В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Конюхова: `С моим характером в артисты не ходят!` Назад
Татьяна Конюхова: `С моим характером в артисты не ходят!`
Её без всякого преувеличения можно назвать актрисой для миллионов. "Судьба Марины" - 2-е место по итогам проката 1954 года - 37,9 млн. зрителей. "Доброе утро" - свыше 30 млн. по итогам 1955 года. В 1956-м фильмы "Вольница" и "Разные судьбы" посмотрели соответственно более 28 и почти 31 миллион человек. Наконец, "Над Тиссой" - абсолютный лидер проката-1958 с итоговой цифрой в 45,74 млн. Во всех этих фильмах "на первых ролях" была народная артистка России Татьяна Конюхова. Для любителей кино с полувековым стажем она, несомненно, остаётся любимой и незабываемой, а вот молодой аудитории это имя сегодня, к сожалению, говорит не так уж много. Пресловутая актёрская судьба, которая развивается порой по своим прихотливым законам, невзирая на талант и желание...

Она снималась и впоследствии, причём довольно много. Но того успеха и той славы, что выпали на долю Конюховой в 50-е, уже не было. Многие из её коллег в аналогичных ситуациях впадали в отчаяние, в жесточайшие душевные кризисы. Конюхова же не просто сохранила потрясающий оптимизм, юмор, профессиональную форму. Её практически невозможно застать дома по телефону. "Я же работаю почти весь день, - сообщает Татьяна Георгиевна. - Домой возвращаюсь очень поздно". Местом для нашей встречи она определила Университет культуры.

