В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Савойский А.Г. Основные вехи 20-летнего экономического сотрудничества между современной Россией и США Назад
Савойский А.Г. Основные вехи 20-летнего экономического сотрудничества между современной Россией и США
Аннотация: Встречу на высшем уровне в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 года принято считать началом официального взаимодействия между современной Россией и Соединёнными Штатами Америки.
В статье на конкретных примерах прослеживается путь российско-американского взаимодействия и подводится итог экономическому сотрудничеству за прошедшие 20 лет.
Ключевые слова: Россия, США, экономическое сотрудничество, 1990-е годы, 2000-е годы, товарная структура, товарооборот, вступление РФ в ВТО.

The MILESTONES of the 20-YEAR ECONOMIC COOPERATION between MODERN RUSSIA and the USA

Annotation: Summit at Camp-David on February 1, 1992, it is considered the beginning of official interaction between modern Russia and the United States of America.
In article on concrete examples the way of the Russian-American interaction is traced and summed up to economic cooperation for the past 20 years.
Key words: Russia, USA, economic cooperation, 1990`s, 2000`s, commodity structure, trade turnover, joint of the Russian Federation to the WTO.

У истоков современных российско-американских отношений стояли 1-й Президент России Борис Ельцин (1991-1999), 41-й Президент США Джордж Буш (1989-1993) и 42-й Президент США Уильям Дж. (Билл) Клинтон (1993-2001). Признав все долги СССР, Российская Федерация стала правопреемницей Советского Союза и унаследовала место в Совете Безопасности ООН с правом вето. Уже 1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде, резиденции американских президентов под Вашингтоном, президенты РФ и США заявили, что больше не считают друг друга потенциальными противниками, а отношения между СССР и США ушли в прошлое, их заменили отношения США с Россией. С этого момента, собственно, и начались официальные двусторонние контакты.
Одной из центральных проблем России в 1992-1993 годах, в том числе в российско-американских отношениях, по мнению акад. А.О.Чубарьян, стало определение места и роли фактически новой страны в мире - Российской Федерации. В силу произошедших в мире событий, Россия утратила статус сверхдержавы, лишилась значительных территорий и оказалась в новой геополитической ситуации, сохранив значительные человеческие и природные ресурсы, ядерное оружие и военно-космический потенциал СССР.1
Как в сфере науки и техники в целом, так и в области военной технологии, достижения российских учёных и специалистов были столь велики, что уже в конце марта 1992 года Вашингтон отменил свой запрет на экспорт и импорт передовой технологии из России и в Россию. Помимо чисто военной выгоды, американцы надеялись таким образом получить определённую степень контроля над развитием, распространением и использованием российских достижений в области ядерной энергетики и ракетостроения, предотвратить их продажу или утечку в другие, в том числе, "недружественные" Соединённым Штатам государства. Важным моментом оставалось также стремление американского руководства сэкономить собственные средства, применяя российские ракеты и ядерные установки для исследования космоса, создания атомных реакторов и снабжения их плутониевым горючим.
Заметную роль на начальном этапе отношений между Россией и США сыграла межправительственная Программа "О сокращении взаимной угрозы" или, так называемая, Программа Нанна-Лугара. Она была инициирована сенаторами Сэмом Нанном и Ричардом Лугаром в октябре 1992 года и принята в виде Поправки к Закону США, предполагавшему реализацию ряда программ в поддержку свободного рынка и демократических реформ в России. Данная программа использовала фонды Министерства обороны США и предусматривала предотвращение ядерной угрозы в Центральной Европе в виде хранения, перевозки ядерных арсеналов и других видов боевой техники, оценки и контроля над хранением и захоронением ядерных отходов, с учётом обеспечения безопасности жизни человека и охраны окружающей среды. По линии Программы Нанна-Лугара Конгресс США выделял для России и других стран СНГ миллионные средства исключительно для размещения заказов на американских предприятиях, производящих инструменты и оборудование, необходимые для уничтожения оружия массового поражения на территории бывшего СССР. В рамках реализации данной программы американские специалисты получили широкий доступ к ранее секретным российским материалам и объектам по хранению ракет оборонного назначения. Российско-американское сотрудничество частично предполагало и доступ к производству космического оборудования в России.
