В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Природа творчества: из Божьей искры возгорится пламя? Назад
Природа творчества: из Божьей искры возгорится пламя?
Тему для обсуждения в клубе мы выбрали не совсем обычную для нашего стремительного рыночного времени. В чем состоит природа творчества? Если это способ создать свой собственный мир, то как он затем впишется в мир окружающий - большой и многоликий? Почему один человек щедро наделен талантами, а другому достается серое, обыденное существование? А легко ли человеку, если творчество стало образом его жизни? Как воспитать в ребенке неординарную, творчески мыслящую личность, и надо ли это делать сегодня, когда правят бал прагматизм и расчет, когда секреты успешного бизнеса и обустройства жизни "по высшему разряду" интересуют людей больше, чем тайны творчества?
Ответы на эти непростые вопросы попытались найти участники очередного заседания дискуссионного клуба "Байтерека": искусствовед Баян БАРМАНКУЛОВА, директор литературного дома "Алма-Ата" Райхан БЕКТЕМИСОВА, поэт, архитектор и художник Лидия КОВАЛЕНКО, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии и политологии МОН РК Анатолий КОСИЧЕНКО, доктор педагогических наук, президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек КУСАИНОВ, поэт, главный редактор журнала "Простор" Валерий МИХАЙЛОВ.


Анатолий
КОСИЧЕНКО Валерий
МИХАЙЛОВ Аскарбек
КУСАИНОВ Баян
БАРМАНКУЛОВА Лидия
КОВАЛЕНКО Райхан
БЕКТЕМИСОВА

"Байтерек": Николай Бердяев, анализируя подходы различных философских школ к проблеме творчества, заметил, что творческая природа человека обессилена падением и грехом. Так вот, если рассматривать нынешний прагматизм и бездуховность, которые поражают все больше и больше людей (мы называем это умением жить), как "падение", то какая судьба ждет творческую личность, можно ли будет говорить о творчестве и дальше как смысле жизни человека?

Анатолий Косиченко: Творчество - одна из самых распространенных тем, все об этом пишут - и поэты, и художники, и философы. Почему человек творит? Откуда у него такие возможности? Творчество - это созидание нового: не было, а теперь есть. Тот же Бердяев считал, что человек может что-то творить, потому что он помогает Богу, он как бы его со-творец. То есть Бог сотворил все, но кое-что оставил человеку доделывать, и вот человек соприкасается с творчеством Бога. Поэтому для Бердяева очень важна была свобода. Без свободы нет творчества. Он и находил источник в Боге. Иначе трудно понять, откуда в человеке возможность творить.
От себя я мог бы сказать, что человек превосходит все существующее в мире, он как бы выше всего. И поэтому он может все измерить, узнать сущность всего, содержание любого предмета и изменить его. Недаром древние говорили, что человек - мера всех вещей.
Существуют разные формы творчества - есть научное, оно состоит в познании законов природы, и оно такое, как бы скромное, потому что ученый познает законы природы аккуратненько, не меняя ее. Есть художественное творчество, где человек безбрежен - что угодно делает, разрушает формы, как угодно расчленяет их, к примеру, как в абстракционизме. Причем общество хорошо оплачивает такое творчество. Есть творчество политическое, мы знаем, что политики созидают новые формы социальности, политического устройства, партии создают, формы управления и т.д. Но, на мой взгляд, самой высокой формой творчества является созидание человеком самого себя. Наилучший для творчества предмет - это сам человек. И это самый трудный предмет, потому что довольно безответственно творить вовне, но самотворчество крайне ответственно.
Тут я мог бы привести в пример время на стыке XIX и XX веков. Как много было творцов! Но в личной жизни они демонстрировали негодность, были мелкими, тщеславными, на мой взгляд, людьми. И они натворили многого всякого, они ответственны за то, что у нас сейчас господствует бездуховность. Мы упрекаем в этом рынок: да, ему можно поставить в вину многое, - но бездуховность закладывалась десятилетиями, с начала ХХ века шло разрушение культуры - модерн, постмодерн, все это вело к деструкции, к утрате ценностей. Вот что такое творчество во внешних формах.
Творчество вообще - это неизбывная сущность человека. Всякий человек - творец. Кому положили предел возможностей в творчестве, тот чувствует себя несчастным. Но созидание человеком самого себя невозможно иначе, как в сфере духа, тут все смыкается. Потому что человек - свободен, он может творить все что угодно. Как апостол Павел говорил: "Все вам дозволено, но не все полезно". То есть человек должен быть смиренно мудрым, созидая самого себя. Сущность человека - в духовном, и ни в чем другом. Самое лучшее, когда скромный человек живет нравственно, вокруг себя держит тишину, семейные ценности хранит, уважает традиционные ценности народа и как-то их актуализирует в современном мире, преобразует в соответствии с требованиями времени. В этом смысле самый простой человек может быть глубоким творцом. Но сейчас, к сожалению, считается: кто сильнее прозвучал - тот творец.
Бог создал человека и сделал его самым могущественным существом для того, чтобы человек в своем духовном развитии приблизился к Нему, это самая высокая форма творчества.

