В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отключите гаджеты Назад
Отключите гаджеты
Человечество становится умнее - ценой творческого начала

Компании помешались на креативности. Именно на нее теперь уповают в конкурентной борьбе. Но творческие возможности людей снижаются на глазах, это заметно на примере детей, предостерегают ученые. И виной тому новый образ жизни.

Уильям Стакли, автор первой биографии Исаака Ньютона, как-то проводил вместе с ученым время в праздности: они долго обедали, потом беседовали на досужие темы, после чего отправились в яблоневый сад, где неторопливо пили чай. И тогда Ньютон поведал другу, что упавшее яблоко подсказало ему гениальную идею.

Чтобы мозг работал продуктивно, человеку необходим досуг, избыток свободного времени, даже праздность время от времени. У нынешнего представителя креативного класса день расписан по минутам, в его расписании нет места "прогулке в ожидании озарения", особенно если время поджимает, а решение никак не приходит. Какое там! Вместо этого он взнуздывает себя еще сильнее.

Озарения посещают нас в минуты покоя и всегда неожиданно. Именно поэтому, кстати, утро вечера мудренее. Можно попытаться вызвать озарение искусственно: психологи советуют для этого чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением. Подойдут сон, танцы, езда на велосипеде или разглядывание картин. Главное - сначала максимально напрячь серые клеточки, а потом их полностью расслабить. "Полностью" - ключевое слово.

Детский психолог Катерина Мурашова провела недавно эксперимент, который описала в своем блоге. Она попросила 68 подростков от 12 до 18 лет побыть восемь часов в одиночестве, не включая никаких электронных гаджетов: можно было читать, музицировать, рисовать, лепить, плести макраме, петь, ходить на голове. Восьмичасовую "пытку" выдержали лишь трое подростков: остальные сдались. "Двадцать мальчиков и семь девочек описывали физиологические симптомы недомогания: болела голова, дрожали руки, появилась сухость во рту, тошнота, озноб, - пишет Мурашова. - Почти все чувствовали неопределенный страх, в голове крутились "дурацкие мысли". Дети переживали что-то похожее на ломку. "Подростки не просто не умеют занимать сами себя. Оставшись без привычных гаджетов, они начинают испытывать жесточайшую сенсорную депривацию", - заключает психолог.

Три года назад много шума наделала статья в Newsweek, посвященная исследованию креативности у детей. В 1958-м психолог Элис Пол Торренс с помощью собственной методики протестировал 400 малышей, и на протяжении 50 лет исследователи следили за их достижениями, фиксируя каждый полученный патент и научную публикацию. Эти исследования подтвердили точность разработанных Торренсом тестов на креативность. Регулярные замеры с помощью тестов Торренса больших групп детей показывали, что творческий индекс неуклонно растет, но в 1990 году все изменилось. Детский IQ продолжил движение вверх, а вот индекс креативности начал снижаться. Дети становятся все более нацеленными на достижения, но все менее креативными, рассказал Newsweek Кенг Хи Ким из исследовательского центра William & Mary. И виной тому те самые гаджеты и блиц-сознание.

Нечто новое обнаружилось и в поведении взрослых. У них массово проявляются признаки синдрома дефицита внимания. До сих пор его считали подростковой проблемой, но теперь она ударила и по взрослым, которые не в состоянии дочитать не то что толстую книгу, но даже длинную статью. У некоторых развивается что-то вроде фобии: они постоянно проверяют почту, никогда не отключают телефон.

Желание одновременно усвоить несколько потоков данных делает нас тупее. Кристин Розен опубликовала в журнале The New Atlantis результаты исследования, проведенного британскими учеными: информация, обрушивающаяся на служащих в виде электронной почты и телефонных звонков, наносит их интеллекту больше вреда, чем марихуана.

В стремлении к эффективности мы перемахнули через вершину холма и начали терять если не в количестве, то в качестве. Пора осмыслить происходящее. Если работа требует продуктивного мышления, а перегрузки и зависимость от гаджетов налицо - с этим надо что-то делать.

Елена Евграфова

19.07.2013

FORBES N7

http://forbes.ua/

Док. 663381
Перв. публик.: 19.07.13
Последн. ред.: 25.07.13
Число обращений: 0

  • Евграфова Елена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``