В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Итоги Саммита ЕврАзЭС обнадеживают.... Назад
Итоги Саммита ЕврАзЭС обнадеживают....
Вячеслав Лапидус в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/

В конце декабря 2012 года в Москве одновременно с Саммитом ОДКБ прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Высшего Евразийского экономического совета. В заседании приняли участие руководители государств-участников ЕврАзЭС - Президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, а также Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.Мансуров.
Основной целью Саммита являлись вопросы активизации интеграционных процессов, реформирование Сообщества, а также оптимизация его структур.

По итогам Заседания было принято 15 документов, посвященных в основном организационным и финансовым вопросам. Среди них: Решение о Председателе и заместителе председателя Межгосударственного совета ЕврАзЭС, о Председателе Интеграционного комитета ЕврАзЭС, об очередном Саммите сообщества, а также о проекте бюджета ЕврАзЭС на 2013 год. Председательствующей в Межгосударственном Совете ЕврАзЭС на 2013 год была утверждена Россия.

Участники Заседания Межгосударственного совета констатировали успешность функционирования Сообщества и эффективность реализации поставленных задач по продвижению интеграционных процессов. Вместе с тем, наметились определенные разногласия, касающиеся некоторых структурных аспектов.

В частности Президент Белоруссии А.Лукашенко выступил за ликвидацию всех организационных структур ЕврАзЭС в связи с исчерпанностью ее деятельности и переходу к другим форматам интеграционного взаимодействия. Прежде всего, он отметил слабое функционирование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Другая позиция была обозначена Президентом Казахстана Н.Назарбаевым, который высказался за упразднение департаментов, дублирующих компетенцию ЕЭК, но за сохранение сокращенного Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС.
В итоге за основу было принято предложение Президента Казахстана, в связи с чем, большая часть экономических функций закреплена за ЕЭК, однако при этом сохраняется сокращенный Секретариат Сообщества.

Вместе с тем следует отметить, что ЕврАзЭС сохраняет полномочия в координации целого ряда вопросов: в транспортной, гуманитарной и энергетической сферах.
Участники Заседания также констатировали важность развития интеграционных процессов в рамках новых структур - Таможенного Союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

По словам Президента России В.Путина, в связи с созданием новых организаций и органов "....требует переформатирования и режим работы ЕврАзЭС, а также оптимизация его структур".

Участники Саммита договорились о том, что со временем ЕврАзЭС трансформируется в один интеграционный формат - Евразийский экономический союз (ЕЭС), который как запланировано, начнет свою работу с 1 января 2015 года.

Для перехода к ЕЭС планируется разработка правительственного плана, проекта Договора, его подписание государствами-участниками. Кроме этого, планируется расширить состав участников ТС и ЕЭП, включив в их состав Киргизию и Таджикистан.
На прошедшем Саммите вновь были подняты и рассмотрены проблемы параллелизма деятельности различных интеграционных объединений на постсоветском пространстве, их структурная неоднородность, необходимость унификации интеграционных форматов сотрудничества.

В связи с этим следует отметить, что разноуровневая модель интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Созданные в рамках ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП представляют следующую стадию интеграционного взаимодействия и в значительной мере обесценивают необходимость участия государств-членов в ЕврАзЭС, являющейся организацией более низкого уровня сотрудничества.

Согласно концепции Б. Баласы, рассматривающей различные уровни интеграционных процессов, ЕврАзЭС соответствует уровню зоны свободной торговли, ТС - Таможенному Союзу, ЕЭП - общему рынку. Указанные форматы представляют разноуровневые модели интеграции, каждая последующая стадия включает предшествующую модель интеграционного сотрудничества, добавляя к ней новые элементы.

Таким образом, государствам-участникам интеграционной структуры более высокого уровня, не имеет смысла участвовать в структурах более низкого интеграционного уровня.

С другой стороны, начальные форматы интеграционного сотрудничества способны объединить большее количество участников. Многие государства желающие сотрудничать в рамках одних форматов, отрицают необходимость установления более тесного уровня кооперации друг с другом.

Для России в этих условиях важно определить оптимальный уровень интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве, уделяя особое внимание формированию интеграционного ядра - государств, готовых к тесному взаимодействию между собой, а, следовательно, значимых с точки зрения реализации, прежде всего, российских интересов.....

www.viperson.ru

Док. 657414
Перв. публик.: 28.12.12
Последн. ред.: 15.01.13
Число обращений: 0

  • Назарбаев Нурсултан Абишевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``