Валерий Михайлов: Если взять Библию, там сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Конечно, Творец один - это Бог, а человек - это в лучшем случае со-творец, или, я еще бы скромнее назвал, со-работник Богу. Божий замысел о мире, о нас мы не ведаем и никогда не узнаем. Но мы пытаемся понять то, что в нас заложено свыше, и осуществить это. Мне вспоминается одна старая стихо?творная шутка на 16-й полосе "Литературной газеты": "Скворцы летят в дом скворчества,/ Творцы летят в дом творчества./ Я дверь в том доме отворил / И кой-чего там натворил". То есть вроде бы себя творцом мнил, а вышел пустячок. Между тем скворцы, которые ничего о себе не мнили, свое предназначение, заложенное в них природой, конечно, выполнили.
Для меня сама природа творчества состоит в соработничестве Божьему замыслу, который мы каким-то образом все же чувствуем, наверное, с помощью души, вдунутой в нас при рождении. Что такое душа, никто не знает и, видимо, никогда не узнает. Я не уверен в том, что, как сказал предыдущий оратор, человек может сам себя сотворить. Да, сделать что-то, добиться каких-то успехов он может - но сотворить себя? Вряд ли. Управиться с данной тебе душой, воплотить в жизнь свои способности - тяжелое дело, редко кому оно удается. Но кто может сказать о себе с чистой душой, что он сделал все, что предназначил ему Бог? Мне кажется, только святым по жизни, праведникам, которыми мир стоит, удалось что-то по-настоящему. Остальные, даже самые выдающиеся, лишь приближались к недостижимому.
Вот возьмем наши имена. Неспроста они раньше давались. У православных народившегося ребенка называли по святцам, то есть церковь показывала, что на все воля Божья, а не человеческая. И потом человек всю жизнь нес крест своего имени, точнее, имени того святого, в честь которого он был назван. Человек или достигал высот своего имени, или опускался в его низины, коверкал себя. Но это как бы этическая сторона медали. Возьмем творческую. В творчестве, куда ни кинь, все приводит к одному - есть ли в человеке дар, искра Божья, или этого нет. Если есть - он что-то путное сделает. А нет - никакое трудолюбие не поможет. Божья искра - отнюдь не только метафора, она вполне материальна. Это суровый дар, который мы должны вернуть сторицей, иначе наша жизнь не состоялась, иначе мы не выполнили свое предназначение.

"Байтерек": Толстой, говоря о воспитании ребенка, утверждал, что главное в воспитании - чтобы внешнее воздействие не портило то внутреннее, природное, что есть в ребенке, не погасило бы ту Божью искру, которая в него заложена. А вот педагогика-то занимается совсем другим, она старается внешне воздействовать на маленького человека и выращивать из него то, что считает правильным, нужным. Вот сейчас этот спор идет среди культурологов и педагогов, что делать: либо сохранять то начало, которое Бог дал человеку, либо активно возвращать его к историческим культурным традициям, формировать нечто из этого человека.

Аскарбек Кусаинов: Я несколько дней назад вернулся из Японии и все еще нахожусь под впечатлением этой поездки. Когда-то большая группа японских ученых на протяжении десятков лет занималась изучением системы образования Советского Союза, это так принято - исследовать систему образования других стран, и есть такая наука - сравнительная педагогика. Теперь Япония выделила грант для изучения системы образования стран Центральной Азии, в этом году проект стартовал. В рамках этого проекта я выступал с докладами в двух университетах Японии, а также на 44-й конференции Японского общества сравнительной педагогики.
В программу поездки я включил посещение одной из школ, где провел целый день - с утра до вечера. И там я увидел, как процесс обучения детей идет через воспитание. Это была начальная школа университета Цукуба, которая имеет за плечами более чем вековую историю и считается лучшей в стране. Здесь работают лучшие педагоги, например, учитель математики - известный методист, он читает лекции по телевидению, ведет учительские курсы повышения квалификации... Так вот, я видел собственными глазами, как этот знаменитый и титулованный педагог утром, когда дети делали зарядку, бегал и прыгал вместе с ними. Побегали с удовольствием - пошли на уроки. Идет урок математики в шестом классе, 40 человек, дети спокойно работают - никаких одергиваний и замечаний. Оценки не ставятся. Как это, спросите вы, а если ученики ошибутся? Учитель сделает небольшую заметку в тетради - подумай еще. Пообедали - уборка в школе, все 960 детей в ней участвуют, вся школа превратилась в большую бригаду. За полчаса всю школу вымыли - только тряпки висят, сушатся. Переоделись - снова сели за парты. Смотрю, мой математик по спортплощадке бегает с тележкой, новую разметку наносит. И вся школьная жизнь вот так устроена. На уроках домоводства изучают японскую кухню, правила этикета: как сидеть, как подать блюдо и так далее. Я пришел к тому, что они, воспитывая, каждого ребенка направляют так, чтобы он творчески развивался.

