В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Международная научная конференция в Республики Сербской (тезисы выступления) Назад
Международная научная конференция в Республики Сербской (тезисы выступления)
Евразийский переход в новое цивилизационное качество

Так получилось, что я участвовал в разного рода переговорах о создании евразийских интеграционных форматов - и в качестве эксперта, и в качестве чиновника (Замсекретаря Совета Национальный безопасноти и Обороны Украины), и в качестве политика (народный депутат Верховной Рады). Поэтому я думаю, что мне удалось составить достаточно объемное видение проблем евразийской интеграции.

Таких проблем бесконечное множество, но я остановлюсь на самых, на мой взгляд, важных.

Может показаться странным, но я бы начал не с проблем политических, а с проблем психологических. На высоком политическом уровне мы часто не учитываем тот факт, что политики тоже люди, подпадающие под действие простых психологических законов. Я уже не говорю о рядовых экспертах.

Так вот, сама психологическая архитектура организации евразийского пространства была, на мой взгляд, изначально ущербной. Поскольку в настоящее время я больше писатель, чем политик, могу позволить себе разного рода метафоры и предметные сравнения.

Говоря метафорически, Евразийский союз пропагандировался по модели лавки с дешевым товаром, а Евросоюз в то же время вел пропаганду в духе "продажи эксклюзивных товаров". Или, говоря по-другому, призывы в ЕвразЭС напоминали зазывалу в турецкую лавочку, где обещают невероятные скидки и преференции на дешевые товары. А пропаганда Евросоюза напоминает приснопамятных торговцев "гербалайфа", которые постоянно подчеркивают эксклюзивность, элитарность и бесценность своего товара.

Кстати говоря, украинские политики очень чувствительны к подобным психологическим нюансам. Они всегда стремятся туда, куда не пускают, предполагая, что именно там можно получить самое ценное. Но всегда опасаются идти туда, куда зазывают, ожидая там какого-либо подвоха.

То есть, на мой взгляд, необходимо принципиально перестроить психологическую ауру создания Евразийского союза. Никого не пропагандировать, никого не зазывать, а напротив - постоянно говорить, что это закрытое эксклюзивное сообщество, в которое будут приглашать только наиболее достойных. Это не касса взаимопомощи нищих, а элитный привилегированный клуб.

Другой психологической ошибкой формирования этого союза, на мой взгляд, стало то, что в его психологическую ауру не включен, и не учтен, фактор обостряющейся ненависти простых людей к нуворишам, коррумпированным чиновникам, магнатам и олигархам. Если все идеологи Евросоюза постоянно подчеркивают, что главная его цель - повышение уровня социальной справедливости, детенизация экономики, антикоррупционная направленность, то со стороны Евразийского союза таких сигналов почти не слышно (кроме разве что беларуских структур - например, ее "финансовой разведки").

Соответственно, когда экономисты аргументировано рассуждают об эффекте синергии, о том, что подобное объединение стран даст прирост экономикам объединившихся стран миллиарды и десятки миллиардов долларов, простые люди только вздыхают и понимающе подмигивают друг другу: "Ну, появятся еще новые персонажи для рейтинга толстосумов "Форбс". Ну, украдут, "распилят", растащат еще десятки миллиардов. А нам-то что от этого?". Простые люди интуитивно понимают, что когда объединяются больные люди, они обмениваются разве что болезнями. Когда объединяются насквозь коррумпированные страны, они сначала инфецируют друг друга все новыми видами коррупции (Украина вполне может, например, обменять свою типичную капиллярную коррупцию на российскую "магистральную").

Поэтому психологически было бы верно начать создание Евразийского союза не с пропаганды преимуществ экономики, а с презентации антикоррупционных мер, способов разрушения клептократических режимов, возвращение форм гражданского контроля и вовлечения широких масс в общегосударственный процесс.

Но главной, конечно, проблемой евразийства является непонимание, на мой взгляд, его лидерами своих цивилизационных особенностей. И есть много характеристик и определений существующих цивилизаций. Я же применяю свою очень простую, может быть, крайне упрощенную методу.

Я делю цивилизации на два типа.

Первый тип - это та, которая не терпит пустоты на столе (цивилизация трехсот сортов колбасы в супермаркете). Цивилизация, где этот супермаркет выполняет роль главного сакрального святилища.

И второй тип - цивилизация, которая не терпит пустоты в голове. Цивилизация поиска высоких смыслов и высоких храмовых ценностей.

Поэтому следующей, теперь уже аксеологической, ошибкой евразийства является попытка конкуренции с западной цивилизацией "на столе", в то время как конкурировать нужно было "в голове".

Я много раз говорил, что любую самую процветающую территорию можно мгновенно превратить в глухую провинцию. Для этого достаточно из нее вывести все базовые смыслы. Таким образом, на мой взгляд, погибла византийская цивилизация. Пока она создавала высокие духовные смыслы: религиозные, научные, архитектурные, социальные - она процветала. Когда главным своим смыслом она сделала накопление, говоря современным языком, золотовалютного запаса, она его накопила и тут же умерла.

Повторяю, проблема евразийства заключается в том, что оно пытается конкурировать с западной цивилизацией в потребительском сегменте, где у нее фактически равных нет. Никогда евразийцы не будут делать больше сортов колбасы или сыра, чем французы, и варить больше сортов пива, чем бельгийцы. И не надо!

А надо просто осознать роль евразийской цивилизации как смыслотворческую. Великий Кустурица на благословенной сербской земле показал, что двое влюбленных могут вернуть смысл целой деревне или даже городу. Потому что любовь - это более высокий смысл, чем колбасные изделия.

Вот в этом сегменте мы должны искать. Скоро будет сто лет, как "философские пароходы" вывезли смыслы в лице выдающихся философов, теологов, ученых из необъятной российской империи. Пока не появятся пароходы (самолеты, ковры-самолеты), которые возвращают смыслы, ни о каком цивилизационном успехе речь не может идти. Пока мы не поймем, что рай - это место со смыслами, а ад - это место, где смыслы сгорели, мы обречены.
http://vydrin.com/publications/actualization/?id=526

Док. 663303
Перв. публик.: 27.05.13
Последн. ред.: 24.07.13
Число обращений: 0

  • Выдрин Дмитрий Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``