В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вся власть лавочникам? Назад
Вся власть лавочникам?
Как-то раз в 1997 году Борис Немцов заявил, что малый бизнес дает 12% внутреннего валового продукта России, и "вклад малого бизнеса в экономику России существенно больше, чем то, что дают "Газпром" и РАО "ЕЭС России". А раз так, то "в малом бизнесе в России должно быть занято не 12 миллионов человек, как сейчас, а 30-40 миллионов". В этих высказываниях непонятно многое.

Во-первых: откуда цифра в 12% внутреннего валового продукта? Как это подсчитано? Не занижены, или наоборот - не завышены ли цифры? И что отнесли к этим 12% - стоимость товаров, произведенных малым бизнесом, или же и стоимость предоставленных им гражданами услуг? И сколько процентов от этого платиться в виде налогов? Известно, что на долю предприятий топливно-энергетического комплекса приходится до 70% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет страны. А сколько дал так называемый "малый бизнес"? И это при том, что на предприятиях ТЭКа трудятся в несколько раз меньше людей, чем ныне занято частным предпринимательством всех видов.

Во-вторых: откуда взялась цифра в 12 миллионов человек? Кто под этим подразумевался? Только те, кто сделал малое предпринимательство своей основной профессией, или же в это число входят и те, кто работает, например, офицером, и вынужден, в силу проводимой в стране политику "младореформ" совмещать эту деятельность с бизнесом. Входит ли в названное Немцовым число занятых малым бизнесом охранники частных предприятий, подрабатывающие в этой роли милиционеры, занятые разборками с коммерсантами и гражданами рэкетиры? Большинство наших частных банков, являющихся по мировым меркам довольно-таки мелкими (правда, успешно прокручивающие немалые налоги, собранные государственными органами с крупных предприятий, прежде чем они дойдут до бюджетников) это предприятия малого бизнеса или как? По некоторым подсчетам уже теперь число тех кто, кто так или иначе, на постоянной или на временной основе, занят "малым бизнесом" перевалило за 50% от всех граждан страны, включая пенсионеров, вынужденных заниматься торговлей, чтобы хоть как-то просуществовать.

И, наконец, в третьих. Если стратегическая цель - перевести в "малый бизнес", то есть в число тех, кто в трудоспособном, не пенсионном возрасте, сделал своей основной работой занятие кустарным производством и мелкооптовой продажей с рук еще 28 миллионов человек, то остается только вздрогнуть, так как никаким другим способом, кроме как массовой ликвидацией еще существующих предприятий и научных учреждений, увеличением пенсионного возраста эту задачу решить невозможно.

Это означает, что все разговоры "младореформаторов" насчет поддержки промышленности страны - болтовня на публику. Реальный курс другой - уничтожение промышленного потенциала нации и государства, низведение его до уровня самых отсталых стран, превращения России в действительную "Верхнюю Вольту с ракетами".

В мире предприятие считается крупным, если там занято свыше 500 человек. И только крупные объединения способны ныне успешно конкурировать на мировом рынке. Челноки и мелкооптовый рынок - архаика, которой нигде в странах, причисляемых советниками Немцова к "цивилизованным" нет. Разукрупнение нынешних предприятий уже привело к громадным потерям, став одной из причин обогащения узкого слоя директората и обнищания рабочих.

Путь, который подразумевается при осуществлении высказываний бывшего первого вице-премьера - это окончательная ломка сложившейся в стране социальной структуры промышленно развитой страны, лишение нашего народа какой бы то ни было надежды на будущее в XXI веке.

Конечно, можно говорить, что Немцова тогда подставили, что он ни это имел в виду... Но назовите реальные достижения "молодых реформаторов" (из числа коих нельзя исключить любимых народом Егора Гайдара, Андрея Козырева, Анатолия Чубайса, Собчака, Попова и прочих "прорабов"). Скажите, не сколько стало частных предприятий и мелкооптовых торговцев, не сколько распродано предприятий, создававшихся трудами всего народа и не на какую сумму получено иностранных кредитов, а насколько в результате "структурной перестройки" вырос уровень жизни основной массы людей, насколько повысилась рождаемость, увеличилась продолжительность жизни, возросла уверенность в завтрашнем дне. Говорите не о том, как "спасали страну, после того, как её развалил Горбачев" (а именно эти нотки то и дело стали слышаться в речах нынешних руководителей), а о том, насколько создаваемая ими (или при их участии) система более эффективна по сравнению с той, что была при Брежневе, Хрущеве или даже в последние годы жизни Сталина с точки зрения роста благосостояния большинства людей.

Бориса Немцова можно понять - постоянно идут выборы и ему надо показать многочисленным избирателям - мелким предпринимателям, что он "их" человек, что он будет защищать их интересы. Но если будет уничтожена крупная отечественная промышленность, то и мелким торговцам, и частным водителям, и охранникам, и коробейникам заниматься будет нечем. Точнее, заниматься то они будут, только не тем, чем ныне. Будут, например, как их деды и прадеды выращивать репку, хлеб, и впридачу картофель в природно-климатических условиях Среднерусской равнины (С Сибирью и с Дальним Востоком придется тогда распрощаться в пользу американцев и китайцев). Разумеется, на земле трудиться будут не все из числа нынешних мелких "бизнесменов" и их потомков, а лишь те, кто выживет после техногенных катастроф, сумеет добраться до сельской местности и там обустроится.

