В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Африка во внешней политике России: старый фундамент и новые перспективы Назад
Африка во внешней политике России: старый фундамент и новые перспективы
Не так давно по историческим меркам - в первой половине 90-х годов прошлого века - тогдашнее руководство российского внешнеполитического ведомства убежденно настаивало на том, что новой России не нужна Африка, как, впрочем, и Латинская Америка, и некоторые другие географически отдаленные от нашей страны регионы планеты. Близорукость этой политической линии была вполне очевидна уже тогда. Но какие-либо возражения и дискуссии были абсолютно бесполезны вследствие того, что никаких аргументов "контра" слушать никто не хотел и не собирался.

Такая политическая линия была ущербна по целому ряду причин, для разбора которых требуется отдельная обстоятельная статья. Однако, чтобы не мельчить, выделю главную: после демонтажа колониальных режимов в Африке в 1960-м году и в последующий период этот континент занял заметное место во внешней политике Советского Союза во всех ее аспектах - и в политическом, и в торгово-экономическом, и в культурном. Естественно, большое значение в тот период играла идеологическая составляющая внешнеполитического курса государства. За новую, свободную Африку развернулась нешуточная борьба между противоборствовавшими социально-политическими системами, каждая из которых стремилась занять на "черном континенте" доминирующие позиции. У находившегося в те годы на подъеме Советского Союза в освободившихся странах Африки нашлось немало почитателей и последователей, веривших в возможность быстрого продвижения вперед по пути создания современного, процветающего общества. В свою очередь Москва была готова оказывать всестороннюю помощь своим новым союзникам. Учитывая подобный обоюдный настрой на сотрудничество, начали быстро налаживаться торгово-экономические связи, для подготовки кадров новой африканской интеллигенции в Москве был создан Институт Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, получили развитие связи в военной сфере, включая подготовку офицеров для молодых африканских государств в советских военных училищах. Одновременно Советский Союз помогал в строительстве в странах Африки фабрик и заводов, гидроэлектростанций, плотин, портов, объектов инфраструктуры. К моменту распада СССР нами был сделан огромный, многоплановый задел на будущее в развитии отношений с государствами Африки, способный обеспечивать высокий уровень сотрудничества на многие десятилетия вперед. Бросить все это, руководствуясь простым, по сути примитивным в своей основе тезисом о том, что новая Россия должна освободиться от лишних и обременительных затрат, было верхом крайне безответственного, близорукого - в стадии, близкой к полной слепоте, -подхода.

Однако сама жизнь все расставила по своим местам. Сегодня только политический глухонемой (правда, они все еще существуют) будет отрицать важность и значимость для национальных интересов России поддержания и развития многогранных отношений с Африкой, равно как и с Латинской Америкой, и другими регионами.
В новой Концепции внешней политики РФ записано, что "Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе с упором на совершенствование политического диалога и продвижение взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, содействовать урегулированию и предотвращению региональных конфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Важная составная часть этой линии - развитие партнерских отношений с Африканским союзом и субрегиональными организациями".
    
Важным подтверждением глубокого интереса России к Африке является проходивший на этой неделе визит президента РФ В.В. Путина в ЮАР. Хотя формальным поводом для него стал саммит БРИКС, однако вполне очевидно, что пребывание на африканском континенте высшего руководителя России будет использовано и в целях наращивания диалога и сотрудничества Москвы с государствами Африки.

За годы, когда Африка была вычеркнута из наших внешнеполитических приоритетов, наработанный до этого в течение десятилетий потенциал в виде сложившихся связей, контактов, отношений на личностном уровне, к счастью, не был полностью утерян. Сегодня мы стараемся вдохнуть в него новую жизнь, использовать для выстраивания современной структуры отношений с этим интересным, своеобразным, многогранным, богатым ресурсами континентом. В то же время появление обнадеживающей тенденции - это не более чем росток на стволе подвысохшего дерева, которое нуждается в тщательном уходе и регулярном поливе. Пока в полной мере не оправдываются расчеты на то, что Африкой активно заинтересуется российский бизнес. На данном этапе только несколько крупных российских компаний смогли по-настоящему утвердиться на "черном континенте", да и то прежде всего в добывающих отраслях. Но это не более чем островки в экономическом море, сами по себе не способные быть законодателями моды. В зачастую экстремальных условиях конкуренции в Африке наш бизнес, как правило, демонстрирует ограниченные навыки и умение к выживанию тогда, когда для его деятельности не созданы максимально комфортные условия.

В наши дни Африка становится полем для серьезной конкурентной борьбы между крупнейшими мировыми державами. Туда активно возвращаются бывшие метрополии, которые также сохранили на континенте определенные позиции, в том числе языковые. Туда активно пробивается Китай, который видит в Африке стратегический ресурс для продолжения своего впечатляющего экономического роста. Африку пытается завоевать и ислам, причем в его радикальной вариации. События в Нигерии, Мали, Сомали и ряде других стран - тому подтверждение. Это тоже важнейший фактор, который будет влиять на будущее континента.

Несмотря на это - подчеркнем это вновь - Россия пока не утратила определенную часть своих сравнительных преимуществ перед многими из конкурентов в борьбе за Африку. Государственно-частное партнерство, при координирующей и руководящей роли государства, осуществляемой через его внешнеполитические и внешнеэкономические структуры и организации, является на данном этапе залогом успеха и наилучшей формой развития Россией сотрудничества с африканскими государствами.

Текст выступления Директора Института международных исследований МГИМО (У) МИД России А.А. Орлова на "круглом столе": "Африка сегодня: проблемы и возможности партнерства".

Организаторы: журнал "Международная жизнь", Институт международных исследований МГИМО

Док. 661878
Перв. публик.: 24.03.13
Последн. ред.: 24.06.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Орлов Александр Арсеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``