Райхан Бектемисова: Но мы тоже в свое время этим занимались. Нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, у нас росла всесторонне развитая личность. Куда все это ушло?

Аскарбек Кусаинов: У нас было огромное желание воспитать всесторонне, гармонично развитую личность. Но нет в мире ни одного человека, который был бы всесторонне, гармонично развит.
В Японии я увидел другое: вся школа - как одна семья, с утра и до вечера - все вместе, занятия идут свободно. Нет того, что есть в наших, даже самых лучших школах: идет директор по школе - это гроза, одни замечания раздает: почему ты бегаешь, почему ты стоишь? В японской школе двери кабинета директора и учительской открыты, преподаватель пишет, дети могут свободно обращаться. Если идет постоянная коллективная работа, поиск решения проблем в коллективе, следовательно, идет работа над собой.
Американские исследователи установили, что в формировании личности большую роль играют гены, более 60 процентов. Другие говорят, что еще до рождения мы получаем от Бога практически сформированную личность. Тогда что зависит от нас самих? И все-таки я считаю, что над развитием личности надо работать. Заложенные на генном уровне способности надо развивать. Сегодня нам очень серьезно надо думать над воспитанием творческих личностей. Это проблема наша, педагогическая. Назначение педагогики состоит в том, чтобы уметь распознать и развить творческие задатки маленького человечка.
Я делал сравнительный анализ школьных учебных планов, японских и наших. Искусство - намного больше часов у них, этика - тоже, домоводство - пожалуйста, то есть гуманитарному циклу намного больше времени уделяется. Преподают народную музыку, культуру, организуют разноплановые клубы по интересам, включая клубы самураев. То есть можно развить все, что заложено в генах человека. И нет такого западного влияния, как у нас теперь.
Если рассматривать тему воспитания творческой личности, то у нас в этом плане практически ничего не делается. Мы даже толком еще не осознали эту проблему. В то время как телевидение давно ее решает по-своему. Оно сегодня страшно грязное. В своей статье "Медианасилие и дети" я анализировал влияние телепрограмм на психофизиологическое состояние детей. В Японии специально смотрел телеканалы - нет там таких сюжетов, которые могли бы повлиять на психику ребенка, это исключено абсолютно.
Сохранить со-творца Божьего, который появился на свет, развивать в нем то, что заложено природой, чтобы он стал творческой личностью - что мы делаем для этого? Почти ничего.

"Байтерек": Интересную тему вы затронули: особенностью японского воспитания является то, что человек приходит в самодостаточный мир, и к нему нужно только приспособиться - уважать природу, уважать общество, уважать коллектив, чтобы никому не мешать своим существованием. У нас немножко другое отношение к окружающему миру. Как поет "Машина времени": "Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас".

Баян Барманкулова: Слова "Божья искра" воспринимаю как метафору, поскольку я человек неверующий. Интересно, если ребенок рождается, как вы говорите, с божественной душой, как его могут испортить человеческие действия?
Последние две с половиной тысячи лет умные люди рассуждали, что такое творчество, и не пришли к единому ответу. Едва ли мы решим такую сложную проблему за эти два-три часа. Не думаю, что способностью творить человек обязан музам или богу. Если говорить весело, то человек, будучи общественным животным, ужасно болтлив: что-то почувствовал, что-то узнал, о чем-то догадался и сразу хочет со всеми поделиться. И потому прыгает, руками размахивает, поет, танцует, рисует, пишет. Первобытный человек много чего боялся: и внешнего мира, и того, что в еще неразумной душе творится, или ночью приснится. Он как ребенок не очень-то отличал реальность от сновидения. Тут надо Фрейда, Юнга, Фрезера, Тейлора и многих прочих читать и читать. Если упрощенно: все страшное и непонятное наш далекий предок аккумулировал в идола, слепленного из фрагментов самых опасных животных. Сам делал, а потом пугался. И чтобы задобрить, приносил ему сначала кровавую жертву, позже орешки, цветочки, да "песни и пляски" устраивал. Из всего этого и родились, как известно, все виды искусства. Кстати, механизм сотворения идола точно показан в фильме "Изгой" с Томом Хэнксом в главной роли.
Все закладывается в семье: интерес к искусству, к наукам, уважение к людям. За тридцать три года преподавания я убедилась, что вероятность заинтересовать искусством того, кто родился в семье, где это слово не произносится, ничтожна. Когда-то спросила своих студентов, сколько у них дома есть книг по кулинарному искусству, и они ответили: одна, две, десять... А сколько есть книг по воспитанию ребенка? Ни одной. Многие в самом важном периоде жизни маленького человека - когда ему год, два, три - были совершенные варвары, абсолютно не развиты. Это я и про себя говорю. Лишь материнская интуиция что-то подсказывала. Сегодня, правда, мои сыновья все время что-то читают по этому поводу. Прогресс.
Случается, родителям некогда воспитывать своих детей, и они вырастают без "тормозов". Только этим я могу объяснить появление, например, на ТВ программ с эротическим флером в детские часы. Должны бы существовать внутренние запреты. А после одиннадцати вечера, когда дети давно спят, - пожалуйста, зарабатывайте. Хотя, конечно, и родители должны следить за тем, что смотрят их дети. Впрочем, все не так просто. Например, когда появился мультфильм "Ежик в тумане", я сразу его полюбила и вместе с детьми всякий раз садилась его смотреть. И вот недавно мой старший сын признался, что очень боялся вместе с ежиком и его ужасно пугала лошадиная голова, которая вдруг появлялась из тумана. Так что неплохо бы всем знать возрастную психологию.
Мне хочется перед философом заступиться за абстракционизм. Первое абстрактное искусство, с которым, например, сталкиваются аульные казахи, - это орнамент. Более абстрактной вещи я не знаю. И сейчас есть исследования, доказывающие, что абстракционизм возник из орнамента. Люблю рассказывать о случае в архитектурном. Читала лекцию о Малевиче и Кандинском казахской группе (выходцам из аула), и никакого внутреннего протеста не почувствовала. А в группах с городским контингентом всегда слышала: "Ой, квадрат, я так тоже могу!" Почему такая разница восприятия? Потому что аульчане рождаются в абстракции, в орнаменте, где есть квадраты, ромбы, завитки, спирали. Подумаешь, выделил художник из орнамента один квадрат (черный) и поместил его внутри другого, белого.

