В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иностранцы в России и вопросы здравоохранения населения Назад
Иностранцы в России и вопросы здравоохранения населения
Некоторые пути решения вопросов здравоохранения, связанных с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации.


Тезисы выступления Московского Ю.В.
Ответственного секретаря Общественно-консультативного совета
при УФМС России по г.Москве, директора проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство"

(www.dobrososedstvo.info, ksovet@gmail.com)



на Круглом столе

"Законодательное регулирование вопросов организации оказания медицинской помощи мигрантам в Российской Федерации",
организованного по инициативе Комитета Государственной Думы

по здравоохранению и члена Комитета, депутата Государственной Думы ФС РФ врача Мурзабаевой Салии Шарифьяновны



22 ноября 2012 г, Государственная Думы ФС РФ.



Уважаемые участники заседания!

Благодарю Вас за предоставленное мне слово!



В связи с тем, что рядом предыдущих выступающих приводились данные о миграционной ситуации в стране, мягко говоря, не соответствующие действительности, позвольте довести до присутствующих сведения о миграционной обстановке, многократно озвученные на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (возглавляет генеральный директор Фонда развития международных связей "Добрососедство" Николай Алисов), на заседаниях его Научно-экспертного совета (возглавляют ректором Московской Государственной Юридической Академии (МГЮА) им О.Е. Кутафина Виктор Блажеев и директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин, учёный секретарь заведующий лабораторией изучения общественного мнения Московского Государственного Университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова Александр Гаспаришвили) на заседаниях Рабочих групп ОКС при УФМС Москвы.

При том, что население нашей столицы, согласно недавней переписи (данные которой специалистами под сомнение уже не ставятся) составляет около 11,5 миллионов человек, состоят на учете около 430 тысяч иностранных граждан. Это больше чем в аналогичный период прошлого года на 30% (тогда было 330 тысяч), что является, вопреки алармистским настроениям части социально-политического актива страны, еще одним подтверждением выхода России из кризиса.

К тому же в столице находятся граждане Украины и Белоруссии, которые так же, как и граждане Российской Федерации, могут не вставать на учёт до трех месяцев. Что же касается "нелегалов", то нелегально находящихся в городе иностранных граждан не так уж много - правоохранительные органы так поставили работу, что гораздо проще официально зарегистрироваться. Ведь ходить с "иностранным лицом" - это всё равно ныне, что без прав ездить, теоретически можно, но объясняться замучаешься. Таким образом, в столице России "одномоментно" (или "единовременно") находятся до 700 тысяч иностранцев. И сегодня у нас проблема не в "нелегально находящихся", а в "нелегально работающих", однако, это относится не только к иностранцам, но и к гражданам России.

А постоянно звучащая цифра "2 миллиона иностранцев в Москве" - это число поставленных на учёт в течении года иностранных граждан, прибывших в столицу с самыми различными целями (за 9 месяцев 2012 года было поставлено на учёт 1 351 799 человек), и, в значительной части, выехавших. Для примера, в год фиксируется около 1 миллиона входов людей в здание Государственной думы, но, это же не значит, что все они в ней в настоящее время пребывают, столпившись у буфета. К слову сказать, в Москве около 3 миллионов 300 тысяч мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Не считают же те, кто называет цифру в 2 миллиона, что половина из них - это иностранцы. Однако, с учетом того, что иностранные граждане в значительной части - мужчины именно этой возрастной группы, то их доля в населении Москвы не так уж и мала, как кажется тем, кто слышит не привычные "миллионы", а более реальные данные.

То же относится и к общей численности иностранцев в России. Постоянно звучащая цифра 10-12-15 миллионов, это опять-таки число ежегодных въездов в страну, зачастую одних и тех же людей. Например, один гражданин Эстонии несколько лет назад пересёк границу в течении года 398 раз, и каждый раз эти пересечения были отнесены к тем самым 10-12 миллионам.

Что же касается названной цифры в 8 миллиардов долларов, которые по данным Всемирного банка переводятся за рубеж иностранными рабочими из Российской Федерации, отмечу, что в 2009 году, например, по данным Центрального банка вывоз частного капитала из России достиг объёма в 130 млрд. долларов. Причём, многие из этих компаний были зарегистрированы не в РФ, а в оффшорных зонах за границей, то есть мало того, что они средства выводили впрямую, так еще и налоги у нас не платили.

