В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Космос под замком Назад
Космос под замком
Летчик-космонавт Юрий Батурин не верит, что Россия полетит на Марс

Эти люди на работу летают в космос. Чтобы попасть на орбиту, они готовятся не один год, сдают около ста разных экзаменов и даже зачет по правилам пользования космическим туалетом. Почти за полвека на орбите побывало около ста российских космонавтов. Правда, в последнее время желающих отправиться в космос становится все меньше. Летчик-космонавт, член-корреспондент РАН и автор книги "Повседневная жизнь российских космонавтов"

Юрий Батурин рассказал "МК" в Питере", почему молодежь не хочет лететь к звездам.

Бездомные космонавты

- Космонавт сегодня - популярная профессия?

- Молодые люди не слишком хотят идти в космонавты. Работа в космосе - серьезный и опасный труд. Но денег на этом много не заработаешь. Славы тоже никакой - назовите-ка фамилии космонавтов, которые сейчас находятся на Международной космической станции? Подготовка к полету занимает долгие годы. При этом нет стопроцентной уверенности, что твой полет все-таки состоится. Но даже достижение этой цели еще не гарантирует автоматически всех житейских благ. Несколько десятилетий космонавты боролись за то, чтобы им увеличили зарплату. В начале 2000-х годов они получали столько же, сколько и в 90-х. Средняя зарплата гражданского космонавта тогда составляла 17 тысяч рублей в месяц. Сейчас ее повысили, слава богу! Но с жильем дела обстоят по-прежнему плохо. Обещают космонавту квартиру, но где-нибудь в районе Шереметьево. Вот и представьте: полдня он будет тратить на дорогу до Звездного городка! По нашим-то пробкам... Следовательно, если он согласится на эту квартиру, то не сможет работать космонавтом.

- У каждого экипажа есть дублеры. Их готовят наравне с основным составом. Зачем? Не пустая ли это трата денег?

- Конечно, нет. Подготовка космического экипажа - долгий и дорогостоящий процесс. Если что-то случится с космонавтом накануне старта, полет не должен быть отложен. В этом случае летит дублирующий экипаж. Например, в 1971 году готовилась экспедиция на станцию "Салют": командир - Алексей Леонов (человек, первым вышедший в открытый космос), бортинженер - Валерий Кубасов и космонавт-исследователь - Петр Колодин. За несколько дней до старта уже на космодроме медики обнаружили на рентгеновском снимке Кубасова небольшое пятнышко в легких. Основной экипаж тут же был заменен дублирующим: командир - Георгий Добровольский, бортинженер - Владислав Волков, космонавт-исследователь - Виктор Пацаев. Космонавты из основного экипажа вернулись с космодрома домой. Пятнышко в легких у бортинженера исчезло - оказалось, это была обычная аллергия на цветочную пыльцу. А экипаж Волков - Добровольский - Пацаев погиб при возвращении на Землю. На высоте около 70 километров произошла мгновенная разгерметизация... Так что никто не знает свою судьбу...

- Сейчас на МКС работают космонавты из разных стран. На каком языке они общаются друг с другом?

- Как правило, все знают русский и английский. Но общаются обычно так: американец задает нашему космонавту вопрос на русском, а тот отвечает ему на английском. Это наиболее надежный способ общения. Ведь на чужом языке обычно строятся простые фразы, и вероятность взаимонепонимания резко снижается. В космическом полете это очень важно.

"Туалетный" экзамен

- Невесомость создает много проблем. Как, например, космонавты на МКС умываются?

- Выпускаешь из крана чуть-чуть воды. Она становится водяным шариком. Берешь его в ладони и наносишь на лицо. Мелкими капельками вода покрывает лицо и никуда не стекает. Потом вытираешься полотенцем. Туалет в космическом корабле и на станции - это сочетание унитаза и пылесоса. И космонавты еще перед полетом сдают экзамен по правилам его использования. А волосы на орбите моют безмыльным российским шампунем "Аэлита", который на 96 процентов состоит из настоя целебных трав. Его наносят на волосы. Потом голову вытирают влажным полотенцем, а затем сухим. Пять минут - и волосы уже чистые. А вот стрижка в космосе - весьма непростая операция. Плохо, когда волосы летают вокруг и попадают в нос или рот товарищам. Поэтому долгое время главным инструментом для космической стрижки был пылесос. Один космонавт стрижет коллегу, второй водит вокруг его головы шлангом от пылесоса, собирая мельчайшие волоски.

- На сон астронавтам много времени отводится?

- По нормативам полагается семь-восемь часов. Но, чтобы выспаться, хватает и пяти-шести. Наверно, это связано с тем, что на Земле во время сна отдыхают и мозг, и мышцы. В космосе ходить и бегать нет необходимости, вот и требуется для отдыха меньше времени. Иногда космонавтам приходится напряженно работать несколько суток подряд, и тогда они ухитряются засыпать минут на двадцать-тридцать. Другое дело, что в космосе надо научиться спать в любых условиях - при вибрации, шуме, слишком высокой или низкой температуре. Уровень шума на МКС примерно такой, как в квартире на втором этаже прямо над трамвайной остановкой. Но куда опаснее в космосе - полная тишина. Это означает, что нет электричества, даже вентиляторы остановились. Однажды на станции "Мир" Центр управления полетами ошибочно выключил систему вентиляции. К счастью, космонавты проснулись от необычной тишины и сумели предупредить опасность.