Анатолий Косиченко: Извините, сразу уточнить хочу, это не абстракционизм, это символы, а символы большое содержание имеют.

Баян Барманкулова: Так и у Малевича символика есть. Насчет творческого высказывания. Кто-то может, как пророк Мухаммед, выйти на базарную площадь и начать излагать Откровение, которое ему пришло. А кто-то не владеет таким искусством, ему легче написать, нарисовать. Кто-то может, как поэт, зарифмовать вроде бы простые слова, и получится прекрасное творение. Любой человек может сказать "я вас люблю", но почему только у Пушкина получилась великая поэзия? Что происходит в этот момент с обычным языком, нам должен поэт объяснить! Словом, проблему творчества можно решать, не прибегая к божественному влиянию.

Анатолий Косиченко: Где тогда источник творчества, если не в Боге?

Баян Барманкулова: Общаться хочет один человек с другим. Мир, в котором живут люди, такой огромный - всей жизни не хватит, чтобы все, что родилось в душе и сознании от контакта с другими, с самим собой, с солнцем, травой, деревьями, водой, чтобы эту связь с миром, с человеком обозначить.

Анатолий Косиченко: И это - творчество?

Баян Барманкулова: Да, конечно.

Анатолий Косиченко: Понятно. Я могу ответить на ваш вопрос: если человек от Бога, сказали вы, то как его может испортить человечество? Но Бог создал человека свободным, вот в чем проблема. Если б Он его, как локомотив, по рельсам толкнул, тогда бы никто не смог помешать, и человек бы катился, как Божеское создание. А человеческое общество может действительно испортить все, и оно, как правило, портит все, очень редко способствует развитию человека. Ведь известно, что общество глупее, чем каждый человек в отдельности. Психологи доказали что в группе каждый человек становится глупее. Интеллект группы ниже, чем интеллект самого тупого члена этой группы.

Аскарбек Кусаинов: А японское общество это отрицает!

Анатолий Косиченко: Как бы то ни было, человек выше общества.

Баян Барманкулова: Общество, по-вашему, это группа, которая нечаянно собралась, или народ?

Анатолий Косиченко: Это как угодно - хоть группа, хоть народ в целом. И поэтому бессмертную Божескую душу, вложенную в человека, одухотворенную, общество, как правило, забивает, заглушает историческими задачами современности, нагружает на него профес?сио?нальные ограничения, нравственное развитие тоже скомкано. Общество не заинтересовано в духовно развитых людях, потому что, знаете, это всегда протестный потенциал. Вода с Гиндукуша течет, сверху она кристальная, а пока до нас доберется, становится грязная. Так и с человеческой жизнью, только перед смертью человек осознает, что он сделал со своей бессмертной душой. В этот момент он очень трезво оценивает, как правило, никчемность прожитой жизни.

Баян Барманкулова: Вот вы говорите, общество человека только портит. Но когда-то человек совершенно спокойно съедал своего врага, сейчас все-таки человечество понимает, что это нехорошо...

Валерий Михайлов: И поедает другими способами!..

Баян Барманкулова: Наполеон когда-то сказал, что труп врага хорошо пахнет. Но может ли сегодня какой-нибудь полководец - американский, российский или наш - произнести эту фразу, чтобы потом не быть преданным остракизму? Так что человечество постепенно (правда, слишком постепенно) становится гуманнее.
"Байтерек": К нам сегодня пришла гостья, которая практически помогает становлению творческих личностей, дадим слово ей.

