В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вашингтон изобрел новую стратегическую триаду Назад
Вашингтон изобрел новую стратегическую триаду
Концепция национальной безопасности базируется на превентивных ударах повсюду в мире

"Америка находится в состоянии войны" - с такими словами президент США Джордж Буш обратился 16 марта к своим согражданам, представляя им новую стратегию национальной безопасности. Ее появление трактуется как своего рода знаковое событие, поскольку предыдущая версия этого документа базировалась главным образом на концепциях еще времен противостояния с СССР.

Недвусмысленный намек

Раздел, отражающий взгляды Вашингтона на развитие вооруженных сил, носит весьма выразительное название "Потребность в действии". Здесь объясняется, что отныне все военное строительство Америки будет проводиться исходя не из "мрачного принципа" нанесения сокрушительного ответного удара. Теперь США намерены в равной степени использовать "наступательные" и "оборонительные" удары (о том, что это означает, пойдет речь дальше). Именно такое сочетание "необходимо для сдерживания как государств-врагов Америки, так и негосударственных формирований ее противников". Причем заявлено, что данные удары опять-таки будут... "сокрушительной силы".

Вместе с тем ядерная триада по-прежнему призвана играть главную роль в обеспечении национальной безопасности США. Однако угрозы XXI века предполагается демпфировать за счет новой стратегической триады. Предполагается, что она будет включать наряду с ядерными, обычные силы, обладающие повышенными боевыми возможностями. Кроме того, планируется и дальше развивать противоракетную оборону.

Продолжится также создание эффективной и гибкой оборонной инфраструктуры страны, объединяемой в единое целое современными системами управления, связи и разведки. Все это, по мнению Вашингтона, позволит в наилучшей степени отвечать на новые угрозы и самым эффективным образом выполнять обязательства перед союзниками. Белый дом утверждает, что именно такой подход к построению национальной обороны позволил Америке убедить некоторые страны в необходимости закрытия их ядерных программ.

Во главе угла - превентивные удары

Для предотвращения враждебных акций со стороны вероятных противников США намерены действовать упреждающим способом. Прежде всего с помощью ядерного и высокоточного оружия. Это положение нового документа находится в полном соответствии с формулировками главы Белого дома, фигурировавшими в предыдущей редакции стратегии, которая увидела свет в сентябре 2002 года. В ней говорилось о нанесении превентивных ядерных ударов по странам, владеющим средствами массового уничтожения. В этот ряд по всем параметрам попадала и Россия.

На данное заявление последовал резкий ответ Москвы. Игорь Иванов, занимавший в ту пору пост министра иностранных дел РФ, комментируя появившиеся в американской печати ссылки на доклад Пентагона, в соответствии с которым США фактически могут использовать ядерное оружие против семи стран, в том числе России, заявил, что формат и время объявленной Соединенными Штатами ядерной стратегии вызывают крайнюю обеспокоенность российского руководства. По словам Игоря Иванова, администрация Буша определяла задачи штампами холодной войны. Было также отмечено, что это заявление не соответствует характеру отношений между Россией и США и указано на недопустимость появления "такого рода документов".

Не промолчал тогда и министр обороны РФ Сергей Иванов. Он высказался в том смысле, что Москва будет вынуждена пересмотреть свою ядерную стратегию. Чуть позднее Россия тоже объявила о своем праве нанесения превентивных ударов в случае угрозы ее безопасности.

Спустя почти три года после заявлений Буша, в сентябре прошлого года, был обнародован проект ядерной доктрины США, разработанной Комитетом начальников штабов (см. "НВО" # 35 от 16.09.05). Документ давал американской армии право наносить удары по любым ядерным объектам на территории государств, представляющих угрозу для США, или по лагерям террористов, владеющих оружием массового уничтожения. Вдобавок в нем оговаривалась и возможность применения ядерных боезарядов для уничтожения известных хранилищ ядерного, химического и биологического оружия на территории других стран.

