В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Зажигалкин: `Необходимо по-новому взглянуть на роль национальной стандартизации в обеспечении ускоренного развития Smаrt Grid в России` Назад
Александр Зажигалкин: `Необходимо по-новому взглянуть на роль национальной стандартизации в обеспечении ускоренного развития Smаrt Grid в России`
Эксклюзивное интервью с заместителем руководителя Росстандарта Александром Зажигалкиным.

Стандартизация - еще одна "острая" тема для российской электроэнергетики. После реформы РАО "ЕЭС России" и образования целого ряда энергокомпаний отсутствие единых стандартов отрасли не раз становилось камнем преткновения в вопросах развития и модернизации. О том, какие проблемы в этой сфере видят регулирующие органы, как они намерены решать их и как сделать так, чтобы стандарты способствовали инновационному развитию электроэнергетики, портал SmartGrid.ru расспросил заместителя руководителя Росстандарта Александра Зажигалкина.

Smart Grid: Александр Владимирович, как бы Вы охарактеризовали систему нормативно-технического регулирования в электроэнергетике?

Александр Зажигалкин: Основной тенденцией развития электроэнергетики в переходный период является расширение рыночного сектора отрасли. В этих условиях существенно возрастают риски в области системной надежности и надежности энергоснабжения. Как показывает зарубежный опыт, в ряду мер по снижению рисков важное место занимает разработка технических регламентов и национальных стандартов.

В результате движения от монопольного закрытого рынка к конкурентному оптовому и розничному рынкам значительно расширяется круг участников, деятельность которых начинает существенно влиять на функционирование энергосистем. Появляются новые виды разнообразных технологических и сервисных услуг, необходимых для функционирования рынка (измерения, содержания резервов, участия в регулировании частоты, напряжения, участия в действии противоаварийной автоматики и т.п.). Практика показывает, что в отличие от сферы безопасности, где преимущественно используются способы государственного регулирования, отношения участников энергетических рынков, связанные с реализацией и приобретением товаров и услуг, формируются на основе признанных национальных и международных стандартов.

Ответственность государства перед обществом за обеспечение безопасности в электроэнергетике определяет необходимость выработки и реализации отраслевой политики, основанной на использовании современных методов государственного регулирования. Ключевое значение приобретает оптимальное сочетание традиционных административных и рыночных способов управления. Особая роль законодательством здесь отведена техническому регулированию.

До настоящего времени доминирующую роль в техническом регулировании электроэнергетики играют многочисленные ведомственные документы (ПТЭ, ПУЭ, ПБ, НПБ, СНиП и т.п.), национальные, отраслевые стандарты и руководящие технические материалы (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, РД и др.), корпоративные документы (СО, ТУ). Действует более 3000 нормативных документов, значительная часть которых устанавливает избыточные и излишне детализированные нормы, а в ряде случаев регламентирует требования, заданные без учета рисков. Это приводит к неоправданным издержкам в производстве и отрицательно сказывается на правоприменительной практике.

Действующие документы образуют "нормативное поле", требующее обновления, упорядочения и приведения в соответствие с ФЗ "О техническом регулировании". Должна быть проведена реструктуризация фонда нормативных документов. Законом о техническом регулировании предусмотрено применение на практике трех категорий нормативных документов - технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций. Все они являются по существу "техническими правилами", однако отличаются друг от друга по статусу, уровню принятия и сфере применения. Важнейшей задачей реформы технического регулирования в электроэнергетике является разграничение области их использования.

Одновременно необходимо сделать акцент на межгосударственную стандартизацию в части взаимодействий рынков стран-участников Таможенного союза, для установления единых требований к качеству, учету и тарификации электрической энергии.

SG: Какие проблемы Вы могли бы назвать в сфере стандартизации? Какие видите пути и механизмы их решения?

АЗ: Имеет место устойчивое отставание темпов и качества развития стандартов от темпов реформирования отрасли. Научно-технический уровень действующих документов не соответствует потребностям национального и глобального рынков. Недопустимо низкими являются показатели международной гармонизации. По экспертным оценкам, уровень международной гармонизации национальных стандартов в данной отрасли составляет в среднем 23% против 80-90% за рубежом. Для сравнения: общий уровень гармонизации всего фонда национальных стандартов в России составляет сейчас около 45%, а в промышленно развитых странах доходит до 65-70%.

Структура фонда стандартов не позволяет решать в полном объеме задачи реформирования отрасли. Более 70% фонда - стандарты на продукцию, и практически отсутствуют стандарты на процессы управления энергетическими системами, в области системной надежности, экологии энергопроизводства и охраны труда, на технологические и сервисные услуги, оказывающие существенное влияние на качество энергоснабжения.

