В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
3. Усилия России по переходу к низкоуглеродной экономике и возобновляемым источникам энергии Назад
3. Усилия России по переходу к низкоуглеродной экономике и возобновляемым источникам энергии
Объем скопившихся в России опасных отходов превысил 30 млрд тонн[1]

Д. Медведев

На протяжении последних десятилетий центр тяжести экологической
дипломатии уверенно сместился к проблеме изменения климата[2]

Т. Авдеева


Сегодня уже не вызывает сомнений "тесная связь проблемы изменений климата со стратегиями развития. В первую очередь речь идет о традиционной энергетике, потому что именно она является главным эмитентом парниковых газов от сжигания ископаемого топлива. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), для удержания концентрации СО2 в атмосфере на неопасном для климата уровне (450 частей на миллион) странам фактически необходимо совершить экологическую и энергетическую революцию, пройдя пик использования углеводородных носителей не позднее 2020 года и перейдя впоследствии на преимущественно низкоэмиссионные и возобновляемые виды энергетики - газ, чистый уголь, атом, гидроресурсы, ветровую, солнечную, волновую, геотермальную и приливную энергетику. При этом главным средством достижения этих революционных перемен эксперты называют кардинальное повышение энергоэффективности экономики, чтобы в 2050 году производить каждый доллар ВВП, используя лишь половину энергии, необходимой для этого в 2002 году. По оценкам, эти меры могут потребовать до 430 млрд долл. в год дополнительных инвестиций.

Идея низкоэмиссионного развития лежит в основе "Нового зеленого курса" в мировой экономике, провозглашенного ООН в конце 2008 года. Данный курс предполагает переориентацию мирового экономического развития на новую технологическую базу как путь к решению двуединой задачи - оживления экономического роста и противодействия изменениям климата. Развитие низкоуглеродной энергетики и повышение энергоэффективности прекрасно соответствуют долгосрочному стратегическому курсу всех ведущих экономик мира - сократить свою зависимость от импортных ископаемых энергетических источников, при этом обеспечивая свои растущие потребности в энергии"[3].

Предпринимаемые в последние годы российской властью шаги свидетельствуют о желании сделать задачи формирования новой низкоуглеродной экономики и повышения устойчивости социально-экономической системы страны перед прогнозируемыми климатическими изменениями одним из приоритетов национального развития. Этому, в частности, было посвящено специальное заседание Госсовета 9 июня 2011 года, проходившее в нижегородском городе Дзержинске, олицетворяющем в России экологическую катастрофу, где министр природных ресурсов и экологии Ю. Трутнев признал, что для решения первоочередных экологических проблем требуется 200 млрд рублей, а общие расходы оценить "вообще невозможно"[4].

К осени 2011 года Минприроды РФ подготовило пакет из шести законопроектов об улучшении системы защиты окружающей среды и о ликвидации экологического ущерба.

В их числе, в частности, закон о защите морей от нефтяного загрязнения и закон об экологическом мониторинге, предполагающий объединение существующих сейчас 14 видов мониторинга в единую систему. Кроме того, Минприроды подготовило закон об экологическом аудите, о совершенствовании системы нормирования выбросов об экономическом стимулировании переработки отходов и закон об особо охраняемых территориях.

По словам Трутнева, три законопроекта находятся на рассмотрении в Госдуме, два из них уже прошли первое чтение. Еще два законопроекта находятся в правительстве, на их рассмотрение потребуется от одной до трех недель, на еще один законопроект министерству необходимо около месяца.

Президент посоветовал Госдуме быстрее работать с тремя экологическими законопроектами, рассматривая их как приоритетные.

"Хотел бы обратиться к Государственной Думе с предложением все-таки быстрее работать над этими документами, рассматривая их как приоритетные" [5], - сказал Медведев.

Вместе с тем эти законопроекты, по мнению руководителя WWE И. Честина, "просто выхолощены с точки зрения экономически стимулирующих механизмов"[6].

Президент России на заседании Госсовета по экологии также поручил рассмотреть вопрос о ратификации двух международных конвенций, подписанных Россией еще в 90-е годы - "конвенции Эспо" об оценке воздействия на окружающую среду) и Орхусской конвенции (регулирующей доступ к информации об окружающей среде).