Новый подход

В новой стратегии Белого дома впервые утверждается, что США намерены использовать в борьбе со своими потенциальными противниками прежде всего оружие убеждения. Вашингтон планирует добиться от своих врагов признания, что достижение любых целей в противостоянии с Америкой с помощью ОМУ невозможно. Это, как утверждается в стратегии, в конечном итоге должно склонить их к отказу от приобретения подобных средств поражения. И тем более от применения ОМУ.

Выдвигая тезис о предпочтительности невоенных акций и объявляя о том, что США для "предотвращения возникающих угроз не будут прибегать к силе во всех случаях", Белый дом предупреждает: "Ни одна страна, никогда не должна использовать право упреждения как предлог для агрессии". Правда неясно, где будет проходить грань между силовыми и военными преференциями Вашингтона и что в конечном итоге будет определять, какие в том или ином случае надо принимать решения. В стратегии об этом говорится в самом общем смысле.

Из нового документа о стратегических намерениях США все-таки неизбежно следует, что надежда Белого дома на убеждение не очень велика. Да и бюджет Пентагона на 2007 год, с проектом которого, по сообщению информационного агентства Рейтер, американские сенаторы уже согласились, достигнет 506,3 млрд. долларов. Так что принцип и логика превентивности, за которые так активно ратуют президент и министр обороны Америки, надежно поддержаны дополнительными денежными вливаниями.

Мнение Москвы

В заявлении Министерства иностранных дел России по поводу новой стратегии США, опубликованном 20 марта, говорится, что характерной ее чертой является "дальнейшая идеологизация внешней политики".

"Отныне главным критерием развития отношений Соединенных Штатов с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии и потребностям борьбы с неугодными режимами, как это видится из Вашингтона", - отмечает МИД РФ. Ведомство Сергея Лаврова считает, что новая редакция стратегии, в которой РФ "посвящен раздел из двух абзацев", не дает ясного представления о будущем российско-американских отношений и, более того, может вызывать предположения об их ухудшении в будущем.

"США готовы тесно работать с Россией по вопросам, которые представляют взаимный интерес, но укрепление наших отношений будет зависеть от того, насколько правильную, по мнению Соединенных Штатов, внутреннюю и внешнюю политику она будет проводить. И тут же утверждается, будто последние тенденции в России указывают на ее якобы уменьшающуюся приверженность демократическим свободам и институтам", - говорится в заявлении. При этом у российского МИДа возникает законный вопрос: "Надо ли это воспринимать как прямое указание на то, что в ближайшей перспективе российско-американские отношения ожидают не лучшие времена?"

Российские дипломаты подчеркивают, что в новых стратегических намерениях Вашингтона не содержится "ни одного слова о партнерском взаимодействии между нашими странами, выстраиванию которого обе стороны посвятили много времени и усилий в соответствии с решениями президентов России и США". Нет здесь и никаких указаний на взаимное уважение и учет "в практической политике законных интересов друг друга", на равноправие, взаимное доверие, предсказуемость поведения, транспарентность действий. Вместе с тем "в новой американской стратегии сформулирована заявка на активную демократизаторскую роль США в соседних с Россией странах".

"Это, с нашей точки зрения, касается и политики на постсоветском пространстве. Нельзя не понимать, что без применения этих принципов российско-американские отношения могут стать заложником субъективных суждений", - отмечают в МИД РФ.

Поэтому, считают в Москве, "при всем благородстве провозглашенной в "Стратегии" идеологической установки - повсеместное продвижение демократии - нельзя забывать, что монополии на толкование демократии ни у кого нет и быть не может".

В комментарии МИДа отмечается, что "не может не возникнуть впечатления, что популярные лозунги попросту используются в собственных интересах". "Это стремление все чаще проявляется в практических вопросах мировой политики и межгосударственных отношений, когда предлагаемые методы их решения опираются не на объективный анализ ситуации, не на общие принципы международного права, а на "политическую целесообразность" в собственном понимании", - констатируют в российском внешнеполитическом ведомстве.


Владимир Иванов, Независимая газета,

26.03.2006

http://nuclearno.ru/

Док. 665891
Перв. публик.: 26.03.06
Последн. ред.: 25.09.13
Число обращений: 0

  • Иванов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``