В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Имя в литературе. Околдованный словом Назад
Имя в литературе. Околдованный словом
Завтра исполняется 85 лет известному воронежскому писателю, лауреату Государственной премии РСФСР Юрию Гончарову
Заканчивался ничем не примечательный рабочий день. На пороге читального зала архива появился пожилой человек в синем утеплённом плаще. В одной руке - со старым, нескладывающимся зонтом ; с коричневым, с блестящими металлическими застёжками портфелем - в другой. Пришедший сел за один из свободных столов, вытащил из портфеля бумагу, ручку, скрестил перед собой жилистые руки и стал ждать.

- Вам что-нибудь нужно? - поинтересовался я.

- Нет-нет, мне сейчас всё принесут, - ответствовал незнакомец.

Через какое-то время незнакомцу сотрудницы архива вынесли описи. Одна из них представила меня:

- Это Алексей Петрович, сотрудник нашего читального зала.

- Юрий Данилович Гончаров. Писатель, - сказал он, протягивая для приветствия руку.

К стыду своему, в свои 23 года я знал тогда только одного писателя с такой фамилией - автора знаменитого "Обломова" Ивана Александровича Гончарова.

СПРАВКА: "Гончаров Юрий Данилович - русский писатель, родился в городе Воронеже в 1923 году. В июне 41-го окончил 5-ю городскую школу. Рядовым пехотинцем прошёл фронтовыми дорогами вместе с другими солдатами 214-й стрелковой дивизии, летом 43-го участвовал в сражении на Курской дуге, был ранен. После госпиталя вернулся в Воронеж. Окончил литературный факультет педагогического института. Работал в Воронежском книжном издательстве, в газете "Молодой коммунар". В 1948 году вышел первый его сборник рассказов. А через год - принят в члены Союза писателей СССР.
Прозаик Юрий Гончаров известен российским и зарубежным читателям такими произведениями, как "Повесть о ровеснике", "Сто холодных ночей", "Дезертир", "Теперь - безымянные", "Нужный человек", "В сорок первом" В 1986 году Ю.Д.Гончарову за книгу "Ожидание" присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького. В 1998 году писателю присвоено звание почётного доктора наук Воронежского государственного университета".

В момент нашего знакомства я ничего этого не знал. Однако уже на третий день между нами установились отношения доброжелательной приязни. Прекрасный рассказчик, Юрий Данилович просто засыпал меня новой информацией: десятки фамилий, масса подробностей, пространные отступления... Не случайно зашедший как-то в архив и разговорившийся с писателем историк П.В.Загоровский назвал его "живой энциклопедией" краеведения.

...В сорок третьем он попал на фронт. Новобранец Гончаров в атаке на вражеские позиции был тяжело ранен. Уже в полубреду он нащупал в земле след советского танка. По нему, как по желобу, удалось отползти назад, в укрытие. Что интересно, спустя многие годы писателю удалось встретиться с тем танкистом, танк которого оставил спасительный след. Им оказался Юрий Поляновский, прочитавший в одной из газет рассказ Гончарова об обстоятельствах, спасших будущего писателя.

Перед тем как снова попасть в родной Воронеж, пришлось помыкаться по госпиталям. "Я думал тогда, - рассказывает Юрий Данилович, - что не зря мне сохранена жизнь. Наверное, на мне лежал какой-то долг сверху? Я атеист, не верил и не верю в Бога, и всё же в последнее время считаю, что всё-таки есть какая-то Руководящая Сила, Закон Воздаяния, что ли...>>

Первые попытки литературного творчества Юрий Гончаров предпринял, едва вернувшись домой. Сначала в Бутурлиновке, у мамы, а затем - в разрушенном немцами Воронеже, где уже учился в педагогическом институте. Он пытается осмыслить происходящее на бумаге. Всё, что он увидел, пережил, настойчиво требовало выхода. "Словно чёрт какой-нибудь забрался внутрь, - описывает он тогдашнее своё состояние. - И всё толкает к бумаге, к перу, чернилам: запиши вот эту сценку, которую ты видел, разговор, что долетел до твоих ушей, вот это сравнение, что пришло на ум, - ни у кого ведь из писателей такого нет. А вот это - прямо-таки готовый рассказ, только положить слова на бумагу...>>.

Первый рассказ "Возвращение" вполне мог оказаться и последним для начинающего автора. Он был о бойце, вернувшемся с фронта к своей семье, о его сложном психологическом переходе от войны к мирной жизни с её проблемами.

Вначале всё складывалось хорошо, и рассказ даже был напечатан в литературном альманахе. Однако в августе 1946 года появилось печально известное постановление ЦК партии "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Гонениям подверглись известные советские писатели и поэты, в том числе Анна Ахматова и Михаил Зощенко, чьё творчество было отнесено к "антинародному" направлению.

Вскоре в журнале "Смена", органе ЦК комсомола, появилась статья Осипа Резника "О верном чувстве действительности". В ней, в частности, были и такие слова: "Рассказ Ю.Гончарова - лишнее подтверждение того, сколь губительны для литературного произведения отсутствие идеи, случайность и поверхностность жизненных наблюдений".