Можно утверждать, что нормативная база электроэнергетики вошла в серьезное противоречие с целями стратегии реформирования отрасли и требует глубокой модернизации, причем в ближайшей перспективе этот процесс будет протекать в условиях влияния целого ряда негативных факторов. Предстоит ликвидировать образовавшийся разрыв между уровнем национальных и международных стандартов. Применение международных и европейских стандартов в качестве основы национальной регуляторной базы позволит передать в отрасль апробированные рынком технические правила и инновационные технологии, обеспечить свободу продвижения энерготоваров и услуг на глобальный энергетический рынок. Особенно важным наличие собственной нормативно-технической документации становится при ее применении для доказательства соответствия объектов регулирования обязательным требованиям технических регламентов.

Что же касается саморегулируемых стандартов, то можно рассмотреть различные зарубежные примеры их разработки. Так, например, в Северной Америке создана и успешно функционирует Североамериканская корпорация по надежности электрической системы (NERC), которая является саморегулируемой организацией и оперирует под надзором Федеральной Энергетической Комиссии США и правительств ряда Канадских штатов. В Великобритании субъекты технологической инфраструктуры являются разработчиками важнейших документов в области функционирования электроэнергетики и газовой отрасли. Аналогичным образом, Системный кодекс Индии принимается Центральной энергетической регулирующей комиссией на основании системных стандартов, разрабатываемых субъектами технологической инфраструктуры. Считаю, что этот опыт будет полезен для развития нормативной базы в России.

SG: Сегодня в отрасли ведутся активные разговоры о концепции Smart Grid и перспективах ее реализации. Какой Вы видите модель Smart Grid в российской энергетике?

АЗ: В вопросе Smart Grid серьезное внимание уделяется электрической сети, которая всегда строилась как система односторонней передачи. Она состояла из одной или нескольких очень мощных генерирующих станций, связанных с потребителями энергии. Переход к возобновляемым источникам энергии и появление новых интеллектуальных устройств требуют иного подхода - строительства интеллектуальной одноранговой сети. К примеру, сегодня на крышах домов часто устанавливаются солнечные батареи, а многие домовладельцы пользуются собственными небольшими генераторами. Это значит, что энергия и информация должна идти не только к потребителям, но и в обратном направлении.

Таким образом, должны передаваться не только электричество, но и данные. Необходимо в реальном времени оценивать спрос и адаптировать его к предложению. В этом смысле технология Smart Grid решает множество проблем, стоящих перед энергетическими компаниями. Smart Grid - это интеллектуальные счетчики, динамическое управление электросетями, регулирование спроса, повышение безопасности и экономия расходов, оптимизация работы энергосистемы в целом.

"Умный" счетчик, устанавливаемый у потребителей, может передавать данные о потреблении энергии практически в реальном времени, помогая потребителю принимать обоснованные решения о том, сколько энергии использовать и в какое время суток.

Такой подход даст преимущества не только потребителям, но и энергетическим компаниям, которые повысят эффективность своих процессов за счет удаленного управления счетчиками.

Мировые сети электропередач проектируются для удовлетворения пикового спроса, но строительство и эксплуатация избыточных мощностей на случай, если в час пик кому-то понадобится лишний киловатт, обходятся очень дорого. К тому же появляются огромные генерирующие мощности, которые большую часть времени простаивают.

Технологии Smart Grid в электросетевом комплексе позволяют регулировать спрос, сдвигая его по времени. Вместо того, чтобы использовать всю энергию в дневное время, мы можем запускать целый ряд устройств в часы минимальной нагрузки (как правило, ночью). При этом, повышается эффективность работы энергетических компаний и обеспечивается экономия потребителей энергии.

Развитие "интеллектуальных" сетей в значительной степени связано с развитием альтернативных источников энергии (солнечных, геотермальных и других). Контролировать электричество, поступающее из этих источников практически невозможно. Ведь мы не можем заставить ветер дуть сильнее или солнце светить ярче. Поэтому и необходима технология, которая в то время, когда потребность в электричестве можно будет удовлетворить при помощи гейзеров, воды, будет отключать подачу энергии с тепловых станций и, наоборот, подавать электричество с контролируемых станций, когда недостаточно альтернативной энергии.

В России элементы системы Smart Grid только начинают внедряться. Примером их использования является общемировой проект "умный город" (программа полной реконструкции и модернизации инфраструктуры города). В число его участников вошел и российский город Белгород. В нем уже действует "умное" освещение, которое дает возможность контролировать энергопотребление, состояние сетей, количество работающих ламп, а также поэтапно управлять уличным освещением, то есть менять количество работающих фонарей в зависимости от условий видимости, количества людей на улице и других факторов. В ряде распределительных сетей установлены специальные устройства, помогающие с большой точность определить, в каком месте произошел разрыв проводов и отключить только небольшое количество потребителей электроэнергии. В некоторых домах имеются интеллектуальные счетчики, позволяющие получить информацию о том, сколько электроэнергии было потрачено в тот или иной период времени (например, за ночь), сколько электричества потребляет холодильник или стиральная машина, узнать об уровне напряжения в сети.

