В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политика России на постсоветском пространстве усиливается... Назад
Политика России на постсоветском пространстве усиливается...
Вячеслав Лапидус в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/

С начала 2000-х годов политика России на постсоветском пространстве значительно активизировалась. В начале 2000-х годов происходила смена акцентов в российской политике в СНГ.

Внешнеполитический курс России по отношению к странам региона приобрел больший прагматизм и гибкость. Происходило доктринальное оформление внешнеполитического курса России, формализующее российскую политику в СНГ.

На постсоветском пространстве, объединяющим преимущественно Белоруссию, Казахстан и Украину, а также государства Центральной Азии, создавались пророссийские интеграционные объединения в сфере безопасности (ОДКБ), в торгово-экономической области (ЕврАзЭС, Таможеннный Союз и ЕЭП).

Другим объединением с участием России и Китая стала Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), охватывающее сферу безопасности, торгово-экономическое, энергетическое взаимодействие. Формирование новых организационных структур привело к некоторой упорядоченности сотрудничества России со странами СНГ.
Можно выделить целый ряд факторов, ведущих к усилению геополитической неопределенности и, в перспективе, к обострению конфликтов внешних сил за переформатирование постсоветского пространства в своих интересах.

Среди них можно выделить: геополитическую "пестроту" региона, фактор разнополюсной интеграции, противоречия между различными внешними силами, отсутствие цивилизационного выбора значительного количества стран СНГ в пользу определенной идеологической ориентации.

Постсоветские государства в целом придерживаются многовекторной политики и пытаются участвовать в различных интеграционных объединениях.
Важнейшей тенденцией стало превращение постсоветского пространства в объект секьюритизации для ключевых мировых сил. В обеспечение безопасности вовлечены ведущие мировые страны (Россия, ЕС, Китай, США, Индия, Иран и др.), международные организации (ШОС, ЕС, ОДКБ, НАТО и пр.), а также международные финансовые институты.

Некоторые из ключевых трансграничных вызовов и угроз, активно "втягивающих" в регион внешние силы, тесно связаны между собой. Среди них: терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, нелегальная миграция.

Важным фактором стало усиление региональной конкуренции за доступ к ресурсам, контроль над маршрутами транспортировки углеводородов, политическое, экономическое и военное влияние.

В итоге возникает проблема согласования пророссийских интеграционных проектов с другими векторами притяжения постсоветского пространства, например, ГУАМ, ЦАРЭС, параллелизм и противоречия в деятельности различных интеграционных объединений.
Серьезными ограничителями политики России на пространстве СНГ являются высокая региональная непредсказуемость и нестабильность.

Одной из важнейших проблем для России становится развитие взаимодействия с другими внешними акторами и создаваемыми ими институциональными структурами, а для этого России необходимо увеличение финансовых инвестиций с целью сохранения и развития ключевых элементов своего влияния в СНГ.

Вполне очевидно, что на это в самое ближайшее время и будут направлены главные внешнеполитические и экономические действия России....

Viperson

Док. 656510
Перв. публик.: 03.12.12
Последн. ред.: 10.12.12
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``