Другим важнейшим направлением совместной деятельности явилось российско-американское сотрудничество в аэрокосмической отрасли. Уже в 1992 году была создана Американо-российская руководящая группа по изучению космоса. Федеральное космическое агентство РФ (Роскосмос) и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) подписали в Москве двустороннее Исполнительное соглашение о сотрудничестве в области пилотируемых космических полётов в рамках программы исследования Марса. Начались запуски ракет-носителей по программе совместных с США проектов.
В январе 1993 года на президентский пост в США вступил 42-й Президент Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон, обосновавшийся в Белом доме два срока подряд. Возникновение демократической России, по словам Клинтона, означало для американцев сокращение расходов на оборону, снижение ядерной угрозы, уменьшение риска экологических катастроф, сокращение экспорта оружия и его распространения, расширение доступа к природным ресурсам России путём развития мирной торговли с ней, а также создание нового обширного рынка для американских товаров и услуг. Это, в частности, явилось одним из факторов, позволивших Администрации Клинтона впервые за многие десятилетия американской истории достичь профицита федерального бюджета.2
Следует отметить, что Президент У.Д.Клинтон приложил значительные усилия, направленные на интеграцию современной России в мировую экономическую и политическую систему: в Международный валютный фонд (МВФ), Группу Всемирного банка (ВБ), Парижский клуб, Программы "Партнёрство во имя мира", "Региональная инвестиционная инициатива" и прочее. При участии Президента США Клинтона Россия начала процедуру вступления в ВТО, а также превратила "Группу 7" в "Группу 8" (Денвер, штат Колорадо, США, июль 1997 года). Клинтону довелось трижды встретиться в 2000 году с новым Президентом РФ Владимиром Путиным: в июле - на острове Окинава (Япония) в рамках саммита "Группы восьми", в сентябре - в Нью-Йорке на "Саммите тысячелетия", проводимом ООН, и в ноябре - на саммите АТЭС глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Заметную роль в российско-американском сотрудничестве 1990-х годов сыграла межправительственная Российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству или "Комиссия Гора-Черномырдина", названная по фамилиям лиц, её возглавлявших: Вице-президента США и Председателя Правительства РФ. Прежде всего, следует отметить регулярность её проведения. С сентября 1993 по март 1998 года состоялось 9 сессий этого межправительственного органа. Они проводились поочерёдно в США и России. Около 200 различных документов было принято тогда двусторонней комиссией. Их "значительная часть" "до сих пор составляет юридическую базу наших связей в экономической и технологической сферах"3. После отставки В.С.Черномырдина с поста Председателя Правительства РФ, до июля 1999 года состоялось ещё несколько рабочих встреч сопредседателей Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. С августа 1999 года Комиссия прекратила своё существование, её сменили другие формы двустороннего экономического сотрудничества.
