В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Послесловие. Назад
Послесловие.
Дорога плавно перевалилась через косогор, потом самостоятельно сделала поворот. И впереди в туманной пелене замаячила панорама славного посадского поселения. Проскочили поворот на женский монастырь, автозаправочные станции и опять дорога уходит вниз, к мосту через пересохшую одноимённую речку. Подъём, и первые домики замелькали за стеклом автомобиля. Наконец, после очередного поворота, появились двухэтажные дома, магазинчики и гостиница. Приехали.... Каждое поселение чем то, да отмечено. Потому не будем придираться к подобному определению, а простенько подчёркиваем, прибыли в славный городок Дубовка Волгоградской области.
Не вспоминаем о далёком прошлом. Казачий форпост, как и купеческий посад давно исчезли в дымке десятилетий. И если можно что то сказать о том времени, то только после того, как посетишь местный музей. Потому постараемся оглянуться на годы советского прошлого, когда городок жил полноценной, как говаривают старожилы поселения, жизнью. В городке было всё для того, чтобы работать, и получать за труд. Осваивать среднее специальное. Путёвки на отдых для взрослых и ребятишкам в пионерские лагеря.
Городок настолько мал, что, кажется, каждый знает, друг друга в лицо. А если ещё работают в одном коллективе, не только в лицо, всю подноготную семейного очага. Сколько выпивает мужик и когда. Гуляет ли на сторону или сохраняет верность. Какая зарплата и в довольствии ли живёт семейство. Одним словом трудно утаить семейные тайны. Да их и не особенно скрывают. О ту пору горожане жили, не обращая внимания на прозрачность бытия, о которой нынче пекутся в высоких инстанциях.
В послевоенные годы как то не думали об этом в силу того, что все были равны и нищи. Не духом, нет. Страна только поднималась из руин. В себя приходило сельское хозяйство. Население в ту пору в свободное от работы время было предоставлено самому себе. Потому в городке процветала самодеятельность. Вечерами под гармошку Николая Шишлянникова, "Давыдовича", молодёжь выкатывалась на центральную улицу, Московскую. Под гармонику, шлифуя булыжную мостовую, пели песни, прогуливаясь многочисленными группами от "грейдера", до берегов Волги. В бараке, что располагался супротив гастронома, молодцы на интерес играли в биллиард. Чуть выше располагалась танцплощадка, где Евгений Горшенин с коллективом музыкантов развлекал посетителей. Была правда одна нестыковка, но она скорее забавляла, нежели сердила танцовщиков. Евгений ежели перебирал за воротник, то аккордеон никак не хотел исполнять ту мелодию, которую начинал музыкант. Любая музыкальная тема, в конце концов, плавно съезжала на "Мурку". Тогда саксофон Бондарева чихал, вдруг гудел басовыми звуками и, в конце концов, замолкал. Евгений серчал, тянулся к напитку, который обязательно покоился где-нибудь под табуретом. Чтобы глаза не мозолить и уверенно чувствовать себя на эстраде.
В ту пору не скучал и стадион. Имел он раздевалки. Кассу для билетов. Вокруг ограждения росли огромные тополя и клёны, образуя зелёную изгородь, в которой тонула изгородь каменная. Волейбольные и баскетбольные площадки располагались по периметру центрального поля, где в зимнее время заливался каток. Тогда, в свете лампочек, под музыку, юные дубовчане осваивали элементы конькового мастерства. В дневное время мальчишки играли в хоккей под пристальным вниманием одноклассниц. Но не только каток стадиона развлекал молодёжь. Катки организовывались самими ребятами как на льду Дубовочки, так и по всему побережью Волги до дома отдыха. И если ночной снег засыпал каток, то ребята обязательно при помощи самодельных огромных скребков убирали снег с ледяного покрова катка. Как по периметру городского парка, так и на замерзшей реке, тянулись на многие километры лыжные дорожки, которые в выходные дни осваивались студентами, школьниками, и часто целое семейство выходило на лыжню.
Самостоятельно развлекалось и взрослое поколение горожан. Старшее, бабульки и дедули, в общей компании, облюбовывали соседские лавочки. И в вечернее время рассаживаясь, вели неторопливые разговоры о делах минувших. Вспоминали тяжёлые годы войны. Потом плавно переключались на современность, и тогда начиналось промывание косточек соседей, власти, некоторых фактов из повседневной жизни. Поколение рабочего населения обычно вытаскивало стол перед лавочкой, делало освещение и, до позднего времени шла игра в домино, или в карты. Игра от "дурака", до "очко" или что- то в этом духе. Тут же, в укромном месте, пряталась бутылочка, которая позволяла расслабиться. Если подсаживались женщины, то появлялся мешочек с бочонками, и разворачивалась битва в "лото".
