В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Александр Волеводз: Россия становится `тихой гаванью` для иностранных преступников Назад
Александр Волеводз: Россия становится `тихой гаванью` для иностранных преступников
Отечественный законодатель принятием Федеральных законов от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" продолжил общую гуманизацию отечественного уголовного законодательства.

Напомним, что данными законами установлена общая, т.н. "типовая" санкция в виде лишения свободы, наиболее характерная для преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Для этого из 173 составов преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы, тогда как их верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности преступления, остались неизменными.

Продолжилась гуманизация и в рамках Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в дополнение к общему составу мошенничества был введен ряд специальных составов этого преступления. И за большинство из них предусматривается наказание в виде лишения свободы, нижний порог которого не установлен.

Казалось бы, нужно радоваться - цели перевоспитания и исправления преступников в значительной мере планируется достичь социальным воздействием, в т.ч. крупными штрафами, ибо как полагают отечественные законодатели, на значительную часть современных правонарушителей налогового, финансового и иного закона в сфере экономической деятельности в нашей стране можно повлиять именно мерами "экономических репрессий". Именно по этой логике нижний предел санкций в виде лишения свободы был исключен из:
- абсолютного большинства статей главы 21 УК РФ о преступлениях против собственности;
- всех статей главы 22 УК РФ о преступлениях в сфере экономической деятельности, в том числе статьями 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) и 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), а также из статей об ответственности за мошенничество и иные не менее опасные экономические преступления;
- всех статей главы 28 УК РФ о преступлениях в сфере компьютерной информации, многие из которых носят транснациональный характер;
- иных статей УК РФ.
И даже значительная часть составов коррупционных преступлений, ответственность за которые установлена ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ, предусматривает санкции в виде лишения свободы без установления его нижнего предела.

Но ... нижний предел наказания в виде лишения свободы отсутствует в санкциях норм УК РФ не только о преступлениях в сфере экономики, но и более, чем о 300 составах преступлений международного (транснационального) характера, повышенная общественная опасность которых признана международным сообществом и которые криминализованы в УК РФ во исполнение международных договоров.

Однако, преследуя благие цели, законодатель не учел, что исключение нижних пределов санкций в виде лишения свободы серьезным образом препятствует международному сотрудничеству Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства по уголовным делам о таких преступлениях. Это обусловлено тем, что одним из обязательных условий для выдачи и ряда иных направлений международного сотрудничества в этой сфере является не степень общественной опасности преступления, а минимальный срок наказания в виде лишения свободы за его совершение.

По условиям международных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, выдача для привлечения к уголовной ответственности, а в ряде случаев и оказание иной правовой помощи допускается лишь в связи с деяниями, за совершение которых законами как запрашиваемого, так и запрашивающего государства предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Аналогичная норма закреплена в пункте 1 ч. 3 ст. 462 УПК РФ, устанавливающей, что выдача иностранному государству может быть произведена в случае, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание.

Отечественной правоохранительной практике уже известны случаи отказа иностранных государств в оказании нам правовой помощи и в выдаче преступников именно по данному основанию. И это наши, прямо скажем, внутренние проблемы, ибо без получения из-за рубежа помощи и без выдачи преступников зачастую невозможно возместить ущерб потерпевшим, отыскать и вернуть в Россию похищенное, осудить, в конце-концов, самих преступников и назначить им справедливое, пусть и гуманное по сегодняшним меркам наказание.

И остается нам, обществу и государству лишь возмущаться тем, что "нашим" преступникам некоторые цивилизованные страны предоставляют "тихие гавани", в которых они спокойно живут, ведут бизнес и, как показал недавний пример, достаточно спокойно уходят в мир иной. А "нецивилизованная Россия", преимущественно по политическим мотивам, остается при своих интересах ....

Но все течет, все изменяется. И уже наше Отечество претендует стать "тихой гаванью" для преступников, причем не столь политически ангажированных, как наши "политические беженцы", а банальных уголовников (как будто у нас своих не хватает). И лишь по одной причине - из-за отсутствия в нормах УК РФ нижних пределов санкций в виде лишения свободы, соответствующих требованиям международных договоров России.