К началу 2000-х годов, по мнению российского экономиста А.П.Патрона, основой для развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в отношении США являлось расширение торгово-экономических связей, укрепление сотрудничества в различных областях двусторонних отношений (космической, авиационной, инвестиционной, технической, технологической, топливно-энергетической и других). Товарная структура, по его мнению, должна была и дальше отражать различия в уровне развития и структуре национальных экономик двух стран. По предположениям Патрона, в экспорте из России в США наибольший удельный вес должны были занять продукция добывающих отраслей промышленности: металлы (драгоценные, чёрные, редкоземельные, алюминий); оборудование и транспортные средства (суда, лодки, автомобили) и прочее. В свою очередь, в импорте России из США ведущее место отводилось машинам, оборудованию и транспортным средствам; продовольственным товарам и сельскохозяйственным продуктам.4 Однако, как показало время, этот список экспортируемых и импортируемых Россией товаров значительно расширился. Экспорт РФ в США был представлен следующей товарной структурой: чёрные металлы, алюминий и изделия из него, палладий, никель, чугун и сталь; уран, нефть; продукты неорганической химии; машины, оборудование и транспортные средства; одежда; рыбные продукты. Импорт России из США составила машиностроительная продукция: нефтегазовое оборудование, самолёты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника; компьютеры и их комплектующие; пшеница, кукуруза, мороженое мясо (цыплята, индейка, свинина) и прочее.5
В тот период формировалось российско-американское партнёрство в сфере космоса. С 1 января 2001 года были отменены квотные ограничения на коммерческие запуски американских спутников российскими ракетоносителями. При этом, однако, сохранилась практика получения в США лицензии на каждый космический запуск.
По поручению Президента РФ и по инициативе крупнейших российских промышленных компаний и финансовых структур ещё в 2000 году был создан Российско-американский совет делового сотрудничества (РАСДС). Совет имел статус консультативного органа при Правительстве России и привлекался к практическому осуществлению программ, направленных на расширение сотрудничества России с США, а также к разработке нормативно-правовых актов Российской Федерации в этой области. РАСДС способствовал формированию конструктивной государственной политики, поддерживающей российских производителей, международную торговлю и инвестиции, особенно между Россией и США.
РАСДС представлял на американском рынке не только интересы крупных российских промышленных и финансовых объединений, но также среднего бизнеса страны. Его деятельность вызвала поддержку в российских регионах, где имеется большой потенциал развития торгово-экономических связей с США. В своей практической работе РАСДС концентрировал усилия на продвижении интересов российских компаний на североамериканском направлении. За основу при этом брались конкретные пожелания российских предприятий, заинтересованных в развитии контактов и связей с их американскими партнёрами или добивающихся улучшения условий деловой активности на рынке США. За время своей деятельности Совет установил конструктивные партнёрские отношения с Американо-российским деловым советом и Американской торговой палатой в России, другими американскими организациями,6 имеющими подобные задачи и цели в продвижении двусторонних деловых связей.
Российско-американский совет делового сотрудничества совместно с такими партнёрскими организациями, как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Американо-российский деловой совет (АРДС) и Американская торговая палата в России (АТПР), стал инициатором создания в июле 2001 года Российско-американского делового диалога (РАДД). На встрече президентов России и США В.Путина и Дж.Буша-младшего в Генуе (Италия) было принято Совместное заявление о "Российско-американском деловом диалоге". Диалог был задуман как неправительственный механизм двустороннего экономического сотрудничества, с помощью которого решались бы конкретные проблемы, препятствующие нормальному развитию отношений между российским и американским бизнесом. Сначала проблемы должны были обсуждаться в рамках Диалога. Затем описание таких проблем с конкретными предложениями должны были составить основу подготовленного доклада президентам РФ и США. Так, в 2002 году появился "Первый доклад о положении дел в РАДД". В нём был обозначен широкий круг вопросов, включая обеспечение равных условий доступа на рынки, упразднение административных барьеров, инвестиционное сотрудничество, развитие малого и среднего предпринимательства и прочее. В мае 2002 года, во время официального визита в Россию президента США "Первый доклад о положении дел в РАДД" был вручен в Кремле В.В.Путину и Дж.Бушу. В ходе майского саммита в Санкт-Петербурге в 2003 году президентам представили "Второй доклад РАДД".
Как считают участники Российско-американского делового диалога, "на основе регулярно направляемых высшему руководству России и США докладов о продвижении диалога", президенты давали "поручения руководителям соответствующих министерств и ведомств о рассмотрении возможностей урегулирования проблем",7 являвшихся предметом беспокойства бизнес-сообщества двух стран. Так формировался и совершенствовался инструментарий, позволявший конструктивно решать текущие вопросы взаимоотношений между российскими и американскими бизнесменами. Президенты двух стран выступали при этом в качестве топ-менеджеров, а их "президентский менеджмент" координировал текущее состояние российско-американских, в том числе торгово-экономических, отношений.