Шло время, руководство страны, делая ошибки и просчёты в руководстве, всё же продвигало общество к благосостоянию. Вдруг, было решено, что колхозник уже подобен рабочему классу, который должен трудиться только в колхозе-совхозе, не имея подсобного хозяйства. Крестьянство недовольно заурчало, и его обложили хорошим налогом, и потихоньку оно начинает избавляться от личных бурёнушек, поросят. В городке, если улица Гоголя называлась "Козьим проспектом", то к 60 году, коз и овец население вынуждено было перевести. Заодно были уничтожены и плодовые деревья, на которые так же был наложен непосильный налог.
Но, голь на выдумку хитра и на освободившихся участках земли, постепенно начинают выращивать помидоры. Строятся теплицы. Ранние помидоры в цене. В ящиках они доставлялись на пристань, грузились на пароход и вверх по Волге, в Саратов, на рынок. Так появились лишние деньги, которые уже позволяли сделать пристройку к лачуге. Купить машину, лодку. Именно в это время начинается расслоение общества на богатых и живущих на нищенскую зарплату, пенсию. Появился телевизор. И если по первой, "Ящик" был редкостью и объединял соседей, то постепенно он появляется в каждом доме и походы на "телевизор" уходят в прошлое.
Когда к власти прошёл Леонид Ильич, городок жил припеваючи в плане благосостояния. Потому населению не было нужды особенно переживать о внутренней и внешней политики правительства. Мало интересовало и количество наград у генерального. Как то спокойно отнеслись к событиям в Чехословакии, о. Дамасский. Если и участвовали в политической жизни страны, то лишь на седьмое ноября, и Первомай. Как и всё население страны все как один выходили на демонстрации, с гордо поднятой головой несли флаги братских республик и плакаты с праздничными призывами. Минуя трибуну с районным начальством, спускались к кинотеатру, где в поджидавшую машину без сожаления кидали атрибутику демонстрации в кузов и, освободившись от обязаловки, в кругу знакомых уже по обычаю отмечался праздник в тени городского парка.
Потом пришёл Михаил Сергеевич и перестройка. И много шума, словоблудия, но городок продолжал жить своей жизнью. Лишь когда появился Зиберт с демократическими идеями, городок немного начал осмысливать нововведения в политической жизни страны. Вдруг население поняло, что в обществе что - то не так. Ну а когда в областном центре митинги попросили покинуть пост секретаря обкома Калашникова, был организован митинг и в городке.
Народ собрался в большом количестве. Вспомнили все огрехи правления единственной на тот момент партии. И погромы теплиц, когда "суточники" милиции заходили во двор и громили строения, рядом стоял сотрудник исполкома и бубнил о нетрудовых доходах. Невозможность найти правду здорово вредила здоровью хозяев сломанных сооружений, и валерьянка в ту пору в аптеках не задерживалась.
А колесо времени бежит. Новая власть - администрация района, и время ГКЧП. Если в столице танки и митинги, в городке тишина и выжидательная позиция. Конечно, были сторонники смутьянов, но в целом выжидали, чем кончится дело. А потом, когда замаячил Ельцин, дружно подняли руки "за". Лишь годы спустя, было понятно, за что боролись и на что напоролись. Но поезд ушёл, уселась Дума. Экономический развал захлестнул городок так, что со временем ни одно предприятие не смогло выжить в новых условиях, она умерла. Полнейшая безработица, плюс появляется наркомания, расцветает проституция, старикам уже опасно в вечернее время выходить на улицу. В развале не отстают и колхозы и совхозы. Одним из первых пал "Оленьевский". Долгие годы возглавлял его герой социалистического труда, Новиков. Что им подвигло, но он бросает на произвол судьбы детище, которому отдал жизнь и спокойно уезжает в областной центр, где его ждёт квартира со всеми удобствами. Единственное хозяйство, которое остаётся на плаву, "Суводская", которое возглавляет Клочков Владимир Павлович.
Наверное, в ту пору и нужен был такой руководитель, который горлом и матерщиной сумел сохранить дисциплину в хозяйстве. Он много катается в область, требует, просит. Выгоняют назойливого из одной двери, он ломится в другую. Как бы то ни было, но появляются первые успехи, которые делают Владимира Павловича популярной личностью в районе, области. Зачастили в гости журналисты областной газеты "Интер", телевидения, областные чиновники.
