В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен: Северная боль Ионо-Яшезерского монастыря Назад
Наталья Лайдинен: Северная боль Ионо-Яшезерского монастыря

Наталья Лайдинен: Северная боль Ионо-Яшезерского монастыря

Уже много лет я работаю журналистом в Москве и рассказываю в разных изданиях об интересных местах России и мира. В том числе стараюсь, чтобы в столичной прессе появлялось больше информации о Карелии. В этом году я узнала об истории и современности Благовещенского мужского Ионо-Яшезерского монастыря, расположенного неподалеку от села Шокша, где находится знаменитое на весь мир месторождение малинового кварцита. Раньше я не бывала здесь, да и многие жители Карелии, к моему удивлению, ничего не слышали об этом памятнике древнего зодчества. Что уж говорить о тех, кто живет за пределами республики! Мне захотелось написать о монастыре.

Информация, размещенная в Интернете, показалась мне очень противоречивой. Я решила своими глазами увидеть православную святыню, а также побеседовать с людьми, которые неравнодушны к ее судьбе. Несмотря на сравнительно небольшую удаленность от столицы Карелии путь на Яшезеро не из легких, последние километры лесной дороги, размытой проливными дождями, мы преодолевали буквально с "боями". Тем не менее потраченные усилия стоили того. Когда перед глазами путешественника вдруг открывается спокойный озерный пейзаж с дальним силуэтом ансамбля монастыря в тумане, на секунду перехватывает дыхание. Даже не верится, что среди карельских лесов можно обнаружить такое древнее чудо. А между тем давно оставленные и полуразрушенные храмы в Карелии, как и по всей России, к сожалению, не редкость.

Еще несколько десятилетий назад на берегу Яшезера стояла крепкая северная деревня: несколько десятков деревянных домов. Здесь люди жили, трудились, вели хозяйство. Сейчас деревни нет, а уникальный старинный двухэтажный дом с заросшим огородом, сохранился в единственном экземпляре. Для того чтобы попасть с противоположного берега на территорию православной святыни, нужно на лодке переплыть Яшезеро, заросшее осокой и разноцветными кувшинками.

* * *
Место расположения монастыря удивительно красиво. Я бы даже сказала, что в этом карельском уголке чувствуется разлитая в воздухе благодать. Народная молва неспроста называет его местом силы. Но когда оказываешься наконец у стен монастыря, открывается очень печальное, рвущее душу зрелище. Ни одно из строений не сохранилось в первозданном виде, а многие утрачены безвозвратно. А между тем Ионо-Яшезерский монастырь - памятник архитектуры Русского Севера, в этом году официально отмечается его 450-летие.
Основал монастырь один из почитаемых в России святых - преподобный Иона. Согласно каноническому житию, он в раннем возрасте осознал свое предназначение, оставил отчий дом и стал учеником Александра Свирского - великого подвижника российского православия. Получив от него благословение, Иона ушел в дикие северные леса, чтобы в одиночестве осуществить свой духовный подвиг. Монах стал настоящим пустынником, боролся с холодом и гнусом, питался травами, ягодами и грибами. Существует версия, что в давние времена на берегу Яшезера располагалось языческое капище. Именно на его месте, возможно, и начиналось строительство монастыря - руками трудолюбивого Ионы, мастера на все руки, и нескольких его духовных соратников. Писцовая книга 1678 года, содержавшая информацию о земельных участках и условиях хозяйствования, указывала, что в Яшезерском монастыре была одна теплая (с печью) церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца. В келье жил строитель Иона, а в двух других кельях - еще два старца.

Усилия монаха-строителя и его братии были замечены и поддержаны как деятелями Русской Православной Церкви, так и меценатами. После смерти Ионы монастырь в Яшезере существовал трудами немногочисленных монахов. В XVII веке общими усилиями была перестроена церковь Благовещения.

* * *
Помогали монастырю в разные годы простые люди, иноки и известные благотворители. Особенно следует отметить деятельный вклад почетного жителя Петрозаводска, купца первой гильдии Марка Пименова (1799-1865), представителя славной карельской династии предпринимателей, меценатов и государственных деятелей. Корни Пименова из села Шокша, что близ Ионо-Яшезерского монастыря. На его пожертвования в обители был возведен фундамент каменной церкви Преображения с колокольней, обновлены иконы в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Купец-меценат активно помогал и другим монастырям Олонецкой губернии, принимал финансовое участие в строительстве в Петрозаводске Крестовоздвиженского храма, больницы, богадельни, первого в городе Николаевского детского приюта, занимался развитием инфраструктуры. Всего на богоугодные дела и городские нужды Марк Пименов истратил более четверти миллиона серебром - огромную по тем временам сумму.

К сожалению, после Октябрьской революции монастырь разделил трагическую судьбу многих других приходов: его упразднили, имущество национализировали, монахов расстреляли. В стенах обители находились леспромхоз, а также исправительное учреждение. Уникальные памятники архитектуры быстро разрушались под воздействием сурового карельского климата, а шоханские порфиры из кладки монастырских стен XIX века жители окрестных сел растаскивали для хозяйственных нужд.

