В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен:`ЖИВАЯ КЛАССИКА` ЧТЕНИЯ Назад
Наталья Лайдинен:`ЖИВАЯ КЛАССИКА` ЧТЕНИЯ
В наше время очень актуален вопрос о том, что, как и сколько читают школьники. Пессимисты говорят, что "золотой век" чтения в России остался в далеком прошлом, а сегодня мы все движемся в мейнстриме нового времени, которое постепенно подменяет книгу электронными играми, компьютерами и гаджетами. Не скрою, что порой, работая со студентами, я сталкиваюсь со случаями вопиющей читательской безграмотности и отсутствия потребности к чтению. Чаще всего, такие молодые люди воспитывались в семьях, где родители читали мало, А в школе интереса к литературе привить не удалось.
Тем более радостным было для меня участие в жюри литературного конкурса, который уже несколько лет проводится Фондом конкурса юных чтецов "Живая классика" под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Соревнование, ставшее теперь международным, проходит в несколько этапов среди учеников седьмых классов общеобразовательных школ - сначала на муниципальном, а потом и на региональном уровне. В состав жюри, оценивающего письменные работы в жанре эссе в Западном округе российской столицы, вошли не только педагоги, но и профессиональные авторы: Борис Катковский, поэт, член Союза писателей Москвы, Ольга Клюкина, прозаик, член Союза российских писателей, сотрудники библиотеки Маргарита Котова и Светлана Евсеева.
В своих работах школьники размышляли на тему "Книга, которая перевернула мою жизнь". Прочитав и оценив более 80 эссе участников конкурса, я испытала прилив радости и оптимизма. Оказалось, что ребята вполне уверенно чувствуют себя не только в рамках школьной программы, но и свободно выходят за ее границы.
Вполне естественно, что многие авторы анализировали произведения, относящиеся к жанру научной фантастики и фэнтази, поскольку именно в подростковом возрасте особенно силен интерес к такого рода книгам. Среди авторов, которых школьники выбрали для анализа, - Герберт Уэллс, Дмитрий Глуховский, Джоан Роулинг, Джон Толкиен, Рэй Брэдбери, Гарри Гаррисон и другие. Участники конкурса не только делились своими чувствами по поводу прочитанного, но и пытались проводить смелые параллели между мирами вымышленными и реальными, проецировать ситуации из книг на современную жизнь.
Вот отрывок из эссе одного из победителей конкурса, Желудова Алексея, ученика 7"А" класса ГБОУ СОШ N 1017, который настолько заинтересовался участием в конкурсе, что подготовил сразу несколько работ по различным произведениям в жанре фантастики, жюри выбрало его работу по книге "Метро 2033" Дмитрия Глуховского: "Цивилизация угасает. Память о былом величии человека обрастает небылицами и превращается в легенды, а создания, порожденные ядерной катастрофой, приспособлены к новому миру куда лучше человека. Наша эпоха подошла к концу и тех, кто отказывается в это верить совсем немного. Все они живут в Московском метро - самом большом из когда-либо построенных противоатомных бомбоубежищ. Это мир без завтрашнего дня. Без надежды, без мечты, без веры. Веры в светлое будущее. Чувства здесь уступают места инстинктам, главный из которых - выжить. Выжить любой ценой. Эта мысль сплотила людей со всего мира и самое главное, заставила ЗАДУМАТЬСЯ. Задуматься по-настоящему. Что значит родиться и жить, не зная, что такое небо? Когда о прекрасном можно только вспоминать, когда в памяти стираются такие понятия как "солнце", "море", "земля под ногами", последние порывы оптимизма и подбадривающее: "Не дрейфь, прорвемся!", сменяется глухой депрессией и мрачной безысходностью, из которой нет выхода...>>. Алексей рассуждает о том, что в мире существуют не только материальные ценности, человек должен оставаться именно человеком в любой ситуации. По признанию подростка, он так впечатлился книгой Глуховского, что начал неожиданно пробовать себя на ниве художественного творчества.
Не менее актуально звучат для современной молодежи и произведения Рэя Брэдбери, написанные сто лет назад. Так Камила Хакими, ученица школы N1941, задумалась над книгой "451 градус по Фаренгейту" и пережила глубокое потрясение, сравнивая наши дни и то, что происходило в искаженной реальности великого фантаста. Московская школьница делает однозначный вывод, что нельзя допустить гибели Книги, превратиться в варваров, которые мыслят и действуют одинаково. "Книга - является началом цепочки. Дальше идет знание, после осознание и появление индивидуальности, "непохожести". А если все будут непохожи, то как можно будет управлять обществом? Яркими людьми, называющимися "индивидуальностями" управлять намного сложней, чем обычной серой массой, которой просто покажешь пальцем, и они пойдут в нужную сторону. Также сама идея "индивидуальности" как бы ранит, общество, состоящее из серой массы. Они выделяются, показывая несовершенство других, и от этого у людей появляется чувство соперничества, а так же агрессия, а разве такими людьми легко управлять? А также при таком раскладе создаются идеальные условия для обучения, ибо люди начинают сомневаться в себе, в "своих" принципах, которые все были навязаны на самом деле, и тогда начинает прогресс в умах людей, и вот это самое развитие "непохожести".