- Какие традиции и суеверия чтят космонавты?

- Одна из самых старых традиций в обиходе называется "на колесо". 12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин, отправляясь к стартовой площадке, попросил остановить автобус, вышел и облегчился на заднее колесо. С тех пор все экипажи, отправляющиеся в полет, в обязательном порядке справляют тут малую нужду. Считается плохой приметой с трудом выдавить "на колесо" несколько капель. Кстати, такая традиция весьма рациональна. Ведь с тех пор, как космонавты сходили в туалет перед надеванием скафандров, прошло уже около двух часов. Потом они займут свои места в корабле, выждут еще около двух часов. Потом - взлет, три волны перегрузки, в том числе и на мочевой пузырь. А когда корабль выйдет на орбиту, надо работать, и только через два витка вокруг Земли (а это почти три часа) экипажу разрешат снять скафандры и воспользоваться туалетом. Так что, согласитесь, лучше на колесо, чем в скафандр.

Дедушка "Союз"

- Мы по-прежнему впереди всех в космосе или постепенно уступаем свои позиции?

- Космонавтика начиналась как военно-космическая гонка. И в ней важно было быть первым. Но вот уже несколько десятилетий космонавтика - это сфера совместного сотрудничества. Что-то лучше получается у нас, что-то - у американцев. Если рассуждать о темпах развития космонавтики, то впереди, наверно, Китай. Если говорить о наработанном опыте - то это Россия и Соединенные Штаты. В свое время космические станции лучше всех делали в Советском Союзе. Сегодня это уже не так. Уходят на пенсию профессионалы, теряются опыт и технологии.

- Кто сейчас лучше всех делает пилотируемые корабли?

- Кроме российских пилотируемых кораблей, других сейчас в общем-то и нет. Китайские сделаны по модели нашего "Союза". Даже американцы используют российские пилотируемые корабли. Конечно, в США сейчас делают свои аппараты. Но они пока еще не готовы.

- А у нас ведутся разработки новых кораблей? Что придет на смену "Союзу"?

- На авиационно-космическом салоне МАКС еще в 90-х - начале 2000-х годов очень гордо демонстрировали разные макеты космических кораблей. Ну и где они сейчас? Столько лет прошло... Так что можно сказать: ничего у нас не разрабатывается, потому что денег на это не слишком много выделяют. Но самое главное в другом. Новый корабль имеет смысл создавать под конкретную задачу. Но создавать новый аппарат, чтобы возить на МКС шесть космонавтов - не очень-то рационально, тем более что ресурс МКС приближается к концу.

Королёвы стали безработными

- Складывается ощущение: сейчас мало кто понимает, куда дальше двигаться в космонавтике, куда лететь. Это так?

- Тут вы очень правы. Сегодня в космонавтике наблюдается кризис идей, что делать дальше - непонятно. Причем это характерно не только для России, но и для США. Те инженеры, которые первыми обнаружат перспективные направления и поймают "новую волну", выведут свою страну к лидерству в космонавтике. И я думаю, вряд ли это будем мы. Скорее всего, европейцы или китайцы. С нами же все сложнее. Когда в руководстве космической отрасли сидят "Королёвы", у которых очень много идей, дело идет быстрее. А у нас сейчас Королёвых нет, причем не только в космонавтике, но и в других отраслях. Это следствие того, что за последние два десятилетия из руководства всех крупнейших предприятий были вытеснены профессионалы: конструкторы, инженеры.

- Согласно "Стратегии развития космонавтики в РФ до 2030 года" мы планируем осуществить пилотируемый полет на Марс. Что вы думаете по этому поводу?

- Я в это не верю. Программы, которые планируются на такой длительный срок, бессмысленны. Деньги выделяют сейчас, а отчитываться за них придется через много лет. Кто после 2030 года будет руководить Роскосмосом? И останется ли эта организация? Кто будет во главе страны? Люди, которые придут работать в 2030 году, скажут: "А что вы с нас спрашиваете?"

- А зачем вообще нам Марс?

- С научной точки зрения Марс, безусловно, необходим. Процессы, которые происходят на Земле, происходили и на Марсе тоже. И, чтобы понять, как защитить жизнь у нас, необходимо изучить Красную планету. Другое дело, кто полетит на Марс. Врач-космонавт Валерий Поляков, совершивший самый длительный в истории полет в космос, сказал так: на эту планету должны лететь профессионалы-космонавты, находящиеся на пенсии. Во-первых, они уже были в полетах, знают, что такое космос и как там работать. Во-вторых, скорее всего, они не вернутся. А даже если и вернутся, то детородные функции им уже не нужны. Но поверьте, желающие лететь на Марс все равно найдутся. В природе человека заложен ген авантюризма. И у кого-то он обязательно сработает.

Катерина Кузнецова
Источник: "МК в Питере" 2013, 29 мая
spb.mk.ru/article/2013/05/29/861632-kosmos-pod-zamkom-.html

Док. 661431
Перв. публик.: 01.06.13
Последн. ред.: 03.06.13
Число обращений: 0

  • Интервью с Батуриным

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``