чудесный маяк, по которому, пусть сбиваясь, направляла свой путь Россия, хранила своё богатство, вечно живую Правду, Христово Слово, принесённое на берега Днепра неистовому и светлому народу. Этой Христовой Правдой питалась культура наша". (Шмелёв И.С. "Душа России" С-Петербург, 1998, с.57).
* Статья "Подвижники" (январь 1938 г.):
"... жизнь может обновиться только Христовым Словом, через Церковь; только Она, Святая, согревает в холодном мире и накрепко вяжет с родиной" (Шмелёв И.С. "Душа России" С-Петербург, 1998, с.210).
* Статья "Верный идеал" (апрель 1936г., Париж):
"Русское просвещение вышло особыми путями: в основе культуры нашей заложены глубокие нравственные корни. Она пошла от Христова Слова, через волю Владимира Святого, призвавшего нас Крестом. Вот закваска, поднявшая "русский духовный хлеб" - литературу, искусство, науку, философию, государственность: во всём светится верный идеал. "..."
Останься собой, Россия, у тебя есть Водитель, великий твой Идеал - Свет Христов, и великое чувство братства со всей Вселенной.
"..." Великое наше счастье, великая слава наша: есть у нас двое величайших: Пушкин и Достоевский: одно - двое. Оба вышли из безпредельного: от Духа Свята. И принесли откровение - идеал, на великое счастье наше, близкий душе народа" (Шмелёв И.С. "Душа России" С-Петербург 1998, с.205-207).
"Да отвержется себя возьмёт крест свой и по Мне грядёт"
Идём, Господи! Мы берём Крест и мы понесём Его! И жизнь освятим Крестом. Души свои отдадим на Крест! Умеющие слушать да прислушаются к душе России! Она им скажет пути свои, пути Божии, пути прямые...
Время идёт, придёт Россия будет! Мы её будем делать! Братски, во славу Христа делать! По деревням и городам, по всей земле русской понесём мы слово творящее, понесём в рубищах, понесём в огне веры - и выбьем искры, и раздуем святое пламя! Мы всё сольём в одно, - мы вырвем из себя грехи гордыни и преимуществ, ибо все мы ничтожны перед Безпредельным" с.651).
И.А. Ильин: "Богомолье! Оно выражает само естество России - и пространственное и духовное... Это её способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это её путь к Богу. И в этом открывается её святость" (Цитата по книге М.М. Дунаев "Православие и русская литература" часть Y, М., 1999, с.675).
"Наша интеллигенция безотчётно и безоглядно хватало всё, что вином ударяло в голову, - до безбрежья социализма... От "ума" вкусила, поверила только пяти чувствам - и отвергла Бога, сделала богом человека. Она любила минутно и отлюбила множество идеалов и кумиров. Руководимая отсветами религий, "до слёз наслаждения" спорила о правде и справедливости и взяла за маяк - туманность. Этот маяк был для народа смутен. Народ вынашивал своего, Живого Бога Правды, ему доступного, веления Коего непреложны... Народ понимал чутко и Свет и Тьму, грех и духовный подвиг. Этого Бога в народе не раскрыли: ему показали иного бога - его самого, человечество, - бога-призрак. Народ сводили с высот духовных, вели от Источника, к которому он тянулся. Над его "суевериями" издевались. Над миллиардами вёрст святой страды, над путями к Угодникам - смеялись. Теперь эти пути закрыты, и останки Великих Духом с издёвкой кинуты. Народу показывали в далях туманный призрак. Ему давали тусклые "гуманистические идеалы" - мало ему понятные. Народу-мистику, жадному до глубин духовных, указали пустую отмель. Он Живого Бога хотел - ему указали мёртвого. Он ожидал Небо, ему предложили землю, глушили совесть. Ему с исступлением внушали: человечество, свобода. Равенство, братство "...>> из этой религии только плоти выход один - в тупик" (Цитата по книге М.М. Дунаев "Православие и русская литература" часть Y, М., 1999, с.654).

