В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Инновации: от передовых к реверсным технологиям Назад
Инновации: от передовых к реверсным технологиям
Символом перехода к новой индустриализации явилось учреждение Федеральным законом "О соревнующейся Америке" (2007 год) "Национальной технологической и инновационной медали", заменившей медаль "За технологии и инновации". "Программа передовых технологий" стала "Программой технологических инноваций", а "Программа образования в области естественных наук" - "Программой образования в сфере естественных наук, технологии, инжиниринга и математики".

Символичным актом стало учреждение Агентства прорывных исследовательских проектов в энергетике (АРПА-Э) для ускоренной реализации принципиально важных исследовательских проектов высокого риска в технологиях энергетики, укрепляющих экономическую и энергетическую безопасность США.

Новая символика отражает тенденцию расширения и углубления научно-образовательного и технологического фундамента инноваций.

Реверсные инновации

В международной классификации критерием инновационности отраслей экономики служит процентное соотношение затрат на исследования и разработки (НИОКР) к объемам продаж. По степени инновационности выделены четыре группы отраслей с показателем: превышающим 5, от 2 до 5, от 1 до 2 и менее одного процента.

Первая, высокотехнологичная группа отраслей включает: фармацевтику и промышленность биотехнологий, производство медицинской техники и оказание медицинских услуг, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и услуги.

Ко второй, средне-высокотехнологичной группе, относятся электронная, автомобильная и аэрокосмическая индустрия, общее машиностроение, химическая промышленность, производство бытовых товаров длительного пользования.

Группа средне-низкотехнологичных отраслей включает пищевую промышленность, производство нефтегазового оборудования, электроэнергетику, отрасли туризма, коммуникаций и связи.

К четвертой группе низкотехнологичных отраслей относится нефтегазовая промышленность, металлургия, строительство и производство строительных материалов, торговля, транспорт, горнодобывающая промышленность.

Очевидно, что данная классификация отражает лишь результат непрерывных усовершенствований передовых технологий производства и не учитывает прорывной характер инновации, - знаний, способных перевернуть всю отраслевую пирамиду и создать принципиально новую конфигурацию экономики.

В отличие от ставки на передовые технологии инновационный путь связан с процессом ограничения числа элементов задачи при возврате к исходному состоянию проблемы. Такие инновации получили название реверсных, или экономных.

Реверсные инновации позволяют применить существующие технологии принципиально новым образом в совершенно неожиданных областях деятельности.

Ставшая исторической аббревиатура ГОЭРЛО служит символом инновации, рожденной ленинской мыслью использовать технологии электроэнергетики в качестве катализатора индустриального прорыва экономики России глубиной в 70 лет.
Перефразируя Уинстона Черчилля требуется лишь видеть возможности в каждой проблеме, а не проблемы в каждой возможности.

Мобилизация забытого опыта

Вопреки критерию классификации, который отводит аэрокосмической промышленности в мировом табеле о рангах лишь седьмое место, рожденная в море отрасль служит сегодня инновационным локомотивом развития мировой экономики.

В целях интенсификации инновационной активности при воссоздании технологий ФЗ "О соревнующейся Америке" требует от НАСА организовать передачу новому поколению опыта и знаний сотрудников пенсионного возраста, стимулировать мотивацию студентов к научной карьере в естественных науках, технологии, инжиниринге и математике (НТИМ) с учетом фундаментальных исследований НАСА и образовательного потенциала астронавтики американского сегмента МКС.

Совместно с НАСА и Национальным научным фондом инновационной лидерство США обеспечивает Национальная администрация по атмосфере и океану (НОАА).
Реверсные технологии, мобилизующие забытый опыт, - сын ошибок трудных, помогают сегодня отечественной космонавтике преодолеть инновационный тупик.

Из слов руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина следует, что причины перманентных аварий лежат не в производстве, а в ошибочном подходе к созданию разгонного блока "Бриз" на базе ступени разведения боевых блоков ракеты "Стилет", не рассчитанной на режим функционирования космического аппарата.

Не были внесены изменения и в систему управления разгонного блока "Фрегат", где используются базовые принципы, алгоритмы и элементы аппарата "Луна-16".
По тем же причинам, установленным специалистами за 16 лет до их официального признания, возник технологический тупик морской ракеты "Булава". В прошлом на те же грабли наступили американцы при создании МБР М-Х (Пискипер).

За восемь лет до Чернобыля на экраны вышел фильм студии Довженко "Комиссия по расследованию", где был проигран в деталях сценарий будущей катастрофы.

Инновационная вертикаль

Сегодня США выстраивают реверсный инновационный цикл по вертикали производство - наука - образование. К "научному обслуживанию" производства привлекаются высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты по внедрению результатов научных исследований, технологий, менеджмента, вычислительной техники, теории операций и юриспруденции.

