В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Савойский А.Г. К 205-летию установления дипломатических отношений между Россией и США Назад
Савойский А.Г. К 205-летию установления дипломатических отношений между Россией и США
Аннотация: На первый взгляд исследование вопроса об установлении дипломатических отношений между Россией и США может показаться кому-то банальным: два века уже говорят и пишут об этом. И тем не менее, попытаемся внести уточнения в главные страницы истории российско-американских отношений, содержащие до сих пор вопросительные знаки.
Ключевые слова: Россия, США, установление дипломатических отношений, Александр I и Томас Джефферсон, Владимир Путин и Барак Обама.

To the 205th ANNIVERSARY of the ESTABLISHMENT
of DIPLOMATIC RELATIONS between RUSSIA and the USA

Annotation: At first glance, a study of the establishment of diplomatic relations between Russia and the United States of America may seem trivial to someone: two centuries has been said and written about it. Nevertheless, we will try to clarify in the principal pages of the history of Russian-American relations that contain still a lot of the question marks.
Key words: Russia, USA, establishment of diplomatic relations, Alexander I and Thomas Jefferson, Vladimir Putin and Barack Obama.

Освещение вопроса об установлении дипломатических отношений между Россией и Соединёнными Штатами Америки является одним из спорных в научной и публицистической литературе. Большинство отечественных и зарубежных исследователей и дипломатов справедливо считают периодом установления российско-американских дипломатических отношений 1807 год. Это Александр Бессмертных, Юлий Воронцов, Анатолий Добрынин, Юрий Дубинин, Виктор Комплектов, Владимир Лукин, Николай Софинский; Уильям Бернс, Джеймс Коллинз, Джек Мэтлок, Томас Пиккеринг, Артур Хартман и другие1. Российский политолог и журналист Станислав Тарасов считает годом установления российско-американских дипломатических отношений 1808-й2. Академик Н.Н.Болховитинов в одних изданиях отдаёт предпочтение периоду с 1808 по 1809 год, в других - исключительно 1809 году.3 Некоторые отечественные американисты, например, исследователь Н.М.Гольдберг, редакторы сайта Президентской Библиотеки им. Б.Н.Ельцина в Интернете, российский историк А.Ю.Петров, государственный деятель России В.И.Матвиенко, бывший Посол США в России Джон Байерли и другие связывают 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и США с 2009 годом.4 Журналист газеты "Аргументы и факты. Северо-Запад", освещая научную конференцию, проходившую в Вологде в 2010 году, смело заявил о 200-летнем юбилее в 2010 году5. Отечественный историк А.В.Ефимов и другие исследователи вообще считают установленные дипломатические отношения между Россией и США формальными.6
По этому поводу необходимо заметить следующее: исследованием проблемы установления дипломатических отношений между странами, особенно за давностью лет, следует заниматься исключительно специалистам в области международных отношений, хорошо знакомым с тонкостями дипломатического протокола. В дипломатической практике XVIII-XIX веков существовало правило установления официальных дипломатических отношений между государствами, выраженное согласием первых лиц страны в устной или письменной форме. Факт установления дипломатических отношений мог быть зафиксирован в письмах или телеграммах глав двух государств о согласии установить дипломатические отношения. Переговоры по вопросу об установлении дипотношений поручали правительственной делегации, выезжавшей в одну из двух стран или на территорию нейтрального государства за границей. Иногда переговоры не завершались подписанием двустороннего соглашения или идентичного документа в виде дипломатической ноты, а ограничивались устным обменом мнений, полагая, что договоренность достигнута в принципе. На таких переговорах уточнялся уровень устанавливаемых дипломатических представительств (посольство, миссия, консульство) и ранг дипломатических представителей для обмена между государствами (посланник, министр, посол, консул, атташе, поверенный в делах и прочее).7
Описанное выше, как нельзя лучше, соответствует трёхкратному установлению дипломатических отношений между Россией и США: в результате переписки и дипломатических встреч в 1807 году; как признание американской стороной Временного правительства и его посла в 1917-м; между СССР и США в 1933 году.
Ещё в ноябре 1798-го, в годы правления Павла I, с его ведома и согласия посланник Российской империи при Сент-Джеймсском дворе в Лондоне8, граф Семён Романович Воронцов и американский посланник Руфус Кинг впервые обсуждали возможность заключения российско-американского торгового договора, как и возможность установления в будущем дипломатических отношений. Однако этому помешала необъявленная морская война Франции против молодой американской республики (1798-1800). Дипломатическая переписка о возможности заключения договора была прервана.
Официальные дипломатические отношения России с Соединёнными Штатами Америки были установлены при Александре I (1777-1825) и 3-м Президенте США Томасе Джефферсоне (1743-1826).
