В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен: Учиться в России или за рубежом? Назад
Наталья Лайдинен: Учиться в России или за рубежом?
Наталья Лайдинен, кандидат социологических наук

Как вместе с ребенком сделать правильный выбор и не пожалеть о нем

В последнее время все более обсуждаемой в различных аудиториях становится тема образования детей за рубежом. Газеты и журналы, Интернет-сайты наперебой рассказывают о преимуществах школьного заграничного образования, манят перспективами интересной учебы в вузах Европы и Америки и как следствие - дальнейшей работы и обеспеченной жизни в других странах. Сразу скажу, что проблема эта широка, многопланова, и сейчас мне хотелось бы сделать всего несколько акцентов на темах, которые я считаю важными.

Для начала стоит разделить две совершенно разных тенденции. Первая - это непродолжительные стажировки в старших классах с целью ознакомления со школьной жизнью в других странах, а также межвузовские обмены и получение второго высшего образования за рубежом. Обычно такие решения принимают школьники и студенты, которые хотят расширить свой кругозор и получить дополнительные знания в интересующих областях с целью дальнейшего применения знаний и нового опыта в российских реалиях. Такие поступки я только приветствую, поскольку сама имела опыт учебных стажировок за рубежом в школе и в вузе и знаю, насколько это полезно и интересно.

Другое дело, когда перед родителями школьников встает вопрос, отправлять ли ребенка в другую страну получать школьное образование целиком или частично. Иногда это вынужденная мера, связанная с работой и образом жизни семьи, но порой решение принимается совершенно из других соображений. Образование - важный момент в формировании личности и закладывании основ будущей жизни маленького человека. Поэтому в любом случае, на родителей ложится очень серьезная ответственность, так что такие поступки нужно серьезно осмысливать со всех сторон, в том числе прогнозируя дальнейшее развитие событий и учитывая уже существующий опыт.

Сколько семей - столько мнений и подходов к проблеме образования за рубежом. Кто-то ради того, чтобы ребенок пошел в заграничную школу, приобретает недвижимость и открывает бизнес в другой стране, кто-то прикладывает неимоверные усилия, собирает деньги и даже берет кредит для того, чтобы любимое чадо хотя бы несколько лет поучилось в Англии. В определенных слоях общества существует отчетливо сформированный тренд, предполагающий для ребенка из "хорошей семьи" обязательное обучение в частной школе в Европе или США. Порой это даже удобно для вечно занятых бизнесом и собственными проблемами родителей. Многих к переводу детей в школу в другой стране вынуждают обстоятельства: брак с иностранцем или длительные командировки. В любой ситуации всегда есть свои "за" и "против", постараемся разобраться в основных мотивах желания отправить ребенка в школу за рубеж и возможных последствиях такого шага.

Если откровенно зрить в корень, то зачастую попытка обучения ребенка за рубежом, вопреки декларациям, направлена вовсе не на приобретение серьезных базовых знаний, отличных от российской практики. Скорее, это в первую очередь вложение в перспективу остаться дальше жить в другой стране, дать ребенку шанс на лучшее будущее. Такой стереотип восприятия образования в Европе и США сформировался еще в советское время, когда казалось, что на западе - рай земной. Сегодня аргументация в этом случае остается почти прежней: в России - стабильная неразбериха, экономический хаос, нарушение прав и свобод человека, непредсказуемость перспектив. Невозможно предположить, что будет дальше, защитить ребенка от суровых реалий, поэтому вложение в создание "запасного аэродрома" остается подчас единственным выходом в такой парадигме взглядов.
Но тогда возникает закономерный вопрос, на который нужно честно ответить родителям, прежде, чем планировать дальнейшие действия: а гражданином какой страны вы хотите видеть ребенка? Осознаете ли вы важность того, чтобы он вырос русским человеком и приложил впоследствии полученные знания и навыки для того, чтобы изменить к лучшему ситуацию в России, или это будет один из тех граждан мира, кто будет трудиться на благо другой страны, развивая чужое общество и разделяя его ценности?