Райхан Бектемисова: Пять лет назад мы создали литературный дом "Алма-Ата", чтобы активизировать творческие процессы в сфере литературы и искусства нашего города, привлечь к расширению культурного пространства южной столицы по возможности больше одаренных личностей. Главная задача литературного дома "Алма-Ата" - пропаганда современной казахстанской литературы и поддержка молодых талантливых поэтов и писателей. Не секрет, что прилавки наших книжных магазинов завалены российской печатной продукцией. Наши авторы мало кому известны. Наш дом немало сделал в этом направлении - творческие вечера известных казахстанских поэтов Б. Канапьянова, С. Г. Байменова, Х. Булибекова, М. Исенова, О. Жанайдарова, О. Шиленко, Л. Коваленко и других, презентации книг, вернисажи, поэтические уроки в школах, колледжах, вузах нашего города, мастер-классы по вопросам художественного перевода, дискуссии по вопросам сетевой поэзии, постоянно проводим ежегодный конкурс молодых поэтов ко Дню города - все это в активе литературного дома "Алма-Ата". В гостях у литературного дома "Алма-Ата" побывали известные представители литературного сообщества России, такие как Анатолий Ким, Владимир Бояринов, Андрей Новиков, Григорий Тюрин, а также писатели Украины, Узбекистана и Киргизии. Одним из наиболее серьезных на сегодняшний день наших издательских проектов является ежегодный альманах "Литературная Алма-Ата". Печатаем преимущественно молодых поэтов и писателей нашего города. У города должно быть такое печатное издание. Работая над альманахом, мы не без удивления обнаружили, что не так уж он прагматичен, наш век, никакие социальные перемены и потрясения не способны вытеснить духовное начало в человеке. Это дает надежду.

"Байтерек": То есть вы видите, что творческий процесс в городе идет, несмотря ни на что?

Райхан Бектемисова: Конечно! За эти годы мы сами познакомились с огромным количеством талантливых поэтов и писателей и перезнакомили их друг с другом, они стали общаться, появились общие интересы, какие-то предложения, некоторые из них мы попытались воплотить в жизнь. Например, многие хотели услышать мнение известного казахстанского писателя и переводчика Герольда Бельгера о проблемах художественного перевода. Герольд Карлович провел мастер-классы, во время которых дал развернутый сравнительный анализ существующих переводов поэзии Абая, привел самые лучшие, с его точки зрения. Было предложение провести вечер поэтов-фронтовиков. Провели. Был большой резонанс в культурной жизни города. Или следующий пример: обсуждение тех или иных произведений, авторы которых захотели услышать конкретные пожелания более опытных собратьев по перу, не все отнеслись к этому однозначно, но интерес соответствующий был. Примеров много. Так что творческий процесс в нашем городе идет, несмотря ни на что, и литературный дом "Алма-Ата" немало сделал и делает в этом направлении. Кто-то нас воспринимает, кто-то нет. Мы просто делаем свою работу. У нас своя ниша. Своя миссия.
Анатолий Косиченко: Можно ли научить творчеству? Это первый вопрос. И второй - что происходит с творчеством в рынке?

Райхан Бектемисова: Творчеству научить нельзя, но можно помочь человеку развить свои способности.

Баян Барманкулова: Возьмите любого ребенка - каждый поет, танцует, лепит. Все дети до семи лет - гениальные рисовальщики. Можно позавидовать смелости композиции, которую создает ребенок интуитивно. Но не может быть 15 миллионов художников в Казахстане. Обществу нужны и другие профессии. Человечество ничего лишнего не предлагает - врачи нужны, инженеры нужны, политики, искусствоведы - и те нужны. И везде необходимо хорошее воображение. Врач, делающий операцию на мозге, - здесь такое нужно воображение, такая сила ума, доброты, нравственности! Не надо маленьких детей учить рисовать. С ними надо говорить, рассказывать сказки, вместе рассматривать красивый цветок или бабочку. Они сами сумеют выразить свои чувства цветом и линией, по-детски, конечно. А светотень и перспектива - дело будущего. Впрочем, даже подметать улицу можно творчески!

Анатолий Косиченко: Это все-таки метафора.

Баян Барманкулова: Шутка. Однако есть дворники, у которых совершенно нет воображения: ты идешь, а они метут тебе в лицо. Нет сочувствия, сопереживания. А без них никакое творчество невозможно.

"Байтерек": Аскарбек Кабыкенович рассказывал нам о Японии, об их системе воспитания. Только у японцев, говорят, дети старших классов отличают до 20 оттенков одного цвета, например, красного, об этом мы в одном из прошлых номеров писали. И, опираясь на это, японцы создают передовые технологии, опередили весь мир. То есть, действительно, общество развивает творческое начало в человеке.

Анатолий Косиченко: Какая связь между различением цвета и творчеством?

"Байтерек": Японец различает эти оттенки в природе и может получать эстетическое наслаждение там, где наш глаз уже "замыливается". И это умение наслаждаться прекрасным делает японца непревзойденным в других сферах деятельности. А если ребенок элементарно растет без цветных карандашей, если его педагоги с младенчества заставляют делить мир на белое и черное, то о какой творческой личности в будущем мы можем мечтать?