- Служу этому учебному заведению уже 7 лет. Преподаю здесь актёрское мастерство.
- Здравствуйте! Здравствуйте, Татьяна Георгиевна!
- Здравствуйте, девочки! - налево и направо приветствует студентов педагог. - Это мой четвёртый курс - очень талантливые ребята, но я их, правда, хвалю только после сдачи экзаменов.
- Вы здесь...
- Художественный руководитель актёрской мастерской. Ученики мои уже сыграли отрывки из "Гамлета", "Ромео и Джульетты", "Макбета", "Ричарда III", "Собаки на сене"... Скоро будем играть чеховскую "Чайку" уже целиком, а потом у нас - "Мещанин во дворянстве". (Разговор проходил минувшей весной, как раз накануне экзаменационной "страды". - Б. К.)
- Свои студенческие годы вспоминаете? Интересно, что вас тогда сподвигло по окончании школы отправиться из Лиепаи в Москву?
- А как тогда жили, при советской власти?.. По окончании 10-го класса выбирали себе вуз по вкусу, ехали и поступали на общих основаниях. Я, как и многие мои сверстники, тоже устремилась в столицу. Пошла во ВГИК, потому что, кроме кино, я в ту пору ничего и не знала. Никаких театров и консерваторий в глаза не видела, потому как жили мы по маленьким городишкам - отец был военным. Пришла и поступила с первого захода.
- В институте были отличницей?
- Да, училась я очень хорошо. По всем предметам, относящимся к мастерству актёра, у меня всегда были пятёрки!
- И потому, наверное, приход в профессию не заставил себя особо долго ждать?
- Ещё на первом семестре третьего курса я оказалась на съёмочной площадке на кинопробах фильма "Майская ночь" по Гоголю. Успешно их прошла и была утверждена на роль нашим замечательным режиссёром-сказочником Александром Артуровичем Роу.
- Трудно было работать со знаменитым постановщиком?
- Что вы! Ничуть. Это был очень добрый человек, наблюдательный. Помню, он всё время мне говорил: "Танька, не торопись! Не торопись!" И всё окружение было потрясающее: Александр Хвыля, удивительный Георгий Милляр...
Съёмки прошли благополучно, но споткнулась я на озвучании. Встав у микрофона, совершенно растерялась. Не успеваю и рта открыть. В общем, когда промучились со мной так раз пять-семь, Александр Артурович вздохнул и сказал: "Танюшенька, это роль большая, а нам необходимо скоро сдавать картину. Учить тебя нам некогда... возвращайся к себе во ВГИК". Когда вышла из павильона, у меня было такое чувство, что всё внутри оборвалось. Запрезирала себя, разозлилась и в огорчении настрочила заявление ректору института Владимиру Николаевичу Головне. Поскольку, дескать, недоучкой оказалась, прошу оставить меня на второй год. Такого во ВГИКе никогда не было!
- И что - оставили?
- Ректор мои мольбы услышал, и я, к своему счастью, пришла на курс великих педагогов Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Владимировича Бибикова. Училась вместе с блистательными актёрами: Майей Булгаковой, Изольдой Извицкой, Руфиной Нифонтовой, Надеждой Румянцевой, Юрием Беловым...
- Как сказали бы в наше время, "звёздный" курс.
- Звёздный-то, конечно, звёздный, но при этом и самый трагический курс во ВГИКе.
- ???
- Проклятие, что ли, над ним какое-то тяготело... Не знаю. Но все, кто ушёл из жизни, ушли страшно, трагически, преждевременно. Извицкая, Нифонтова, Булгакова, Владимирова, Белов, Пархоменко...
- Предлагаю поговорить о чём-нибудь оптимистическом. Вот, к примеру, о театре. Знаю, что вы отдали ему не один десяток лет. Для "чистых" артистов кино, тем более в советское время, явление отнюдь не широко распространённое.
- В кино-то, как я уже сказала, попала по невежеству. Но студенткой стала бегать по театрам. Я влюбилась в сцену. Без памяти! И вот однажды меня приглашают в Малый театр! На роль Нины в "Маскараде", который должен был ставить сам Николай Охлопков. Но - увы - не случилось... Спектакль не состоялся, потому что Охлопков с головой ушёл в работу над своей знаменитой "Иркутской историей". А я много лет проработала в Театре-студии киноактёра. Играла и Лопе де Вегу, и Шекспира, и Чехова... А вершиной своей работы считаю роль Варвары Петровны Ставрогиной в спектакле "Бесы".
- Театр этот был одно время в Москве довольно популярным. А потом в какой-то момент внезапно "исчез"...
- Да, когда распался Советский Союз, в одночасье исчезло многое, не только Театр киноактёра... Мы оказались не у дел. И каждый актёр тогда схватился кто за что мог. Например, две очаровательные актрисы, очень хорошо разбиравшиеся в кулинарии, открыли ресторан. Пошла молва по Москве, что есть такой замечательный уголок, где дивно готовят, где тебя никто не обманет...
- Адресочек по секрету не дадите?
- Так уже и нет ничего. Я там и побывать не успела. На девочек "наехали" и отобрали дело. Ведь в России с этим быстро. Уж если могут завод захватить, то чего говорить о ресторанчике.
- А вы сами чем занялись после закрытия театра и чем сейчас занимаетесь?
- У меня всегда были концертные программы. Ещё веду творческие вечера, встречаюсь с ветеранами, выступаю перед разными организациями, участвую в фестивалях, в концертах.
- А кино?
- Не так давно по телевидению показывали фильм "Последний приказ генерала" с моим участием. А сейчас только что снялась в фильме "Трое с площади Карронад" по повести Владислава Крапивина.
- Знаю, что за последние годы вы были удостоены двух орденов.
- К 75-летию мне вручили орден Екатерины Великой, а три года назад ни с того ни с сего была награждена орденом Петра Великого 1-й степени "за исключительные заслуги перед Отечеством". Видимо, заранее "посмертно" дали (смеётся). У нас ведь главное, чтобы было что нести на подушечках...
- Татьяна Георгиевна, скажите: если бы вам пришлось начать жизнь заново, пошли бы в актрисы? С учётом знания всего того, что вас на этом пути поджидает?
- Безусловно. Только в актрисы! Это же самая интересная профессия на свете. Другое дело, что с моим характером в артисты не ходят!

Беседу вёл Богдан КОЛЕСНИКОВ

http://www.lgz.ru/article/1467/

Док. 656817
Перв. публик.: 12.09.07
Последн. ред.: 11.12.12
Число обращений: 0

  • Конюхова Татьяна Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``