Могу привести пример из собственной жизни и рассказать о выборе, о котором никогда не пожалела. Мои родители всегда были очень толерантны. Когда я в десятом классе захотела принять участие в международной программе, предусматривающей обучение в американской школе, они не стали возражать и позволили мне пройти свой путь. Непродолжительный личный опыт учебы завершился тем, что я приехала назад с твердым намерением заканчивать школу в России и поступать только в российский вуз, хотя предложения продолжить учебу в Америке возникали неоднократно. Двадцать лет назад у меня не было сомнений, что учиться в российской школе для меня, гуманитария, очевидно интереснее и перспективнее с точки зрения личностного развития, чем в американской. Там со своей любовью к русской поэзии и интересом к социальным темам в журналистике и общественным процессам я могла бы просто потеряться, остановиться или выбрать иной путь.

Проблема "утечки мозгов" из России жарко обсуждается на протяжении десятилетий: талантливые выходцы из нашей страны и их потомки сегодня трудятся на ведущих западных производствах, создают новые направления бизнеса, развивают фундаментальную науку, балет, оперное искусство, кинематограф. Безусловно, это заманчивая перспектива для тех родителей, кто сегодня желает для ребенка лучшего будущего. Но вместе с тем, мы сами ответственны и за то, что будет происходить в нашей стране, каким будет ее дальнейший исторический путь. Без возвращения понимания любви к Родине, внутреннего осознанного патриотизма, стремления отдавать своей стране полученные знания и опыт, мы вряд ли сможем преодолеть затянувшийся кризис.

Когда ребенок учится за рубежом, он волей-неволей вписывается в другую систему координат и ценностей. Так сын моей знакомой после полугода обучения в Германии заявил, что он - самостоятельная личность, родители не в праве подвергать его стрессу, заставляя напряженно учиться и делая ему замечания, а "тройка" - тоже хорошая оценка. В странах, где большое количество эмигрантов, серьезной мотивации к учебе, получению новых знаний, в обычных школах не создается. Там можно получить неплохой базовый уровень, позволяющий стать вполне средним гражданином страны без особых претензий: сантехники, маникюрши и парикмахеры тоже всегда нужны. Что ни говори, а российская школа с ее стремлением к совершенствованию, духом соревновательности, мотивированностью на развитие и поступление в вуз прежде давала всем нам мощный стимул к приобретению знаний. Психологическая цена процесса - другой вопрос: не секрет, что у многих школьников в старших классах порой от напряженной системной работы случались нервные срывы.

Сегодня многое изменилось в российской системе образования, и аргумент о серьезных преимуществах российской школьной программы над западными аналогами отходит в прошлое. Учеба в западной школе в некотором смысле гораздо спокойнее. Нет такого количества домашних заданий, отношение к ребенку ровное, уважительное. Школы превосходно оснащены технически, открыты все возможности для занятий спортом. Вписаться в среду сверстников, особенно в раннем возрасте, вполне реально, хотя у некоторых детей и на этом этапе бывают психологические трудности. Порой приезжие, плохо знающие язык и не ориентирующиеся в обстановке, становятся изгоями на годы, зарабатывают комплексы и нервные расстройства.

Но даже если дети не росли на одних мультфильмах и не читали одни книги, не имеют общей социокультурной базы, при определенных усилиях их может объединить компьютерная игра, спорт, совместные увлечения. Новая проблема при этом возникает неожиданно: если дома в обязательном порядке звучит русская речь, в школе ребенок постепенно привыкает думать и говорить на другом языке, воспринимает чужую систему образов и понятий, что влияет на формирование его личности и характера. Часто в семьях, долго живущих в другой стране, ребенок вскоре предпочитает отвечать на иностранном языке на вопрос, заданный ему по-русски. Мой друг, репатриировавшийся семьей в Израиле, сын замечательной поэтессы, жалуется, что его детям, прекрасно говорящим по-русски, но думающим на иврите, не удается постичь образную систему и смысл пронзительных лирических стихотворений бабушки. А в некоторых семьях в третьем поколении уже просто вообще не говорят на языке предков, а Толстого и Достоевского читают в сокращенных переводах - если вообще читают!..

