В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Самый удивительный уголок Европы Назад
Самый удивительный уголок Европы
"Если Петербург называют окном в Европу,
то Батум с тем же правом можно назвать окном в Южную Европу.
Будет время, когда железные дороги Индии соединяться с Закаспийской.
Тогда товары далекой Индии и всего тропического мира...
пойдут из Азии в Европу через Батум.
Это будет один из великих передаточных пунктов мирового обмена товаров,
могущих по значению конкурировать с Сан-Франциско, Иокогамой, Бомбеем...>>

Профессор А. Н. Краснов,
основатель батумского ботанического сада.

Батумский порт
Краткая история в документах и фотографиях

С незапамятных времен легендарная Колхида привлекала к себе взоры различных народов. Благодатный край, богатства Колхиды, манили к себе искателей приключений. Миф о Золотом Руне волновал воображение мореплавателей древности. Воды Понта Эвксинского (по-греч. Море Гостеприимное) служили связующим мостом, как в далеком прошлом, так и в современном мире. (См. док. фильм от Батуса до Батуми http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_3110131027.phtml

    Батумский порт. Сегодня это главные морские ворота Грузии, оснащенные современной инженерно-технической базой, позволяющие принимать грузовые потоки, исчисляемые миллионами тонн со всех концов света. Но мало кто знает, какими были первые годы становления и развития батумского порта.
Ниже приведены сведения из различных источников прошлого, позволяющие в общих чертах проследить историю батумского порта. Это как архивные сведения, так и свидетельства очевидцев и непосредственных участников, стоявших у истоков становления и развития портовой службы г. Батуми.

Отчет Британского консула
В. Джиффорда Пальгрева в Трабзоне за 1868 и 1872 гг.

Отчет от 20 марта 1868 года.

    Слог сохранен
"Батум расположен на западной стороне превосходной гавани, третьей по качеству на Черном море после Севастополя и Синопа. Очертание гавани почти дугообразное. Основание ее находится на южной стороне, а вход обращен к северо-востоку. Защита, предоставляемая ей с западной стороны мысом, на котором стоит маяк, а с востока другой крайней точкой, именуемой "Сарай", настолько совершенна, что никакой ветер с какой бы стороны компаса он ни был, не может иметь серьезного действия внутри самой гавани. Якорная стоянка превосходна, а по своим размерам гавань может поместить вполне безопасно около двадцати больших судов. (Фото N 1, карта N 1)




Отчет консула Пальгрева за лето 1872 года,
о береге Лазистана и прилегающих к нему внутренних округах, между Шевкетилем или укреплением св. Николая на русско-турецкой границе на берегу Черного моря и Трапезондом.
Слог сохранен

...Двадцать дет тому назад город Батум был только небольшим поселком, но благодаря основанию русского общества пароходства на Черном море, а также по соседству Поти, он приобрел торговое значение и в некоторых отношениях сделался важнее многих других портов этого берега.
...Гавань, несмотря на свои незначительные размеры, превосходна и защищена от ветров, кроме северо-восточного, который редко здесь дует, благодаря направлению ближайшей части Кавказского хребта. Гавань глубока вплоть до самых берегов. Якорная стоянка хороша.
На западном мысе у входа в гавань поставлен железный маяк с двойным светом, выстроенный константинопольским французским обществом сооружения маяков. (Фото N 2-4)
Деревянная набережная и пристань, а также бакан посреди гавани построены русским обществом пароходства, что весьма неприятно для ту?рецкого правительства, но которое само не только ничего не сделало для безопасности и удобства гавани, но еще постоянно создавало препятствия и стремилось к уничтожению всякого рода улучшений. (Фото N 5-7)
Значением своим Батум обязан тому обстоятельству, что от Керчи до Сурмене и даже до Синопа, следовательно, на расстоянии нескольких сот миль, берег не имеет ни одной гавани, в которой нагрузка и разгрузка кораблей могла бы производиться беспрепятственно во всякую погоду. Правда, до сих пор только одни русские сумели извлечь пользу из всех преимуществ этой гавани. Они сделали Батум исходным пунктом своих пароходных линий на Черном море. Одна из них идет отсюда на север, на Одессу, и Керч, а другая, южная, на Трапезонд и далее. В Батуме производится нагрузка, выгрузка и перегрузка товаров, не возможные в Поти по причине неудобств открытого рейда. Кроме того, Батумский порт служит спасительной станцией и даже естественной гаванью для г. Поти, который представляется ныне самым оживленным торговым пунктом на всем восточном берегу Черного моря, благодаря как судоходности Риона, так и железной дороге, ведущей в Тифлис. В Батум приходят ежедневно и затем отходят 5 русских пароходов, один из Одессы, один из Трапезонда, три, содержащие сообщение только между Батумом и Поти и несколько случайных. Так же и английские пароходы, идущие в Поти или на обратном пути обыкновенно заходящие в Батум. Дурная погода с одной стороны и удобства стоянки с другой удерживают их здесь по нескольку дней, как и многие другие суда под различными флагами, имеющие сношения или с русским обществом пароходства или с Поти. Наконец, во время бурь, которые нередки на Черном море, Батум служит убежищем для всех судов, застигнутых непогодой в той части моря, которая лежит к югу от Керчи.
Эти обстоятельства, а также частые сообщения морем и сушей со смежными пограничными провинциями делают русское пароходное агентство и консульство в высшей степени важными учреждениями, дающими, по истине, жизнь Батуму, который без них впал бы в то состояние, в котором находился не так давно, т. е., превратился бы в небольшое и нездоровое приморское поселение, подобное Чурук-су (прим. З. М. Кобулети) и даже еще менее значительное.