Установлению этих отношений во многом способствовало назначение нового главы внешнеполитического ведомства Российской империи. 17(29) июня 1806 года Министром иностранных дел был назначен генерал от инфантерии (пехотные войска), барон Андрей Яковлевич Будберг (1750-1812).9 Ещё Екатерина II приблизила его к Императорскому двору и привлекала к воспитанию в детстве своих внуков, среди которых находился и великий князь Александр, будущий император России.10
За непродолжительный период руководства внешней политикой ему удалось реформировать МИД и развить там печатную деятельность. Уже на следующий день своего назначения Министр Будберг учредил Переводческое отделение европейских и азиатских языков, отдал распоряжение создать Коллежскую библиотеку, учредил стажировки будущих дипломатов за границу для изучения и совершенствования иностранных языков, представил императору Александру I доклад. В нём определялся новый порядок приёма молодых людей на службу с предварительной сдачей в Коллегии иностранных дел экзаменов по французскому и немецкому языкам, географии, истории и статистике; в должностные обязанности служащих вводилась конфиденциальность. При бароне Будберге видоизменилась Канцелярия министра. До этого она носила временный характер и теперь была разделена на четыре отделения. Первое из них ведало выдачей паспортов, перепиской с министерствами и военными властями, а также осуществляло секретные функции (шифровка и дешифровка депеш); здесь же находился архив. Второе отделение занималось перепиской с европейскими державами (Англия, Франция, Пруссия, Австрия) и вольными городами Германской империи. Третье отделение осуществляло переписку с Турцией, Италией, Испанией, Португалией, Голландией, Швецией, Данией и США. Четвёртое отделение было ориентировано на азиатские народы. Начальники отделений лично докладывали министру обо всех поступавших документах и следили за их исполнением11. Работа в министерстве была построена таким образом, что теперь американским направлением занимались практически ежедневно.
Александр I, российский император с 1801 по 1825 год, был активным сторонником внутригосударственных преобразований. Особенно на начальном этапе своего правления он придавал немаловажное значение развитию российско-американских, в частности, торговых отношений.
Являясь акционером Российско--Американской компании, император проявлял интерес к её деятельности и положению дел в Русской Америке. Он дважды за период с 1802 по 1807 год поощрил Главного правителя Российских колоний в Северной Америке А.А.Баранова, приветствовал плавание Российского флота на Тихом океане. Своим специальным указом Александр I даровал компании право иметь собственный флаг. Государь также отправил к американским берегам первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна-Лисянского под руководством чиновника по особо важным поручениям при Дворе Его Императорского Величества, графа Н.П.Резанова. Примечателен тот факт, что один из участников кругосветного плавания, Юрий Фёдорович Лисянский, уже бывал ранее в Америке. Он посетил с 1793 по 1796 годы многие города молодой американской республики, лично был знаком с доктором наук, политиком Бенджамином Франклином и первым Президентом США Джорджем Вашингтоном.12 Когда в сентябре 1802 года в Санкт-Петербург прибыл американский военно-морской министр Дж.А.Смит, он тоже был весьма благожелательно принят при императорском Дворе и обедал в семье Александра I. Говорили о развитии торговых отношений между двумя странами.13
В тот исторический период по дипломатическим каналам начались неофициальные личные контакты между российским императором Александром I и 3--м Президентом США Томасом Джефферсоном (1801-1809). В приватной беседе со своим ментором, швейцарским философом Фридрихом Цезарем Лагарпом, ещё в начале своего правления молодой император заметил, что имеет интерес к демократическому устройству американской республики и хотел бы поближе познакомиться с её президентом. Лагарп написал об этом своему знакомому книгоиздателю и владельцу книжной лавки в Париже, тот сообщил учёному и философу Джозефу Пристли (1733-1804), переехавшему из Англии в Америку. Именно он передал пожелания императора Президенту Томасу Джефферсону, юристу по образованию, учёному, писателю, оратору, основному автору Декларации Независимости Соединённых Штатов. Американский президент, более опытный в политических вопросах в силу своего зрелого возраста, рекомендовал Александру I в ноябре 1802 года список достойных внимания Его Императорского Величества трудов об американской Конституции, а также несколько книг, среди которых находился сборник статей американских политиков А.Гамильтона, Дж.Джея и Дж.Мэдисона под названием "Федералист"; изложил свои размышления о судьбе России.14
Дружественные симпатии первых лиц России и США сразу же заметно активизировали торговлю между двумя странами. Только в один Кронштадтский порт в 1803 году зашло более 80 американских торговых судов, в то время как во всех россий-ских портах их количество превысило 400. Торговый груз из Америки оказался вдвое больше груза, доставленного торговыми судами других стран. Кроме того, до 15% российских вывозимых товаров грузили также на американские корабли, нейтральные торговые суда.15
По обоюдному согласию, осенью 1803 года в российскую столицу прибыл представитель американских деловых кругов и дипломат Леветт Харрис (Гаррис, 1780?-1839). Он был встречен с необыкновенным вниманием и радушием, о чём свидетельствовали его письма. Всё это объяснялось явной заинтересованностью официального Петербурга в развитии российско-американских, прежде всего, торгово-экономических отношений. Горький опыт прежних лет, на примере Фрэнсиса Дейны и Джоты М.Рассела, не получивших аккредитации в Санкт-Петербурге в эпоху Екатерины II, побудил американского Президента Джефферсона не проводить кандидатуру Леветта Харриса через Сенат, а отправить его в Россию с Верительной грамотой и патентом на торговлю, согласовав назначение лишь по дипломатическим каналам. Специальным указом от 29 октября (10 ноября) 1803 года Правительствующий сенат Коллегии иностранных дел признал Леветта Харриса консулом США в Санкт-Петербурге. Вскоре министерство иностранных дел и министерство коммерции выдали Харрису экзекватуру - разрешение на исполнение в России консульских обязанностей.16 Леветт Харрис, как нельзя лучше, пришёлся к императорскому Двору и прослужил в России на своём посту 13 лет, с октября 1803 по 1816 год включительно.