В противовес выдвигается прекрасный аргумент, что ребенок впитывает новую среду, получает опыт жизни в другой стране, становится более открытым, общительным, гармонично и без стрессов развивается. Правда, вместе с этим в его жизнь приходят и новые привычки, меняется система ценностных ориентаций, жизненных мотиваций. Не всякий растущий за рубежом ребенок всерьез изучает русскую литературу и даже произведения местных классиков, а трактовка многих событий всемирной истории в корне отличается в зависимости от страны проживания. Тринадцатилетняя дочь моей русской подруги Ольги, живущая в Мадриде, не смогла спонтанно припомнить ни одного испанского писателя, а из всех русских назвала Пушкина - благодаря усилиям мамы, к ней приходит педагог и они понемногу изучают произведения отечественной классики.

При этом, если после нескольких лет обучения за границей принимается решение возвращаться на родину, у ребенка опять возникает сильный стресс: программы не совпадают, приходится многое наверстывать в усиленном режиме и зачастую терять учебный год. Решить эту проблему помогает обучение в русских школах, которые существуют в разных городах мира - там программы сбалансированы с российской системой. Но такое обучение тоже стоит немалых средств, да и проблемы адаптации все равно неизбежны.

Серьезным плюсом американской системы образования по праву считается возможность выбора предметов при наличии обязательного минимума знаний по основным дисциплинам. Прекрасно, когда в учебное время можно выбрать занятия по логике, ораторскому искусству, бухгалтерии, основам домоводства, заниматься теннисом или аэробикой, но зачастую такая система не обеспечивает глубину знаний, которая традиционно отличала российское образование.

На мой взгляд, важная задача школы и семьи - научить ребенка думать и анализировать самостоятельно, интересоваться учебным процессом и стремиться на протяжении всей жизни расширять свои знания в разных сферах. Не берем ситуацию, когда школьник воспитывается в закрытой школе-пансионе, вдалеке от родителей - тогда учебное заведение, другие ученики и педагоги становятся единственными авторитетами, оказывающими влияние на молодое сознание. Но даже когда за границу переезжает полноценная семья, тем не менее, зачастую формируют внутреннюю систему установок именно школа и сверстники. Родители даже не всегда могут отслеживать и контролировать процесс обучения и развития - домашних заданий немного, да и на иностранных языках старшее поколение на должном уровне говорит не всегда.
Для многих школьников, приезжающих на учебу за рубеж в старших классах, учебный процесс становится увлекательным приключением, возможностью расширения круга общения, путешествий, - скорее, тусовкой, но никак не серьезным образовательным мероприятием. Американский школьный педагог Джудит Вобст жаловалась мне в разговоре, что все чаще русские дети, приезжающие по обмену учиться в старшие классы, почти не интересуются учебным процессом, но задают много вопросов по поводу магазинов и развлечений.

Порой учеба в западных странах сильно затягивается, по сравнению с российской системой. Ребята, овладевая языком и погружаясь в новую социальную реальность, могут по несколько лет обучаться в одном классе, потом повторять опыт в высшем учебном заведении. Так моя знакомая Настя, приехавшая в Германию из Кыргызстана, в возрасте двадцати трех лет, наконец, закончила среднюю школу в этом году и методом исключения не спеша выбирает, куда поступать дальше, подрабатывая при этом официанткой в ночном баре. Перед поступлением в высшие учебные заведения зачастую ребята задумываются, в каком направлении вообще двигаться, ищут себя и свой путь еще много лет или привычно следуют рекомендациям родителей, особенно, если учеба оплачивается из их кошелька.

