В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кимельман С.А.:Экономика нефтегазовой трубы - основа стагнации и продолжающегося экономического кризиса в России Назад
Кимельман С.А.:Экономика нефтегазовой трубы - основа стагнации и продолжающегося экономического кризиса в России
Экономика России, чуть поднявшись после кризиса 2008 г., вот уже третий год активно стагнирует. Никак не удается сбить инфляцию и не известно, надо ли её снижать - на этот счёт существуют разнополярные экономические доводы. Третий год, судя по значениям внутреннего валового продукта (ВВП), снижаются темпы роста экономики России. Надо отметить, что расчёт показателя роста экономики по темпам роста ВВП имеет много чисто российских изъянов. Прежде всего, это относится к учёту той же инфляции, для которой установлен особый статистический подход. Как правило, уровень инфляция для расчёта ВВП в полтора-два раза выше, чем официально устанавливаемого Росстатом уровня так называемой товарно-продовольственной инфляции, которая фигурирует в отчётах Правительства РФ.
Большая разноголосица наблюдается в сообщениях правительства и администрации президента о причинах роста инфляции и снижения роста ВВП. Ещё больший разброс мнений о причинах стагнации экономики наблюдается у политиков и экономистов всех мастей.
Во всем многообразии суждений выделяются две основные причины стагнации экономики России:
- внешняя - мировой финансовый кризис 2008 г., который до конца не преодолен, особенно в Еврозоне;
- внутренняя - сырьевая (экспортно-сырьевая) экономика России и обусловленные ею сырьевое проклятие и зависимость бюджета страны от мировых цен на нефть.
По моему мнению, ссылки на мировой финансовый кризис не имеют под собой сколь-нибудь серьёзных экономических (да и политических) оснований, о чём я написал вскоре после начала кризиса (Кризис недропользования - основа современного экономического кризиса в России // Образование, экономика, общество, СПб. 2008. N 6 (10). С. 15-22; Истоки надвигающегося кризиса недропользования в России // Экономика и управление собственностью. 2009. N 1. С.41-45; В чем причина экономического кризиса в России и почему он произошел в конце 2008 года? 2010. http://viperson.ru/wind.php?ID=619969&soch=1). Вспоминается очень удачное название вышедшей задолго до кризиса 2008 г. нашумевшей публицистической книги А.П. Паршина "Почему Россия не Америка" (М. Форум. 2000.). Да, Россия не Америка, Россия не Европа. Россия - есть Россия, с только ей присущей экономикой и только со своим, не похожим ни на кого, путем развития, а также только со своим последним двадцатилетним разрушительным переходом к новой рыночной экономике.
Эта стремительная смена экономической формации привела к тому, что сегодня в России пока нет ничего устоявшегося. Все элементы экономики находятся в броуновском движении, нет какой-то логически и статистически устоявшейся тенденции, траектории будущего развития. Нет и общепринятой терминологии. Это важнее, чем кажется на первый взгляд. Чёткая формулировка, а значит, и понимание проблем, которые мы имеем, позволит обозначить и пути их решения.
Выше была отмечена основная внутренняя причина развала экономики, именуемая кратко сырьевым проклятием. Разберемся, что понимается под сырьевой экономикой, которая и определяет сырьевое проклятие.
В основе любой экономики лежит потребление трудовых, финансовых и природных ресурсов: в зависимости от их сочетания и соотношения формируется та или иная модель экономики.
Смысловая нагрузка словосочетания "сырьевая экономика" состоит в том, что рассматривается экономика, в которой преобладает потребление сырьевых ресурсов. Конечно, потреблять сырьевые ресурсы без приложения труда и капитала невозможно, но последние (труд и капитал) в сырьевой экономике носят второстепенный характер. Слово "сырьё" включает различные виды природных ресурсов: минеральных, лесных, водных, биологических, охотничьих и т.п.
Таким образом, термин "сырьевая экономика" объединяет множество экономических моделей, в которых доминирует потребление природного сырья.
Несколько более определенный характер носит словосочетание "минерально-сырьевая экономика", то есть такая экономика, в которой доминирует добыча полезных ископаемых (недропользование), реализация и потребление минерально-сырьевых ресурсов, в то время как потребление трудовых и капитальных (финансовых) ресурсов отодвигается на второй план.
Для более точной дефиниции российской минерально-сырьевой экономики надо определить, о добыче каких полезных ископаемых идёт речь.
В СССР и в новой России, начиная с 70-х годов прошлого столетия, минерально-сырьевую модель экономики определяют нефть и газ. Таким образом, уже более 50 лет сначала в СССР, а затем в России доминирующее развитие получила нефтегазовая экономика.