В установившейся между императором Александром I и Президентом Джефферсоном переписке в 1804 году была отчасти и заслуга американского консула в Петербурге, как и американского поэта Дж.Барлоу (1754-1812), который направил письмо Джефферсону с подтверждением желания Александра I переписываться и даже уточнил возможные темы для переписки.17
Джефферсон первым направил своё послание российскому императору в июне 1804 года, назвав его "великим и добрым другом". Он искренне поблагодарил Александра I за содействие России в освобождении команды американского фрегата "Филадельфия", разбившегося на рифах у входа в бухту Триполи в Средиземном море 29 октября 1803 года и захваченного османцами, а также за дружественный приём, оказанный американскому консулу в Санкт-Петербурге. Джефферсон выразил удовлетворение развитием русско-американской торговли и заверил императора в том, что российский флаг встретит в американских гаванях свободу, гостеприимство, покровительство и что россияне, подданные Его Императорского Величества, будут пользоваться всеми привилегиями наиболее благоприятствуемой нации.18 В своём ответном письме Президенту Джефферсону от 7 ноября 1804 года, Александр I признался: "Я всегда питал большое уважение к Вашему народу, который сумел достойным образом воспользоваться своей независимостью, дав себе свободную и мудрую конституцию, обеспечивающую счастье вообще и каждого в отдельности" и выразил надежду, "что Соединённые Штаты ещё долго будут иметь во главе своего правительства такого достойного и просвещённого руководителя"19.
Хотя систематические эпистолярные отношения между главами двух государств периодически прерывались по внутри-- и внешнеполитическим причинам, переписка была всё же восстановлена после переизбрания Джефферсона на пост президента и сыграла весьма позитивную роль в дальнейшем развитии российско-американских отношений. Так, в начале 1805 года российский император поздравил Томаса Джефферсона с его переизбранием на президентский пост, а в другом своём послании в августе того же года подчеркнул необычайно важное значение, которое он придавал торговым отношениям между двумя странами, и пообещал особые привилегии и гостеприимство американцам в России. В 1806 году своим специальным указом от 16(28) марта император освободил Александровскую бумагопрядильную мануфактуру от пошлин при её торговых сделках с американцами, которые доставляли в Россию хлопок, а вывозили на судах, помимо прочего, ткани. 18 апреля того же года Джефферсон поблагодарил консула в Санкт-Петербурге Л.Харриса за присланную копию бюста Александра I работы Федота Шубина. В свою очередь, президент выслал для императора текст Конституции США и четырёхтомную биографию Джорджа Вашингтона. Он интересовался также Россией и природой Сибири, просил выслать ему научные работы российского академика П.С.Палласа (1741-1811).