К тридцати годам у многих молодых специалистов в России уже складывается успешная карьера, а середнячки на западе еле-еле заканчивают вуз и думают о том, чем заняться дальше. При этом уровень их кругозора, адаптированности к жизни, внутренней зрелости бывает очень разным. Вопреки расхожему мнению, процесс глобализации не всегда способствует росту профессиональной активности и осознанному развитию личности.

Для некоторых российских родителей психологически по-прежнему притягательна "магия заграницы". Кажется по старинке, что все передовое, лучшее находится где-то далеко. По сути, отправляя детей на запад, взрослые порой реализуют в чем-то собственные неиспользованные возможности, вместо того, чтобы мотивировать подрастающее поколение учиться, жить и работать на родине. Может быть, потому и падают сегодня рейтинги российских вузов, разваливается экономика, хромают бизнес и социальная сфера, что многие не преодолели в себе концепцию временщиков, рассматривающих свою страну только как плацдарм для дальнейшего движения к благополучию, успеху и комфорту, созданному кем-то другим.

Конечно, очень важно еще учитывать, что в европейских городах жить довольно безопасно, и ребенок может сам ходить в школу, чего не скажешь о российских мегаполисах. Хорошо, когда все, хотя бы внешне, в порядке с экологией, нет многокилометровых пробок и на прилавках магазинов - свежие овощи без нитратов. Но при всем этом нужно понимать, что от остальных проблем все равно изолировать любимое чадо не получится: наркотики, свободные нравы, детское и подростковое насилие, межнациональные конфликты, экономические кризисы существуют в любом обществе. Важно вовремя сформировать стержень личности, способный должным образом реагировать на те или иные жизненные реалии - в какой бы стране не рос ребенок.
Можно гордиться тем, что в Силиконовой Долине ни один старт-ап не обходится без русских мозгов, но сколько талантливых, интересных, ярких людей мы потеряли только потому, что не смогли создать систему, при которой люди будут заинтересованы оставаться в России и трудиться на ее благо! Без создания интересных перспектив и достойных условий жизни для молодых специалистов мотивировать их продолжать образование и работу в России очень непросто.
Я уверена, что при должном внимании государства, семьи и школы российская система образования вполне способна соединить все лучшее, что было накоплено в советский период, с последними достижениями в области обучения и растить здоровых, разносторонне развитых личностей, комплексно раскрывая творческий и интеллектуальный потенциал детей. Особенно важным в современных реалиях становится разумное и сбаланасированное наполнение учебного процесса, индивидуальный подход к личности каждого ребенка, налаживание процесса передачи духовных ценностей, работа с одаренными детьми, внедрение новых практик и технологий в образование.

Безусловно, осознанный опыт стажировок и обменов с зарубежными странами в старших классах и, особенно, при специализации в вузах и дополнительном профессиональном образовании очень полезен. Но детям и их родителям важно понимать, что они неспроста родились в России, и в их силах сделать все возможное, чтобы реализовать свои способности, прежде всего, на родине, изменить систему, препятствующую успешному развитию России, стать счастливыми на родине. Для этого надо осваивать не только передовой опыт зарубежного образования и путешествовать по европейским столицам и экзотическим странам, но и не понаслышке знать о жизни в регионах России, изучать ее историю и быть неравнодушными к современности.
Мы ответственны за будущее страны и судьбы наших детей. Во многом школьное образование детей и мотивация их на дальнейшую жизнь в России или за рубежом - сфера нравственного выбора родителей. Поэтому раздумывая над вопросом, отправлять ли ребенка за рубеж, стоит ли продолжать ориентироваться на западные ценности и слепо перенимать и копировать чужие модели, в том числе в отечественном образовании, необходимо всерьез задуматься над тем, какое именно будущее мы видим для своих детей и для России в целом.

Док. 656313
Перв. публик.: 27.11.12
Последн. ред.: 06.12.12
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``