В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Володихин: Плоский мир Застраничья Назад
Дмитрий Володихин: Плоский мир Застраничья
Терри Пратчетт Пирамиды. Пер. с англ. В.Симонов - 432 с. 10100 экз. (п). Он же. Вещие сестрички. Пер. с англ. В.Вольфсон - 416 с. 10100 экз. (п). Он же. Движущиеся картинки. Пер. с англ. В.Вольфсон - 496 с. 10100 экз. (п). Он же. Стража! Стража! Пер. с англ. С.Жужунава - 496 с. 10100 экз. (п). Он же. Мрачный жнец. Пер. с англ. Н.Берденников - 416 с. 10100 экз. (п). Он же. Ведьмы за границей. Пер. с англ. И.Кравцова - 384 с. 10100 экз. (п). Он же. Цвет волшебства. Пер. с англ. П.Киракозов. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с. 10100 экз. Серия "Плоский мир" (п).

Несколько лет назад серию романов Терри Пратчетта выпустило издательство "Азбука". Впоследствии эстафета была перехвачена "Эксмо". Первые шесть книг "черной" (по основному цвету серийной обложки) серии "Эксмо" не повторяли старую серию. Седьмой, "Цвет волшебства" раньше уже выходил, но, как видно, новая его публикация коммерчески оправдана. Не мудрено: книги Пратчетта получили колоссальную популярность у российских любителей юмористической фантастики.

Терри Пратчетт во многих романах с неизменным успехом использует один и тот же прием. Он берет из книг своих коллег-фантастов, из мифов, сказок, фильмов элементы реальности-2, т.е. реальности, которая имеет интеллектуальное происхождение, проще говоря, от начала до конца выдумана. Из их числа отбираются только наиболее нелепые, штампованные, стереотипные, иными словами, буквально навязшие в зубах, несмотря на очевидную, мягко говоря, незамысловатость. "Избранное" доводится до высокой степени концентрации, а затем из этой адской смеси вылепляется сюжетная среда. Ее вторичность, разумеется, может сравниваться по своей выдержанности с коллекционным вином. А вот персонажи, населяющие странное царство "книжной" действительности, пытаются жить как здравомыслящие люди, наши современники. Логика реальности-2, то, что должно происходить, сталкивается с логикой реальности-1, т.е. с тем, что есть на самом деле. Искры летят во все стороны. Выходит нечто наподобие сумасшедшего дома размером с целый мир и совершенно избавленного от психов. По изначально заданным условиям игры там все нормальны...

В романе "Стража! Стража!" дракон, вызванный из небытия кружком магической самодеятельности, терроризирует город Анк-Морпорк. По "правилам" реальности-2 жители города должны ожидать спасения от короля-героя, отпрыска древней династии. Вот, придет государь, взмахнет сверкающим драконобойным клинком, и дело в шляпе... Заодно с препротивным драконом будет "исправлена вся неправда": исчезнут налоги, перестанут течь, где не надо, водосточные трубы, совершенно пропадет преждевременное облысение у всех, кто им страдает, в овощных лавках воцарится невероятная вежливость и даже дешевизна. В реальности-1 король является из ниоткуда, машет как бы волшебным мечом, исчезает в никуда и... общее положение дел ничуть не меняется. Поскольку местные сумасшедшие абсолютно нормальны, они не удивляются такому ходу событий. Был король, нет короля, еще одна процедура миновала... Убежать из сумасшедшего дома нельзя. Реформировать его всерьез до сих пор никому не удавалось. Но жить по самую макушку внутри логики безумия и при этом не сходить с ума удается почти всем, кроме полных кретинов. Впрочем, кретины тут вдвойне на месте... В романе "Мрачный жнец" группа многоуважаемых волшебников из Незримого университета хоронит на перекрестке своего коллегу. На виду у всего города. У коллеги наличествуют все признаки жизни, поскольку в момент естественной кончины за ним не явился некто Смерть с косой. Однако никто не поднимает шум из-за подобных мелочей. Хоронят этакого живчика, ну и что? Волшебники знают свое дело. А вот пробка, образовавшаяся из-за столь экзотического использования перекрестка, многих раздражает: "Мы уже полчаса торчим здесь по вине этих идиотов". Является полицейский, вернее стражник. Его несколько удивляет тот факт, что "мертвец" все еще разговаривает и даже приветливо машет рукой, здороваясь со знакомым... "Понимаете, сержант, -- объясняют стражнику, -- известны случаи, когда мертвые тела двигались и производили шум. Это все из-за непроизвольных сокращений мышц". Сержант удаляется. Логика реальности-2: недостаточно мертвого мертвеца полезно закопать на перекрестке и хорошо бы для верности пронзить осиновым колом. Логика реальности-1: ни то, ни другое не помогает, слишком уж необычное явление - живой неживой, легендарными рецептами с ним не сладить. Сочетая в голове счастливым браком обе эти логики, многоуважаемые волшебники сохраняют спокойствие и деловитость.

Массовое искусство наших дней, в том числе и массолит, сопровождает человека с малых ногтей до пенсионного возраста. Нередко книги подобного рода прививают оценки действительности, которые усваиваются читателем как эталон. Тогда все окружающее начинает казаться блеклой искаженной копией блистательного Заэкранья или... Застраничья. За плоскостью книжного листа видится счастливое и правильное царство, а по эту сторону - сборище эрзац-сущностей: ненастоящее добро, неуклюжая любовь, бестолковая честь, расплывчатое до неузнаваемости злодейство. Иной раз даже трудно простой деревянный стул назвать стулом. Стул это, позвольте, или не вполне завершенная медитация мебельщика на тему Стула Вообще? Так вот, саркастическая проза Пратчетта играет роль холодного душа, отлично вытравляющего из мозгов весь этот фантазм. Хотите узнать что реально, что - настоящее? Отложите книжечку, пересчитайте наличность в бумажнике, поцелуйте жену и загляните сыну в дневник. Государь-герой из авалонских туманов не вернется, и проблем ваших не решит. Попробуйте сами.

http://zaborische.narod.ru/

Док. 662252
Перв. публик.: 03.07.13
Последн. ред.: 08.07.13
Число обращений: 0

  • Володихин Дмитрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``