Международное сотрудничество по борьбе с преступностью потому и называется международным, что оно носит как минимум двусторонний характер. И не только мы, но и к нам обращаются с ходатайствами о выдаче, о правовой помощи и т.д. Статистика свидетельствует, что чаще всего к нам обращаются за такой помощью не те страны, где скрываются наши "политические беженцы", а ближайшие соседи, экономика переходного периода которых, также как и отечественная, испытывает серьезные неудобства от воздействия разного рода "преступного элемента" - воров, казнокрадов и мошенников всех мастей.

Именно мошенники, вероятно, и сделают в недалеком будущем Россию "тихой гаванью" как для себя, так и для других преступников, за содеянное которыми наш УК РФ не определил нижнего предела наказания в виде лишения свободы хотя бы в один год. Первый шаг первым иностранным мошенником в этом направлении уже сделан. А его успешность подтверждена судебным решением Верховного Суда России. Который, скажем прямо, действовал в строгом соответствии с упомянутыми нами законами, в пределах своих полномочий и другого решения, кроме как "благословения" для иностранного мошенника, принять юридически не мог.

Для пояснения сначала процитируем УК РФ:
"Статья 159.4. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности
1. Мошенничество [то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием], сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового".

Цитата вынужденно обширная, но главное, на что следует обратить внимание - отсутствие нижнего предела наказания в виде лишения свободы за такие преступления.

А теперь - представим первого жильце нашей "тихой гавани": частный предприниматель гражданка Украины Б. преднамеренно не исполнила ряд своих обязательств - в июне 2003 - мае 2004 годов она мошенническим путем похитила имущество и денежные средства граждан на общую сумму 170407,1 гривен, что согласно установленным курсам иностранных валют на день совершения преступлений составляло 920.418,17 рублей.

Генеральная прокуратура Украины 4 ноября 2011 года обратилась с запросом в Генеральную прокуратуру РФ о выдаче Б. для привлечения к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 190, ч. 4 ст. 190, ч. 3 ст. 212 УК Украины. Данное требование Генеральной прокуратурой Украины было подтверждено 28 марта 2012 года и 11 июля 2012 года. И 30 июля 2012 года Заместитель Генерального прокурора РФ вынес постановление о выдаче Б. компетентным органам Украины. Московский областной суд жалобы адвокатов, а также самой Б. на данное решение оставил без удовлетворения.
Б., ее защитники в кассационной жалобе, адресованной в вышестоящую судебную инстанцию, просили отменить постановления о выдаче Б.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая жалобу Б. и защитника в январе 2013 года, пришла к выводу, что оснований для выдачи Б. Украине нет.

Согласно кассационному определению судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.01.2013 N 4-О13-1, действия Б., являвшейся частным предпринимателем и не исполнившей своих обязательств, в настоящее время должны быть квалифицированы как преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 159.4 УК РФ, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы сроком на 1 год. В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 462 УПК РФ выдача лица для уголовного преследования может быть произведена в случаях, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года или более тяжкое наказание.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ Постановление заместителя Генерального прокурора РФ от 30.07.2012 о выдаче Б. правоохранительным органам Украины и Определение Московского областного суда от 08.11.2012 отменила, производство по запросу прекратила. Б. из-под стражи освобождена.

Решение абсолютно законное. Но противоречащее здравому смыслу, интересам России и ее граждан. И как представляется - "политическое", но со знаком минус. Ибо оно появилось в силу отсутствия в России здравой, продуманной и научно обоснованной уголовной политики.

Ныне действующий с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РФ должен был стать эффективным средством реализации уголовной политики государства, основой борьбы с преступностью. Однако этого не произошло. Начиная с декабря 2003 года он стал систематически разрушаться законодателем, в том числе под знаменем идей гуманизации и либерализации уголовного закона. И очередной виток негативных последствий такого разрушения - фактическое открытие в России "тихой гавани" для преступников.

Если этот процесс не остановить, то последствия, как для государства, так и для граждан, будут очень неприятными.

Док. 661334
Опублик.: 31.05.13
Число обращений: 0

  • Волеводз Александр Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``