В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Добкин как жертва политических опытов и собственной неопытности Назад
Добкин как жертва политических опытов и собственной неопытности
Первые разговоры о возможности проведения досрочных выборов харьковского городского головы прозвучали сразу же после выборов 2006 г., когда мэром стал М. Добкин. Слишком уж неоднозначный имидж имел Михаил Маркович в городе. Последующие шаги городских властей, направленные на лоббирование интересов отдельных коммерческих структур и расчищение с использованием откровенно рискованных методов экономического и политического поля от "неугодного" бизнеса, политиков и общественных деятелей, только усилили антидобкиновские настроения в городе.

Главной причиной разочарования в М. Добкине стала его несостоятельность как крепкого хозяйственника, которому не удалось проводить эффективную политику на уровне города, а также слабость и непрофессионализм его команды. При этом разочарование мэром касалось не только "узкой прослойки" оппозиционеров, но и значительной части простых харьковчан. Именно это дало основание говорить о легитимизации процесса досрочных выборов харьковского городского головы.

Сегодня ситуация для М. Добкина еще более усугубилась. Его неоднозначно воспринимают не только политические противники, но и соратники из Партии регионов.

Фактически единственным легитимным путем проведения досрочных выборов на местном уровне является решение ВР.

В соответствии со статьей 14 ЗУ "О выборах депутатов Верховной Рады АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов": "п.3. Внеочередные местные выборы назначаются ВР Украины в случае досрочного прекращения полномочий ВР АР Крым, местных советов, сельского, поселкового, городского головы". Сами же внеочередные выборы проводятся в соответствии с указанным Законом.

Указанный закон регламентирует избирательный процесс на выборах очередных и внеочередных выборах в городской совет. Других вариантов легитимизации досрочных выборов не существует. То есть в любом случае должно приниматься соответствующее решение парламента Украины.

Для отстранения от власти любого городского головы, в парламенте должна быть создана соответствующая следственная комиссия, которая и выносит решение на рассмотрение парламента о целесообразности проведения досрочных выборов.

Первые шаги в создании подобной временной следственной комиссии уже сделаны. В частности, в парламенте по инициативе бютовца А. Фельдмана создано межфракционное объединение "За Харьков". Не трудно предсказать, что объединение "За Харьков", куда вошли не только "оранжевые" депутаты, но и "регионалы", будет пытаться вывести проблему харьковских перевыборов на всеукраинский уровень, что фактически уже произошло благодаря усилиям команды самого М. Добкина.

Очевидно, что следующим шагом будет регистрация следственной комиссии.

Хотя отстранение городского головы от власти может осуществляться и внепарламентским путем, тогда ВР ничего не останется, лишь как принять решение о проведении досрочных выборов.

А таких вариантов внепарламентского отстранения городского головы от власти может быть несколько:

- выражение недоверия городскому голове через общегородской референдум;

- выражение недоверия городскому голове двумя третьими состава городского совета;

- добровольная отставка городского головы.

Указанные варианты следует рассматривать как сугубо теоретические, так как вряд ли они будут реализованы на практике, поскольку есть более простой и надежный - парламентский - путь.

Итак, вариант первый - выражение недоверия городскому голове через общегородской референдум - не имеет прямого действия и не предусматривает механизмов прямого воплощения в жизнь. Кроме того, проведение самого референдума фактически может стать возможным только с согласия местной власти, так как именно местный совет, а практически секретарь горсовета, в нашем случае Г. Кернес, осуществляет все разрешительные процедуры - проведение собрания инициативной группы, регистрация инициативной группы, проверка подписей по референдуму. Поэтому без внесения соответствующих изменений в закон о референдуме, который принимался еще в советское время, проведение референдума является просто нереальным.

Второй вариант - выражение недоверия городскому голове двумя третями состава городского совета - сегодня также выглядит маловероятным, так как мэр М. Добкин контролирует большинство горсовета, фракция ПР имеет больше 50% депутатских мандатов.

Но, с другой стороны, влияние М. Добкина на горсовет также не стоит переоценивать, так как при фактическом проведении досрочных выборов высока вероятность переформатирования политических сил в городском совете.

После того, как станет понятно, что М. Добкин "обречен", неизвестно, как будет себя вести его ближайшее окружение, особенно Г. Кернес.

И, наконец, последний вариант - добровольная отставка мэра - нельзя списывать со счетов.

Во-первых, необходимо учитывать, что при возвращении в правоохранительные органы представителей коалиции не исключено, что они заинтересуются отдельными сомнительными, с точки зрения законности, операциями городских властей. Поэтому отставка М. Добкина может быть инициирована под влиянием открытых уголовных дел.

Во-вторых, добровольная отставка М. Добкина может стать желанием предупредить развертывание весьма негативных сценариев, в том числе и уголовного преследования, желания сберечь бизнес, отвести угрозу от семьи и т. д.

Кроме этого, высока вероятность создания в ближайшее время Антикоррупционного бюро, инициированного Ю. Луценко и поддержанного в Секретариате Президента, которое и будет бороться с злоупотреблениями властей, в том числе на местном уровне.

Ситуация вокруг Добкина во многом показательна. Харьков становится тем полигоном, на котором отрабатывается универсальная технология отставки дискредитировавших себя градоначальников, которая затем наверняка будет применена в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Черкасах. "Пример Добкина" представляет практический интерес и для партий, которые недовольны своими ставленниками на местах.

Алексей ГОЛОБУЦКИЙ
Данная статья вышла в выпуске N51 (395) 21 - 27 декабря 2007 г.
http://2000.net.ua/2000/nedelja-ukrainy/itogi/28916

Док. 663308
Перв. публик.: 24.07.07
Последн. ред.: 24.07.13
Число обращений: 0

  • Голобуцкий Алексей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``