В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Право на один запрет Назад
Право на один запрет
Писатель Виктор Топоров - о том, кто должен наказывать за оправдание преступлений нацизма.
К инициативе думцев о введении уголовной ответственности (включая реальный срок заключения и крупные штрафы) за пропаганду нацизма и умаление достижений СССР и его западных союзников в годы второй мировой войны, которую у нас называют - и не зря - Великой Отечественной войной, у меня отношение двойственное. И дело не в том, что это - Дума, смеяться над которой считается хорошим тоном, и "Единая Россия", смеяться над которой считается хорошим тоном особенно, и конкретный депутат Яровая, само имя которой принято встречать яростным улюлюканьем... В конце концов, дух веет, где хочет, так почему бы ему - хотя бы для разнообразия - не повеять и в Думе? Да и улюлюканье рукопожатных, они же неполживые, они же изряднопорядочные, во всей его (улюлюканья) самохвальной креативности, для меня не указ... А если и указ, то только подлежащий истолкованию прямо противоположным образом: если Евтушенко против колхозов, то я - за...
Но я ведь и сам - принципиальный противник преследований за мыслепреступление, включая пресловутую 282 статью. Публичное выражение собственных взглядов и убеждений, в том числе и откровенно (или потенциально) людоедских, на мой взгляд, ненаказуемо. Точнее, оно, разумеется, наказуемо, но не государством, а обществом, - гражданским обществом или недогражданским, - это уж смотря как смотреть. Естественно, кроме прямых призывов к насилию (к войне, к вооруженному восстанию, к террору, к резне, к погромам, к индивидуальным физическим расправам), - но, строго говоря, такие призывы следует трактовать как подстрекательство к совершению вышеперечисленных преступлений - и карать за них в соответствии с теми или иными статьями действующего УК. А высказывания, не содержащие призывов к насилию, по-моему, не влекут за собой уголовной ответственности.
Такая позиция весьма неудобна. Если человек, допустим, придерживается фоменковского летоисчисления (и пропагандирует его), или убеждает нас в том, что Солнце вращается вокруг Земли, или в том, что у осциллографа имеется стрелка, - высмеивать его можно, а наказывать, разумеется, не за что... А вот если человек верит, допустим, в "кровавый навет" (то есть в то, что иудеи используют при приготовлении кошерной пищи кровь христианских младенцев, ими предварительно умерщвляемых) и пропагандирует этот варварский миф, - то как быть с ним? Сегодня его осудят все по той же 282 статье (за разжигание национальной и религиозной розни) - и это, на мой взгляд, неправильно, - ведь человек всего-навсего высказывается. Хотя и понятно, что от подобных высказываний до прямого призыва к насилию всего один шаг. Причем короткий. Однако черта не перейдена, шаг не сделан, уголовная ответственность не наступила.

Такова, повторяю, лично моя позиция. Однако, оглядевшись по сторонам (а живем мы все-таки не на острове), я вижу, что никто в мире - в цивилизованном, как принято говорить, мире - этой позиции не разделяет. Напротив, повсеместно распространено право на запрет, а точнее - право на один запрет (по аналогии с правом на один звонок, который имеет право сделать из полицейского участка задержанный). И, как правило, этот единственный запрет напрямую связан с основами национального самосознания, иначе говоря, с тем, что наш президент недавно назвал "духовными скрепами" - и государства, и общества.

Так, в независимой Украине запрещено отрицание голодомора - и понятно, почему. А в ататюрковской Турции, наоборот, запрещено признание армянской резни - и тоже понятно, почему (хотя в данном случае и вопреки очевидным фактам). В Германии запрещено отрицание Холокоста, во Франции тоже. С Германией случай ясный, а что касается Франции, то уместно вспомнить горькую шутку о том, как сильно удивились французы, узнав, что во второй мировой воевали на стороне союзников... Украина - это страна, в которой разразился голодомор, - такова, прошу прощения, духовная скрепа. Турция - это страна, которая НЕ устроила армянскую резню (хотя на самом деле устроила). Германия - это страна, ответственная за Холокост, - и да, эту ответственность в существенной мере разделяет с нею Франция... Таким образом, основа национального самосознания может быть связана как с бедой (Украина), так и с виной (Германия, частично Франция) или с отрицанием вины (Турция)... А что же Россия?
А для России важнейшей духовной скрепой является трагедия ВОВ и гордость Победы. Поэтому все попытки оспорить, умалить, а то и осмеять оба этих фактора (о таких попытках я написал в майской колонке "Пятая колонна пошлости", а уже после ее публикации прошли скандальные выступления Леонида Гозмана и Михаила Берга и буквально только что - к 22 июня - хрюкнул Егор Просвирнин, в очередной раз взвизгнул Альфред Кох и назвала Мемориал Героям России "кладбищем домашних животных" Ольга-Кошелек-Романова) должны пресекаться оперативно, жестко и даже безжалостно. Должны пресекаться - кем? На мой взгляд, все-таки обществом. Но если общество не в силах остановить эту мразь, то ему, может быть, и впрямь стоит препоручить эту малоприятную (и далеко не демократическую), но жизненно важную обязанность государству. Которое в таком случае воспользуется неписаным, но по умолчанию признаваемым в международном сообществе правом на один запрет.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/552561#ixzz2XQTcsj6N

Док. 661975
Перв. публик.: 25.06.13
Последн. ред.: 27.06.13
Число обращений: 0

  • Топоров Виктор Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``