ШМЕМАН Александр Дмитриевич (1921-1983), протопресвитер, с 1951г. профессор, а с 1962г. и до смерти ректор Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.
* Доклад "Церковь и мир в православном сознании" на 11 конгрессе православных богословских школ в Афинах (1976): "...Всё это подтверждает, в свою очередь, одну простую, но вечную истину: Церковь более всего присутствует в мире и оказывается "полезна" ему, когда она всецело свободна от мира, свободна не только "внешне", т.е. независима от его властей и структур, но, прежде всего внутренне, иначе говоря, свободна от своей собственной подчинённости его ценностям и "сокровищам". Однако достичь такого освобождения не легко, ибо оно предполагает, что наши сердца имеют лишь одно истинное сокровище - опыт Царства Божия, который только и может восстановить для нас полноту Церкви и полноту мира и делает нас способными в действительности исполнить наше призвание" ("Православие: PRO ET CONTRA" С-Петербург, 2001, с.514).
* "19.2.1977. Разговор с Л. О таланте и уме. Я сравниваю ум с желчным пузырём, вся функция которого в "регулировании". Редкий, наиболее счастливый случай - это полное соответствие ума и таланта. Пример - Пушкин, который, мне кажется, никогда не сказал ни одной глупости. По этой шкале можно распределять и классифицировать: Толстой - гениальный и не умный и т.д. Увы, Солженицын - той же категории, его ум не только не служит его таланту, а "подрывает" его. Может быть, русские вообще как целое талантливы, но не очень умны" (Прот. Александр Шмеман "Дневники 1973-1983" М., 2005, с.332).

ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ "(1879-?-умер в заключении, точная дата неизвестна), учёный внёсший значительный вклад в отечественную философию, психологию, эстетику, языкознание". (Цитируемый источник, стр.3), "Вице-президент Российской академии художественных наук (1923 - 1929)" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1515).
"Кризис культуры есть кризис христианства, потому что иной культуры нет уже двадцатый век" (Шпет Г.Г. "Сочинения" М., 1989, с.370).

ШУЛЬГИН В.В.
* "Русские не способны делать дела через самозарождённую организованность. МЫ из тех народов, которым нужен непременно вожак" (Цитата по книге: А. Солженицын "Россия в обвале" М., 1998, с.166).