Аскарбек Кусаинов: В Японии "учитель" - сэнсэй - самое уважаемое и распространенное обращение, учитель учит не только математике и физике, он учит творчески подходить к жизни. Перед ним ставятся очень серьезные требования - у него разносторонние таланты, он и спортом занимается, и поет, и математику прекрасно знает...

"Байтерек": А в наших школах вы много видели таких педагогов?
Аскарбек Кусаинов: Мне как педагогу об этом очень тяжело говорить, но такого уровня учителей мы просто не готовим. Чтобы казахстанский математик, которого знает вся страна, утром бегал с детьми по спортивному полю, в обед делал с ними уборку, проводил занятия, а потом разрисовывал вместе с детьми спортплощадку... Увы!

"Байтерек": Сейчас в Казахстане разрабатывается новая концепция воспитания подрастающего поколения, будет ли учтен мировой опыт при ее создании? Вы говорите, что всесторонне развитая, гармоничная личность - недостижимый идеал, педагогическая утопия, но кого же тогда нам воспитывать?

Аскарбек Кусаинов: Да, есть рабочая группа по написанию такой концепции, к чему она придет, не знаю, работа только начата, но хорошо будет, если у нас появится идеология воспитания. И в концепции обязательно должно быть заложено воспитание творческого начала. Перед школой должна быть поставлена основная задача - воспитывать человека.

"Байтерек": Нашим школам некогда этим заниматься - бесконечные реформы, ЕНТ и прочие нововведения отнимают все силы у учителей и детей, родителям тоже некогда заниматься развитием творческого потенциала своего ребенка - надо зарабатывать. Что делать?

Лидия Коваленко: Прежде всего воспитание - это бесконечное терпение. Как ведет себя большинство родителей: этого не бери, того не делай, туда не ходи. Мои родители позволили мне, когда я взяла в два года в руки карандаш, разрисовать в свежевыбеленном доме все стены. И я их расписывала - кругами. Я разрисовывала мамины поурочные планы, папины тетради - все, что попадалось под руку. И в результате стала художницей. Надо еще сказать, успех любого творческого процесса зависит от инструмента. Я смотрю, на уроках рисования детям дают кисточки, торчащие в разные стороны, как метла, жесткие, неудобные и недолговечные. Как можно? Я художник, но даже я не смогу такой кисточкой что-то нарисовать, а ребенок - тем более. Моя дочь в три года рисовала колонковыми кисточками, а я ведь не богачка, у меня одно платьице было на все случаи жизни, но дети рисовали на лощеной бумаге и лучшими кисточками. Частенько покупаю в художественных магазинах материал - краски, кисти - и наблюдаю, что выбирают мамы своим малышам. Покупают гадость. Но ведь китайцы, спасибо им, они всех нас обеспечили хорошими колонковыми кисточками и бумагой, это я говорю, чтобы люди знали, когда идут покупать своим детям наборы для рисования. Просто надо учить детей бережно относиться к инструменту. У китайцев к каждой кисточке привязана петелька, чтобы после рисования можно было кисточку подвесить вниз головой для просушки, так дерево не будет разбухать от воды.

"Байтерек": Какие у нашей страны перспективы? Мы - народ маленький, на нас со всех сторон давят тяжеловесы: китайцы - своим товаром, японцы - техникой, Россия - телевидением, Америка - кинопродуктом, и все в целом - идеологией потребительства...

Лидия Коваленко: У всех своя дорога, у каждого - своя жизнь. И нечего идти китайским, западноевропейским или американским путем. Мы тем и интересны, что все мы очень разные. Если брать технологии или продукты - пожалуйста, но если говорить о творчестве - у нас на квадратный метр творческих людей больше, чем где бы то ни было в мире! Американец три линии проведет и уже - художник, а у нас стесняются заявить о себе даже по-настоящему творческие, талантливые люди.
Баян Барманкулова: Надо помочь самой творческой личности стать сильной, а уж как она будет самовыражаться - писать романы, делать текеметы или гобелены, рисовать, оперировать людей или строить здания - от нее зависит. Главное, чтобы человек был уверен, что он - достойная уважения личность, что он обладает массой талантов, умеет ямб от хорея отличить.

Лидия Коваленко: Это не так важно!

Баян Барманкулова: Ну почему же? Человеку не вредно знать, кто такой Малевич, что есть гекзаметр. Если ты - личность знающая и тонко чувствующая, то уже не позволишь себе быть хамом, плохим работником, лгуном, вором, убийцей.

Аскарбек Кусаинов: Я опять возвращаюсь к Японии. Основой их системы образования и воспитания стал лозунг "Японский дух - западные технологии". В 1947 году был принят закон, закрепивший этот принцип, сейчас он еще больше усилился. Что нужно нам? Казахстанский дух - западные передовые технологии? А как его воспитать, этот дух, что для этого делать? В этом сложном глобальном мире у нас должна быть разработана национальная модель системы образования. Сейчас мы ориентируемся на Болонский процесс в реформах образования, но там заложена в основу европейская культура, если мы неподготовленными придем к Болонскому процессу, мы еще больше потеряем от национального духа и культуры. Укрепиться нам сейчас надо своей, а не чужой идеологией. Воспитание личности - самое сложное дело, тем более когда в процессе глобализации на ребенка оказывается огромное влияние извне. Ребенок еще крошечный, а на него сваливается огромный объем информации. Как его уберечь, как развить в нем национальный дух, патриотизм? Очень серьезно надо работать над воспитанием нашей молодежи, и тогда нам не будут страшны ни глобализация, ни то, что преподносит нам рыночная экономика.

