В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Звягинцев: `Кино это не диагноз, а рентген` Назад
Андрей Звягинцев: `Кино это не диагноз, а рентген`


Фильм - это не диагноз, а рентген. Так ответил известный российский режиссер Андрей Звягинцев на вопрос из зала: "А о чем это ваше кино?"

Вопросов после показа его картины "Елена", который прошел в рамках фестиваля артхаусного кино "9 фильмов", было действительно много. И, судя по ним, зрители отчего-то привыкли думать, что определенный фильм нужен для определённых эмоций. Не хватает любви - пожалуйста, вот вам мелодрама. Грустно? Приглашаем на комедию...

И про Ижевск в том числе

Ижевск - достаточно большой город. Здесь 27 кинозалов. Мне странно и печально думать - почему никто не отважился показать "Елену". Так что большой поклон таким энтузиастам, как Андрей Смирнов (куратор ижевского киноклуба "Зеркало" - Я.Г.), который пригласил меня в ваш город. Они показывают кино с 1975-ого года, несмотря ни на какие кризисы и дефолты. Всего в России 2 700 экранов. Если сравнивать с Америкой, там 40 тысяч киноэкранов, из которых примерно 300 или 500 показывают только авторское кино. И вот представьте эту разницу - 2 700 против 40 000. Не говорю даже о Франции, где "Елену" посмотрело чуть ли ни вдвое больше зрителей, чем в России. Таково положение дел в кинематографе, который называет себя артхаусным.

Про формат

Фильмы надо смотреть на экране, а не на маленьком мониторчике. Они для того и делаются. Если мы будем смотреть кино только под попкорн и ориентироваться на аудиторию 14-25 лет, а ее главный интерес известен - это развлечения, то ничего хорошего не выйдет.

Про идею российского правительства обязать кинотеатры 20% прокатного времени выделять под российское кино

Может быть, это как-то изменит ситуацию. Конечно, прокатчики и директоры кинотеатров возмущаются. Потому что их обязывают показывать то, что они не хотели бы показывать. Они считают, что русское кино - это плохо. Если так считать, то его не будет вообще. Если такие протекционистские меры применяются где-нибудь в Европе, они работают. Например, французы. После войны, когда американское кино заполонило все экраны, министр культуры, кажется, это был Морис Дрюон, ввел квоты. С тех пор американцы до сих пор бьются за французский рынок. Французы имеют процент с каждого билета. Они забирают часть прибыли американских дистрибьюторов и оставляют ее на нужды французского национального кино. Они вводили еще более радикальные меры - запрещали вывески на английском. Я не понимаю, чем обернется для нас то, что предлагает российское министерство культуры. Может быть, ударит нас бумерангом, потому что сразу встает вопрос: а что за кино это будет? Если бы они придумали программу по поддержке авторского кино, например, помогали бы, оплачивая часть билета, процентов 20-30, то у директоров кинотеатров появился бы интерес. Если у нас есть мультиплексы, где 6-7 кинозалов, почему бы не отдать один зал под авторское кино. Чтобы его там показывали с утра до вечера. Появится своя аудитория. Люди будут знать, что в этом зале можно посмотреть, например, братьев Дарденн. Некоторые люди даже не знаю о том, что существуют братья Дарденн. А это наши великие современники. Великие бельгийцы, у которых удивительные фильмы. Аудитория есть. Просто ее надо воспитывать.

Про интерпретацию

Все, что я хотел донести, все на экране. Час сорок шесть. Там все спрессовано. Мы полтора года делали фильм. Поэтому превратить это в слоган или заявление... Я не могу разговаривать на таком языке, он мне претит. Превратить фильм в одну простую фразу - это предательство собственного замысла. "Зритель, приходи посмотреть фильм "Елена", потому что там происходит то-то и то-то. Чушь собачья. Зритель, придя в зал, сам найдет себе пищу. Сам все сформулирует и все поймет. Не сложатся у него отношения с фильмом - ну что же, здесь я уже не могу быть посредником между экраном и зрителем.

Про "чернуху"

Надо быть осторожным с понятием "чернушный". Я бы поостерегся его употреблять. Неподготовленный зритель никогда не будет подготовлен, пока он привык смотреть то, что показывают по телевизору.

Про зрителя

Подготовить аудиторию невозможно. Неподготовленный зритель не привык реагировать на то, что русское кино достойно внимания. Такие бывают в зале люди, которые встают и говорят: "Ну а чему вы нас учите?". Это позиция инфантильного сознания. Человек-ребенок, который не вырос и никак не может понять - то, что ему показывают на экране это не руководство к действию. Больше того, я, может, скажу опасную мысль, но тот, кто готов к нехорошим действиям, он совершит их и без фильма. И когда он потом будет говорить: "А я вот кино посмотрел и сделал это...>> - чушь собачья. Смерть живет в самом человеке. На экране просто мысль об этом, заставляющая человека задуматься, где именно он находится в этой системе координат. Семья, которая воспитала человека - вот кто ответственен за то, что он делает.


Про воспитание

Кино - это не воспитатель. В противном случае, прав министр культуры, который говорит, что сейчас кинематограф переходит на ручное управление, и мы будем создавать фильмы, которые воспитывают. Мы уже имели это в Советском Союзе. Я не знаю, что за общество мы в конце концов получили, но это тоже иллюзия. Тогда получается, что нужно не снимать того, что является правдой. Неужели фильмы должны быть о том, что надо быть добрым и нельзя убивать? Неужели это и без того не понятно? В этом наше тотальное безумие.

Про ТВ

Я всем говорю, выключите телевизор. Это идеология и сплошное развлечение. Информация, которая засоряет мозг.

Про новый проект

В июле мы запустились с новым проектом. Это будет полнометражный фильм. С июля по ноябрь мы искали натуру и писали сценарий. Много ездили по России - от Москвы в радиусе 600 километров. От Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла. Потом спустились ниже в Белоруссию. Разочарованы были страшно. Потому что в Белоруссии все прибрано - дорожки, палисаднички, цветочки. Нам это было не нужно. Мы искали разруху, умирающий провинциальный город, где жизнь утекает. Такого добра у нас завались. Мы отсмотрели где-то 70 городов, и в итоге остановились на том, который еще сохраняет какое-то великолепие. Город мифологического толка. Город на воде, на северном море. Мы будем снимать в следующем году, точные даты пока не известны. Это будет социальная драма. День сегодняшний, 2013-ый год. Мы хотим сделать так, чтобы эта история развернулась из маленькой социальной драмы до размера мифологического толка.

Яна Городилова
http://www.myudm.ru/interview/gorodilova/zvyagintsev

Док. 658384
Перв. публик.: 29.12.12
Последн. ред.: 29.01.13
Число обращений: 0

  • Звягинцев Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``