В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков Гилинский: Обратная сторона одного нового запрета Назад
Яков Гилинский: Обратная сторона одного нового запрета
Общество не может мириться с насильственными преступлениями, преступлениями против собственности, и государство вполне обоснованно запрещает их. Но иной запрет порождает более тяжкие последствия, нежели само запрещаемое явление.

Потребление алкоголя присуще человечеству с древнейших времен, оно выполняет определенные социальные функции. Для некоторых это радость общения, для других -- уход от мерзостей бытия. Нужно ли ограничивать легальную торговлю алкоголем? Я сейчас не говорю о некоторых разумных ограничениях и запретах (продажа алкогольных изделий детям и подросткам т.п.).

Для юных горожан

Накоплен значительный мировой опыт последствий таких запретов. Через так называемый сухой закон прошли Исландия, Норвегия, Финляндия, некоторые регионы Канады. Однако контрабанда и самогоноварение каждый раз заставляли правительства отменять его. Ревнителям нравственной чистоты очень хочется запретить и проституцию. Но одна из социальных функций проституции -- служить охраной моногамного брака. Это понимали в Древней Греции, восхваляя Солона, открывшего первые публичные дома: "Солон, слава тебе, что ты купил публичных женщин для блага города, наполненного крепкими молодыми мужчинами, которые без твоего мудрого учреждения должны бы были предаваться нарушающему покой преследованию женщин из лучшей среды". Эту функцию проституции понимали и отцы церкви. Так, святой Августин восклицает: "Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит!"

На радость криминалу

Продажность -- дело неблагородное. Но в условиях товарно-денежных отношений была, есть и будет торговля телом, знаниями, умениями, вещами, услугами. Запрет тут порождает лишь криминальный рынок и коррупцию. В 2007 г., когда обсуждался путинский проект закрытия всех игорных заведений с переносом их в специальные зоны , я писал: "С учетом российских расстояний и российских дорог реализация этого проекта вызывает существенные сомнения". Как в воду глядел! Еще до 1 июля 2009 г. -- даты запрета на игорный бизнес -- стали создаваться "рестораны", "развлекательные интернет-центры", "спортивные покерные клубы", а то и просто подпольные катраны, крышуемые милицией. Разумеется, ни одна из четырех планируемых зон а-ля Лас-Вегас не построена...

Итог запрета: тысячи сотрудников игорных заведений пополнили ряды безработных, казна не получает налоги, на радость криминалитету выстраивается надежная сеть подпольных заведений, вырос рынок коррупционных услуг. Что следующее запрещать будем? /из выступления на Леонтьевских чтениях/

Яков Гилинский, профессор юридического института Академии Генпрокуратуры РФ

http://ppt.ru/

12.03.2010

Источник: Деловой Петербург

Док. 662423
Перв. публик.: 12.03.10
Последн. ред.: 10.07.13
Число обращений: 0

  • Гилинский Яков Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``