В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российские насосы вытесняют импорт Назад
Российские насосы вытесняют импорт
Стартом производства роторно-шиберных промышленных насосов петербургская компания замкнула индустриальный цикл производства насосного оборудования в России.

Всем известно, что стагнация промышленного производства в России за период 90-х годов имела катастрофические масштабы. Из 87 678 предприятий, действующих в РСФСР в 1989-м, к 2000 году осталось работать лишь 26 240, или 27%. Целый ряд отраслей просто перестали существовать. В периоды восстановления политико-экономического потенциала начала века и особенно в период объявленной новой индустриализации начавшихся 2010-х правительство сделало ставку на акцентированную промышленную политику. Чтобы не распылять ограниченные инвестиции, поддержку получили наиболее конкурентоспособные отрасли, сохранившие свои уникальные школы и технологии - энергетическое машиностроение, ракетостроение, ВПК, авиа и судостроение и т.д. Однако я обнаружил отрасль промышленности, которая не попала в этот "льготный" список, но не растеряла свой научно-технический потенциал в хаосе конца XX века и сегодня демонстрирует высокую конкурентоспособность. Это производство насосного оборудования. Из 48 основных типов насосов промышленного назначения к 2010 году силами десятка заводов в нашей стране было освоено производство 47. Недоставало лишь наиболее технологически сложных роторно-шиберных агрегатов для перекачки вязких жидкостей, которые на российском рынке все были импортные. Сегодня же я с радостью могу сообщить, что недостающее звено успешно восполнено в научно-производственной компании "Санкт-Петербургские насосы" (СПН). Об истории покорения вершин высоких технологий и тонкостях индустрии насосного оборудования рассказывает генеральный директор СПН Алексей Захаров.

Алексей, как вас вообще надоумило заниматься насосами?

Сначала решили продавать насосы иностранных производителей, а затем возникло желание самим производить. Почему бы и нет - у нас классные специалисты, изобретатели, опытные разработчики. Для творческого человека, исследователя по своей натуре, какими были все советские ученые, - это как игра в казино - азарт созидания, создания чего-то нового захватывает полностью. За два года команда из 15 человек разработала 12 уникальных методов производства, 18 полезных моделей, в итоге созданы и апробированы технологические решения по роторным пластинчатым насосам. Основное решение в результате стало ноу-хау и защищено патентом.

Например?

Например, механизм принудительного выхода лопаток, который повышает надежность, а также обеспечивает рост эффективности использования оборудования на 30%.

И вы решили, что неразумно таким талантам пропадать без дела?

Именно. Почему бы такую жажду инноваций не направить в полезное русло? Начали внедрять - планово, постепенно, методом проб и ошибок. Выбрали направление, на чем заострить внимание, и стали работать.


Звучит даже романтично, не в обычной прагматичной стилистике бизнеса. Чем же ваши насосы лучше? Раскройте секрет конкурентоспособности...

Наши насосы - роторные пластинчатые. Их преимущество в том, что они предназначены для перекачивания вязких продуктов - таких как продукты нефтепереработки, в пищевой промышленности это патока, сахар, сгущенное молоко, а также вязкие типы лакокрасочной продукции. Тяжелые вязкие жидкости. Недавно мы ездили на испытания, ставили насос даже на эпоксидную смолу. Испытания прошли успешно - заказчики остались довольны, заказали. Тип насоса зависит от поставленной задачи - что хочет клиент. Либо объем перекачать за короткое время, либо наоборот - не нужна большая производительность, а надо, к примеру, без потерь перекачать продукт, который при использовании других насосов вспенивается.

В ценовой конкуренции как вы себя чувствуете?

Абсолютно нормально. Изучали рынок. Аналогов наших насосов совсем не много, и все они импортного производства. В основном сначала люди обращаются к раскрученным брендам, которые уже давно на рынке. Если же те не могут предложить решения, то находят нас, в основном через интернет.

Среди российских производителей какие у вас наиболее сильные конкуренты?

Как я уже говорил, конкурентов по насосам для вязких продуктов у нас нет, а вообще самое заметное влияние на отрасль оказывает холдинг "Гидромаш".

По этим "вязким" насосам каковы ваши конкурентные преимущества по сравнению с импортными?

Самое большое преимущество - это цена. Наша стоимость значительно ниже импортных аналогов, а справляются они со своими задачами ничуть не хуже.

Импорт - это в основном Китай?

Нет, прежде всего это США, Германия, Италия, Франция. Китайская продукция тоже сейчас есть в России, и даже нам с их ценами нелегко тягаться.

И как же вы с ними конкурируете?

Китайцы очень агрессивны в продвижении в России - рассылают спам в массовом порядке с предложениями о сотрудничестве и смешными ценами. Но здесь мы уже берем качеством и сервисом. Все-таки качество комплектующих и сборки у них отстает от нашего - насосы часто выходят из строя. А гарантийный сервис практически недоступен - попробуй отправь промышленное оборудование в Китай, может и потеряться. Кроме того, в бизнесе простой оборудования всегда дорого обходится предприятиям.

Государственные структуры большую долю занимают в портфеле заказов?

Нет, в основном частные компании - небольшие заводы, как правило. Есть у нас сейчас планы по выходу на новый, более масштабный уровень производства. Мы начали работать с одним очень крупным клиентом. Не буду называть его имени, чтоб не сглазить, но скажу лишь, что это мировой бренд. Им понравилась наша продукция, и они предложили нам расширить линейку производимых насосных агрегатов. Наряду с этим планируется занимать нишу малых насосов для локальных задач. Сейчас подыскиваем площадку для расширения производства и перехода к серийному выпуску продукции. На сегодняшний день предприятие занимается мелкосерийным выпуском, расширение объемов производства позволит существенно снизить стоимость изделий.

Производственный цикл освоен весь, или, знаете, как бывает - отверточная сборка. Это, к сожалению, сплошь и рядом...

Мы все сами делаем, иначе не достигнуть столь низкой себестоимости выпускаемой продукции, какую достигли мы. У нас очень сильный, полностью автоматизированный цех металлообработки со станками высокой точности.

Есть планы по выходу на зарубежные рынки?

Да, изначально по бизнес-плану закладывалось не ограничиваться Россией. После расширения производственных мощностей следующим этапом будет как раз освоение новых рынков. Это и СНГ, и Европа, и США. В основном ориентируемся на нефтяную, пищевую и химическую промышленность.

Не обращались к какой-либо форме господдержки? Может, льготные кредиты, гранты...

Нет, пока все своими силами делаем, на собственные средства. Если только пару раз нам помогали административным ресурсом - разъясняли тендерную политику, помогали консультацией.

Сейчас многие компании размещают свое производство в Китае, чтобы снизить себестоимость продукции и выиграть в ценовой конкуренции. Вы не собираетесь мигрировать в Поднебесную?

Размещение в Китае высокотехнологичного производства сложного оборудования всегда сопряжено с риском. Практика показывает, что если китайцы увидят перспективы рынка и высокий инновационный потенциал производимого продукта, они обойдут любой патент и скопируют его. Кроме того, открывая заводы в КНР, мы просто отдаем часть своей экономики. А это уже как минимум не патриотично. И это не пафос, а реальная жизнь. Надо понимать, что без промышленности наша страна в скором времени превратится в потребителя, полностью зависимого от импорта. Практически эта ситуация может самым негативным образом отразиться и на нашем бизнесе в том числе.

Сергей Тихонов

"Expert Online" /14.08.2013

Док. 665443
Перв. публик.: 14.08.13
Последн. ред.: 13.09.13
Число обращений: 0

  • Тихонов Сергей
  • Тихонов Сергей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``