За статьёй Резника последовала критика в адрес Гончарова в областной газете, а затем и вовсе - вызов "на ковёр" в обком партии к заведующему отделом агитации и пропаганды. У молодого автора после всего этого возникло чувство, что он "уже покойник, погребён и засыпан землёй, и в холм вбит осиновый кол".

Но писательство Гончаров не бросил. Юрий Данилович размышляет о литературном творчестве так: "Паустовский говорил, что писательство - это не профессия, которую можно много раз в жизни поменять, а призвание. Бес, который вселяется, и его уже не выгонишь никакими средствами. А может быть, это сам Бог водит рукой по бумаге. Во всяком случае, эта страсть сильнее желания с ней расстаться, даже тюрьма и каторга, даже угроза смертной казни не вылечивают от неё".

Долго ещё "аукалась" Гончарову та зубодробительная статья в "Смене".

- В каждую мою рукопись, представленную в издательство, цензура вгрызалась с особой подозрительностью, особым ожесточением. Я не знаю в Воронеже больше ни одного литератора, кого бы так старательно "опекали" цензоры. У кого бы любая непонравившаяся мелочь, деталь трактовались не иначе как "выпад", "очернение", "клевета", "идеологическая "диверсия", - с горечью говорит Юрий Данилович.

Так и "Повесть о ровеснике", написанная в середине 60-х, встретила ожесточенное сопротивление издателей. В ней автор рассказывает о тяжелых драматических днях отступления советских войск летом 42-го. Тогда считалось, что о первом, неудачном для нас, периоде войны говорить не следует. Юрию Даниловичу пришлось выдержать настоящую схватку за то, чтобы его правдивые слова о войне увидели свет. Тогда прозаику всё-таки удалось напечатать одну из своих лучших и самых сильных повестей "Неудача".

Пролежав после этого под запретом четверть века, она была переиздана в перестроечные годы под названием "Теперь - безымянные...>>. В основе её - реальные факты: героическая борьба дивизии за захваченный фашистами Воронеж. Борьба эта могла принести успех, но из-за ошибок, безалаберности, неразумных приказов командования жестокая схватка для наших войск обернулась гибелью тысяч людей.

Известный писатель-воронежец Григорий Бакланов как-то заметил: "Юрий Гончаров - один из тех, кому принадлежит наибольшая заслуга в том, что подвиг народа в минувшей войне уже не исчезнет из памяти живущих. Он сделался нравственным опытом нынешних поколений и останется".

Ему вторит редактор журнала "Подъем", известный поэт Александр Голубев: "Сегодня, когда многие, и не только молодые, прозаики, очертя голову кинулись оплевывать все то высоконравственное, что позволило народу выстоять в кровавом молохе Второй мировой, Юрий Гончаров напоминает нам о неистребимости отчих корней, полученных в наследство русичами от их пращуров".

Юрий Данилович делится со мной своими мыслями:

- Пушкинский "Памятник" я воспринял как устав для каждого литература. Чувствовал свой долг, что должен говорить только правду, одну правду. Вот Солженицын написал "Как телёнок бодался с дубом". Телёнок - это он, а дуб - это Система...

Писатель тяжело переживает произошедшее с нашей страной в конце 80-х - начале 90-х: "Такое ощущение, что народ отказался от того, что называется культурой. Мы не живем - мы выживаем! Издатели начали тиражировать только то, что приносит деньги. И вот, когда я почувствовал, что оказался в пустоте, передо мной встал вопрос: что делать? Многие из моих коллег замолкли, перестали писать. Некоторые пьют. Это страшная вещь. Я тоже пережил период депрессии...>>

Но не таков Юрий Данилович, чтобы сидеть, сложа руки. Каждодневный напряженный труд дает ему силы жить.

Словно вызов, звучат в новой повести Гончарова "Княжна Джаваха" слова юного представителя ХХI века: "Нас не учат лучшим (по старым понятиям) человеческим качествам. Верной и бескорыстной дружбе. Чистой и беззаветной любви. Отзывчивости. Честности и правдивости. Уступчивости и доброте. Щедрости. Все это подвергается осмеянию. Так чего же вы от нас ожидаете?!"

Но разве не эти чувства воспитывают рассказы и повести Юрия Гончарова?! Книги нашего земляка заставляют думать, сочувствовать, сострадать, сопереживать его героям.

"Литература, - пишет Юрий Гончаров, - это душа народа. Душа русского народа широка и беспредельна, как широки, беспредельны русские просторы. В тюрьму ее не запрёшь, под замок её не посадишь. Она всегда найдет выход из любых застенков: высказаться, заявить о себе, прокричать свою боль, свой гнев и свои призывы, свои надежды и радости... Ничто не имеет надо мной такого могущества, как колдовская красочность, сила, магия выразительного слова...>>

Всё сказано в точности, как в книгах и судьбе самого Юрия Даниловича Гончарова.

Автор: Алексей Разинков. Фото Михаила Вязового
Источник: "Коммуна", N192 (25229), 23.12.08г.
Дата: 23.12.2008 06:39:12

Док. 663142
Перв. публик.: 23.12.08
Последн. ред.: 22.07.13
Число обращений: 0

  • Гончаров Юрий Данилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``