"Байтерек": Аскарбек Кабыкенович, творчески работающему учителю много ли надо для творческой работы с детьми?

Аскарбек Кусаинов: Было бы желание! В японской школе я поинтересовался интерактивным обучением. Они открыли мне эту пресловутую доску, показали: да, есть такая интерактивная доска, но мы ее крайне редко включаем. Они так же работают, как наши учителя - указка и мел. Но результаты у них другие. У нас в системе образования замкнутый круг - зарплата молодого учителя, выпускника университета - 20 тысяч тенге. Сегодня рынок, и все дети знают, кто сколько получает. Они пойдут в педколледж, зная, сколько будут получать? Уверенные в своих силах и возможностях - нет. Все знают сейчас, что уровень образования в Казахстане падает. И что бы ни говорили, но пока не будут приняты реальные, конструктивные меры со стороны правительства, особенно в отношении учительства, многого мы не сделаем.

"Байтерек": Валерий Федорович, можно ли говорить, что мы способны создать свою модель воспитания творческого человека, поднять творческое начало в обществе? Чтобы прагматики не диктовали нам всем свой стиль жизни.

Валерий Михайлов: Аскарбек рассказал, как у нас обстоят дела в образовании. Очевидно, что наше государство пока мало заинтересовано в развитии у детей и молодежи творческого начала. Но тогда что за народ ему нужен? Электорат? Послушные потребители? Где-то как-то зарабатывают на жизнь, молчат в тряпочку, отовариваются привозным барахлом... Тут надо посмотреть на место Казахстана в современном мире, а ведь этот мир, несмотря на всю его благостную показуху, свиреп и жесток. Так вот, не такую ли программу нашего существования заложила для нас так называемая глобализация? Всем хорошо известны ее реалии: из шести миллиардов людей на планете лишь один - "золотой миллиард" - должен жить хорошо - сытно, богато, свободно передвигаться по планете, наслаждаться спокойной, обеспеченной старостью и т.д. Остальные пять миллиардов, грубо говоря, должны пахать на "золотых" людей, обеспечивать их всеми материальными благами. В "золотой миллиард" входят страны Северной Америки, Европы, Япония. Страны СНГ туда не входят, и вряд ли войдут: в понимании властителей мира мы, грешные, "рылом не вышли". Еще в начале перестройки "железная леди" мадам Тэтчер заявила: нам, то есть Западу, достаточно, чтобы на территории СНГ проживало не 200 миллионов, а 25 - пусть-де обслуживают нефтяную трубу, вредные производства и прочее. США, надо им должное отдать, позволили проживать 50-ти миллионам людей. Вот так "золотым миллиардом" планируется наше с соседями будущее. И оно, как это ни горько, постепенно уже осуществляется: за 20 последних лет население СНГ отнюдь не возросло, несмотря на усилия России и Казахстана приостановить демографический кризис. Так, при Ельцине Россия вымирала со скоростью миллион человек в год, при Путине эта цифра немного сократилась. А ведь и Россия, и Казахстан - страны богатые природными ресурсами, с развитой индустрией и сельским хозяйством. Что же говорить о других странах СНГ? Мне приходилось кое-где бывать: нищета чуть ли не поголовная.
Рассмотрим другую область жизни. В советское время, как бы его теперь ни ругали, каждый мог из рабочих или крестьян выбиться в люди - получить хорошее образование и дойти до самых верхов социальной иерархии. В том числе и в гуманитарной сфере - стать академиком, народным художником, народным писателем... Теперь не так. Социальное неравенство расшатывает общество. Хорошее образование не гарантировано для всех: дети богатеньких учатся в элитных школах, остальные - где и как придется. Разве это справедливо?
Я не знаю, чем озабочены наши чиновники и деловые люди, может, больше всего - своим обогащением и собственным благополучием? У многих из них на уютном Западе уже готов "запасной аэродром", куда можно при случае "свалить". Но куда деваться остальным? И разве побежит народ с родной земли? Я это говорю к тому, что государству надо по-настоящему заботиться о своем народе. Это прежде всего относится к детям и молодежи - будущему страны. Надо создать условия для достойной жизни и работы. Детей особенно жалко, ведь на них сваливается сейчас черт-те что. С экрана, со страниц "желтых" изданий - а этого худа тьма, и тьма, и тьма - на неокрепшие души валом валит ложь, грязь и кровь. Только крепкая семья, надежный домашний кров могут еще уберечь ребенка. Но сколько сейчас сирот, полусирот, бездомных.