Инициативная рабочая группа (ИРГ) "Дальний Восток России - Западное Побережье США", созданная в 1990-х, была переименована в 2002 году в Российско-американское тихоокеанское партнёрство (РАТОП). Деятельность этой организации была направлена на развитие торгового и инвестиционного сотрудничества дальневосточных регионов России и тихоокеанских штатов США, обеспечивала успешный диалог между ними на всех уровнях. До сих пор в рамках РАТОП действует достаточно эффективный механизм взаимодействия деловых кругов и представителей исполнительных ветвей власти обеих стран, как регионального, так и федерального уровня.
Партнёрскими неправительственными организациями по отношению к вышеназванным структурам в начале 2000-х годов являлись Рабочая группа "Россия-США" по энергетике и Ассоциация "Россия-США", которые также в рамках своих форумов обсуждали существовавшие проблемы в торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами. Функционировали ещё такие аналитические структуры, как Институт стратегических оценок, Институт геополитической информации "Энергия", Фонд "Бюро экономического анализа", Экспертная группа по экономическим вопросам Фонда Российско-американского экономического сотрудничества и другие.
Анализом внешнеэкономической деятельности России, в том числе, в отношении США, занимались в обозначенный период и государственные структуры: Внешэкономбанк РФ (Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности"), Центральный банк (Центробанк) РФ, Федеральная служба государственной статистики РФ, Счётная палата РФ, а также специализированные научно-исследовательские и аналитические структуры, а именно: Институт США и Канады Российской Академии наук (ИСКРАН), Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, Московский государственный институт международных отношений (Университет) (МГИМО (У)) МИД России, Дипломатическая Академия МИД России, Институт экономики переходного периода (Москва), факультет мировой политики и кафедра региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета (МГУ) им. М.В.Ломоносова, кафедра Североамериканских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и другие.
В 2007 году была создана рабочая группа "Россия - США: взгляд в будущее" под председательством государственных деятелей Генри Киссинджера и акад. Евгения Примакова. Периодически они встречаются в Москве до сих пор.
Вопросы внешнеэкономического сотрудничества между Российской Федерацией и США находились в поле зрения многих отечественных и зарубежных периодических изданий, газет и журналов, справочно-информационных изданий, Интернет-изданий.
Российская Федерация числится среди отдельных, но не первостепенных направлений внешней политики Вашингтона. По мнению российского политолога В.А.Кременюка, в США не рассматривают Россию как страну, требующую немедленной реакции: она самостоятельно решает свои внутренние проблемы, отлаживает постепенно новое государственное устройство, пользуется относительно высокими ценами на нефть и газ для накопления финансовых ресурсов, необходимых для подъёма экономики и жизненного уровня населения. В современных условиях Россия становится международным игроком экстра-класса.8 Это хорошо понимают и признают в Соединённых Штатах.
Россия весьма заинтересована в стабильном сотрудничестве с Соединёнными Штатами не только как одним из соседних государств, с которым она имеет морские границы в Тихоокеанском регионе на Дальнем Востоке через 50-й американский штат Аляска, но и как важным союзником в мировой политике и стратегическим партнёром по торгово-экономическим отношениям. Значимость этих отношений определяется ещё и потому, что российская экономика в значительной степени долларизована, а часть российского золотовалютного резерва вложена в американские ценные бумаги. В США находится и часть Стабилизационного фонда (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) Российской Федерации.
В марте 2009 года Госсекретарь США Хиллари Клинтон и Министр иностранных дел России Сергей Лавров нажали символическую кнопку "перезагрузки" в Женеве (Швейцария). Это явилось своеобразным сигналом к пересмотру взаимодействия в военно-политической сфере двух стран.