Общие же объемы переводов иностранных рабочих в мире, по данным Всемирного банка составили 406 миллиардов долларов, т.е. на долю РФ пришлось менее 2%. И, кстати сказать, любопытные данные выявила статистика Банка России. Куда больше средств физические лица переводят в страны так называемого "дальнего зарубежья". За первое полугодие 2012 года объем таких переводов превысил 13 млрд. долл. Тут лидирующими направлениями оказались Швейцария и США.

Замечу, кстати, что иностранцы, работающие в России, как и везде, разные. Дворники и официанты всем бросаются в глаза, а вот то, что в России зарегистрированы более 41 тысячи иностранных граждан, относящихся к категории "высококвалифицированных специалистов", мало кто знает, к тому же у нас находятся студенты, школьники, туристы.

Теперь позволю себе высказать некоторые соображения по поводу обсуждаемых вопросов, благо, что на проблемы организации медицинской помощи приезжим в Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на заседаниях представляемого мною Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве.

Одной из актуальных проблем, связанных с миграцией, является ухудшение эпидемиологической обстановки в стране.

Одно из заседаний нашего Общественно-консультативного совета, возглавляемого генеральным директором Фонда развития международных связей "Добрососедство" Алисовым Н.А., состоявшееся в мае этого года, было специально посвящено влиянию внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице. На нём очень активно выступали беспокоящиеся за ситуацию в городе представители Роспотребнадзора, эпидемиологических служб Москвы, Департамента по здравоохранению Правительства города.

Эксперты отмечают, что заразных больных намного больше, чем указывается в отчетах, чему способствует отсутствие в России системы медицинского освидетельствования мигрантов (как впрочем, и всеобщей диспансеризации российских граждан). Реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как заболеваемость иностранных работников выясняется зачастую только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Это ведет к заражению не только общающихся с инфицированными российских граждан, но, в первую очередь, их соседей и коллег по работе.

В настоящее время иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, не обязаны представлять справку о своем здоровье сразу после появления в стране, и могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток. К тому же, после того, как временные трудовые мигранты получили право работать у физических лиц по патентам, не проходя при этом медицинское обследование, они потеряли право на бесплатную медицинскую помощь, если не приобретают соответствующего медицинского полиса.

В результате бюджеты России и регионов тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданам, заболевшим ещё до въезда в нашу страну, которые и не должны вообще пересекать её границы. Да и их последующее содержание в спецприемниках и депортация также стоят денег налогоплательщиков, отнимая ресурсы у и без того перегруженных госструктур.

Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая персонал из числа приезжих из государств СНГ. Из-за низких "черных" зарплат, а также из-за стремления "сэкономит" многие иностранные рабочие не снимают нормальное жилье, а живут в местах, не предназначенных для этого, в том числе и по медицинским показаниям: в промзонах, в подвалах, на чердаках жилых домов, в подсобных помещениях.

Эта ситуация, безусловно, порождена коррупцией в сфере ЖКХ со стороны управляющих компаний, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка (большей частью это касается участковых уполномоченных и сотрудников патрульно-постовой службы).

Незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов противоречит всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, ведёт к распространению болезней, которые ещё недавно казались в России побежденными (туберкулез, холера и другие инфекционные заболевания).

Всё это требует принятия мер, которые помогут снизить смертность от инфекционных заболеваний в России, от которых ежегодно умирает более 100 тысяч россиян, не считая тех, кто умер от других причин в результате ослабления организма из-за различных инфекций.

В наведении порядка в этой сфере заинтересованы не только граждане нашей страны, но и сами иностранные рабочие, которые подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с больными. И начинается это буквально с момента их путешествия в Российскую Федерацию, ведь они вместе едут в одних поездах и автобусах, летят на одних самолетах. Так что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.

Тема, поднятая на сегодняшнем заседании очень актуальная. Принятие взвешенных решений, в том числе законодательных, назрело.

Это поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в России и сопредельных государствах, снизит смертность среди населения и улучшит демографическую ситуацию, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений между странами и народами, снизит уровень ксенофобии и экстремизма.

Мы уже подали в Оргкомитет Круглого стола ряд наших предложений, так как в настоящее время необходим целый комплекс мер. Многие предложения звучали на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, его Научно-экспертного совета, встречах рабочих групп и на других наших мероприятиях. Некоторые из них уже внесены в Проект Предложений круглого стола. Поэтому в выступлении из-за ограниченности во времени остановлюсь только на тех из них, которые вполне возможно выполнить в кратчайшие сроки при наличии политической воли и выделении определённых средств.