"Щ"
ЩЁГОЛЕВ НИКИФОР ИВАНОВИЧ (26.1.1821-28.2.1884), профессор Киевской Духовной Академии.
Фрагменты конспекта статьи "Судьбы Церкви Божией на земле" /1860/:
* "Внутренний смысл всего хода событий в жизни человечества, все временные судьбы в истории царств и народов определяются и объясняются отношением их Церкви и судьбам Её на земле, как самой высшей и последней цели их движений и перемен; здесь разрешается главный и конечный узел всех важных и великих событий и в истории человечества вообще и в судьбах частных народов. "...>>
Церковь сама в себе заключает всю полноту Божественных сил для непрерывного и непоколебимого своего существования. (Еф. 5,11-13; 2 Петр. 1,3). Судьба Церкви на земле не определяется силою и волею властей гражданских. Сам Бог располагает судьбою обоих во взаимном их отношении между собою и к миру. Можно сказать, что до тех пор удерживаются и хранятся Богом в мире престолы царей, пока они нужны для управления мира, а мир для Церкви, и что до тех пор зиждется и хранится в мире Церковь, пока нужна она для спасения мира; но в строгом смысле нельзя сказать, что до тех пор может существовать на земле Церковь, пока существуют на ней престолы и цари народов; ибо отъятие от мира последних не есть внутренняя причина отъятия от людей первой, а только явление, предваряющее собою последнюю судьбу Церкви на Земле. Не Церковь живёт от мира, а МИР СУЩЕСТВУЕТ РАДИ ЦЕРКВИ, и судьба первого решается в судьбе последней: жизнь всего человечества, тем более общественная жизнь отдельных народов, опирается на "святом семени" (Ис. 6,13) и хранится только ради святого семени, прозябающего в Царстве Христовом.
"...>> Церковь на Земле находится в состоянии постоянного странствования и борьбы. Но Церковь, несмотря на своё странствование среди человечества по лицу земли, сама в себе неподвижна на внутреннем основании Своём - на камне веры Христовой: везде и всегда Она - единое Царство Христово. Странствующая Церковь изменяет внешнее своё место и положение в мире в мире; но при всём том, она служит внутреннею глубочайшей основой бытия, жизни и всякого исторического движения для всего мира - и нравственного и физического. Существует на земле Церковь - существуют ради неё и всё человечество и весь мир в настоящем его виде. Изменяются судьбы Церкви - движется и мятётся человечество в своей политической жизни, сотрясается и видимая природа в своих силах. Совершит путь странствования своего в мире Церковь - окончатся и судьбы мира. Подобно кораблю на море, Церковь переносится из страны в страну, от народа к народу "...>>
Церковь находится в состоянии непрерывной брани. Чудными и не всегда постижимыми путями ведёт Церковь к победе и торжеству Божественный Вождь и Владыка Её! Среди непрерывной брани со врагами Она то в царственном величии объемлет собою целые страны земли, то сокращается в тесные пределы немногих народов; то в великолепии и славе воздвигает храмы Свои и спокойно славословит в них Господа, то в нищете и гонении, под мечом и огнём исповедует Имя Христово; то побеждает и торжествует над врагами Своими, то в поношении от них страдает и болезнует. Но, при всех переменах судьбы брани своей, она в истинных членах своих непрестанно и неуклонно идёт к цели своей: и среди спокойствия и тишины, и среди скорбей и бедствий, в Ней зиждется истинное, вечное счастие человека" (Цитата по книге Новосёлов М.А. "Письма к друзьям" М., 1994, с.283,285-286,292-293).