Из-за обострения международной ситуации в Европе, при которой американская республика оказалась в дипломатической изоляции, Джефферсон попросил Александра I чётко определить права нейтральных стран на море для включения этого определения в текст будущих мирных договоров. В мировой истории произошло так, что Декларация о вооружённом морском нейтралитете с образованием Лиги нейтральных государств, подписанная Екатериной Великой в феврале 1780 года, прослужила миру четверть века, исчерпала себя до конца и больше не действовала. Теперь её внуку, Александру I, пришлось устанавливать мир на Европейском континенте и заниматься мирным урегулированием проблемы морской торговли. В своём ответном письме американскому президенту император говорил о том, что мир в Европе на суше и на воде непременно принесёт выгоду Соединённым Штатам.20
Совсем скоро начались первые прямые плавания русских торговых судов в Америку. По распоряжению Александра I, было объявлено царское благоволение: не взимать таможенных пошлин с первых трёх кораблей, отправленных в США с российскими товарами, и по их возвращении с американ-скими товарами. Зачинателем или первопроходцем полезной для Отечества инициативы стал русский купец Ксенофонт Алексеевич Анфилатов (1761-1820), заработавший на этом состояние и открывший впоследствии свой банк.21
Сближению России и Соединённых Штатов способствовали и совпадение их интересов в Европе, и повышенный интерес императора к первой в мире демократической республике, расширение российско-американских торговых связей, активное освоение территорий Северо-Западного побережья Северной Америки, новые экспедиции россиян к её берегам, совместное проживание там русских промысловиков и торговцев с коренными племенами. Как ни как, Россия стала крупной евроазиатской державой с заморской колонией в Америке. Свою позитивную роль сыграло и посредничество российской стороны в решении вопроса с американским фрегатом "Филадельфия", когда канцлер России граф А.Р.Воронцов направил депешу от 2(14) февраля 1804 года российскому посланнику в Константинополе А.Я.Италийскому о необходимости добиться от Оттоманской Порты указания бею Триполи освободить фрегат "Филадельфия" и его экипаж.
Обоюдная уверенность в искренности и дружеском расположении двух правителей послужила толчком к договорённости по установлению дипломатических отношений. Их инициатором выступил тогда Томас Джефферсон, убеждённый в том, что России и Соединённым Штатам самой Судьбой предначертано оставаться друзьями и что Россия более чем какая-либо другая страна мира искренне и по-дружески расположена к Америке. Так, в частном письме от 20 июля 1807 года к своему другу американский президент писал об императоре Александре I: "Он проявляет необычайную привязанность к нашей стране и её правительству и не раз давал мне как публичные, так и приватные доказательства этой привязанности. Наша страна, как и его страна, по природе своей нейтральна, наши интересы в том, что касается прав нейтральных держав, и наши чувства совпадают... Александр I будет солидарен с правительством США на любой европейской мирной конференции. Я углубился в этот предмет, поскольку уверен, что Россия... является самой искренне дружески расположенной к нам страной из всех стран мира; её услуги пригодятся нам и впредь, и нам надо искать, прежде всего, её расположения... Желательно, чтобы такие чувства разделяла вся нация"22.
Буквально через месяц, (9)21 августа 1807 года, в Лондоне состоялась беседа российского посланника с особым поручением М.М.Алопеуса с американским посланником Дж.Монро, в результате чего последовало донесение Министру иностранных дел России А.Я.Будбергу с предложением американской стороны установить дипломатические отношения между Россией и США.23
Вскоре после подписания Тильзитского мира с Наполеоном, невыгодного для обеих сторон, Министры иностранных дел Франции и России, Талейран и Будберг, были вынуждены подать прошение об отставке. Фактически, барон А.Я.Будберг пробыл на этом посту лишь до конца августа 1807 года. Александр I подписал указ о его увольнении с должности "по случаю болезни... до излечения оной"24. 30 августа (11 сентября) 1807 года управление министерством иностранных дел было поручено графу Н.П.Румянцеву (1754-1826), Министру водных путей сообщения и коммерции.
Не владея данной информацией, российский посланник М.М.Алопеус выслал своё донесение от 13(25) сентября 1807 года из Лондона на имя Министра иностранных дел А.Я.Будберга, кем он тогда уже не являлся. В своём письменном обращении дипломат сообщал об очередной встрече с американским посланником в Великобритании Дж.Монро и о переданном через него предложении Президента Джефферсона установить дипломатические отношения с Россией.25
Вскоре, после согласования с Александром I, в Лондон пришла депеша управляющего МИД России графа Н.П.Румянцева М.М.Алопеусу от 6(18) октября 1807 года о согласии Российской империи на обмен дипломатическими представителями и о желании МИД России видеть посланником США в Санкт-Петербурге действующего консула Леветта Харриса.26 Уже (2)14 декабря того же года новый американский посланник в Лондоне Уильям Пинкни, сменивший Джеймса Монро в октябре 1807 года, направил донесение Госсекретарю Джеймсу Мэдисону о намерении России обменяться дипломатическими представителями с США.27

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

По тем далёким, военным временам начала XIX века, когда в Европе и Северной Америке сражения сменялись перемирием, а заключённый мир не успевал устанавливаться надолго, дипломатические акты между уполномоченными посланниками двух стран на нейтральной стороне (встречи, беседы, сообщения о полученной корреспонденции по вопросу об установлении дипотношений, обмен мнениями) означали согласие первых лиц государства на уровне императора и управляющего Министерством иностранных дел России, а также президента и госсекретаря Соединённых Штатов на установление дипломатических отношений между двумя странами, а значит, их установление в принципе на государственном уровне.
Дипломаты двух стран сразу же приступили к обсуждению вопросов, связанных с процедурой установления дипотношений (уровнем представительств и посланников для обмена) и со сроками исполнения договорённостей.
