В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стратегический просчет. О личном и общественном транспорте 15 лет назад. Назад
Стратегический просчет. О личном и общественном транспорте 15 лет назад.
Когда в Советском Союзе в конце 80-х стали бурно разворачиваться политические процессы, а экономический кризис всё более углублялся, в общественном сознании стало внедряться мнение, что США промышленно развитой державой сделал его величество Личный Автомобиль. Ряд тогдашних "новорожденных" партий либеральной ориентации, как, например, Партия свободного труда, даже сделали ключевыми пунктами своих программ положение о том, что из России пешеходной, надо сделать Россию автомобильную, и тогда, развитые экономика и полноценная демократия расцветут на российских нивах пышным цветом. Идея, что развитой капитализм есть демократическая власть, плюс автомобилизация всей страны, стала активно претворяться в жизнь.

Ныне личный автомобиль в России стал примерно тем же, чем в начале 50-х годов в СССР был костюм. Обойтись без него, конечно можно, но социальный статус человека определяется по наличию у него этого, не столь уж нужного, но так необходимого предмета гардероба. Правда, в отличие от костюма, который требует для себя лишь вешалку, да иногда побуждает купить шкаф, автомобиль занимает гораздо больше места, да к тому же является источником вредных выхлопных газов, не говоря уж об общей опасности этой самодвижущейся повозки для окружающих. К тому же без личного автомобиля теперь бывает затруднительно куда-либо выбраться. Если метро в Москве по-прежнему работает до часу ночи, то наземный общественный транспорт всё более уходит в подполье. Если в 1991 году автобусы из Москвы в пригород ходили до часу ночи, а некоторые отправлялись и в 1 час 30 минут, то теперь рассказы об этом воспринимаются как какая-то легенда. Последние автобусы из столицы за пределы "кольца Лужкова" отбывают ныне в 23-40, и редко какой-то одиночка тронется в 00-25 (речь идет о 1997 годе - Ю.М.). На маршрутах всё более автобусов "частных", "коммерческих", "экспрессов", "маршрутных" - они вытесняют общественный транспорт не без выгоды для владельцев. Проезд в результате становиться всё более дорогой, что бьет по жизненному уровню людей.

Те же процессы идут в провинции. Если еще не так давно автобусы повсюду ходили до 23-00, то теперь их движение прекращается в 22-00. Да еще и начинается оно позже. (речь идет о 1997 годе, в 2012 году ситуация несколько улучшилась - Ю.М.)

Нас буквально заставляют пересаживаться в личные автомашины.

Себестоимость проезда на личном транспорте уже почти сравнялась с платой за проезд в транспорте общественном. А лет десять назад разница была в 2-3 а то и в четыре раза в пользу последнего.

Государство, которое стремительно стало капиталистическим, и его опору для коих главное денежная прибыль, понять вполне можно. Общественный транспорт дотационный, он приносит одни убытки и головную боль для аппарата муниципалитетов. Личные же автомобили обывателей - для госорганов и работающих в них поистине "курицы, несущие золотые яйца". Сколько народу кормиться вокруг авто- - милиция, ремонтники, дорожники, эвакуаторщики... Сколько они получают на свое существование - и от государства, и от водителей.... А сколько от этого получения имеют люди, приближенные к власти. И это не говоря о банальных официальных налогах и сборах.

Автовладельцы дают средства для существование миллионов людей.

Среди тех, кто "кормится" от личных авто- нельзя не упомянуть врачей. И не только травматологов, что всем бросается в глаза, особенно во время просмотра по телевизору "Дорожного патруля", но и вообще всех связанных с лечением. Ведь рост числа личных автомобилей, и, следовательно, количества выделяемых ими выхлопных газов, шумов можно напрямую связать с резким ростом в стране легочных заболеваний, с ростом числа аллергиков, больных хроническим бронхитом и астмой. А болезни дыхательной системы отражаются на всех функциях организма. К тому же следует учитывать тот факт, что всевозможные вредные примеси, содержащиеся в маслах и горючем, попадают в конце концов в воду и в почву, оседают на сельхозпродукции, на кормах, поедаемых животными... Да ещё усилившееся шумовое загрязнение... А испарения от солей, посыпаемой зимой на дорогах, и общее засоление из-за этого почв? (речь идет о 1997 годе, когда применялись очень ядовитые реагенты - Ю.М.)

И всё это в совокупности дает колоссальнейший "эффект".

Поэтому, учитывая все эти факторы, интересно, насколько рост числа автомобилей повлиял на уменьшение продолжительность жизни в России? Насколько стало из-за этого хуже её качество? Насколько меньше по этой причине стало рождаться детей?