От ужасов криминальной хроники кровь в жилах стынет, а ведь они сделались обыденными, к ним привыкли. Если государство не создаст и не воплотит в жизнь концепцию национальной безопасности по сохранению полноценной жизни, то эти социальные беды сделаются необратимыми. Народа, в истинном понимании, просто не будет - останется деградирующее население, как раз для выполнения тех задач, которые нам уже сейчас предписывает "цивилизованный" Запад. В эту концепцию надо прежде всего включить вопросы образования и воспитания детей, гражданского, нравственного, религиозного. Вот тогда и начнут появляться условия для создания творческой личности. Политики должны наконец отдать должное педагогам, ученым, врачам, деятелям культуры и литературы, которые, к нашему общему позору, до сих пор обеспечиваются по "остаточному принципу".
Рассмотрим для примера состояние детской литературы в Казахстане. Оно плачевно. Да, что-то по мелочам издается, но разве оно покрывает потребность? Был хороший казахский писатель Бердибек Сокпакбаев, писал замечательные книги. Кто пришел ему на смену? Русской детской литературы тоже, по существу, не стало. Недавно я ездил к своему товарищу в Уральск, зашел в книжный магазин, чтобы купить его внучке что-нибудь интересное. Все пересмотрел - ничего нового. Ну сколько можно детей пичкать "Дядей Степой" и стишками Агнии Барто? Купил Николая Носова и Виталия Бианки, по крайней мере, ребенка не испортят. Но там же на шикарных книжных полках полным-полно разрекламированного зарубежного мусора. Задумаемся: когда у посредственной писательницы одновременно в десятках стран миллионными тиражами выходит очередной опус про Гарри Поттера, чтива с ощутимым сатанинским душком, это же политическая акция. Для чего? Как видно, для, так сказать, пепсиколизации юного сознания: выбирай пепси, читай про Гарри Поттера... А подрастешь - кури травку, колись героином - и побыстрее освобождай от себя землю, она уже предназначена для других.
Я считаю, что первая задача государства - относиться к человеку по-человечески. Анатолий правильно говорил: один человек умнее коллектива. Потому что в коллективе все нивелируется, там довлеют стадные инстинкты. Владимир Даль в одиночку собрал словарь русского языка, научные открытия совершали одиночки, Шопен, а не консерватория, написал свою музыку. О каждой душе Бог помыслил что-то свое, особенное - и государство не должно мешать или препятствовать осуществлению творческого потенциала человека. Увы, пока в этом смысле делается очень и очень мало.
Еще мне хотелось бы поддержать Аскарбека в том, что в наше время денационализации и нивелировки традиций и культур надо как зеницу ока беречь родной язык. "В начале было Слово". Бог создал разные народы, разные языки - и каждый прекрасен, уникален, каждый можно и нужно изучать всю жизнь, наслаждаясь его красотою. Всем нам, и правителям и рядовым людям, нужно позаботиться о том, чтобы каждый язык в нашей стране процветал. Это будет лучшим доказательством духовной и культурной состоятельности государства. Издан ли в полноте и широко замечательный казахский фольклор? А ведь он - источник культуры и литературы. Надо, чтобы и сказки народные издавались, и книжки-картинки, надо, чтобы телевидение, кино воспитывали детей, а не развращали. Нужно, чтобы песни настоящие звучали, а не эта псевдоказахская или псевдорусская попса, портящая вкус к музыке и слову. А печати и телевидению необходима взыскательная и строгая нравственная цензура, хватит им безнаказанно портить людей. За рубежом на телеэкране давно не показывают сцен насилия. А у нас? Маньяки, секс и сплошная "мочиловка". Кого они воспитывают, эти телекоммерсанты? Извращенцев? Ну, если хотят заработать, пусть открывают специальный, закрытый для большинства канал за бешеные деньги, да так и назовут его - канал для извращенцев...
Однако вернусь к теме нашей беседы. Скажу коротко: творчество - это удел и состояние человека, живущего достойной жизнью.

Аскарбек Кусаинов: Для развития творческой личности действительно должны быть созданы условия прежде всего на уровне государства. Эти вопросы не решаются на уровне отдельных людей. Их не может решить один художник, и даже сто художников не решат. Его можно решить только на основе серьезной государственной политики.

Баян Барманкулова: О чем вы говорите? Недавно мне позвонил знакомый и для какого-то министра попросил порекомендовать хорошего художника, чтобы купить его картину кому-то в подарок. Я продиктовала несколько имен, на мой взгляд, мирового уровня. Позже поинтересовалась, кто им понравился? А знакомый нервно: "Да они не звонили никому. Купили возле ЦУМа. Сказали, здесь такие хорошие картины продают и недорого!" А вы - серьезная государственная политика...

Наталья ТОДОРОВА

http://www.baiterek.kz/index.php?journal=31&page=479

Док. 663693
Перв. публик.: 31.07.12
Последн. ред.: 31.07.13
Число обращений: 0

  • Кусаинов Аскарбек Кабыкенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``