Становой хребет современного государства - это его промышленность, а вовсе не мелкий бизнес - его и в средние века хватало. Сломай хребет - и всё, паралич и смерть в муках.

И если Немцов так занят проблемами мелких предпринимателей, то пусть обратит внимание на то, что, например, в Ставропольском крае, где стоит почти вся промышленность, по данным самого краевого правительства, 50% всей производимой в крае продукции (естественно, производится она на мелких предприятиях - крупные в основном стоят) не учитывается, и, следовательно, не облагается налогами. И, наверное, надо не увеличивать искусственно численность занятых мелким бизнесом, противопоставляя его "плохим" "Газпрому" и РАО "ЕЭС России", еще хоть как-то держащим на плаву Россию, а попытаться навести порядок среди тех, кто ныне уходит от налогообложения. Правда, дело это не благодарное, и наверняка затронет "избирательную базу". Так что публичным политикам гораздо проще делать реверансы в сторону потенциальных выборщиков, шуметь по поводу и без, а не заниматься действительно делом. Делом подъема отечественной промышленности. Но для этого нужны не только связи и привлекательная внешность, а еще и компетентность.

А есть ли она?

Опыт работы Бориса в Нижегородской области показал, что особых талантов у тогдашнего любимца президента нет. Хотя... справедливости ради стоит отметить, что для человека его возраста и имеющего не очень большой предшествующий опыт практического управления дров он на Нижегородчине наломал немного. Всё-таки не разогнал местные кадры, нашел общий язык с профессионалами. В результате получилось разделение труда - Немцов занимался представительскими функциями, выбивая, на правах "потенциального наследника" кредиты и льготы для региона, а "старшие товарищи" пытались спасать нижегородчину от полного краха. Собчак, в отличие от Немцова, не сумел избрать правильной линии поведения с аппаратом, подтверждая армейскую пословицу, что "самое страшное - это дурак с инициативой", и вот он результат - Немцов первый вице-премьер, а Собчак оправдывается из "прекрасного Парижского далека". Гавриил Харитонович Попов, поступил еще более разумно, может быть разумнее обоих других возможных кандидатов в президенты России (ведь, вспомните, многие аналитики всерьез рассматривали кандидатуру Собчака). Ознакомившись с результатами социологических опросов о своей деятельности он летом 1992 года подал в отставку, уступив место опытному Лужкову, за которого были горой реальные московские управленцы. В результате владеет очень хорошей дачей, массой всяческих других материальных благ, дети и правнуки "московского грека" неплохо обеспечены, и ничто, кроме естественных проблем со здоровьем, профессору не грозит.

Немцов по его пути вряд ли пойдет - поздно, да и характер не тот.

Он хочет войти в историю как положительный ее герой и творец.

Только в историю нашей страны или в историю "прогрессивного человечества", вот в чем вопрос.

Если он путем заигрывания с мелким бизнесом пытается расширить свою социальную базу поддержки, то это одно, а если действительно его убеждения заключаются в том, что именно мелкий бизнес - основа современной экономики... Тогда его не то, что в Президенты, в школу в качестве обществоведа пускать нельзя.

Кстати, "азартная женщина" Ирина Хакамада, вышедшая из той же волны первых "демократических политиков", и даже как-то раз осуществившая мечту многих рядовых депутатов об обмене своей весьма нестабильной должности на место в государственной номенклатуре (она, после встречи "без галстуков" Ельцина и Хасимото была назначена председателем Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства) откровенно заявила, что "сектор малого бизнеса должен стать приоритетом национальной политики правительства. Пора наконец-то понять, что именно в малом бизнесе - основа политической и экономической стабильности России". И она говорит это не по должности. Ирина Мацуоковна действительно уверенна в этом. Это у неё в подсознании - ведь она стала заниматься коммерческой деятельностью еще во времена первых, мелких кооперативов. Что такое крупная промышленность ей просто не понятно. Но ведь именно этот курс люди с психологией мелких лавочников навязывают (и навязали вообще-то) руководству России.

Никто не спорит с тем, что мелкий бизнес нужен и необходим, но он, в условиях современной цивилизации только помогает крупной промышленности и крупным фирмам снабжать народ всем необходимым. Ведь США превратили в великую мировую державу не фермеры и продавцы пепси-колы, а автомобили Форда и Селиконовая долина, мощная армия и флот, созданные благодаря тяжелой промышленности. Индия, например, прекрасная страна с огромными запасами ископаемых и великолепным (на нам чета) климатом. Но там крупная современная промышленность только создается, централизация ее весьма слаба и поэтому эта страна легенд и сказок погружена в нищету, по сравнению с которой мы даже теперь живем весьма неплохо.

Разумеется, для того чтобы управлять, например Единой энергосистемой России, так чтобы она снабжала теплом и электричеством страну, а не только давала доход акционерам, нужно быть профессионалом экстракласса. А для управления магазинчиком или для работы коробейником тоже нужны таланты и способности, но, согласитесь, гораздо меньшие...

В современной же России, похоже до сих пор осуществляется лозунг: "Вся власть лавочникам".

И это печально и трагично.

Курс на осуществление этой утопии уже привел к тому, что многие прежде цветущие города России превращены в подобие Помпей, по которым ходишь с ощущением, что присутствуешь при гибели цивилизации.



Юрий Московский

1998 год.

Док. 656111
Перв. публик.: 19.11.98
Последн. ред.: 19.11.12
Число обращений: 0

  • Немцов Борис Ефимович
  • Московский Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``