После рабочего визита 44-го американского Президента Барака Обамы в Москву в июле 2009 года, в России и США были созданы Президентские комиссии по развитию двустороннего сотрудничества. По мнению бывшего Посла США в Москве Джона Байерли, двусторонняя Президентская комиссия стала важным механизмом для координации усилий правительств обеих стран по созданию общей повестки дня, и именно в рамках этой комиссии достигнут ряд исторических прорывов.9 В российско-американском сотрудничестве вступило в силу Соглашение в области мирного атома. Пятого февраля 2011 года на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности руководители внешнеполитического ведомства России и США обменялись дипломатическими нотами о ратификации нового Договора СНВ-3 о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет, с возможной пролонгацией на 5 лет.
С 2008 по 2010 годы российско-американские экономические отношения пережили кризис. Достигнув пика своего развития в 27 млрд. долл. по итогам 2007 года, товарооборот между Российской Федерацией и США впоследствии стал резко падать и сократился вдвое. Об этом, в частности, заявил Председатель Правительства РФ Владимир Путин на встрече с Государственным секретарём США Хиллари Клинтон в марте 2009 года.10 Сам факт того, что Россия находилась лишь в четвёртом десятке среди торгово-экономических партнёров США, свидетельствует о недостаточно высоком уровне двустороннего взаимодействия в экономической сфере.
Следует заметить, что экономические отношения до 2000-х годов между Россией и США были обусловлены характером и уровнем их политического взаимодействия. Времена, когда малейшее потепление в двусторонних политических отношениях способствовало определённому подъёму торгово-экономических связей, а обострение между Кремлём и Белым домом приводило к полной стагнации или уменьшению взаимной торговли в экономическом сотрудничестве, ушли в прошлое. В наши дни сотрудничество РФ и США в Совете Россия - НАТО, по ядерному нераспространению на планете, в борьбе с международным терроризмом, как и партнёрство в особом секторе взаимодействия - на Международной космической станции (МКС) и в аэрокосмической индустрии - также не способствуют более развитию российско-американских экономических отношений в целом. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и США развивается теперь параллельно с военно-политическим взаимодействием двух государств и носит вполне самостоятельный, автономный и избирательный характер.11
В 2000-х годах ассортимент структуры в торговле товарами и услугами между Россией и США заметно расширился. В экспорте РФ в США были представлены товары топливно-сырьевой группы (нефть и нефтепродукты, сжиженный газ); металлы и изделия из них (алюминий и изделия из него, кремний, медь, медная проволока, рафинированная медь; никель, титан, уран; ферросплавы, в том числе феррованадий, феррохром; кокс; редкоземельные металлы; чёрные металлы и изделия из них (трубы); цветные металлы и изделия из них (латунный прокат, вторичный алюминий), сталь и чугун; драгоценные металлы и камни, в том числе: палладий и платина); химическая продукция: химические удобрения и минеральные удобрения (азотные, калийные, комбинированные), магний, инертные газы, этилен; синтетический каучук; продукция неорганической химии, в том числе, аммиак; радиоактивные химические элементы; машино-техническая продукция (ракетные двигатели, железнодорожные колёсные пары, инструменты и медицинские аппараты, бинокли); машины, оборудование и транспортные средства (автомобили и запчасти к ним; лодки, суда, швартовые кранцы для судов); продовольственные товары (мясо краба, вино-водочные изделия); древесина и изделия из неё (сырьё, бумага); текстиль и трикотажные изделия (одежда); кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них (обувь, меха); другие товары (охотничьи ружья, вертолёты) и услуги (поставки урана; транспорт, поездки, связь, космос; сфера культуры и отдыха).