Дальнейшее установление дипломатических отношений на уровне посольств им представлялось невозможным. В то время послами обменивались только великие державы, а молодая американская республика лишь начинала устанавливать дипотношения с другими государствами. Поэтому обе стороны договорились обменяться дипломатическими представительствами в ранге посланников.
С чувством исполненного долга российский посланник Максим Максимович Алопеус отбыл на Родину. Его миссия с особым поручением в Лондоне успешно завершилась.
14(26) января 1808 года американский консул в Санкт-Петербурге Л.Харрис направил донесение Госсекретарю Дж.Мэдисону. В нём сообщалось, что Россия не направит своего дипломатического представителя в США до тех пор, пока не узнает, что этот акт будет взаимным.28
Окончательная отставка Министра иностранных дел, барона А.Я.Будберга, находившегося на лечении (с 30.08.1807), состоялась 12(24) февраля 1808 года. С того же дня граф Николай Петрович Румянцев, управляющий МИД и Министр коммерции, официально стал Министром иностранных дел России. Именно ему пришлось заниматься завершением сложного процесса установления дипотношений между двумя странами.
Вершиной переписки между российским императором и американским президентом является письмо Т.Джефферсона - Александру I от (17)29 августа 1808 года, представляющее собой Верительную грамоту Уильяму Шорту в качестве полномочного министра Соединённых Штатов в России и свидетельствующее о том, что вопрос об установлении дипломатических отношений между Россией и Соединёнными Штатами уже решён ранее и больше не обсуждается. Президент заверил неизменно "великого, доброго друга и императора" в искренней дружбе и желании поддерживать с Его Величеством и его подданными "самые тесные дружеские и торговые отношения". Политической целью, по словам президента, являлось соблюдение строгого нейтралитета "по отношению к державам, находящимся в состоянии войны", в которой участвует Россия, и оказание всем дружеских услуг (в перевозке грузов на нейтральных американских судах. - С.А.Г.) в ожидании "мира и справедливости". Джефферсон выразил уверенность "в том, что честные и справедливые действия Соединённых Штатов укрепят то дружеское расположение", которое император проявил "к ним, и дадут столь справедливому и великодушному монарху новое основание силой доброго примера добиться того, чтобы существование и права миролюбивой нации уважались должным образом".29
Весной 1809 года американский Сенат отклонил кандидатуру Уильяма Шорта в качестве посланника в Россию. Спустя некоторое время на рассмотрение была внесена кандидатура Джона Куинси Адамса, дипломата, сенатора и конгрессмена, потомственного аристократа, сына 2-го Президента США Джона Адамса. Лишь со второго раза Сенат утвердил его большинством голосов.
При переиздании единственной на сегодняшний день в России и Америке объёмной энциклопедии о российско-американских отношениях с XVIII по XX век,30 представляется необходимым в статье "Дипломатические отношения между Россией (СССР) и США" конкретизировать следующую фразу: "Дипломатические отношения были установлены в декабре 1807 года путём переписки между российским посланником в Лондоне М.М.Алопеусом и министром иностранных дел России А.Я.Будбергом, с одной стороны, и американскими посланниками в Лондоне Дж.Монро и У.Пинкни, а также государственным секретарем США Дж.Мэдисоном, с другой стороны. Первым дипломатическим представителем России в США в ранге посланника стал А.Я.Дашков. Первым посланником США в России - Джон Квинси Адамс".31
Предлагается следующая формулировка:
"Установление дипломатических отношений между Россией и США стало возможно в декабре 1807 года, благодаря экономическим интересам двух стран, политической воле, личным взаимным симпатиям и дружественным чувствам, а также продолжительной переписке между российским императором Александром I и 3-м американским Президентом Томасом Джефферсоном и их обмену четырьмя письмами. Этому способствовали неоднократные встречи в Лондоне с августа по декабрь 1807 года российского посланника с особым поручением М.М.Алопеуса с американским посланником Дж.Монро и сменившим его с октября 1807 года У.Пинкни, их обмен дипломатической перепиской (инструкции, донесения, депеши) между М.М.Алопеусом и Министром иностранных дел России, бароном А.Я.Будбергом, а также управляющим МИД, графом Н.П.Румянцевым, с одной стороны, и между американскими посланниками в Лондоне Дж.Монро и У.Пинкни с Государственным секретарём Дж.Мэдисоном, с другой стороны. В декабре 1807 году была достигнута договорённость об установлении дипломатических отношений между Россией и США на государственном уровне и обмене дипломатическими представительствами в ранге посланников.