В последние десятилетия, когда монастырь стоял совершенно бесхозный, в храмах оставляли надписи случайные гости и упражнялись в точности стрельбы охотники. Поэтому стены построек выглядят сейчас так, как будто недавно закончилась война. Страшное зрелище для нашего цивилизованного века. В уцелевшем храме Преображения Господня, сооруженном в XIX веке, пока сохранились стены, но здание круглый год открыто всем ветрам. Зарастают крапивой и постепенно рушатся другие части сохранившегося до наших дней архитектурного ансамбля.

* * *
Между тем определенная работа по спасению монастыря уже много лет ведется теми, кому действительно небезразлична его судьба. Усилиями настоятеля Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря игумена Досифея (Ларионова) к проблеме сохранения памятника культуры и архитектуры привлекается внимание общественности. Деревенские старики еще 13 лет назад с болью рассказывали ему, как на их глазах монастырь из православной святыни превращался в хозяйственный объект и начинал разрушаться.

Для восстановления монастыря требуется не только инициатива деятелей Церкви, но и воля государственных органов. По словам отца Досифея, на протяжении более 10 лет он постоянно обращается в различные инстанции республиканского и федерального уровней с просьбой спасти жемчужину северной архитектуры. Усилиями представителей Православной Церкви проводятся различные мероприятия, в том числе в приходах вепсского края ежегодно отмечается день памяти преподобного Ионы. Мечта игумена Досифея - вернуть монастырь к жизни, провести реставрационные работы, привлечь в северные края монахов и трудников.

На территории Ионо-Яшезерского монастыря производятся раскопки силами карельских археологов. Так, на средства московского мецената-бизнесмена Д.Заволокина, владеющего туристической базой на противоположном берегу озера, в этом году были организованы археологические работы под руководством М.Шахновича, сотрудника Национального краеведческого музея Республики Карелия. В ходе работ, в которых участвовали студенты Петрозаводского государственного университета, был раскопан хорошо сохранившийся каменный фундамент храма Благовещения, а также фундамент более ранней церковной постройки, исследовано находившееся на территории монастыря погребение, выполненное по давней здешней традиции неглубоко, практически под полом. К сожалению, порой труд профессиональных археологов востребуется слишком поздно, многие бесценные свидетельства времени уничтожаются, что серьезно затрудняет работу ученых.

Деревянная церковь Благовещения медленно исчезала буквально на глазах наших современников: по свидетельству Шахновича, еще в 1994 году в ее остове были видны три венца, а на сегодняшний день можно увидеть только раскопанный фундамент. Похожая судьба через несколько лет может ожидать и храм Преображения.

Помимо профессиональных исследователей приезжают в Яшезеро и "черные копатели", деятельность которых может нанести еще больший вред состоянию этого архитектурного ансамбля, являющегося на сегодняшний день выявленным объектом культурного наследия.

* * *
Учитывая тот факт, что чертежей храма Благовещения не сохранилось, даже при наличии средств восстановление церкви может стать очень деликатной и трудной задачей. Без скоординированной программы и поддержки государства справляться с такими масштабными проектами трудно, поэтому сегодня вся надежда на то, что в руководстве Карелии, а также среди бизнесменов найдутся люди, которые захотят объединиться и помочь монастырю и спасти уникальную северную святыню.

Несмотря на полуразрушенное состояние монастыря и непростую дорогу к нему люди продолжают приезжать сюда, услышав рассказы об уникальном памятнике северного зодчества. Некоторые паломники честно признаются, что добираются до труднодоступного Яшезера в надежде на чудо. Житие преподобного Ионы изобилует удивительными событиями. А чудеса, по рассказам жителей, случаются здесь и сегодня. Вполне вероятно, что при условии проведения реставрационных работ, строительстве дороги, доступности для широкой аудитории большей информации о памятнике северного зодчества поток туристов и паломников в эти края может существенно возрасти.

Когда я попадаю в такие места, как Николо-Теребенский монастырь в Тверской области или Ионо-Яшезерский монастырь в Карелии, не устаю задаваться вопросом, почему год за годом продолжают исчезать в нашей стране уникальные памятники архитектуры и культуры? В масштабах России таких мест сотни. И при этом общественность предпочитает хранить молчание и даже не интересоваться тем, что происходит.

Пора собирать камни и успеть сохранить то, что еще можно спасти. В этом году в рамках юбилейных мероприятий планируется проведение научно-практических конференций, издание книг об истории монастыря. Хочется надеяться, что представителям государственной власти, духовенства, ученым и меценатам удастся консолидировать усилия в деле возрождения Ионо-Яшезерского монастыря, а жители Карелии не останутся равнодушными к истории и культурным памятникам родного края.



viperson.ru

Док. 653158
Опублик.: 13.08.12
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``