Импорт России из США был представлен следующей товарной структурой: машины, оборудование и транспортные средства (нефтегазовое, медицинское оборудование, авиационная техника и запчасти к ней, сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника, оптические измерительные приборы, электрооборудование, вычислительная техника, в том числе компьютеры и их комплектующие; банкоматы); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье: мясо птицы (куриные окорочка, индейка), свинина, говядина; пшеница, кукуруза, овощные консервы; фрукты (яблоки), цитрусовые (грейпфруты); орехи (миндаль, фисташки); крепкие спиртные напитки и прочее; химическая продукция (продукция неорганической химии, изделия из пластмасс, красители, минеральные продукты, моющие средства, косметическая продукция); кожевенное сырье и изделия из него (одежда, обувь); текстиль и изделия из него (одежда); драгоценные камни и металлы, изделия из них; металлы чёрные и цветные и изделия из них (трубы); другие товары (лекарства) и услуги (транспорт, поездки, связь; строительные, финансовые, страховые, компьютерные и информационные, консультативные, государственные; технический сервис; услуги в сфере культуры и отдыха) и прочее.12
Увеличение экспорта российских товаров и услуг в Америку, как и товарооборота между РФ и США вообще, стало приоритетом внешнеэкономической политики России на ближайшую перспективу. Заявление Президента РФ Дмитрия Медведева (7 мая 2008 - 7 мая 2012) во время его официальной встречи с Вице-президентом США Джозефом Байденом (Москва, 9 марта 2011 года) о том, что российско-американские экономические отношения отстают от политических и тоже нуждаются в перезагрузке, явилось ярким тому подтверждением.13
С 2010 года между Россией и США заметно активизировались торгово-экономические связи. Объём двусторонней торговли в 2011 году достиг рекордного уровня в 42,9 млрд. долларов. Российский экспорт в США увеличился примерно на 21%, экспорт США в РФ вырос на 4% и составил около 9 млрд. долларов. Россия переместилась на 31-е место среди крупнейших рынков экспорта американских товаров (против 37-го места в 2010 году). В 2011 году Россия стала 14-й по величине экономикой в американском импорте товаров и услуг.14
После начала третьего президентского срока Владимира Путина, Москва и Вашингтон взяли чёткий курс на преемственность позитивного вектора в межгосударственном сотрудничестве. Ещё в мае этого года, сразу после инаугурации нового Президента России, Путин и Обама договорились по телефону продолжать "перезагрузку" в двусторонних отношениях. По сообщению пресс-службы Белого дома, "Президенты подтвердили заинтересованность в поддержании диалога на высоком уровне, а также в расширении торговых связей"15.
После отмены американским Конгрессом Поправки Джексона-Вэника и Ратификации Протокола о вступлении России в ВТО, объём двусторонней торговли может удвоиться. Об этом недавно заявила Мириам Сапиро, заместитель представителя США на торговых переговорах, принимавшая участие в Международном экономическом форуме (Санкт-Петербург, Россия, июнь 2012 года).16 По её мнению, российский бизнес стал проявлять б?льшую заинтересованность в инвестировании в США. Американские компании, в свою очередь, уже давно представлены на российском рынке. На современном этапе в Соединённых Штатах разработана новая инвестиционная инициатива, которая называется "Выбери США". Её основная задача состоит в привлечении иностранных инвестиций в Соединённые Штаты. Россия в этой программе обозначена как одна из 10 приоритетных стран. В национальной экспортной инициативе Президента Барака Обамы Российская Федерация также представлена довольно приоритетным для США рынком. На межправительственном уровне уже идут предварительные обсуждения о заключении двустороннего договора об инвестициях, который значительно укрепит уверенность, предсказуемость и прозрачность инвестиций для обеих стран.17
Слова, высказанные российским американистом С.М.Роговым шесть лет тому назад, актуальны и сегодня: стратегическое партнёрство без солидных, хорошо развитых экономических отношений не может быть прочным; и пока проблема создания экономической опоры американо-российских отношений не решена, наши отношения неизбежно будут оставаться хрупкими и уязвимыми для кризисов в политической сфере и для принятия решений по международным региональным конфликтам.18 Наглядным подтверждением этому служит затянувшийся процесс урегулирования проблем на Ближнем Востоке.