"Э"
ЭРН ВЛ. ФРАНЦЕВИЧ "(1881-1917) русский религиозный философ, в духе идей восточной патристики, В.С. Соловьёва, и др. развивал учение о логосе, как творческом начале бытия" ("СЭС", с.1551).
/О нём:
* Зеньковский: "Будучи философом по специальности, Эрн обладал слишком живым темпераментом, чтобы замкнуться в сферу чистой мысли ... Со всей пылкостью и цельностью молодости отдался Эрн служению Церкви и Христу; в глубокой верности Церкви находил Эрн источник вдохновения. Он хотел глядеть на всё в свете Православия - и отсюда очень рано в нём выступает сознание невозможности поклонения западной культуре, потребность возврата к великой и славной традиции христианского Востока".
* Статья "Нечто о Логосе, русской философии и научности": "Церковно признавая католицизм, я религиозно признаю и самые основы европейской культуры, ибо культура Европы, почти во всех высших моментах теснейшим образом связана с католицизмом. На "Западе" я отрицаю не жизнь, не историю, не великие культурные достижения, а лишь рационализм, начало по моему мнению, антикультурное. Рационализм связан с механической точкой зрения, а последняя питает техническую промышленность и всё более механизирующийся склад жизни, отрывающийся от космических условий существования. Истинной культуре грозит величайшая опасность во всём мире (в том числе и в России). Культура поглощается прогрессом материальной цивилизации. Западная жизнь, так же как и Россия, не развивается нормально, а ввергается в кризис, с каждым днём растущий, в хаос, с каждым днём увеличивающийся. Я не верю в окончательную победу хаоса, но думаю, что состояние культуры в мире таково, что не может внушать никаких иллюзий. Я признаю ... все вершины западной культуры, но совершенно отрицаю ту серединную, гниющуюи разлогающуюся цивилизацию (её так много и в России), которая, по-моему глубокому убеждению, есть законное и необходимое детище рационализма".
"Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация. Цивилизация есть изнанка культуры. Культурой, как творчеством, можно лишь заражать, а цивилизация передаётся механически. Ею не заражают - её внушают ... Цивилизация есть осуществлённый рационализм. ... Тот отрыв от природы, как Сущего, который лежит в основе рационализма вкладывается, как скрытая, магически разделяющая сила в каждый продукт цивилизации. Племена и народы гибнут от внешнего соприкосновения с европейской цивилизацией... Я не говорю только о диких народах, растлеваемых и пожираемых Молохом цивилизации, я говорю о человеке вообще... Широкий поток цивилизации завладел всеми стихийными материалами и, завладевши, наделал безчисленное множество цивилизованной дряни, а культура гибнет в подделках. "..." Русская философия занимает среднее место между философской мыслью Запада и Востока ... Она должна раскрыть Западу безмерные сокровища восточного умозрения. Русская философия имеет ... не первичную, а производную ценность ... она одна хранит живое наследие антично-христианского умозрения ... её Leitmotiv - устремлённость к логизму ... Историческое столкновение ratio и logos a, неминуемое неизбежное, может произойти лишь в России. Ибо Россия свое культурностью ввела и продолжает всё в большей степени вводить в себя европейское начало рационализма ... своей же религией существенно и неотъемлемо внедряла в себе восточное начало Божественного Логоса ... Вся русская философская мысль представляет из себя различные моменты в развитии уже начавшейся борьбы между ratio и logos ом. Русская мысль, ознаменована началом великой встречи этих двух враждебных начал. Я считаю неизбежной всестороннюю и универсальную битву между двумя исконными и не могущими ужиться вместе началами ... Задачей русской философской мысли я считаю осуществление этой решительной встречи. Оба начала, и ratio и logos, русская мысль имеет внутри себя" (Цитаты по книге Зеньковский В.В. "Русские мыслители и Европа" М., 1997, с.111-113).
Статья "Идея катастрофического прогресса": "В идее прогресса нужно различать три стороны: что прогрессирует, кто прогрессирует и как прогрессирует.
Для всех этих трёх сторон решительное признание Абсолютного имеет решающее значение.
Что /здесь и далее подобным образом выделено в цитируемом источнике - составитель/ прогресса заполняется совершенно новым смыслом, потому, что в позитивном понимании прогресса нарастание каких-либо ценностей - есть процесс отрицательной, дурной, пользуясь выражением Гегеля, безконечности. Увеличивается без конца то, что имеется в наличии. Но это увеличение никогда не может привести к состоянию завершённому. "...>>
При христианском же понимании прогресса нарастание ценностей есть процесс усвоения положительной безконечности. Абсолютная полнота бытия, Божество, сходит на землю, принимает зрак рабий, вочеловечевается и эти человечество возводится на новую высшую и абсолютную ступень бытия. Феноминальное ноуминизируется, тленное пронизыватся Вечностью, человеческое - обожествляется. Законы мира сего, весь природный строй побеждаются, и в освобождении от них, в новой земле Царствия Божия человек обретает истинную свободу свою. Всему, что здесь совершается ставится абсолютная и достижимая цель. В области нарастания знаний - познание истины лицом к лицу, существенное её усвоение, в области искусства - проникновение в реально существующие миры иные и воплощение их в нашей земной действительности: реальное преображение безобразного настоящего в абсолютную Красоту грядущего. Наконец в области морали - не неопределённое самосовершенствование, а становление святыми, существенное усвоение святости Бога.

По сравнению с этими безконечными горизонтами христианского понимания прогресса горизонты позитивистского понимания прогресса становятся узкими, серыми, тесными и мещанскими. Кто хоть раз отведал опьянение христианской надеждой на будущее, для того пошлостью веет от планов всех безумных строителей Вавилонской башни! "...>> Только соприкасаясь в глубинах своего духа с тем, что космически будет, а онтологически вечно есть, - можно заполнить истинным содержанием христианскую идею прогресса" (В.Ф. Эрн "Сочинения" М., 1991, с.208-209).

Док. 652436
Перв. публик.: 20.07.12
Последн. ред.: 05.10.12
Число обращений: 0

  • Материалы к познанию русской нации, русской мысли.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``