В 1808 году российско-американские дипломатические отношения были установлены на уровне консульств (с октября 1803 года в Санкт-Петербурге находился американский консул Л.Харрис, с мая 1805 года в Ревеле (Таллинн) - вице-консул Д.Родде, 4 февраля 1806 года указом Александра I вице-консулом США в Архангельске был признан Ф.Кизел, с июля 1808 года - К.Родде в Риге. Верительная грамота графу А.Я.Дашкову, определявшая его в качестве Поверенного в делах и Генерального консула России в Филадельфии, датирована 31 августа (12 сентября) 1808 года. Позднее к нему присоединился консул в Бостоне и Нью-Йорке А.Г.Евстафьев. В компетенции Харриса и Дашкова находились вопросы двусторонней торговли, а также открытие в крупных портах представительств, выдача лицензий на перемещение из одной страны в другую торговых судов и частных лиц, преимущественно торговцев.
В 1809 году дипломатические отношения между Россией и США были установлены на уровне дипломатических представительств в ранге посланников: в июле состоялась встреча Поверенного в делах и Генерального консула России в Соединённых Штатах, графа А.Я.Дашкова с Государственным секретарём Р.Смитом и Президентом США Дж.Мэдисоном. Американский посланник Дж.К.Адамс прибыл в Санкт-Петербург в октябре 1809 года. Граф Ф.П.Пален, назначенный российским посланником в Соединённых Штатах в апреле 1809 года, продолжал службу в Коллегии иностранных дел России ещё почти целый год, собирал необходимые документы и материалы относительно российско-американских связей, отбыл из Санкт-Петербурга в Америку, получив инструкции от Александра I с указаниями укреплять политические и торговые отношения с США, и вручил свои Верительные грамоты американскому президенту в июне 1810 года".
Томас Джефферсон, оставив президентский пост после двух сроков пребывания, нашёл возможность поздравить в письме графа Дашкова с прибытием в США и пригласить его в своё имение в Монтичелло (на юге штата Вирджиния). Российский посланник искренне поблагодарил Джефферсона за внимание и передал ему при встрече последнее письмо Александра I. В 1810 году А.Я.Дашков вернулся в Санкт--Петербург. В МИД России известны его обстоятельные доклады с подробным анализом внутриполитических событий и внешнеторговых связей американской республики.
О дружеском расположении императора к Джефферсону написал в своём послании к нему и прибывший вместо А.Я.Дашкова граф Ф.П.Пален. Посещая, как и Дашков, имение Джефферсона по его приглашению, российский посланник был приятно удивлён, увидев в кабинете одного из основателей демократической республики мраморный бюст императора Александра I. Пробыв в Соединённых Штатах менее года, не обладая, по всей вероятности, мотивацией к дипломатической службе в данной стране, хотя бы потому что вместо посольских полномочий графу Палену пришлось довольствоваться лишь рангом посланника, он попросил направить его послом в Бразилию при Португальском дворе в Рио-де-Жанейро. Его просьба была удовлетворена.
Из Санкт--Петербурга вернулся граф Андрей Яковлевич Дашков, который стал по совместительству и Чрезвычайным посланником, и Полномочным министром, представлявшим Россию при Конгрессе Соединённых Штатов в Вашингтоне с августа 1811 по 1817 год. В тот же период Генеральным консулом России в Филадельфии являлся Н.Я.Козлов.32
Сам факт установления дипломатических отношений между Россией и Северо-Американскими Соединёнными Штатами был зафиксирован на основе личных и многочисленных писем глав двух государств, императора Александра I и 3-го американского Президента Томаса Джефферсона, симпатизировавших друг другу; а также в результате переговоров дипломатических кругов с августа по декабрь 1807 года на нейтральной стороне, свидетельствовавших об обоюдном согласии первых лиц государства на обмен официальными посланниками, дипломатическими миссиями и консульствами. Переговоры ограничились устным обменом мнений посланников в Лондоне, в результате чего обе стороны пришли к заключению, что договоренность между Россией и США достигнута и дипломатические отношения установлены на государственном уровне.
Подобный порядок установления дипломатических отношений был вполне приемлем в международных делах в XVIII-XIX веках. Позднее дипломаты стали договариваться о форме документа, который зафиксирует соглашение, о порядке и сроках его опубликования или только о сообщении (коммюнике) по поводу соглашения об установлении дипломатических отношений.
В XX столетии в дипломатическом протоколе появилась даже практика предварительного согласования текста дипломатической ноты и коммюнике об установлении дипотношений. Так, например, нота между Народным комиссаром иностранных дел СССР М.М.Литвиновым и Президентом США Ф.Д.Рузвельтом об установлении дипотношений между СССР и США от 16 ноября 1933 года (Белый дом, Вашингтон, США) содержала, с американской стороны, свидетельство решимости установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза Советских Социалистических Республик и обменяться Послами, как и веру в то, что установленным между нашими народами отношениям удастся навсегда остаться дружественными и что нашим нациям отныне удастся сотрудничать для взаимной пользы и для упрочения всеобщего мира. Нота советской стороны уведомляла в том, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик радо установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Соединённых Штатов, обменяться Послами и что оно надеется на те же самые пожелания.33
Так, 205 лет тому назад началась официальная история российско-американских отношений во многих областях: в экономике, политике, науке. Непростые дипломатические отношения между Россией и США выдержали испытание временем и считаются вполне солидными.