1. В связи с участившимися случаями выявления поддельных медицинских справок, предъявляемых при оформлении разрешения на работу иностранными гражданами, возникает серьезный риск распространения социально опасных заболеваний (СПИД, туберкулез и пр.) на территории России. В целях искоренения данного правонарушения, последствия которого представляются опасными как для здоровья российских граждан, так и для самих иностранных рабочих целесообразно в каждом субъекте РФ, особенно в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других центрах притяжения миграционных потоков, сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line.

2. Обязать медицинские учреждения (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. В случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции вплоть до отзыва лицензий.

3. Участниками ряда круглых столов и экспертами было обращено внимание на участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний - нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Эти схемы используются не только для уклонения от налогов, но и для найма иностранных рабочих без соответствующих медицинских документов. Для пресечения данных фактов участники предложили разработать механизм по привлечению к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан с фальшивыми медицинскими документами.

4. В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, было бы целесообразно отстранять от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организации, допустившие в предыдущие годы правонарушения в порядке оформления иностранных граждан на работу, в том числе и при оформлении медицинских документов.

5. На мой взгляд, важно повысить ответственность за изготовление и сбыт (продажу) фальшивых медицинских справок об инфекционных заболеваниях, например, введя штрафы, до 800 тысяч рублей за каждую справку, как сейчас применяется за каждого нелегально работающего иностранца. Или же и вовсе приравнять это правонарушение, угрожающее жизни многих людей, к особо тяжким уголовным преступлениям.

6. Работающие на основании патента ("патентники") ныне вовсе выпали из поля медицинского контроля и совсем не обследуются. Поэтому необходим выдаваемый при въезде универсальный медицинский полис приезжего, по которому иностранным рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе России.

7. В связи с тем, что эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависит от контроля за миграционными процессами, с целью недопущения пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями необходимо:

- с целью более широкого привлечения граждан к контролю необходимо ускорить принятие Закона "Об участии граждан в охране общественного порядка", находящийся в Госдуме с 2008 года;

- полиции, совместно с народными дружинами, действующими в регионах РФ, усилить контроль за соблюдением миграционного законодательства на улицах, площадях, в метрополитене и в других общественных местах, а также активизировать работу по взаимодействию с Управлениями Федеральной миграционной службы по проверке законности нахождения иностранных граждан в жилом секторе;

- создать в составе региональных народных дружин специальные подразделения, тесно взаимодействующее с региональными Управлениями ФМС;

- правоохранительным органам выявлять деятельности организаторов изготовления и продажи фальшивых медицинских справок, о раскрытых случаях немедленно сообщать в СМИ, выводя преступников на открытые процессы;

- исключить возможность использования отселенных или выселенных жилых домов для проживания в них российских и иностранных граждан, оперативно решать вопрос о сносе таких домов;

- предложить правительствам и администрации городов разработать программу по переоборудованию бывших промышленных и на сегодняшний день нефункционирующих объектов под проживание приезжих на законных основаниях;

- в качестве одного из шагов в наведении порядка усилить административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭК и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию мигрантов в объектах городского нежилого фонда, введя для ответственных должностных лиц соответствующие штрафы;

- определить ответственность собственника здания, управляющей компании, организации, эксплуатирующей жилой дом, в том числе отселенный, за незаконное представление помещений иностранным гражданам для проживания;

- наделить субъекты Российской Федерации полномочиями определять требования к государственным и негосударственным медицинским учреждениям для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность и составить реестр таких уполномоченных заведений;

- подумать о введении обязательного требования представления документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина, пребывающего в безвизовом порядке, заболеваний, представляющих опасность для окружающих одновременно с подачей заявки для оформления разрешения на работу;

Ко всему прочему, требуется организовать выпуск соответствующей разъяснительной литературы для иностранных граждан и российских работодателей об их правах и обязанностях по соблюдению режима эпидемиологического контроля на территории Российской Федерации, по правам в области получения медицинской помощи.

Разумеется, необходима серьезная научная работа для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране, являющейся частью глобализирующегося и урбанизирующегося мира. При этом нам необходимо изучать не только зарубежный опыт и практику, но и не забывать историю собственной страны, весьма успешно справлявшейся с аналогичными проблемами.

И конечно же, для реализации задач по улучшению миграционной обстановке в стране и связанной с нею эпидемиологической ситуации необходимо более широкое привлечение к их решению общественных организаций, общественных советов при органах государственной власти и просто неравнодушных граждан.

Юрий Московский

(Московский Юрий Викторович)

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство"

http://dobrososedstvo.info/, ksovet@gmail.com, 8-916-119-83-94

Док. 656281
Перв. публик.: 22.11.12
Последн. ред.: 26.11.12
Число обращений: 0

  • Московский Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``