16 декабря 2011 года в Женеве (Швейцария) Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и Глава Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами подписали Протокол о присоединении России к ВТО. В конце июля 2012 года Протокол был ратифицирован в РФ. Через 30 дней после уведомления ВТО о завершении ратификационных процедур Российская Федерация стала полноправным членом этой организации.
Российско-американские экономические отношения обладают огромным потенциалом в торговле, инвестировании, энергетическом диалоге, научно-техническом сотрудничестве, аэрокосмической отрасли, освоении Арктики, сельском хозяйстве и других направлениях. Для использования таких потенциальных возможностей важное место в отношениях между Россией и США ближайших десятилетий будет принадлежать экономической дипломатии - осуществлению оптимального и наиболее благоприятного выбора средств внешней политики, основанных на общности двусторонних или международных интересов, на общечеловеческих ценностях, международном праве, взаимопонимании и паритетных принципах.

1. Чубарьян А. Десятилетие внешней политики России // Международная жизнь, 2001. С. 3.
2. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века / Автор и составитель проф. Э.Я.Иванян. При участии канд. ист. наук В.И.Батюка, М.А.Литвиновой, д-ра ист. наук В.О.Печатнова. М., 2001. С. 257-258.
3. Цит. по: Чхиквишвили В. Московские переговоры президентов США и России // Международная жизнь. 2000, N 7. С. 9.
4. Патрон А.П. Россия - США: Геополитика и экономика в XXI веке // США. Канада: ЭПК. 2002, N 8. С. 21-35.
5. Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. - М. - П., 2011. С. 304-306.
6. Информация о Российско-американском совете делового сотрудничества // Российско-американский совет делового сотрудничества - http://www.rabc.ru; Российско-Американский Совет делового сотрудничества // Международный презентационный портал "Внешторгклуб", 26.07.2010 - http://www.vneshtorg.biz/ index.php/social/628-rabc.html.
7. Цит. по: Там же.
8. Кременюк В.А. Россия и США: время испытаний // США. Канада: ЭПК. 2007, N 12. С. 14.
9. Габуев А. "Слабая Россия - это самый жуткий кошмар для США" // КоммерсантЪ, 03.10.2011 - http://www.kommersant.ru/doc/1786772.
10. Путин заявил о сокращении товарооборота между Россией и США вдвое // Военный портал, 19.03.2010 - http://www.snariad.ru/2010/03/19.
11. Савойский А. Состояние и перспективы российско-американских отношений // Дипломатическая служба, 2012, N 5. С. 22.
12. Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007): Монография. 2-е изд. с доп. - М. - П., 2011. С. 511-514.
13. Савойский А. Состояние и перспективы российско-американских отношений // Дипломатическая служба, 2012, N 5. С. 22.
14. Макфол сообщил о рекордном товарообороте России и США // Росбалт, 18.02.2012 - http://www.rosbalt.ru/business/2012/02/18/947551.html.
15. Цит. по: Президенты США и РФ договорились продолжать перезагрузку... // NEWSru.com, 10.05.2012 - http://www.newsru.com/russia/10may2012/g8bezputina.html.
16. Мириам Сапиро: "Джексона-Вэника" могут отменить до вступления РФ в ВТО // РИА-Новости, 23.06.2012 - http://www.ria.ru/interview/20120623/679945873.html.
17. Там же.
18. Сергей Рогов: Партнерство невозможно без экономических отношений // РИА-Новости, 08.02.2006 - http://www.rian.ru/analytics/20060208/43428765.html.

www.viperson.ru

Александр Савойский, кандидат политических наук

Док. 658572
Перв. публик.: 01.07.12
Последн. ред.: 01.02.13
Число обращений: 0

  • Савойский Александр Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``