Поддержку исследований и разработок, внедрение межотраслевых технологий призвана обеспечить пилотная программа "Партнерство для расширения производства" по формированию долгосрочных промышленных кластеров фирм, вузов, научных центров, бесприбыльных организации и местных администраций штатов.

В партнерстве с университетами и промышленностью сеть НИИ с центрами при национальных лабораториях ведет исследования, создает и внедряет инновационные технологии, программы и методы подготовки специалистов.

Для поиска перспективных направлений исследований учреждены ведомственные фонды исследований и разработок и новая системы критериев развития сотрудничества между академическим сектором науки и промышленностью.

Междисциплинарные исследования

Считается, что важнейший источник инноваций находится на междисциплинарном уровне фундаментальных исследований.

Междисциплинарная интеграция потенциалов университетов и национальных лабораторий с научным сообществом обеспечивается доступностью к средствам научно-исследовательской инфраструктуры, объединением всех научных центров США цифровой электронной связью, широтой распространения и недопустимостью искажения научной и научно-технической информации при передаче за рубеж.

Междисциплинарные программы поддержки исследований и разработок должны включать содействие в использовании высокопроизводительных средств вычислений для математического моделирования и демонстраций возможностей.

Трудность междисциплинарного взаимодействия ученых вызывает необходимость формировать у выпускников вузов умение на понятном партнеру языке сообщить сведения о характере и результатах своей научной деятельности.

Центры превосходства

Интенсификации инновационной деятельности способствует внедрение оригинальных учебных программ и методик повышение уровня преподавания математики, в том числе усвоения школьниками курса алгебры, формирование навыков и умений чтения и понимания научно - технических текстов, свободного владения критически важными иностранными языками. Данные программы контролирует Национальный совет по перспективным методикам преподавания в сфере НТИМ.

Особое место в исследованиях процесса возникновения инноваций и обучения изобретательской деятельности занимает программа создания национальными лабораториями "Центров превосходства", формирующих требования и образцы качества подготовки специалистов в сфере НТИМ.

Указанные центры апробируют лучшие в мире учебные программы и методики преподавания, стимулирующие учащихся школы на продолжение образования и пробуждающие интерес к научным исследованиям и технологиям.

Развитие лабораторной базы высшего и среднего образования, освоение учащимися в национальных лабораториях элементарных навыков научного эксперимента открывает путь к эвристическому подходу в сфере НТИМ.

Контингент студентов, инновационная деятельность высшей школы, приобретение высокой квалификации специалистами рабочих профессий 21-го века в США регулируется федеральными образовательными стандартами по естественным наукам, математике и навыкам чтения. С учетом этих стандартов корректируются программы средней школы штатов и согласуются требования к абитуриентам.

Понимание недостатков

По словам академика Алексея Крылова - математика и кораблестроителя, всякое рациональное творчество должно быть основано на числе и мере. Вместе с тем надо помнить, что сознание недостатков есть первая ступень к их исправлению.

Погоня за передовыми технологиями оценки знаний закончилась для образования России плачевно. По признанию Дмитрия Ливанова "надо учитывать достижения школьников и по тем предметам, по которым они ЕГЭ не сдают". Компетентность чиновников не позволяет осознать ошибки и принять меры по их исправлению.

Реверсными технологии образования становятся за счет воспитания - передачи новым поколениям общественно - исторического опыта, формирования личности, ее подготовки к общественной жизни и производительному труду. Инновационный продукт труда - умение находить более короткий путь к новому знанию.

Предложение Президента РФ вернуть комплекс ГТО и подготовить единый учебник истории имеют общую основу психологии воспитания - готовность - предвосхищение субъектом определенного объекта (или ситуации), обеспечивающее устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Челябинский болид зафиксировал отсутствие этого полезного качества у большинства сограждан России.
Вместе с этим качеством теряется умение отобрать вещь, которая провоцирует человека заглянуть в собственное прошлое, когда обыденности ушедшей эпохи обретают новые качества прорывных инноваций.

Исполнился год со дня подписания Президента РФ Указа "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". В числе первоочередных мер указа было принятие ФЗ "Об образовании в России" с учетом поручений Президента по раскрытию проблем содержания воспитания и образования.
Непонимание значимости данных понятий для инновационного развития России и безответственность открыли путь думскому большинству для принятия ФЗ даже при наличии 40 тысяч замечаний от профессионального сообщества.

Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН

Док. 660689
Перв. публик.: 08.05.13
Последн. ред.: 13.05.13
Число обращений: 0

  • Ливанов Дмитрий Викторович
  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``