А в районе в это время кадровая чехарда и растаскивание имущества разрушенных заводиков и фабрик. Идёт акционирование и якобы каждый рабочий предприятия становится собственником имущества. Потом наступает время приватизации, ваучеризации, и становится ясно, кто и сколько хапнул. Народ ободрали как липку. Продажа оборудования, снова перепродажа уже никого не смущает и опять покой и тишина. Потом вдруг сгорают деревянные строения, крыши и, в конце концов, от той же ковров ткацкой фабрики остаются руины. Бывшая орденоносная "сельхозтехника" превращается в пустые помещения, где нет ни одного станка, ни одной машины, ни одного звена в оконной раме. То же самое можно сказать о животноводческих комплексах, которые были в каждом селе.
В это непростое время появляется в районе независимая "Наша газета", которую возглавляет человек не равнодушный к дальнейшему существованию райцентра. Олейников Владимир Иванович. Благо, есть и единомышленники, Нина Ивановна и Юрий Николаевич Ивановы. И газета начинает яростную борьбу с той несправедливостью, которая расцветает неповторимым колером.
И постепенно общество городка разбивается на два непримиримых лагеря. Одни поддерживают оппозицию, другие власть, это кто ближе к ней, работает на неё. Родные и знакомые. Ни о каком единстве нет речи. Новые законы превращают стадион в пустырь с разбитыми стенами и обильным бурьяном. Развороченный городской парк, где красуется фундамент недостроенного дома культуры. Рядом убогие навесы "челночников", что то вроде базара. Когда-то именно эта деятельность помогла выжить многим горожанам. Но сейчас наступает мощная торговая сеть "Радеж", "Магнит" с которой мелкому торговцу трудно конкурировать. Безработица заставила молодёжь искать работу в областном центре и по утрам маршрутки вывозят горожан в Волгоград, чтобы в вечернее время доставить обратно. Благо, дорога в пути занимает всего полчаса до трактора - заводского района.
А главы районов, следуя законодательству, меняются согласно выбору населения. Но получается странная картина. Оппозиция расхваливает очередного кандидата. И он приходит в кабинет главы администрации района. Но проходит пол - года и понятно, что новый глава далёк от решения задач по благоустройству экономики. Окружает своими людьми и начинается растаскивание того, что осталось от предшественников. Госпожа Будченко Лидия Ивановна рулила так, что после отставки на районе повис долг в двадцать миллионов. Это были определены в неизвестном направлении трубы орошения. И был суд, и было решение.
Наверное, это один из козырей, которые позволили вышеназванному Клочкову Владимиру Павловичу победить Лидию Ивановну и занять пост главы администрации района. Но одно дело возглавлять сельское предприятие, другое, районное хозяйство. Тут уже матершиной не решишь вопрос, которые легко рассматривались в Суводской. Но пока Клочков этого не понимает, а начинает борьбу недавним соперников по выборам, Милюковым Михаилом Михайловичем. Он возглавлял районную больницу и немного не дотянул до победных голосов в выборный день. Борьба кончилась тем, что МММ вынужден был уехать в Волгоград, где возглавил комитет здраво - храния одного из районов города. На место главврача потом был поставлен ни один человек, пока, в конце концов, его не возглавила Рыбалкина Любовь Викторовна. Женщина покладистая и к начальству приспособленная. Никогда не перечит и во всём с ним "согласныя". Именно с такими товарищами и начал работать Клочков. Освобождаясь от руководителей грамотных, имеющих свою точку зрения и умеющих её отстаивать.
А просчёты и ошибки из кабинета главы посыпались как из рога изобилия. Тут и вакханалия с квартирами для детей сирот. Когда ребятишек из г. Волжского поселяли в неприспособленных постройках в глухих поселениях, посте того, как им выделялось от государства квартира. И неумение правильно организовать газификацию. И развал роддома, детской больницы. Постоянный смог над городом от горящей свалки, которая находилась в ведении районного руководства. Много можно перечислять.
Но таковы законы, что невозможно было просто так освободиться от неумелого руководителя. Десятки пикетов, митингов, обращений к областному руководству ни к чему не привели. Владимира Павловича не смущал тот факт, что его сотрудники вдруг оказывались ближайшими родственниками. Кто - то носил ордена и медали, к которым не имел ни малейшего отношения. Поля зарастали бурьяном. Земля не обрабатывалась. Росли долги в казну и к концу правления район уже должен около пятидесяти миллионов рублей. И в области твёрдо занял последнее место среди районов области по всем показателям.