Пять лет тому назад, осенью 2007 года, и в Москве, и в Вашингтоне прошли совместные мероприятия как на государственном уровне, так и по линии общественных, научных, религиозных и культурных связей, приуроченные к 200--летию установления дипломатических отношений между Россией и США.
Среди многочисленных публикаций по этому поводу особого внимания, прежде всего, заслуживает брошюра американских учёных и дипломатов под названием "Ближе, чем нам кажется. 200 лет дипломатических отношений между Россией и США". Она состоит из двенадцати иллюстрированных страниц на американском и русском языках, подготовленных Посольством США в Москве и выставленных в 2007 году на сайте Посольства. В данном исследовании кратко прослежен путь взаимоотношений между Россией и Соединёнными Штатами: с момента образования Русской Америки, официального установления в 1807 году дипломатических отношений, покупки Правительством США Аляски - до одного из труднейших этапов в двусторонних взаимоотношениях, наступившего после Октябрьской революции, что привело к прекращению официальных дипломатических отношений между Соединёнными Штатами и Советской Россией.
На страницах электронного издания отмечена взаимная помощь между двумя государствами в критические моменты истории. Так, по утверждению американских специалистов по истории международных отношений, в 1922 году Американская администрация помощи (АРА) ежедневно доставляла на верблюдах в Саратов продовольствие и лекарства для 10 млн. россиян. В годы Второй мировой войны американцы доставили по воздуху и кораблями в СССР боеприпасы, продовольствие и другие грузы на сумму около 11 млрд. долл. в рамках Программы ленд-лиза. В 2005 году самолёты МЧС России привезли в США гуманитарные грузы, подаренные Россией жертвам урагана "Катрина".
Затронуты также такие темы, как "холодная война", гонка вооружений, подъёмы и спады в советско-американских отношениях, переход от соперничества к партнёрству в освоении космоса, начало новой эпохи с приходом к власти в СССР Михаила Горбачёва и тёплые отношения в 2000-х годах между Президентами США и России Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным.
Основной упор американскими учёными и дипломатами сделан на историко-культурологическом исследовании. Констатируются общие черты и уникальность США и России: оба государства огромны по территории и многонациональны, связаны тесными узами с Европой, не находясь в ней непосредственно, хотя, следует заметить, что, в отличие от США, Российская Федерация имеет свою значительную европейскую часть. Удачно проведены параллели исторических событий и потрясений в США и России. Среди них выделены народный бунт против монархии (в Америке - местного населения против Британской короны на заре образования республики, в России - русского народа против Дома Романовых в 1917 году); отмена императором Александром II крепостного права в России в 1861 году и отмена рабства в США Президентом Авраамом Линкольном в 1863 году; разрушения в ходе Гражданской войны в США (1861-1865) и во время Гражданской войны в Советской России, а также, добавим, в период иностранной интервенции (1917-1920). Оба народа испытали страдания от вторжения противника в 1812 году, потрясения от вида горящей столицы, от причинённых терроризмом бед в новейший период истории. Американцы нашли черты сходства между своими ковбоями и русскими казаками, уникальность американского джаза и русского балета, мировой уровень писателей, композиторов и исполнителей двух стран.
Являясь партнёром России в дипломатии XXI века на международной арене, Соединённые Штаты хорошо осознают близость своего соседства. Ведь только 55 миль Берингова пролива (или около 100 сухопутных километров) разделяют Россию от США. Помнят в Соединённых Штатах и высказывание писателя Марка Твена о том, что Америка многим обязана России.34
Следует заметить, что сжатая форма изложения материала не позволила его составителям проанализировать гораздо глубже российско-американские отношения за 200 лет в торгово-экономических связях и международной политике. Отсутствует анализ выбранных обоими государствами средств внешней политики для достижения своих национальных и стратегических интересов. Ничего не сказано о важности финансовой дипломатии между Соединёнными Штатами и Российской Федерацией. Все долги СССР, в том числе за оказанную помощь по ленд-лизу в 1940-х годах, Россия выплатила полностью при Президенте Путине и вложила миллиарды своих золотовалютных резервов, а также часть Стабилизационного фонда (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) в ценные бумаги Правительства США. В указанной брошюре упоминается также о 1-й Американской выставке, состоявшейся в парке "Сокольники" в Москве в 1959 году, где Вице-президент США Ричард Никсон продемонстрировал Главе СССР Никите Хрущёву технические инновации своей страны (посудомоечные машины, цветные телевизоры и прочее). Однако ничего не сказано об участии России во Всемирной художественно-промышленной выставке в Чикаго в 1893 году и ассигновании Александром III 500 тыс. руб. (около 250 тыс. долл.) на эскадру кораблей Военно-морского Флота, перемещение по морям и океанам хора народных песен, 1200 экспонатов, а также на подготовку своего павильона для экспозиций. Американские исследователи явно не ставили перед собой такую цель и были ограничены информационным объёмом.