Произведения ребят как раз замечательны тем, что они очень разные. Некоторые школьники делятся тем, как они начали читать, кто сыграл большую роль в приобщении их к книге. Для многих подростков хорошо знакомы и притягательны романтические переживания путешествий, приключений, зов дикой природы, дальних дорог и бескрайних морей. Поэтому приключенческие произведения мировой литературной классики по-прежнему оказывают сильнейшее влияние на становление личности молодых людей. Среди книг, поразивших сознание школьников XXI века, - "Пятнадцатилетний капитан" и "Дети капитана Гранта" Жюля Верна, романы Ги де Мопассана и Джека Лондона, которыми зачитывались еще поколения их родителей, бабушек и дедушек. Некоторых юных читателей заворожил образ Маленького Принца из одноименного романа Антуана де Сент-Экзюпери. Победительница конкурса, Софья Печеркина из школы N98, задумывается о хрупкости бытия, отношениях между людьми, ответственности за тех, кто рядом и так резюмирует свой опыт знакомства с книгой французского летчика-романтика: "После того, как я прочитала это великолепное произведение, я стала по-другому относиться к близким людям и просто нужным мне вещам. Всего несколько строчек изменили мою жизнь. Я стала другой, и люди стали ко мне по-другому относиться. Я стала уделять своим близким больше внимания, стала беречь их и помнить, что они у меня есть. Близкие мне люди в свою очередь тоже не забывали про меня. Я стала добрее, и люди, с которыми мы раньше не общались, изменили своё мнение на счет меня, и даже стали со мной дружить".
О новых героях и скрытых в человеке качествах размышляет за чтением романа Йона Колфера "Авиатор" другой победитель конкурса, ученик школы N1376 Тимофей Нестеренко: "Невольно думаешь, а почему нельзя просто жить и хранить счастье и спокойствие вокруг себя? Почему к осмыслению самого дорогого и важного в жизни чаще всего приходишь путем лишений и переживаний? Наверное, так устроен человек. Ты можешь и не подозревать, какой герой живет внутри тебя, на что ты способен, возможно, мы вырастем и узнаем, что сидели за соседней партой с отважным пожарным, героем МЧС, военным, летчиком, да и просто - хорошим человеком, который остался твоим другом на всю жизнь!"
А Иван Алтухов из школы N81 провел в своем эссе весьма смелые параллели. Размышляя о герое, человеке с сильными качествами, он сравнил образы из произведений Жюля Верна, Вениамина Каверина и Николая Островского. "Главные герои являются воплощением лучших человеческих качеств: храбрости, энергичности, ума, силы воли, упорства и целеустремленности, чувства справедливости, верности выбранному пути. У всех трех героев было тяжелое детство, полное обид, лишений, несправедливости. Но, как мне кажется, именно это сформировало и закалило их характер. Меня поражает самообладание этих людей. В любой ситуации они сохраняют трезвость ума и четкость принятия решений. Что же ими движет? Что дает им силы для борьбы? У Дика, у Павки и у Сани есть цель в жизни. Ради ее достижения они готовы противостоять любым трудностям. Я согласен со словами Павла Корчагина - "надо спешить жить, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". И ведь девиз Сани Григорьева вторит словам Корчагина: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" Прекрасная широта знаний и отличное владение литературным материалом для семиклассника!

Открывают ученики и неожиданные имена в литературе. Так Наталия Скрябина из школы N1432 написала эссе о произведении "Золотая Ригма" Всеволода Сысоева, да сделала это так сочно, эмоционально и ярко, что членам жюри немедленно захотелось отправиться в командировку на Дальний Восток.
Анна Громадина, воспитанница школы N1543, прочитала книгу Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль...>> и была глубоко впечатлена ею. Произведение вдохновило ее на более пристальное изучение биографии писательницы и контекста исторической эпохи, в которую она творила. Девочка осознала тему гонений на еврейский народ, развития революционных настроений в обществе, обратила внимание на раскрытие в произведении темы семьи. "И внезапно... такие роковые слова: "Папа, мой папа! Через пятьдесят лет после этого вечера, когда мы с тобой "кутили", тебя, 85-летнего старика, расстреляли фашисты, занявшие город". Всё... всю радость, всё счастье как рукой сняло. Чувствуется какое-то оцепенение, и, кажется, будто слеза медленно-медленно катится по щеке... Как так можно? Человек существовал, радовался жизни, он был счастлив, в конце концов, но вдруг наступила война и унесла с собой миллионы невинных жертв, миллионы таких же душ... Жизнь продолжалась, жизнь шла вперёд, но незаживающая рана оставалась в сердце. Эта рана ныла и болела, напоминая о прошедших событиях". Так современный подросток открывает для себя, осмысливает и переживает заново страшные вехи давно ушедших лет.