Важнейшим фактором формирования той или иной модели нефтегазовой экономики является транспортировка нефти и газа к внешним и внутренним потребителям. В СССР были построены нефте- и газопроводы для доставки нефти и газа в Европу, в первую очередь в страны соцлагеря. Россия не отказалась, что естественно, от наследства СССР и даже развивает сеть нефте- и газопроводов. С учётом этого экономику России можно определить не просто как нефтегазовую, а как нефтегазотрубопроводную, которую в обиходе называют экономикой трубы.
Следующей важнейшей характеристикой любой минерально-сырьевой экономики является доля экспортной составляющей в общем объеме добытого сырья. Если эта доля высока, то возникает экспортно-ориентированная экономика. Именно эта модель экономики получила развитие в СССР и (по наследству) в России. Таким образом, российскую экономику можно характеризовать как экспортно-ориентированную нефтегазопроводную.
И наконец, ещё одним важнейшим параметром минерально-сырьевой экономической модели является глубина обработки и переработки добываемых полезных ископаемых. К сожалению, Россия торгует преимущественно первым переделом минерального сырья (сырой нефтью и природным газом), что в какой-то мере обусловлено наследием СССР. Установившиеся во второй половине прошлого века мировые торговые отношения и связи предопределили замедленное развитие технологий обработки и глубокой переработки сырья. Такую экономику можно определить как первично-продуктовую экспортно-ориентированную нефтегазотрубопроводную или кратко действующую российскую экономику можно назвать экспортно-ориентированной экономикой нефтегазовой трубы.
Рассмотрим, как работает эта модель в условиях российской действительности и к каким последствиям она может привести.
Ресурсное богатство - это символ России. Это тот экономический фактор, который присущ именно России. В ХХ-м веке геологи выявили, разведали и территориально очертили (оконтурили) места скопления (месторождения) полезных ископаемых практически всех элементов таблицы Менделеева.
Ресурсное богатство - это национальный природный дар экономике нашей страны, природный дар государству и обществу. Это - первооснова любой промышленности, любого промышленного изделия (товара), в котором обязательно присутствует минеральное сырьё в том или ином обработанном и переработанном виде. Это - материальная база промышленности. Это - первоисточник создания и развития промышленности, получения товарной продукции. Это - первый элемент в цепочке: минеральные ресурсы -> минеральное сырьё-> товар -> деньги -> инвестиции -> товар -> деньги.
Каждый элемент этой цепочки имеет свои характерные специфические экономические особенности.
Минеральные ресурсы залегают в недрах земли либо в чистом виде, либо (и это чаще) в виде руды, которая при добыче извлекается на-гора. Далее следуют процессы обогащения, обработки и переработки, в итоге чего получается первая товарная продукция, которая поступает последовательно во второй, третий и более глубокие переделы. На каждом технологическом этапе переработки решается дилемма (развилка): продавать полученную продукцию или запускать её в следующий передел. Если решили продавать, то надо определиться, сколько и где продавать: на внутреннем или внешнем рынке. На каждой такой развилке производится стоимостная оценка, которая предопределяет, надо ли переходить к следующему переделу. Понятно, что комплексное извлечение и глубина переработки зависит от наличия соответствующих промышленно-производственных мощностей, их загруженности и себестоимости.
В условиях российской экономики цепочка "минеральные ресурсы... -> ...деньги" приобрела характерные и устойчивые деформации.
Экспортно-сырьевая экономика зиждется на получении горной и ценовой ренты, то есть "незаработанного" дохода, который можно иметь с относительно незначительными затратами трудовых и капитальных ресурсов. Получение горной и ценовой ренты обеспечивают добыча, первичная обработка минерального сырья и реализация первого товарного продукта, то есть верхняя часть цепочки "минеральные ресурсы... -> ...деньги" (рис. 1). К сожалению, сегодня для ряда полезных ископаемых на этом этапе цепочка часто прерывается. Минеральное сырьё доводится лишь до первого товарного продукта, который реализуется на внешнем рынке, не подвергаясь дальнейшей переработке и глубокой переработке. Это связано, с одной стороны, с возможностью получения относительно быстрого и "лёгкого" дохода от недропользования, с другой стороны - с отсутствием спроса на внутреннем рынке. При этом оба эти фактора взаимосвязаны, второй является результатом первого и в то же время усиливает его проявление. Глубокая переработка сырья почти не ведется, а это значит, что не работают важнейшие отрасли промышленности: металлургия, нефтехимия, машиностроение и т.п.
