Вячеслав Тихонов: `Я - артист. Просто хороший артист`Назад
Вячеслав Тихонов: `Я - артист. Просто хороший артист`
Когда Тихонов был совсем молодым актером один тоже молодой и амбициозный режиссер пообещал сделать из него советского Жерара Филипа. В ту пору французский красавец сводил с ума подвигами в образе Фанфан - Тюльпана, смело сражаясь с глупыми и неуклюжими французскими буржуа, и щедро раздавая направо и налево землю, мясо, вино и женщин, обожавшим его простолюдинам.
Молодой артист лишь застенчиво улыбнулся в ответ.
Прошло много лет. Станислав Ростоцкий, а именно так звали режиссера, своего слова не сдержал. Хотя, надо сказать, сыграл огромную роль в творческой судьбе актера.
Вячеслав Тихонов, а именно так звали молодого артиста, сам стал в советском кино явление не менее значимым, чем Жерар Филлип во французском.
Я говорила с Тихоновым накануне его дня рождения. Самый титулованный актер советского кино, Вячеслав Васильевич корректен и предельно вежлив. Любимец публики живет скромно, среди близких, любящих его людей, совсем не по - звездному.
Со статуса "звезды" и началась наша беседа.
- Вячеслав Васильевич, Ваш образ жизни совершенно не соответствует общепринятому "звездному статусу". Вы - народный артист СССР, лауреат престижных премий, кавалер многих наград, среди которых есть и орден Ленина, почему Вы живете так скромно и уединенно?
- Во - первых, Наташа, я совершенно не считаю себя "звездой". Да, честно говоря, и не понимаю значения этого слова. Я - артист. И если мне дали звание "народного", значит, без ложной скромности скажу, что хороший. Просто хороший артист.
- Наверное, в том, что Вы стали хорошим артистом сыграло умение отказываться от плохих ролей? Или считаете, что хороший актер и из плохой роли конфетку сделает?
- Плохая роль - она плохая и есть. Конечно, можно вылезать "из кожи", стараясь её приукрасить, но это не выход.
- Хорошо, когда и актер и роль совпадают?
- Да. Тогда наступает полное единение и легче играть. Вернее надо не играть, а просто жить жизнью своего героя. Как говорил мой педагог по мастерству профессор Борис Бибиков - " не надо хлопотать мордочкой". Надо жить на экране, а не играть. Тогда и зритель поверит тебе.
- Вы постоянно живете в загородном доме. Не скучаете по столичной суете? Или сейчас хочется тишины, как в детстве, в Вашем родном Павловском Посаде?
- Я действительно родился в подмосковном Посаде. Тихий, провинциальный городок. Обычный деревянный домишко, обычная, ничем не примечательная семья, обычное мальчишеское детство.
- Вы были домашним мальчиком или все больше на улице пропадали?
- Домашним я никогда не был. Средним, так сказать. Хулиганил понемножку. Любил с ребятами лазать через забор к соседям - воровать яблоки.
- Но и ведь в своем саду их полно?
- Да, о здесь играл роль фактор риска. Смогу - не смогу. Такая крупинка героизма, пусть по-детски наивного, которая обязательно должна быть в каждом мужчине. Я даже наколку со своим именем сделал, что самому себе доказать, что не боюсь боли.
- Почему со своим именем, Вячеслав Васильевич?
- Тогда еще любимой девушки не было-)
- Но в Вас эта крупинка достаточно больших размеров, судя по героям сыгранных ролей. Всю жизнь Вы играли положительных персонажей. Кажется, что даже злодей в Вашем исполнении был бы умен и интеллигентен. Не предлагали Вам роли отрицательных персонажей?
- Предлагали. Правда, не часто. Но я всегда считал, что соглашаясь на такие роли, я смогу обидеть своих зрителей. Ведь они привыкли меня видеть в другом образе.
- Ваши герои часто воевали. На их долю выпало много испытаний. Гражданская, обе мировых войны, и даже Отечественная 1812 года. Какой след в Вашей жизни оставила война?
- По возрасту я конечно не воевал. Пока шла война, я с друзьями учился в ремесленном училище токарному делу. Учились старательно, особенно рады были практике, понимая, что этим мы тоже помогаем фронту, своими детскими силами приближаем победу.
- Кем Вам советовали стать родители? Инженером?
- Нет, они хотели, что бы я поступил в сельскохозяйственную академию. Когда объявил о решении стать артистом, для родителей это был, выражаясь современным языком, настоящий шок.
- Вас сразу приняли?
- Нет. Сначала сказали, что я не фотогеничен. Спасло то, что в послевоенное время среди абитуриентов были в основном девочки, ребята еще не демобилизовались. Поэтому меня взяли пробно - на один семестр. Я очень старался, чувствовал большую ответственность, и хорошо сдав экзамен по актерскому мастерству, стал настоящим студентом.
- Ваша первая роль в кино была именно в студенческие годы?
- Да. Это был фильм "Молодая гвардия". Там я снимался вместе с Нонной Мордюковой.
- Ваша фильмография достаточно обширна. Практически все картины достойны внимания и публики и критиков. Но Вы всегда в своих интервью избегаете говорить о своей звездной роли Штирлица. После оглушительного успеха, наверное пожизненно чувствуется себя штандартенфюрером?