Ведь теперь чистого воздуха нет практически нет нигде в ближнем Подмосковье, не говоря уж о самой столице. Во всех крупных городах страны, несмотря на то, что стоят промышленные предприятия, атмосфера крайне загрязнена и 90% выбросов дает именно автотранспорт.

Неблагоприятная экологическая ситуация сложилась во всех городах России, где проживает основная масса населения, где сосредоточено большинство русского народа. И, не смотря на приток эмигрантов из стран СНГ, на повышенную рождаемость в кавказских республиках России, на влияние ислама в Поволжье численность населения в Российской Федерации уменьшается со скоростью полмиллиона в год (речь идет о 1997 годе - Ю.М.). И в этом виновато не только падение уровня жизни, стрессы из-за неуверенности в будущем, массовое пьянство и курение, но и ухудшение общей экологической обстановки в стране.



Одна из причин создавшейся ситуации - безудержный рост в стране личного автотранспорта.

За пятилетку число личных автомобилей в стране возрасло нигде невиданными темпами, будто у власти оказалась Партия автомобилистов, начавшая воплощать сои програмные тезисы.

Двукратное увеличение!

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие четыре года численность личных авто- в Москве возрастет еще вдвое...(речь идет о дотефолтовом 1997 годе - Ю.М.)

Каковы будут последствия? Распропагандированного расширения кольцевой автодороги в Москве явно не достаточно - ведь когда "кольцо" строилось впервые оно, вполне справлялось со своими задачами...

Поэтому через пару пятилеток "кольцо Лужкова" если останется в первоначально запроектированных масштабах вновь превратится в "кольцо смерти". А к 2015 году придется расширять полосу или же строить над дорогой вторую трассу.

В Москве же из-за обилия автотранспорта проехать будет вообще невозможно. Архитекторам придется тогда проявить поистине чудеса изобретательности (оплаченной, естественно), а строителям вбухать кучу материалов (естественно, не бесплатно), предварительно насносив массу всего (то-же не за гроши), чтобы хоть как-то выправить положение.

И что дальше?

Те, кто тратит наши деньги на автотрассы, получая от этого сверхдоходы, этими вопросами наверняка не озабочивались.

Как никто не задумывался над тем, что напряженность в мире, борьба за его ресурсы в XXI веке не ослабнет. И на чем станут ездить танки, боевые машины пехоты, летать самолеты необходимые для защиты России от любого потенциального агрессора, если нефть сгорит в движках автомобилей? Россия многим кажется слишком богатой для такого относительно небольшого населения.

Может всё-таки нужен другой подход?

Основанный на конвергенции на концепции индивидуализма, которая предполагает развитие транспорта личного, и концепции коллективизма, предполагающего развитие транспорта общественного?

Ведь прогнозы теоретиков - последователей концепции "звеньев цепи", потянув за конец которой, вытащится все народное хозяйство, не оправдались - роста промышленного производства из-за увеличивающегося числа личных автомашин что-то не наблюдается.. Может быть звено в виде личного автотранспорта выбрано неверно?

Хотя мне могут возразить, что если бы не личный автотранспорт, из-за которого строят дороги и мосты, автостоянки и гаражи, ремонтные мастерские и магазины, благодаря чему масса социально активных людей получает работу, то в стране наверняка давно бы произошел социальный взрыв. А так энергия масс уходит не на разрушение, а работает как бы в созидательных целях...

Возражать не буду. Так оно и есть, но в стратегическом плане такая политика приведет к колоссальному кризису. Правда, творцы нынешней большой политики до него вряд ли доживут - из-за возраста. Поэтому вряд ли в ближайшей перспективе произойдет поворот - слишком велики сейчас финансовые ставки, слишком много денег завязано на личных машинах (поистине золотых повозках) наших сограждан.

Но если мы думаем о будущем Россия и её многонационального народа, который не повторит судьбу скифов (просто и спокойно за пару столетий вымерших, хотя были они - ого-го! - до сих пор о них иногда вспоминаем), то надо делать всё, что бы на общественном транспорте ездить вновь стало выгодно во всех отношениях - в материальном, моральном, временном.

Нужно развивать общественный транспорт, снижая темпы роста числа личных авто.

А там, глядишь, ученые успеют что-нибудь с электромобилем придумать, чтобы он стал не дороже в цене и эксплуатации, чем привычный нам бензиново-дизельный или входящий в моду газовый...

Выхода-то ведь нет, если вдуматься.

Но для поворота стратегии развития нужна политическая воля руководства страны.



Юрий Московский.

Вице-президент Фонджа исследования и моделирования общественных процессов

1997 год

(Московский Юрий Викторович)

Док. 653326
Опублик.: 17.08.12
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Московский Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``