В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элита России
Федеральная власть
Право
СМИ
Общественные деятели
Регионы
Бизнес
Наука и образование
Здравоохранение
Культура и искусство
Эксперты
Герои Советского Союза и России
Спорт
Томашевич Дмитрий Людвигович Назад
Томашевич Дмитрий Людвигович

Томашевич Дмитрий ЛюдвиговичАвиаконструктор, главный конструктор ракет разных типов. Лауреат Сталинской премии (1953 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1969 г.). Родился 10 сентября 1899 года в местечке Ракитино (ныне - Киевская область, Украина). В 1921 году поступил в Киевский политехнический институт на отделение паровозостроения.

В 1923 году вступил в "Авиационное научно-техническое общество" и устроился работать в планерную мастерскую этого же института. В 1924 году построил свой первый планер, который участвовал в международных состязаниях в Германии и получил несколько призов. Под руководством авиаконструктора Калинина занимался строительством самолета К-1. В 1926 году, после окончания института, поступил на работу на Киевский авиаремонтный завод N 43. В это же время в мастерской Киевского политехнического института по дипломному проекту Томашевича был построен самолет "КПИР-5", впоследствии неоднократно участвовавший в праздниках Осоавиахима. В 1929 году переведен в Москву и назначен на должность Начальника сектора самолетного отдела Управления "Промвоздух". После введения правления в состав "Авиатреста" на возложены обязанности технического руководства всеми самолетостроительными заводами.

В 1931 году переведен на авиазавод N 39 имени В.Р. Менжинского. В 1933 году направлен в конструкторскую бригаду Николая Николаевича Поликарпова на этом же заводе. Руководил проектированием крыльев самолетов И-15, И-16, И-17. В 1936 году назначен заместителем Главного конструктора Н.Н. Поликарпова. В декабре 1938 года, Ведущий конструктор истребителя И-180 был обвинен в гибели Валерия Павловича Чкалова и арестован. С 1939 года, находясь в заключении, работал в одной из "шаражек" НКВД - ЦКБ-29, занимался системами управления самолетов Пе-2, Ту-2, И-102. Руководил разработкой дальнего бронированного истребителя И-110.

В 1942 году, после эвакуации на Омский авиазавод N 166, создал одноместный штурмовик-бомбардировщик "Пегас". В 1943 году переведен в КБ Казанского авиазавода N 124, возглавляемое В.М. Мясищевым. Занимался модернизацией бомбардировщика Пе-2. В начале 1944 года вместе с работниками КБ В.М. Мясищева возвращается в Москву и вскоре вновь назначается Заместителем Главного конструктора завода N 51 Н.Н. Поликарпова.

После смерти Николая Николаевича под руководством Главного конструктора В.Н.Челомея занимался внедрением в серию крылатых ракет, созданных на базе трофейного образца ФАУ-1. Советский вариант был назван 10Х, который был готов к испытаниям весной 1945 года. В процессе работы над ним между Томашевичем и Челомеем возникли серьёзные разногласия по части конструкции системы подачи топлива. Свою правоту Дмитрий Людвигович в конце концов доказал, но дальнейшая совместная работа с Челомеем стала невозможной.

В 1947 году переходит на работу в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского. По совместительству работает Главным конструктором отдела КБ-2 Минсельхозмаша, где руководит освоением трофейной немецкой ракеты "Хеншель-293С", захваченной в 1945 году. В случае с Hs-293 речь шла не о копировании, как это было с Фау-1, а об изучении готовых образцов, а также испытаниях с целью выяснения их лётно-боевых данных. Этой работой он и руководил. В 1947- 1948 годах были проведены испытания ракеты. С борта самолета Ту-2Д, оборудованного немецкой радиокомандной системой "Киль", было сделано несколько пусков. Из 24 ракет в цель попали только три. По результатам испытаний было решено отказаться от запуска этой ракеты в серийное производство.

Взамен этого в 1948 году в КБ-2 были начаты работы по "реактивной авиационной морской торпеде" РАМТ-1400 "Щука". Фактически это было продолжением работ по трофейной ракете Hs-293A, хотя внешне они не имели ничего общего. Этой разработкой руководил Томашевич. Первоначально ракета предназначалась для запуска с самолетов и береговых пусковых установок. В 1949 году, в разгар работы над самолётным вариантом "Щуки", он уходит из КБ-2. Говорят, что по причине организационных расхождений с руководством. К сожалению, суть конфликта осталась неизвестной, но важно то, что позднее "Щука" поступила на вооружение в том виде, как была задумана.

В 1949 году покидает КБ-2 и в мае поступает на работу в СБ-1, на должность технического руководителя отдела N 32. Занимается созданием самолета - летающей лаборатории для системы "Комета". В 1950 году по заданию Серго Берии (сына - Л.П. Берии) приступает к разработке зенитной управляемой ракеты ШБ-32. В феврале 1952 году в КБ-1 под руководством Томашевича по теме "ШМ" начата также разработка ракеты класса "воздух-воздух". Позже комплекс, получивший название К-5, был доработан в Жуковском филиале НИИ-17, а ракета - в ОКБ-2 П.Д. Грушина. В 1953 году назначен Главным конструктором отдела КБ-1.

После ареста Л.Берии репрессиям подвергся и его сын, вследствие чего КБ-1 было реорганизовано. Все ракетчики, были переведены в 1954 году в новое ракетное ОКБ-2 П.Грушина. Туда же была передана тематика работ Томашевича. К этому времени за его плечами уже был солидный опыт проектирования ракет, что не могло не вызвать серьёзных разногласий с амбициозным Грушиным, который, к примеру, распорядился переиздать чертежи ШМ, после чего авторство исчезло из документации. Точно также ШБ-32 стала прямым прототипом для грушинской ракеты В-750(1Д) - основы для системы ПВО С-75. Конструктор вынужден был уволиться и перейти на преподавательскую работу в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

С 1956 года по совместительству вновь работает в КБ-1 на должность Научного консультанта. Занимается модернизацией авиационной системы К-5. С 1957 года занимается проектированием противотанковой ракеты "Дракон". В 1958 году переходит на постоянную работу в КБ-1 и до 1967 года продолжает по совместительству преподавательскую деятельность в МАИ. С 1961 года - Доктор технических наук, Профессор Кафедры проектирования летательных аппаратов Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.

В 1953 году, за участие в работе над проектом летающей лаборатории"Комета" был удостоен Сталинской премии. В 1969 году, он был удостоен Государственной премии СССР.

Скончался в Москве 7 августа 1974 года. Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище.

10 сен 1899

Док. 664586
Перв. публик.: 28.08.13
Последн. ред.: 12.11.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``