В наши дни, в политических и общественных кругах двух стран хорошо известно, что "перезагрузка" отношений между Россией и США, начатая Президентами Медведевым и Обамой, состоялась. Россия, в отличие от США, уже определилась с выбором своего президента на период до 2018 года. Как заявил на брифинге 6 марта этого года заместитель главы МИД России Сергей Рябков, "у нас нет никаких сомнений в сохранении преемственности курса в отношении США... Все решения, которые были приняты по многим направлениям, начиная с вопроса о контроле над вооружениями и заканчивая вступлением России в ВТО, принимались с участием теперь уже вновь избранного президента Российской Федерации"35.
После начала третьего президентского срока Владимира Путина, Москва и Вашингтон взяли чёткий курс на преемственность позитивного вектора в межгосударственном сотрудничестве. Ещё в мае этого года, сразу после инаугурации нового Президента России, Путин и Обама договорились по телефону продолжать "перезагрузку" в двусторонних отношениях. По сообщению пресс-службы Белого дома, "президенты подтвердили заинтересованность в поддержании диалога на высоком уровне, а также в расширении торговых связей"36.
В США 6 ноября 2012 года состоялись президентские выборы. Многие американцы считают, что Соединённым Штатам не хватает в период кризиса Франклина Рузвельта. Обама старается на него быть похожим. Работать избранному президенту США с уже опытным Президентом Путиным будет менее комфортно, чем с Президентом Медведевым. На Западе Владимира Путина признают, уважают, прислушиваются к его мнению, в определённой степени побаиваются и много критикуют. По мнению российского политолога Сергея Маркова, "Путин - обычный человек, русский офицер, который случайно оказался на посту президента"37. В его лице в России сошлись фактор личности, места и времени. Как считает американский философ Фрэнсис Фукуяма, именно Путин вернул России статус мировой державы. Путин умело воспользовался благоприятным фактором повышения мировых цен на нефть. Россия превратилась из государства-должника в кредитора. И это, во многом, его личная заслуга.
Помимо отмены американским Конгрессом абсурдной Поправки Джексона-Вэника 1974 года, в ближайшей перспективе перед обоими президентами обязательно встанет задача: войти в историю российско-американских отношений чем-то особенным. В 1990-х свой позитивный след оставила "Комиссия Гора-Черномырдина". Позднее ей на смену пришли Российско-Американский совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский Деловой Совет (АРДС), Российско-Американский деловой диалог (РАДД) и другие структуры, курируемые лично Президентами России и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем-младшим. С середины 2009 года в России и США функционируют Президентские комиссии по сотрудничеству, созданные Медведевым и Обамой.
Новой формой взаимодействия между Россией и США вполне мог бы стать Российско-Американский Комитет по информационной этике, который будет отслеживать в обеих странах отклонения от нормального развития отношений и способствовать публичному порицанию, а возможно, и представлению дел для наказания определённых лиц за возврат к временам "холодной войны", за разжигание антиамериканских и антироссийских настроений в обществе и мультимедиа.
Новой формой российско-американского партнёрства мог бы стать Институт мониторинга экономических возможностей России и США с периодической публикацией специальных изданий на русском и английском языках, что было бы весьма полезно в период вступления России в ВТО.
Новой формой двустороннего сотрудничества мог бы стать Российско-Американский Совет Безопасности (РАСБ) по вопросу размещения ЕвроПРО с рекомендацией о проведении в США референдума, на котором простые американцы выразили бы своё отношение к очередным военным затратам в размере 60 млрд. долл. из карманов налогоплательщиков в период кризиса.
Для России настало время для пересмотра государственной политики в экономическом плане в рамках стратегического и системного подхода, совершенствования административной и правовой системы международного сотрудничества, добавления недостающих элементов во внешнеэкономическую инфраструктуру.
Назрела необходимость в создании нового механизма экономической дипломатии для улучшения российско-американских отношений в ближайшей и среднесрочной перспективе. Роль государства и правящей элиты в этом бесспорна. Их функциональная деятельность, наряду с прочим, непременно должна содержать цель многовекового исторического предназначения: развитие добрососедских и дружественных отношений между Россией и Соединёнными Штатами Америки.

Александр Савойский, кандидат политических наук
www.viperson.ru

Док. 658564
Опублик.: 01.02.13
Число обращений: 0

  • Савойский Александр Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``