В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элита России
Федеральная власть
Право
СМИ
Общественные деятели
Регионы
Бизнес
Наука и образование
Здравоохранение
Культура и искусство
Эксперты
Герои Советского Союза и России
Спорт
Копец Иван Иванович Назад
Копец Иван Иванович

Копец Иван ИвановичЛётчик-истребитель, генерал-майор авиации, командующий Военно-воздушными силами Западного Особого военного Округа в начале Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза за воздушные бои в Испании.

Родился в 19 сентября 1908 года в Царском Селе в семье слесаря. В 1925 году окончил 8 классов школы в городе Ишиме Тюменской области, после чего работал секретарём окружного суда. На военной службе с 1927 года. Военное образование получил в Ленинградской военно-теоретической школе (1928), в Качинской военной авиационной школе пилотов (1929) и на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии имени М. В. Фрунзе (1935).

Служил в 70-м отдельном истребительном авиаотряде авиационной бригады при Академии имени Жуковского. С сентября 1936 года лётчик, затем командир авиационной группы Хозе в войсках республиканской Испании во время гражданской войны 1936-39 годов. Летал на биплане Ньюпор-52, затем на истребителе И-15. Сбил шесть самолётов противника, награждён орденом Красного Знамени, удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и особой грамоты. Покинул Испанию 17 июня 1937 года.

В 1938 году назначен заместителем командующего Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа. Во время советско-финской войны был командующим ВВС 8-й армии, лично участвовал в боевых вылетах. За эти бои удостаивается второго ордена Ленина и 31 марта 1940 года получает звание комдива. В начале Великой Отечественной войны был командующим ВВС Западного Особого Военного Округа.

В 03:00 утра 22 июня 1941 аэродромы округа были внезапно атакованы германской авиацией. Высотные бомбардировщики He-111 нанесли массированный удар кассетными бомбами по выстроенным крыло к крылу самолетам ВВС. На стоянках были уничтожены сотни истребителей. Второй удар нанесли пикировщики Ju-87 и Ju-88 совместно с тяжелыми истребителями Me-110. Некоторые аэродромы, расположенные вблизи границы, к середине дня были захвачены наступающими наземными войсками противника.

Историки обращают внимание на несовершенство организационной структуры советской авиации, а именно на то обстоятельство, что командующему ВВС округа подчинялись лишь некоторые части: 12-я, 13-я бомбардировочные авиадивизии, 3-й авиакорпус дальней авиации и 43-я истребительная авиадивизия. 9, 10 и 11-я авиадивизии были подчинены командующим полевых армий. При этом 43-я иад базировалась в районе Орши и участвовать в боях на границе не могла. Поэтому для ответного удара мог использовать только бомбардировщики СБ и ДБ-3, причём без истребительного прикрытия.

В середине дня генерал ввёл в бой бомбардировщики из 12-й и 13-й авиадивизий, и 3-й дальнебомбардировочный корпус. Ответные удары были нацелены на известные аэродромы противника, переправы через Буг и колонны механизированных частей. Не имевшие прикрытия бомбардировщики понесли тяжелые потери. Так 13-я авиадивизия потеряла в течение дня 64 бомбардировщика СБ. Общие потери ВВС Западного ВО за 22 июня составили 738 самолётов, в том числе 528 было потеряно на земле. Совершив облет разрушенных аэродромов и узнав о масштабах потерь, застрелился в своём служебном кабинете (в 18:00 22 июня).

Награжден: медалью N 16 указ от 21 июня 1937, двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью "XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии".

19 сен 1908

Док. 664383
Перв. публик.: 23.08.13
Последн. ред.: 12.11.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``