В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Классика модернизма Назад
Классика модернизма
Наконец ложка радостно тренькнула в бокале, мягкий валик дивана удобно облапил спину, а на экране лазера замелькали новости прошедшего дня.
Экран окропился кровавыми каплями очередной бандитской разборки с дикторскими пояснениями. Потом, весёлый молочник, приглашая на кружку деревенского молока, беспардонно сменился визгом и хихиканьем в тусклом свете красного фонаря.
Девицы развороченного притона, весело рассаживались в полицейскую машину. И снова суровые лица, уже прокуратуры, которым удалось после напряжённого десятилетия, наконец, прищучить группу расхитителей бюджетных миллиардов. И теперь, на законном основании, "ящик" строго требовал депортацию именитых чиновников с океанских побережий.
Одним словом, ничего нового, а потому расслабуха постепенно обволакивала тело, ноги наливались тяжестью, руки уже не в состоянии держать бокал и я потянулся к журнальному столику. Голос сына заставил вздрогнуть:
- Пап! Дело есть!
- Ты как кошка, не слышно тебя. Давай быстрее. Сейчас продолжение "Паук на богомолье".
- Я не за этим, тут...
- Быстро говори и... свободен. Некогда.
- Задание в школе дали. Вот может, посоветуешь? С высоты жизненного...
- Какое? - разговор уже мешал, на экране последний кадр приглашал уважать "олвис", и девица лихо катила по перилам лестничной клетки.
- По литературе надо дописать про Дубровского.
- Вспомнили! Так "Дубраву" завалили ещё в прошлом году. Газеты писали, весь город на панихиду вышел.
Меня нисколько не удивила педагогическая мысль, которая решила запечатлеть тернистый путь местного авторитета Пашку Дубровского. Даже ползли слухи, что "Дубрава" баллотировался на какой - то пост, но встреча с душегубом немного нарушила его планы.
- Да не про этого. Пушкин повесть написал, а в повести всего 19 глав. Вот Эльвира дала задание, написать двадцатую. А лучшая глава пойдёт на районный конкурс молодых талантов.
- Ты это серьёзно? - я посмотрела на сына. - На школьной скамейке Пушкиных штампуют? А Толстого не пробовали?
- Так поможешь, или нет? - пропустил мимо ушей мой сарказм сынуля.
- Да вы с ума съехали? Даже, если это не Пушкин! Как можно закончить текст за другого человека? Выходит, что завершить ремонт унитаза вместо пьяного сантехника, или дописать литературную главу классика, одно и то же? В ЕГЭ вашу мать!
- Причём здесь экзамен? Так как? - сын сдвинул брови и зло стрельнул глазами.
- Надо вспомнить текст. Потом уж что то решать.
- С этого и начинай! Классик! А мы - то кто? - сын миролюбиво одобрил моё решение и так же тихо исчез.
Пришлось подойти к библиотечному шкафу в поисках нужного произведения. Сказать, что я не помнил школьную программу, не верно. Но как то в сутолоке будней фамилии потускнели. Литературные герои школьной поры уже не представляли угрозу личному благополучию и мирно пылились в недрах головного мозга. Чертыхнувшись, пришлось открыть текст пушкинского сборника. Чем больше я его читал, тем отчётливее понимал, герой Александра Сергеевича реален и в нынешней жизни. Как тогда, так и сейчас наличие капитала, связей, и есть тот механизм, который позволяет решать любые вопросы в свою пользу.
- Странно! А в школе как то не задумывались над этим.
С этим выводом я толкнул дверь в комнату сына
- Скоро пятый десяток разменяю, а, поди, же ты! - пробормотал под нос и громко спросил:
- Чем не нравится окончание твоей литераторше? Уехал Дубровский, куда, не понятно. Автор оставил читателю выбор. Решать самому, что случилось с Владимиром в дальнейшем.
- Вот Эльвира Анатольевна и сказала, чтобы каждый самостоятельно придумал двадцатую главу.
- Зачем?
- Не знаю, надо и всё! Будем на уроке спорить, отстаивать своё видение мира через литературу прошлого.
- Ладно, ты читал текст? О чём он и про кого?
- Пап! Давай ближе к теме. Ты напиши, и всё. Только не через инет. Училка сказала, что выборочно проверит тексты на уникальность.
- Так не пойдёт. - Во мне проснулась отцовское начало. Тем более, жена придёт ещё не скоро, а значит, ужин откладывается. А так, за разговором, время пролетит незаметно. - Давай сообща решим проблему. Ты, например, оправдываешь Дубровского? Его месть Троекурову, пожары, грабежи. Смерть неповинных кучеров, слуг. Так?
- А чё делать, если он по миру пустил отца? Вот тебя разорит дядя Петя. Мне ему кланяться? Может, я так же буду мстить после твоей смерти.
- Спасибо, ты настоящий сын. - Пришлось вложить в интонацию гордость за слова Мирона. - И чего добился твой мститель? Давай по порядку:
- Капиталы не вернул. Любимую девушку потерял. Какой смысл?
- Месть! - Мирон произнёс слово четко и как отрезал.
- Зло порождает зло! А результат нулевой. - Мысль так понравилась, что очень зауважал себя и в голове родился план:
- Хорошо! Пойду к соседке. Она мне с учительской точки нарисует продолжение. А мы уж косметику нарисуем сами. Не бойся, не Боги перьями скрипели!
- Ага! Только не затягивай! - голос толкнулся в спину, когда выскочил на лестничную клетку.
Мария Ивановна, мой учитель литературы жила этажом выше и давно на пенсии. Дама была строгой, как казалось в школьные годы, не общительной. Но сейчас она превратилась в миловидную старушку, которая часами могла сидеть на лавочке и каждому встречному рассказывать о своём сыне. Вся округа знала, что сын Афанасий работал послом. Любила Мария Ивановна поговорить об одиночестве в длинные, долгие, вечера. О внуках, которые были далеко, а сын если и приезжал, то на пару дней.
