В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ближний Восток: время непростых решений Назад
Ближний Восток: время непростых решений
Тезисы выступления Директора Института международных исследований МГИМО (У) МИД России А.А. Орлова на круглом столе, посвященном анализу перспектив развития ситуации на Ближнем Востоке

(8 апреля 2013 года)

События на Ближнем Востоке - это не только и не просто региональное явление. Это - проявление общемировых тенденций, которые имеют не только внешнеполитическую, но и внутриполитическую составляющие.

В их основе - прежде всего, накопившиеся социально-экономические и политические противоречия, которые вырываются наружу зачастую стихийно, хотя в последнее время налицо попытки определенных сил, в том числе в арабском мире, взять этот процесс под свой контроль и канализировать его в "нужном" направлении.

Что касается Запада, то он продолжает упорно навязывать свое понимание, свою формулу демократии. Ничего плохого в самой демократии, естественно, нет. Но современная демократия по-западному вызывает много вопросов. Один из главных: является ли демократия абсолютной категорией и можно ли поддерживать заведомо антидемократические силы, которые после прихода к власти с использованием инструментов демократии, затем ее растопчут. Запад дает ответ: принципы демократии универсальны для всех - даже для тех, кто ее потом и ликвидирует, а формы ее проявления - по сути, не имеют ограничений. Запад убежден, что шкала его ценностей - безальтернативна и весь мир рано или поздно примет эту шкалу.

Это - большая иллюзия, которая является генератором многих негативных процессов в современном мире. Многие страны и даже целые регионы не готовы принять западную шкалу ценностей, считают, что она им не подходит, что она вступает в противоречие с их обычаями, менталитетом, их собственными ценностями.

Все это имеет прямое отношение к тому, что происходит на Ближней Востоке и в Северной Африке в наши дни. Самые яркие на сегодня примеры - Египет и Сирия. В Египте закончился первый этап структурных изменений: исламисты пришли к власти демократическим путем на волне революционных событий, в которых не они были главной движущей силой. Что будет дальше? Являются ли западные ценности приемлемыми для исламистов? Едва ли, и они это не скрывают. Эти ценности разделяет только "вестернизированное" меньшинство, но для доминирующего на данном этапе большинства - они чужды.

Нужна ли исламистам традиционная демократия и готовы ли они играть по ее правилам? Можно предположить, что она им будет нужна до тех пор, пока будет обеспечивать им устойчивую власть и легитимность в глазах мировой общественности. Но что будет, если на будущих выборах победит оппозиция, причем та, которая исповедует иные принципы? Согласятся ли исламисты мирно отдать власть? Это - первый вопрос. Второй вопрос: готовы ли они обеспечить религиозную свободу и беспрепятственную деятельность различных конфессий, а также одновременное мирное сосуществование различных систем ценностей? Или относительное спокойствие в обществе возможно только в случае фактического доминирования Ислама при подчиненном положении иных конфессий и иных мировоззрений? Что касается Египта, то уже сегодня можно констатировать наличие признаков развития крайне опасной тенденции перерастания политических противоречий в религиозные войны. Подобные тенденции могут распространиться и на Европу. Вмешательство Франции в Мали, это, с одной стороны, стремление не дать радикальному исламизму закрепиться и набрать силу на значительной территории Африки, а, с другой, очевидная попытка сдержать его экспансию на дальних от Франции рубежах.

? Все опасные тенденции могут разом получить мощное развитие в случае падения режима Асада в Сирии. Сегодня, это - передовая борьбы с исламским радикализмом. Если оставить Дамаск без поддержки, то ситуация может пойти по афганскому сценарию после вывода советских войск из этой страны и фактическому оставлению на произвол судьбы вполне жизнеспособного, политически вменяемого правительства Наджибуллы. Последствия той давней ошибки всем хорошо известны. В Сирии ни в коем случае не должен образоваться вакуум власти. Самый опасный сценарий: Сирия оказывается в руках радикальных исламистов, начинается месть тем, кто поддерживал Асада, возникает реальная гуманитарная катастрофа с миллионными потоками беженцев, страна фактически распадается на ряд территорий, по примеру Сомали, контролируемых религиозно-политическими группировками, становится бесхозным и распространяется по миру химическое оружие. Нестабильность охватывает обширный регион Ближнего Востока и Северной Африки, включающий Иран, Ирак, Ливан, Иорданию, затем распространяется на Турцию, Израиль и государства Аравийского полуострова. Такие процессы неизбежно приведут к обострению ситуации на Северном Кавказе и, возможно, в других регионах России.

?Благоприятный сценарий: удается наладить мирный политический диалог в Сирии. Достигается соглашение о прекращении военных действий и начале процесса примирения.

В этом случае возможен ввод международных миротворческих сил по просьбе законного правительства Сирии по решению Совета Безопасности ООН. Такой сценарий представляется реалистичным только при условии изоляции радикалов.
Возможно, потребуется создание современной системы долгосрочных гарантий. Гарантами могут выступить - прежде всего - пятерка постоянных членов СБ ООН и Евросоюз.

Док. 661886
Перв. публик.: 09.04.13
Последн. ред.: 24.06.13
Число обращений: 0

  • Орлов Александр Арсеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``