- Может это и покажется странным, но основную роль в моей актерской судьбе сыграл фильм "Дело было в Пенькове". Станислав Ростоцкий дал мне путевку и в большое и кино, и можно сказать в жизнь. Я ему за это очень благодарен. С "Пенькова" началась наша настоящая мужская дружба, которая длилась много лет, до самой смерти Станислава Иосифовича. Я и сейчас чувствую, как мне его не хватает.
- Мне кажется, что иногда актера к его звездной роли приводит сама судьба. Вы хотели сыграть князя Болконского в "Войне и мире" Сергея Бондарчука. Но если бы Козинцев не пригласил в "Гамлет", уже утвержденного Бондарчуком Иннокентия Смоктуновского, то не было таких блистательных ролей, как ваш Андрей Болконский, и принц Датский в исполнении Иннокентия Михайловича.
- Да, но после того, как Смоктуновский уехал на съемки в Питер, некоторое время шел разговор о кандидатуре Стриженова.
- Вы хотите сказать, что Бондарчук в Вас совершенно не видел князя Андрея?
- Похоже, что так. Я тогда весело и азартно снимался в "Оптимистической трагедии" у Самсонова. Попробовать меня на роль Болконского режиссеру посоветовала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева.
- Были её любимчиком?
- Вовсе нет. Она просто была очень профессиональным человеком, вникала в наши "киношные" дела и проблемы.
- В роли князя Андрея Вы очень органичны. Откуда в Вас это внутренний аристократизм? Понятен и предсказуем Янковский в роли Камышева, он действительно дворянин по рождению. Но Вы, мальчик из простой рабочей семьи?
- Мне духовно близки поступки Болконского, его отношения к родным и близким людям. В любую роль актер вкладывает частичку себя.
- Как сказал Марк Захаров, "притворяться можно кем угодно, нельзя притвориться интеллигентным человеком". В Вас есть внутренняя, не приобретенная интеллигентность. Она помогает Вам в жизни?
- Скорее всего, моя жизнь с этим качеством более комфортна. Я умею адекватно общаться с людьми, умею слушать и понимать.
- Мишель Монтень писал, что умение молчать - это один из признаков интеллигентности. Вы умеете столько сказать без слов... Одна встреча Штирлица с женой в кафе чего стоит.
- Я тоже считаю эту сцену удачной. Этого эпизода не было в сценарии, мне очень помог полковник КГБ, бывший резидент нашей разведки в Великобритании, который много рассказал о будничной работе разведчиков.
- Несколько слов о Вашей работе с Лиозновой. Когда приступали к съемкам, наверное и предположить не могли, какая всенародная любовь буквально обрушится на Вас.
- Конечно, нет. Фильм снимали как обычный военный детектив. Необычным было разве что количество серий.
- Мне кажется, что успех картины во многом определило то, что впервые в советском прокате немцы были показаны, как умные и достойные соперники. В других же картинах они выглядели просто дураками, поэтому и было непонятно, почему и с кем мы воевали долгих 4 года.
- Вы правы, Наташа. Изучая документы, я лишний раз убедился, что немецкая разведка и контрразведка состояла из профессионалов высокого класса.
- Устали от слава штандартенфюрера?
- Честно говоря, да. Была опасность стать заложником этой роли. И я очень благодарен судьбе за то другие важные для меня роли.
- После надменного холеного и аристократичного немца, Вы замечательно сыграли в фильме "Они сражались за Родину" по роману Шолохова. И уж совсем пронзительной была роль Ивана Ивановича в "Белом Биме". Фильм сильнейший по эмоциональному накалу. Я знаю случай, когда посмотрев картину, одинокая пенсионерка на свои средства организовала приют для брошенных и бездомных животных.
- Замечательно, если мои работы находили такой отклик в сердцах зрителей.
- Вячеслав Васильевич, Вы жалеете о каких-то не сыгранных ролях?
- Наверное, нет. Я всегда чувствовал себя нужным и востребованным. Другое дело, иногда отказывался от ролей, будучи неуверенным в себе. Но судьба была благосклонна ко мне, я много снимался. Даже, в так называемые года "безкартинья", когда после начала перестройки кино стало сплошь коммерческим, я играл достаточно много.
- А сейчас предлагают роли?
- То, что предлагают - это неинтересно.
- Что Вы можете сказать о современном кинематографе?
- Он свершено другой. Другой уровень, другая направленность, идеология, если хотите.
- А кто из современных актеров Вам нравится?
- Есть интересные и талантливые ребята, но я бы не хотел называть имен, что бы не обидеть остальных.
- Ваш уединенный образ жизни - потребность или вынужденная необходимость?
- Скорее всего, это осознанная необходимость. Я люблю оставаться наедине со своими мыслями. В то же время, я не чувствую себя одиноким. Со мной рядом родные люди - дочь, внуки.
На дачном участке Тихонова стоит указатель с тремя стрелками - Павловский Посад, Пеньково, Берлин.
До Павловского Посада совсем близко. До Берлина совсем далеко. Это символично. Потому что Тихонов - русский.
Поскреби немного любого русского, найдешь татарина, - сказал на встрече с журналистами премьер Путин.
И если "немного поскрести" аристократичного Андрея Болконского, умного и надменного Штирлица, трогательного Ивана Ивановича, испуганного архивариуса Шарлеманя, мудрого человека с нимбом из "Андерсена", то под этими образами был и остается замечательный русский актер - Вячеслав Васильевич Тихонов.
Наташа Николаева
май 2009
http://www.kino-teatr.ru/kino/person/158/