И опять стоит подчеркнуть, общество не единогласно отказало в доверии Клочкову. Пожалуй, единственный раз за всю историю современного бытия, последние выборы главы района раскололи дубовчан на два непримиримых лагеря. Ушло в туман единство общества. Давно не увидите компании горожан, гуляющих по главной улице. Газета официальная и оппозиционная пишут прямо противоположные материалы. Организация коммунистов с ненавистью поласкает сторонников демократического движения. Последние вроде и против коммунистов, но и с демократией не того. Если посмотреть на предприятия города, сравнить с прошлым и всё такое прочее.
Итак, подошло время, когда должны состояться очередные выборы главы администрации района. Согласно моде, по сёлам проходит праймериз, о котором толком ничего не известно. Но это среди населения. А в стенах администрации района, поняли, что к чему и уже с большой командой единомышленников, Владимир Павлович встречается с населением. И каждый раз, официальная газета сообщала о внушительной победе Клочкова и его сторонников. Любил Владимир Павлович подчёркивать словосочетание "моя команда". А тут и главврач района. И зав районо. Разумеется заместители и директор Лозновской школы, Пахомов. И если Владимир Павлович набирает согласно подсчётам 70% голосов, то его ближайший соперник, глава городского поселения, Ляшенко Александр Иванович, еле-еле пять, десять процентов согласно итогам праймериза.
Канун выборов десятки мужиков посетили ответственные товарищи с ящиками национального самопала. Агитация шла по всем направлениям. Сторонники Клочкова, по распоряжению "хозяина", опять регистрируются в кандидаты членов районной думы. Ну, был уверен товарищ, что победит без труда, и вновь возглавит район. А тогда дума карманная необходима. Потому и Пахомов пристроился, директор сельской школы. Благодаря огромной дружбе, удалось директору сделать на фоне руин сельской столовой образцовое здание школы. И неважно, что вместе с этим была закрыта школа в Садках.
Наконец, подошло время, когда опять были организованы выборные участки, созданы комиссии, назначен день "Х". Борьба в отличие от предыдущих мероприятий была нешуточная. До последнего момента было непонятно, кто победит. Ветераны труда в большей степени выражали поддержку Клочкову. Зрелое поколение крутило головой, пожимало плечами, озиралось на родственников, которые пристроились в администрации района. На улицах частенько можно было видеть спорящих горожан, которой с пеной у рта доказывали свою правоту. Были и те, которым всё до лампочки. Во всю старалась "антиправительственная" "Наша газета". И прошлым единством не пахло. Праздничное настроение исчезло, как и музыка, буфеты с горячем чаем.
Итак, восьмого состоялись выборы. Клочков с итогами заморского праймериза пролетел со свистом, проиграл Ляшенко Александру Ивановичу несколько тысяч голосов. Здравый смысл победил, в конце концов. И что имеем на сегодняшний день?
Команде нового главы района досталось печальное наследство в десятки миллионов долга. Пустая казна, когда даже заработанная плата сотрудникам выбрана до конца года. Полный развал сельского хозяйства, промышленности. Поголовная безработица. Ко всему мэром города стал человек, который ещё пару месяцев назад с лёгкостью отказался от должности председателя ТИКа (территориальной избирательной коммисси.) Братки попросили, чтобы свой человек считал голоса избирателей. Ну как тут не удружить, вот Александр Васильевич и согласился, но успел вклиниться в кандидаты на мэра города и победил. Радует одно, если новый мэр такой пластилиновый, то главе района будет легко работать с товарищем.
Членами районной думы стали и сторонники бывшего главы района, Клочкова В.П. Тут и Пахомов, и Рыбалкина. Надо полагать, им всё равно, кому согласно кивать и поддакивать. Хотя на месте названных товарищей, можно сложить полномочия, но тут уже всё зависит от совестливости. Она или есть или её нет.
А что проигравший? Достраивает домик и, наверное, скоро появится в райцентре. Пока на родине затаился. Потому по Дубовке бродят слухи о психбольнице, куда угодил Владимир Павлович. Просто попал в больницу. Потом приезжает новость, режет скотину, которой много в хозяйстве у бывшего хозяина района. Боится конфискации. А в основном, район живёт, присматривается к новому начальству, выжидает...

Док. 665689
Опублик.: 23.09.13
Число обращений: 0

  • Круглов Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``