Путеводитель и справочная книжка по г. Батуму и окрестностям.
Тифлис 1901 г.
Слог сохранен
...При переходе к России батумская бухта представляла собой природный порт, защищенный от волнения мысом Бурун-табие. (Фото N 8)
Быстрый рост города и связанное с ним развитие торговых оборотов заставили подумать об улучшении и увеличении природного порта. Уже с 1879 г. по приказанию тогдашнего Наместника Кавказского Великого Князя Михаила Николаевича была образована, под председательством генерала Фролова, комиссия для выяснения вопроса об улучшении и расширении бухты и обращения ее в искусственный порт. В 1882 г. комиссия представила свои проекты г. Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе князю Дондукову-Корсакову, который передал их в Министерство Путей Сообщения.
...Работы по постройке нефтяной гавани начались с 1885 г. К 1 января 1887 г. была закончена наружная стена мола, ограждающего нефтяную гавань. (Фото N 9-11)
Кроме того, производились опытные работы по устройству от мыса Бурун-табие мола, который укрывал бы от волнения всю батумскую бухту. Постройка нефтяной гавани была совершенно закончена в 1892 г. (Фото N 12-13)
В 1901 г., был разработан проект расширения батумского порта инженером Вознесенским, в 1908 г. был разработан проект генерал-майором Жаринцовым, затем инженером Зубовым.
...Строитель порта инженер Зубов составил проект улучшения и расширения порта. Именно он проектирует устройство к востоку от существующей второй такой же, даже большей по размерам гавани пролетом в 40 саж. у корня существующего мола. Стоимость всех работ 7.600.000 руб.


Батум и его окрестности. Батум 1906 г.
Слог сохранен
...Городской берег и место около таможни занимаются заграничными судами. ...В этой же части порта находятся общества пароходства и торговли Российского общества транспортирования кладей. Малая вместимость существующей гавани привела к предложению проектов устройства новых сооружений и улучшений порта. (Фото N 14)
Так в 1908 г. был разработан проект генерал-майором Жаринцовым, затем второй инженера Зубова, в 1901 г., был разработан проект расширения батумского порта инженером Вознесенским, наконец, последний проект, одобренный Батумским присутствием по портовым делам, принадлежит начальнику батумского порта подполковнику барону Финтингофу фон-Шел.
(Прим. З. Маргиева. Первым начальником батумского порта был контр-адмирал Греве.
Поразительные успехи нефтедобывающей промышленности в Баку с 80-х гг. (XIX в.), и необходимость искания для ее продуктов рынков сбыта за границей, придали совершенно новое значение батумскому порту, и способствовали его блестящему и быстрому развитию.
Благодаря своему счастливому географическому положению и прекрасной бухте, Батум скоро стал мировым портом, главнейшим, через который Россия снабжает миллионами пудов своего керосина и иных нефтяных продуктов рынки Европы, Азии и, отчасти Африки.
Как и везде, при заселении новых, не культурных областей, первыми явились, вслед за ад?министративными властями и правительственными чи?новниками, коммерсанты и промышленники, и благодаря их деятельности и предприятиям, первые проявления культуры и порядка стали водворяться в городе. Они внесли с собой общественную жизнь в город, дремав?ший до тех пор в гаремном, замкнутом существо?вании, и выражавший свою общественность лишь в тесных кофейнях на берегу чудного, лазурного моря, собраниями ленивых турок, которые целые дни, просиживая там с чашкой кофе и с кальяном в зубах за игрою в кости, шумно обсуждали между собою, волновавшие их вопросы местной жизни и городских сплетен.
Эти же коммерсанты, развивая экономическую жизнь города и прилегающих областей своими торговыми и промышленными предприятиями, дали источник заработ?ка окрестному населению, содействуя невольно его бла?госостоянию и, даже, отчасти культурности. Их предприятия и торговля привлекали в город все новые и новые силы и интеллигентного и рабочего классов, слу?жа источником существования для многочисленных правительственных чиновников и рабочих, и обогащения для самих коммерсантов.
Словом, все благосостояние и развитие Батума всецело обязано своими успехами и быстрым ростом - деятельности людей коммерции и торговым предприятиям, давшим жизнь городу, и привлекшим к нему живые силы и деньги, столь необходимые для преуспевания всякого города.
Не малую роль играла в деле процветания Батума его прекрасная бухта, давшая безопасный и удобный приют для судов, и возможность, благодаря этому, иметь беспрепятственное, непрерывное сообщение со всем миром, и вести с ним постоянный обмен товаров и вообще торговых сношений. (Фото N 15, 16)
В ряду этих торговых сношений с портами Российской Империи, Европы и Востока, как ближнего, так и дальнего, преобладающую, почти исключительную (по крайней мере, в вывозной торговле) роль играют нефтяные продукты, вывозимые через Батум из нашего богатейшего в целом мире нефтеносного района Бакинской губернии.
Торговая деятельность Батума, которой он обязан всем своим благосостоянием, сосредоточена на торговле нефтяными продуктами, и связанными с ними коммерческими и промышленными предприятиями.
Одной только пароходной компанией "Русское Общество Пароходства и Торговли" в 1878 г было привезено 183986 пудов и вывезено через батумский порт 66054 пудов грузов различных наименований. Увеличение вывоза нефтяных продуктов прямо пропорционально своим размерам поднимает благосостояние города.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

Viperson

Док. 659435
Опублик.: 11.03.13
Число обращений: 0

  • Маргиев Заур Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``