Обращались школьники и классическим произведениям русской литературы. "Повести Белкина" А.С.Пушкина, "Неразменный рубль" Н.С.Лескова, "А зори здесь тихие...>> Б.Л.Васильева стали книгами, которые перевернули жизнь для нескольких участников конкурса. А еще меня поразила работа Евгении Шадриной, ученицы школы N1119. Она написала даже не эссе - небольшой доклад по роману Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". Каждый из главных героев произведения по-своему повлиял на девочку. Но в целом книга поставила перед ней очень много непростых вопросов, в том числе - философских, мировоззренческих: "Господь нас наделил свободной волей и не мешает нам творить то, что хотим, в противном случае мы не можем нести и ответственности за свои деяния. Мы созданы по образу и подобию Божьему, но как искажен нами этот нетленный первозданный облик! Здесь, на земле, в наших силах, если мы желаем изменить мир к лучшему, творить добро, а остальное предоставить Творцу" - к такому выводу приходит Евгения.
Развивает тему отношений человека и Всевышнего работа Соны Мовсисян из школы N98. Она прочла книгу "Человек - чудо творения" и задумалась об источнике жизни на Земле. Для иллюстрации своих размышлений девочка приводит отрывки из Библии, смело критикует теорию Дарвина. "Сегодня многие люди не верят в Бога, но эта книга может изменить их точку зрения. Мы порой видим что-то, но не всматриваемся. Когда читаешь статьи из этой книги, то задумаешься о том, что человек не мог появиться в результате эволюции, за этим должен быть какой-то высший разум", - пишет семиклассница.
Девочкам свойственно задумываться о женской судьбе. Поэтому среди анализируемых произведений - "Консуэло" Жорж Санд и "Поллианна" Элинор Портер. Альбекова Сабина из школы N1471 так описывает главное впечатление от "Поллианны": "Эта книга изменила моё отношение к жизни. Поллианна своим примером научила меня жить по-другому, не так как я жила раньше. Научила меня видеть мир в ярких красках, в другом восприятии. Я, вдруг заметила, что включилась в игру, стала замечать, как хороша жизнь, искать радость в каждом миге. Безусловная ценность этой повести в том, что она заставляет пересмотреть свое мировоззрение. Понять, что "стакан наполовину полон", и этим изменить свою жизнь. Благодаря этой книге лишний раз убеждаешься - лучшее, что родители могут дать детям - это воспитание. Судьба может лишить человека всего - материального благополучия, связей, друзей, но тот внутренний заряд, то воспитание души, которое дали ребенку родители, останется навсегда. Мир живёт и развивается именно благодаря таким выросшим жизнерадостным детям, которым легче что-то сделать, чем мрачно размышлять об упадке и ждать конца света. Книга учит доброте. Сразу становится ясно, как это важно - делать добро людям, и как... просто. Радоваться и благодарить всех и за всё. Это единственный способ сделать свою жизнь лучше, светлее".

Безусловно, успех учеников - всегда заслуга и победа педагога. Поэтому труд многих учителей был отмечен особыми грамотами и призами. Школьники продемонстрировали не только опыт аналитического и эмоционального чтения, но и творческое владение художественной формой и подачей материала: некоторые эссе были выполнены в виде дневников, записей снов, сопровождались иллюстрациями.
Ведь если преподаватель горит своим предметом, стремится передать детям любовь к книгам, умение читать и анализировать художественные произведения, он тем самым вносит огромный вклад в культурное развитие нашей страны, в будущее.
Не меньшую роль в привлечении детей к чтению играют и работники библиотек. Если они, как сотрудники Центральной библиотеки N193 имени А.А.Ахматовой, где подводились итоги конкурса, сами увлечены книгами, испытывают к чтению подлинную страсть и являются знатоками своего дела, они способны привлечь детей к литературе, заронить в них искры большой любви к знаниям.
Я убеждена, что у нас - много талантливых наставников, одаренных детей и Россия, пройдя нелегкий этап отчуждения от собственных корней и традиций, вновь обратится к неисчерпаемой духовной сокровищнице русского языка и литературы. По крайней мере, у замечательных учеников Западного округа Москвы есть все возможности для того, чтобы пронести любовь к Книге через всю жизнь и передать ее, в свою очередь, следующим поколениям.

Док. 662064
Опублик.: 02.07.13
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``