SG: Как сейчас обстоят дела с развитием Smart Grid в России?

АЗ: В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по развитию Smart Grid. Во исполнение решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 N4 при координации Минэнерго России проводится работа по формированию технологической платформы "Интеллектуальная энергетическая система России", однако в основных направлениях деятельности этой платформы не нашли достойного отражения вопросы стандартизации Smart Grid.

Национальная стандартизация является важным фактором государственной социально-экономической политики, но фактически не используется в должной мере государственными и рыночными институтами для повышения конкурентоспособности российской экономики.

С учетом существующих мировых тенденций необходимо по-новому взглянуть на роль национальной стандартизации в обеспечении ускоренного развития Smart Grid в России.

SG: Что способствует и что мешает внедрению принципов Smart Grid?

АЗ: Основными проблемами, которые препятствуют распространению Smart Grid в России, являются: слабое развитие нормативной базы значительное количество потребителей, предъявляющих разные требования к качеству электрической энергии; отсутствие надежных накопителей энергии; значительные финансовые вложения при внедрении Smart Grid и последующем обслуживании.

В первую очередь, при решении проблем применения Smart Grid следует обеспечить развитие нормативной базы путем разработки национальных стандартов, гармонизированных с международными. Это позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции и технологий, передать российскому рынку новые знания и обеспечить свободу продвижения товаров и услуг отрасли на глобальный рынок. Особая роль национальных стандартов предполагается при их применении для доказательства соответствия объектов технического регулирования требованиям техрегламентов.

Построение Smart Grid приведет к более эффективному использованию энергии, интеграции и распределению энергии из альтернативных источников, диагностированию и устранению возникающих проблем в автоматическом режиме, сокращению затрат энергоресурсов и выбросов углекислого газа в атмосферу.

SG: Будут ли в России производиться элементы и оборудование для формирования технологической основы Smart Grid?

АЗ: Отечественная промышленность по производству элементов и оборудования Smart Grid недостаточно конкурентоспособна и существенно отстает от развитых стран в этой сфере.

Производство элементов и оборудования для формирования нового технологического базиса в значительной степени сдерживается фактическим отсутствием нормативного обеспечения в области Smart Grid в России. Разработка нормативного обеспечения в области Smart Grid позволит:
o повысить конкурентоспособность отечественной продукции (технологий) за счет повышения уровня гармонизации национальных и международных (региональных) стандартов;
o создать доказательную базу для оценки соответствия продукции (процессов) требованиям технических регламентов;
o обеспечить научно-технический прогресс и продвижение Smart Grid на внутренний и внешний рынки;
o снизить производственные издержки на внедрение новых технологий за счет применения типовых и отработанных технических решений, сократить затраты времени на получение разрешительных документов и проведения сертификации (декларации) продукции.

Применение международных стандартов (ИСО/МЭК) в качестве основы национальных стандартов позволит передать российскому рынку новые знания, обеспечить свободу продвижения товаров и услуг отрасли на глобальный рынок и создать условия для развития малого и среднего бизнеса в научно-технической и производственной сферах. Применение современных национальных стандартов позволит сократить в 3-4 раза издержки на создание и вывод на рынок конкурентоспособной продукции и технологий.

SG: В чем отличие в подходах к построению Smart Grid в России и за рубежом?

АЗ: В настоящее время в международных организациях по стандартизации большое внимание уделяется вопросам стандартизации Smart Grid. Международной электротехнической комиссией (МЭК) при участии Международной организации по стандартизации (ИСО) создана Стратегическая группа 3 (СГ 3), которая осуществляет координацию работ в этой области. МЭК, и в частности СГ 3, тесно сотрудничает с организациями, заинтересованными в развитии Smart Grid, включая Национальный институт стандартов и технологий США.

В России отсутствует технический комитет (ТК) по стандартизации в области Smart Grid. Как показали проведенные исследования, уровень гармонизации национальных стандартов по Smart Grid в России по состоянию на 1 июля 2011 года не превышает 6%. Для того, чтобы улучшить существующую ситуацию, необходимо провести работы по сравнительному анализу фондов национальных и международных стандартов, действующих в области Smart Grid, и разработать перспективную программу развития стандартизации Smart Grid.

Реализация разработанной программы должна ликвидировать образовавшийся разрыв между уровнем национальных и международных стандартов. В связи с этим необходимо создать технический комитет по стандартизации в области Smart Grid и обеспечить его участие в международной деятельности в рамках СГ 3.

Источник: SmartGrid.ru

Док. 653920
Перв. публик.: 16.09.11
Последн. ред.: 06.09.12
Число обращений: 0

  • Зажигалкин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``