В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Казахстан стремится сохранить определенную свободу маневра и не допустить слишком тесного сближения с Россией..... Назад
Казахстан стремится сохранить определенную свободу маневра и не допустить слишком тесного сближения с Россией.....
Вячеслав Лапидус в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/

Конец 2012 - начало 2013 годов были отмечены рядом интересных заявлений представителей политической элиты Казахстана, посвященным различным аспектам интеграционного сотрудничества с Россией. Активизация политической активности на указанном направлении могут свидетельствовать о желании Казахстана более четко очертить параметры и границы интеграционного взаимодействия, а также подчеркнуть свою самостоятельность от России.

Особый интерес вызывает позиция Казахстана в отношении перехода к стадии политической интеграции и создания наднациональных органов, которым передается часть национальных полномочий не только в экономической, но и в политической сфере. Знаковыми заявлениями здесь стали выступления советника Президента Казахстана Е.Ертысбаева и Президента Казахстана Н. Назарбаева.

8 ноября 2012 года в МГУ прошел "круглый стол" на тему "Казахстан и Россия в евразийском интеграционном проекте", в котором принял участие советник Президента Казахстана Е.Ертысбаев. По его словам, взаимодействие России и Казахстана является "образцовым", общей целью становится дальнейшая интеграция и "создание к 2015 году Евразийского экономического союза". При этом интеграционный процесс пользуется широкой поддержкой, поскольку "свыше 80% казахстанцев поддерживают идею интеграции с Российской Федерацией".

Затрагивая вопрос о формировании наднациональных политических органов, в частности Евразийского парламента, Е.Ертысбаев призвал не спешить с созданием подобных структур до тех пор, пока не будет налажена эффективная работа Таможенного Союза. Советник Президента подчеркнул, что в перспективе вопрос о создании наднациональных органов Евразийского проекта может решаться в формате Евразийской парламентской ассамблеи, отметив "преждевременность" обсуждения этих вопросов. Главными элементами интеграционных инициатив, по его мнению, являются "принципы этапности и добровольности", а также поддержка интеграции бизнес-сообщества.

9 января 2013 года в ходе церемонии вручения президентских и государственных стипендий деятелям литературы и искусства Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил незыблемость суверенитета Казахстана, отметив, что "Казахстан будет выходить из межгосударственных организаций, если они угрожают его независимости". При этом, глава государства заключил, что участие Казахстана в евразийских интеграционных процессах является "принципиальным выбором".

18 января 2013 года выступая перед главами дипломатических миссий в Казахстане, Н. Назарбаев сделал особый акцент на интеграцию в казахстанско-российских отношениях в экономической сфере, подчеркнув, что она "не будет нацелена на реинкарнацию какого-нибудь политического союза", в частности "бывшего Советского Союза".

По мнению Н. Назарабаева, Россия, Казахстан, Белоруссия остаются "независимыми государствами с собственными национальными интересами". Сегодня евразийская интеграция является "стратегическим преимуществом перед вызовами третьей глобальной индустриальной революции", а участники интеграционного процесса "намерены совершить совместный рывок к новым технологиям и укладам".

При рассмотрении позиции Казахстана в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве необходимо отметить следующее. Казахстан является одним из наиболее проинтеграционно настроенных государств на постсоветском пространстве и входит во все интеграционные проекты, за исключением Союзного государства России и Белоруссии, инициированные Россией, выступает активным идеологом и сторонником углубления интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ. Внимательный анализ позиций казахстанской элиты показывает, дифференцированный подход Казахстана к различным аспектам интеграционного взаимодействия с Россией, Белоруссией и некоторыми странами СНГ. В наибольшей мере Казахстан готов к интеграционному сближению в торгово-экономической сфере. В несколько меньших объемах - в области культурного, образовательного, военного, валютного сотрудничества. Казахстан на нынешнем этапе выступает противником создания политического союза, что рассматривается как угроза суверенитета и позициям казахстанской политической элиты.

Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что Казахстан проводит активную, открытую и амбициозную внешнюю политику, претендуя на роль лидера центрально-азиатского региона. Так же он выступает инициатором и принимает участие в интеграционных проектах с участием государств-нерезидентов СНГ: ШОС, ЦАРЭС и СВМДА. В этих условиях он стремится сохранить определенную свободу маневра и не допустить слишком тесного сближения с Россией.

Казахстанская политическая элита в настоящее время расколота на несколько внешнеполитических группировок. Фактически курсу на тесное сотрудничество с Россией в рамках пророссийского евразийского проекта, противостоят ряд альтернативных концепций: изоляционизм, пантюркизм и концепция "Великого шелкового пути".

В этих условиях заявления Н. Назарбаева можно рассматривать как попытку "успокоить" казахстанскую элиту, подчеркнуть приоритетность для Казахстана интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также обозначить контуры и пределы интеграционного сотрудничества для России.
    
Viperson

Док. 658312
Перв. публик.: 28.01.13
Последн. ред.: 04.02.13
Число обращений: 0

  • Назарбаев Нурсултан Абишевич
  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``