Кнопка звонка не работала, и пришлось постучать ногой в дверь. После определённых реверансов, я очутился на диване, рядом с бывшей учительницы и тяжело вздохнул:
- Мария Ивановна, у меня просьба к вам. Помогите в общих чертах написать дополнительную главу повести Пушкина "Дубровский".
Она молча выслушала цель моего прихода, как то странно поглядела на меня, но ничего не сказала. Потом встала, подошла к окну и вдруг спросила:
- Володя, ты смотрел фильм "Ворошиловский стрелок" с Ульяновым в главной роли?
- А чё? - в обществе учителя куда - то улетучился опыт прожитых лет, я вдруг почувствовал себя перед школьной доской с невыученным материалом.
- Наверно, смотрел. Только какая связь фильма с повестью? - Говорю, а сам лихорадочно стараюсь вспомнить, о чем речь в фильме.
- Ну как же! Надругались над внучкой, а дедушка, прежде чем взяться за оружие, искал закон. Из кабинета в кабинет пытался найти его. Так не солоно - хлебавши и вернулся в квартиру. И потом решил наказать преступников. Сам!
- Да - да, вспомнил! - наконец согласно кивнул головой. - Видел. - Вздохнул облегчённо. Школьная доска исчезла, передо мной сидела старушка с добрыми глазами.
- Ловко он ружьём владел! - воспоминания посыпались из меня фонтаном. Уже не замечал осуждающего взгляда старушки.
- И участковый молодец. И ружьё не отдал. Наверное, после выгодно определил. - Меня понесло.
- Да разве в этом смысл фильма! Ты сравни трагедию ту, которую описывает Пушкин. И то, что случилось в фильме. Разве нельзя поставить знак равенства?
- Ну - у, равенство! Это когда было? И с кем? Помещики поругались. А тут ...
- Не понял ты фильм, потому и не ставишь знак равенства. А он есть. Как сейчас, так и тогда, закон мог переступить тот, у кого есть деньги.
- Да это всегда было, ничего нового! - тут уж я позволил не согласиться с учителем. - У кого власть, тому закон не писан. Мария Ивановна, всё это лирика. О чем написать в последней главе? Нет у меня идей. О ворошиловском стрелке, как правнуке Дубровского? - Вдруг меня осенила мысль. - Связать прошлое с настоящим.
- Я уж и не знаю, что посоветовать. Нынче методика другая, да и странно всё это, написать главу? Автор поставил точку, почему ученик должен нарушать волю писателя. И что то переделывать? Не знаю, что посоветовать.
- Мария Ивановна, вы педагог опытный, подскажите, как поступили бы вы?
- Наверное, я просто сделала параллель нынешнего с прошлым. Если уж литературную классику, словно косичку, вплетать в современность, то не дополнительной главой. - Она помолчала, потом продолжила:
- Ты сказал мысль, что зло порождает зло. Вот и попробуй раскрыть эту тему. Бороться со злом, применяя методы насилия, не есть выход. Соедини повесть с фильмом как примеры, потом сделай вывод. Без всяких продолжений повести.
- Ну, хорошо, не метод. А как тогда бороться? Ведь, наверное, учительница хочет найти ответ именно на этот вопрос.
- Честно говорю, не знаю. Попробуй с сыном развить борьбу со злом другими методами, не насилием.
С тем и вышел из квартиры. Мирон тихо посапывал под звуки телевизора.
Давно не пользовался школьными познаниями, за ненадобностью. А тут, помогая сыну, пришлось вспомнить не только произведения Пушкина. До полуночи составлял текст последней главы, в котором старался убедить читателя в несправедливости прошлых лет. Особенно понравился финальный абзац, где всё свалил на молодость нашей демократии. Именно она, в конце концов, приведёт общество к гармонии взаимоотношений, и самосуды уйдут в прошлое.
Прошло несколько дней. В суете рабочего тарарамчика уже и забыл о задании сына. В очередной вечер как всегда обнялся с пультом управления каналов.
- Пап! Ты чё написал? - укоризненно спросил Мирон, просовывая голову в дверь.
- Извини, из головы вылетело! Как восприняли главу нашего Пушкина?
- Ты хоть помнишь, о чём твоя писулька? - сын, наконец, скользнул в проём и упал на диван. - Кому нужны твои философии? Сын Эльвиры - электронную игру хочет создать. Потому и мамаша дала задание, продолжение повести современным слогом. Чтобы текст можно было переложить на экран. Надоели всякие "Сталкеры"! "Гоблины"!
- Почему раньше не сказал? Я бы отказался. А тут ломал голову над соблюдением воспитательного начала, и что получается? - обидно стало.
- Да всё нормально! Мне поставили "хор", и ладно.
- А кто же в победителях и почему?
- Петя - очкарик! Он ничего не придумывал нового. Просто нарисовал в развернутом виде нападение на карету, имение. Я прочитал, и мне понравилось.
- Лужи крови и мёртвые с косами? - кажется, понял, о чем рассказывал сын, развалившись в кресле.
- А учитель как отнеслась к твоему произведению?
- Говорю, четвёрку поставила.
На том и закончилось моё соприкосновение с классической литературой в зрелом возрасте. Единственно, что удалось почерпнуть из этой истории, в повести действительно девятнадцать глав. Каюсь, не знал об этом.

Viperson.ru

Док. 656115
Перв. публик.: 19.11.12
Последн. ред.: 22.11.12
Число обращений: 0

  • Круглов Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``