Как справедливо заметил президент России Д. Медведев на конференции в Копенгагене, "Россия в настоящий момент является мировым лидером по сокращению эмиссии парниковых газов. На нашу страну приходится половина мировых объёмов сокращений эмиссии за последние 20 лет. И это в существенной степени компенсировало прирост вредных выбросов, наблюдавшихся в других странах"[7].

Значительным шагом стало участие президента России Д. Медведева в работе Конференции ООН в Копенгагене... Россия занимала на переговорах достаточно последовательную позицию. Президент Дмитрий Медведев на саммите заявил, что Россия готова сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 25%, если считать за базу 1990 год, что обеспечит общее снижение выбросов парниковых газов более чем на 30 млрд тонн за 30 лет с 1990 по 2020 год. Президент сказал о необходимости заключения юридически обязывающего соглашения, всеобъемлющего и базирующегося на принципах справедливости и общей (но дифференцированной в зависимости от уровня развития страны) ответственности.

Также, по мнению президента, в глобальном соглашении обязательно должна быть учтена роль лесов - основных поглотителей парниковых газов, а также приемлемые условия передачи развивающимся странам современных технологий.

"По мнению РСоЭС, заявленные президентом цели сокращения выбросов - это безусловный шаг вперед в позиции России, которая до лета 2009 года вообще не озвучивала целей снижения. Но с учетом резкого спада выбросов в 90-е годы прошлого столетия, это обязательство соответствует росту выбросов от уровня сегодняшнего дня более чем на 10%, и не означает принятия существенных мер энергоэффективности. РСоЭС считает, что в период до 2020 года Россия должна, как минимум, удерживать выбросы парниковых газов на предкризисном уровне 2007 года (65% от уровня 1990 года без учета поглощения лесами) и предпринимать действия к снижению выбросов, что означает цель снижения выбросов -35%"[8].

Реализация как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов потребует принятия новых, более жестких мер, которые могли бы повысить энергоэффективность экономики России, и тем самым внести вклад страны в глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата.

На долю России приходится примерно 6% выбросов парниковых газов развитых стран. В настоящее время по объемам выбросов она занимает четвертое место после Китая (24%), США (21%) и Индии (8%) или пятое с учетом ЕС (12%). На долю всех этих субъектов мировой политики приходится 71% глобальных выбросов СО2[9].

Основной источник выбросов парниковых газов в России - энергетический сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов (36,5%). Второе место занимает добыча угля, нефти и газа (16%), третье - промышленность и строительство (12,9%). 11,6% приходится на сферу землепользования и лесного хозяйства; 7,7% - на транспорт; 5,3% - сельское хозяйство; 10% - другие сектора[10].

Таким образом, наибольший вклад в снижение выбросов парниковых газов в России может внести реализация огромного потенциала энергосбережения. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии (около 350 млн тонн условного топлива). В основном он приходится на производство электроэнергии, передачу и распределение тепловой энергии, отрасли промышленности и непроизводительные энергопотери в зданиях.

На это обратил внимание Д. Медведев, выступая в Копенгагене в декабре 2009 года: "Глобальная климатическая сделка, о которой мы все говорим в этом огромном зале, где присутствуют практически все государства, существующие на нашей планете, это не звонкий лозунг, а на самом деле реальный шанс для масштабного внедрения чистых, энергоэффективных и низкоэмиссионных технологий"[11].

Согласно прогнозам Минэкономразвития России, 80-85% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. должно быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики страны[12].

До наступления мирового финансового кризиса в период с 1998 года в России происходило устойчивое снижение энергоемкости и "углеродоемкости" ВВП (в среднем около 5% в год). Максимальное снижение энергоемкости ВВП составило 7,5% в 2000 г.

Реализация отраслевой программы энергосбережения в электроэнергетике России уже в первой половине 2000-х гг. привела к улучшению показателей эффективности использования топлива и энергии начиная с 1999 г. Удельный расход топлива на выработку электроэнергии снизился на 1,8 г/кВт ч, тепловой энергии - на 0,7 кг/Гкал, расход электроэнергии на собственные нужды - на 520 млн кВт ч или на 2,8 %. Общая экономия топлива и энергии только в 1999 г. достигла 3,8 млн т.у.т. (в том числе от реализации программы энергосбережения - 1,2 млн т.у.т.) или 0,02% от общего расхода топлива по сравнению с 1998 г. Сокращение эмиссии СО2 по сравнению с 1998 г. составило 15 млнт СО2/год (в том числе 2,5 млнт СО2/год по программе энергосбережения).

