В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Станет ли таджик русским` Назад
`Станет ли таджик русским`
Как-то незаметно мигранты из бывших советских республик стали частью нашей жизни - проблемной, но все-таки необходимой. Поэтому предложение участников демографической секции Центрального дома ученых РАН автоматически предоставлять детям иностранцев, окончившим российскую школу, вид на жительство в нашей стране вызвал бурную дискуссию. Вопрос о том, сможет ли гастарбайтер когда-нибудь стать полноценным россиянином, так и остался открытым.

Московская учительница Ольга Аркадьевна впервые услышала в свой адрес обидное обращение "Эй, жэнщина!" на уроке в десятом классе. Великовозрастный оболтус из Азербайджана, вальяжно развалившись на стуле за партой, таким образом хотел затеять какую-то дискуссию. Ольга Аркадьевна, воспитанная еще в те времена, когда учителей было принято приветствовать стоя и называть по имени-отчеству, не стерпела. Вызвали родителей, состоялся педсовет, на котором родственники десятиклассника дружно утверждали, что бедному мальчику пока еще трудно выговаривать русские имена.

Ольга Аркадьевна разговаривает со мной неофициально, за забором школы и очень просит не указывать ее номер. Это учебное заведение на окраине Москвы известно тем, что почти треть детей здесь - выходцы из семей гастарбайтеров. Попытки поговорить с директором окончились провалом. Она упорно утверждала, что в школе занимаются замечательные ребята и никаких проблем с ними нет. Поэтому и говорить не о чем. Примерно то же самое отвечали руководители других учебных заведений. Ответ на вопрос, могут ли дети выходцев из азиатских и кавказских республик, получив вид на жительство, стать полноценными россиянами и жить по законам нашего, а не своего общества, оказался из разряда секретных и даже опасных.

"Этого не будет, по крайней мере, при нынешнем поколении, - учительница даже удивляется, откуда появился этот глупый вопрос, - они чувствуют себя не россиянами, а захватчиками". И перечисляет события последнего полугодия: в восьмом классе - постоянные драки и очень нервная обстановка. Кто кого больше бьет - непонятно, но, похоже, страдают все-таки москвичи.

"Азиаты в 15-16 лет уже не дети, а взрослые мужики, - рассказывает моя собеседница, - они не столько учатся, сколько работают, отвечают за семью, уже чуть ли не жениться подумывают. Их так воспитывают, это их менталитет. А наши - еще дети, за которыми мамы да бабушки бегают. Вот они и проигрывают".

В этой школе недавно был конфликт с родителями школьников-москвичей, которые требуют создать классы, свободные от детей-мигрантов.

"Треть учеников не то что не владеет грамотой, а просто плохо говорит по-русски. Я вынуждена ориентироваться на них и объяснять азбучные истины, которые наши дети знают уже с пеленок. Остальные сидят и скучают, для них урок прошел зря", - говорит другая учительница, с которой удалось побеседовать.

Против "русских" классов выступили сами мигранты, заявившие, что не позволят создавать школьное гетто, и пообещали пожаловаться в самые высокие инстанции. Руководство школы разрывается между теми и другими и не знает что делать. Вот вам и "нет проблем"!

МЫ У СЕБЯ ДОМА!

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков даже сразу не поверил, что инициатива выдавать вид на жительство вместе с аттестатом зрелости была выдвинута в Академии наук, - не глупые же люди там работают! А потом долго возмущался. Во-первых, механизм предоставления вида на жительство в России окончательно не проработан и поэтому столь легко бросаться такими идеями как минимум несерьезно. Во-вторых, по мнению Комкова, подобный подход не решит проблему ассимиляции мигрантов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий: "У нас нет никакой миграционной политики. С одной стороны, затрудняется получение гражданства, с другой - принимаются законы, которые этот процесс облегчают".

"Мировая практика показала, что никакой ассимиляции не происходит. Это очень непростой вопрос, и он может привести к резкому обострению межэтнических отношений. Я сам педагог и могу утверждать, что ребенок-мигрант, который проучился в русской школе три-четыре года, не способен полностью воспринять нашу культуру и традиции. Просто потому, что из школы он приходит домой, а там совсем другие правила, взаимоотношения и порядки. Невозможно за несколько лет из таджика сделать русского!" - говорит Комков.