Это одна сторона медали. Другой важный аспект - распределение полученного рентного дохода и его дальнейшее использование. Действующая система налогообложения недропользования и система таможенных платежей организованы таким образом, что большую часть рентных доходов (до 70%) получают добывающие компании и компании-посредники, а не собственник недр - государство. И это еще полдела. Основная беда в том, что полученные бизнесом средства в нашей стране слабо работают на развитие экономики. Сегодня в России классическая модель экономики трубы, замкнутая преимущественно на сырьевой экспорт, а более точно, замкнутая на офшоризацию доходов от экспорта. Большая часть рентных доходов оседает в офшорах и не поступает в обеспечение инвестиционных проектов (индустриальных, инфраструктурных и т.п.).
Сам по себе экспорт - это вполне нормальное экономическое действо. Весь Китай, вся его экономика нацелена на экспорт продукции в большинство стран мира. Но доходы от экспорта поступают в Китай и преобразуются в новые экспортные товары.
А в России доходы от экспорта оседают в офшорах. Именно это и есть утечка капиталов, и это совсем другие объемы средств, чем озвучиваемые официальными источниками.
Попутно отметим, что офшоризация доходов принимает в России угрожающие размеры. Этот процесс развит не только в системе недропользования. В офшоры утекают средства ЖКХ, банковского сектора, сферы услуг и даже некоторых государственных корпораций, что уже и не скрывается.
Процесс вывода капиталов из страны усугубляется искусственным повышением цен на сырьё для внутреннего потребителя путем цепочек перепродаж. Обратимся к реальной практике ценообразования в газодобывающей отрасли, отображённой на рисунке 2, который составлен нами по цепочке перепродаж и соответствующего роста трансфертных цен, описанной в газете "Ведомости" 20.05.2013 г. При себестоимости в пределах $5 за 1 000 м3 первая продажа владельцев "Сибнефтегаза" одной из структур "Газпрома" составила $23 за 1 000 м3 природного газа. Далее в цепочке видны ещё пять звеньев, перепродажа по которым в итоге составила аж $259 за 1 000 м3, что более чем в 11 раз превышает цену первой продажи и более чем в 50 (пятьдесят!!!) раз выше себестоимости. Отчётливо проявляются все "прелести" трансфертного ценообразования в газовой отрасли. Заметим, что продавцами и покупателями, кроме "Итеры", являются "дочки" и два банка "Газпрома". Всё это очень напоминает ситуацию с компанией "ЮКОС", руководители которой осуждены за продажу нефти Байконуру, куда не проведен нефтепровод.
В условиях низкого спроса на минеральное сырьё на внутреннем рынке недропользование по многим вида полезных ископаемых, в том числе по углеводородному сырью, работает преимущественно на обеспечение внешнего спроса и не способствует развитию отечественной промышленности, как это было в советское время, особенно до открытия месторождений углеводородов Западной Сибири и активного развития сырьевого экспорта. Отметим, что развитие углеводородной эпохи недропользования уже в СССР сопровождалось заметным замедлением индустриального развития страны.
Деформации цепочки "минеральные ресурсы... -> ...деньги" особенно в части распределения и использования доходов от недропользования, офшоризация доходов ведущей отрасли экономики (как и многих других) не только ослабляет экономику страны, но и неизбежно приводит к политическому кризису, как это происходит в других нефтегазозависимых государствах, таких как Ливия и Сирия. Политический кризис явно назревает и в России.
Российская экономика сегодня - это насажденная обществу политическая система использования дармового национального богатства в целях вывода за рубеж, преимущественно в офшорные юрисдикции, доходов (в том числе горной ренты) малочисленной группой лиц, присосавшихся ко всем ветвям власти и прислуживающих по вертикали своим руководителям, начиная с ЖКХ, муниципалитетов и до руководителей всех ветвей власти. В итоге создана законодательно разрешенная и поощряемая система вывода доходов и капиталов из России, которая питается и подпитывается из маленьких низовых финансовых ручейков, образующих полноводные реки доходов, которые вливаются в океан доходов при пересечении рубежей нашей страны.
Экономика России - это полностью политизированная система. Ленинский постулат о том, что политика есть концентрированное выражение экономики, её развитие и продолжение, в современной России усилиями либеральных демократов перевёрнут с ног на голову, которые решили, что сперва - политика, политико-идеологические установки, а потом экономика, реализующая, вопреки всем рыночным аксиомам, эти установки. Вот и получился перевёрнутый наизнанку чисто российский рынок, извлекающий везде, где можно, доходы, которые утекают из страны. А всё, что не приносит дохода - промышленность, сельское хозяйство и многое другое, считается второстепенным и подлежит затуханию, стагнации, банкротству и ликвидации.
Рисунки



 


Рисунок 1. Цепочка "минеральные ресурсы... -> ...деньги"

 



Рисунок 2. Цепочка роста цены продаваемого газа в 2007-2010 гг.



Док. 662435
Опублик.: 10.07.13
Число обращений: 0

  • Кимельман Семен Аронович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``