В 2008 году удельная энергоемкость экономики по сравнению c 2007 г. уменьшилась на 4,7%, что позволило при росте ВВП за год на 5,6% ограничиться увеличением потребления первичных топливно-энергетических ресурсов на 0,6%. По сравнению с 2000 г. при росте ВВП за период на 65,1% внутреннее потребление первичных энергоресурсов увеличилось на 10,0%.

В последнее время вопросы энергосбережения и энергоэффективности приобрели особую актуальность и вошли составной частью в такие программные документы, как "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.".

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности отнесено Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год к числу важнейших направлений модернизационной политики Правительства России на ближайшие годы.

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 г. энергоёмкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г., а также обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

В целях реализации Указа Президента России в 2009 г. предусматривается разработать и принять государственную программу энергосбережения, предусматривающую массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Продолжается разработка проектов федеральных законов "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", "О теплоснабжении", пересматриваются положения Федерального закона "О техническом регулировании".

Реализуются ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг." и ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", предусматривающие в том числе создание и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий.

В результате намеченных мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению предполагается снизить энергоемкость ВВП по отношению к уровню 2008 г. на 15% в 2012 г., обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 45 млн т.у.т. в 2012 г. В соответствии с прогнозом, средневзвешенный удельный расход топлива на отпуск электрической энергии снизится к 2020 г. до 286,1 т.у.т./кВт ч.

Доля возобновляемых источников энергоресурсов в общем объеме производства первичных энергоресурсов в России пока совсем невелика: 0,1% (без учета древесного топлива, доля которого составляет около 0,3%).

Однако общий потенциал использования в Российской Федерации возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и др.) огромен. Общий технический потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России составляет около 4,6 млрд т.у.т. в год, что в 5 раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млн т.у.т., что составляет около 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране[13].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2005 г. N 653 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о гранте Глобального экологического фонда для финансирования подготовки проекта "Российская программа развития возобновляемых источников энергии" предусмотрено развертывание исследований и формирование в России условий для развития потенциала возобновляемых источников энергии. Как ожидается, в 2009 году будет развернута практическая реализация этой программы.

Важным шагом в области развития возобновляемой энергетики в России стало принятие Правительством Российской Федерации Распоряжения от 8 января 2009 г. N1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года". Распоряжением устанавливается, что к 2020 году доля возобновляемых источников энергии в совокупном балансе и потреблении электроэнергии страны (за исключением гидроэлектростанции установленной мощностью свыше 23 МВт) должна составить 4,5% против сегодняшних 0,1%.

Завершается проект TACIS "Возобновляемые источники энергии и реконструкция ГЭС малых мощностей"[14].


_____________

[1] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[2] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2.

[3] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2. C. 71.

[4] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[5] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[6] Там же.

[7] Конференция ООН по проблемам глобального изменения климата / Официальный сайт Президента России. 18 декабря 2009 г. / http://news.kremlin.ru

[8] Итоги климатической конференции ООН в Копенгагене / Эл. СМИ "Российский социально-экологический союз". 5 января 2010 г. / http://www.rusecounion.ru

[9] Данные Секретариата РКИК ООН, 2006.

[10] Юлкин М.А. по данным секретариата РКИК ООН: Структура выбросов парниковых газов в России / Уральский центр энергосбережения и экологии [Электронный ресурс] http://www.ucee.ru/index.php?main=publication&id=100053

[11] Конференция ООН по проблемам глобального изменения климата / Официальный сайт Президента России. 18 декабря 2009 г. / http://news.kremlin.ru

[12] Изменение климата.ру / Эл. ресурс / http://www.climatechange.ru/ node/55

[13] Изменение климата.ру / Эл. ресурс / http://www.climatechange.ru/ node/55

[14] Изменение климата.ру / Эл. ресурс / http://www.climatechange.ru/ node/55

Док. 654444
Опублик.: 24.09.12
Число обращений: 0

  • Юлкин Михаил Анисимович
  • Книга 2. Международная безопасность как следствие идеологической парадигмы мирового развития

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``