Как-то подруга рассказывала о своем столкновении с носителем чужого менталитета. Ей делал ремонт парнишка из Дагестана - не совсем мигрант, конечно, но и не русский. Вроде бы культурный, воспитанный парень, она даже удивилась, что такие хорошие мальчики занимаются столь грязной работой. Все изменилось после того, как он что-то там неправильно установил и хозяйка вполне справедливо ему на это указала.

"Он так возмущался, обвинял меня во всех смертных грехах, я думала, он меня после этого просто убьет", - жаловалась потом подруга. Только когда приехал прораб, конфликт удалось уладить.

"Оказалось, что для кавказца очень большое оскорбление, когда женщина указывает ему на ошибки. Потому что она не имеет права это делать. Для мужчины такая ситуация унизительна. Вот этот парень и возмутился. А я не понимаю, почему мне приходится подстраиваться под чужаков и изучать их нравы, - я же у себя дома! Что же будет потом, когда они станут законными россиянами?" - растерянно рассуждала пострадавшая.

О том, что коренные жители страны уже далеко не всегда чувствуют себя хозяевами на своей земле, говорил и политолог Борис Межуев. Он подчеркнул, что ему абсолютно чужда агрессивная антимигрантская риторика, но такой легкомысленный подход, как автоматическая выдача вида на жительство после окончания школы, не встречается даже в максимально толерантной к приезжим Америке.

"Несколько лет, проведенных в российской школе, - это явно недостаточное условие для натурализации мигрантов. В Москве проблема приезжих стала крайне болезненной. Столицу только условно можно назвать городом, который принадлежит коренному населению. Это давно уже город-СНГ. Конечно, такая ситуация создает тяжелый фон для жизни. Поэтому какие-то ограничительные меры были бы полезны", - утверждает Борис Межуев.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ ЧТО ДЕЛАТЬ

Есть эксперты, которые придерживаются прямо противоположного мнения. Ответственный секретарь общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по городу Москве Юрий Московский считает, что вокруг проблемы легализации мигрантов раздуваются никому не нужные страсти. Он подчеркнул, что идея выдавать детям мигрантов вид на жительство - всего лишь одно из предложений, которые выдвигаются в целях адаптации этих людей.

"Никаких печальных последствий не будет. Это коснется всего лишь нескольких тысяч старшеклассников", - сказал Юрий Московский.

Эксперт считает, что русский этнос настолько силен, что сможет адаптировать людей любой национальности. Что, собственно, и происходит.

"Вчера шел по площади около трех вокзалов. Стоят люди явно из Средней Азии и хлещут водку стаканами. Они так ассимилировались. Это очень плохо. У нас разные традиции есть".

По какому пути пойдут мигранты, зависит от государственной политики. Например, жители России тоже вели себя далеко не идеально.

"Вы помните, что вытворяли приезжие из деревень, так называемые лимитчики еще 30 лет назад? - спрашивает Юрий Московский. - После наступления темноты девушкам лучше было на улице не показываться. Потому что деревенские считали, что если девушка идет одна, то она никому не принадлежит и с ней можно делать все что угодно. Но все изменилось. Дети этих людей воспитывались в другой обстановке и теперь ведут себя совсем иначе. То же самое произойдет с мигрантами. Если новое поколение не будет жить в гетто, если в них каждый встречный не будет тыкать пальцем, то они впитают нашу культуру и традиции".

Но пока никто толком не знает, что делать с мигрантами.

"У нас нет никакой миграционной политики, - сетует директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. - С одной стороны, затрудняется получение гражданства, с другой - принимаются законы, которые этот процесс облегчают". Все эксперты отмечают, что решить вопрос миграции можно лет за десять. Но только если этим вопросом заниматься всерьез. А вот когда это произойдет, никто нам сказать так и не смог.

Наталья Пуртова. "Мир новостей" 30.05.2013

Док. 661311
Перв. публик.: 30.05.13
Последн. ред.: 31.05.13
Число обращений: 0

  • Кагарлицкий Борис Юльевич
  • Московский Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``