В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Транснефть` угрожает остановить поставку топлива из Украины в Европу Назад
`Транснефть` угрожает остановить поставку топлива из Украины в Европу
Давние споры с украинскими властями за нефтепродуктопроводную трубу через Украину в Венгрию толкают российскую компанию на радикальные шаги

Битва украинских властей и "Транснефти" за право владения нефтепродуктопроводом, который принадлежит "дочке" российского ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт", может привести к прекращению подачи топлива на Украину и в Венгрию. По данным "Известий", глава "Транснефти" Николай Токарев в конце марта уведомил заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича и министра энергетики Александра Новака о возможном приостановлении деятельности своей украинской структуры, а также о реальной угрозе ее банкротства из-за действий генпрокуратуры Украины и ее налоговых органов.

- В письме в правительство компания объяснила, что к этому шагу "Транснефть" вынуждают неправомерные поборы со стороны украинской налоговой, а также нулевая рентабельность и регулярные случаи хищений из нефтепродуктопровода, идущего через Украину в Европу. В результате всех этих споров могут пострадать конечные потребители российского топлива в Европе, в частности Венгрия, - рассказал источник в Минэнерго, знакомый с текстом письма. В самой "Транснефти" уверяют, что ситуация под контролем.

Борьба "Транснефти" с украинскими властями идет уже более 10 лет. Генпрокуратура и налоговики Украины через свои суды пытаются доказать право собственности на трубопровод, принадлежащий компании "ПрикарпатЗападтранс", которая является "дочкой" "Юго-Запад транснефтепродукта" (входит в группу ОАО АК "Транснефть"). С 2005 года иск генпрокурора Украины об истребовании нефтепродуктопровода из владения "ПрикарпатЗападтранс" в пользу Украины находится в производстве. В настоящее время рассмотрение вопроса суд остановил до урегулирования его на межгосударственном уровне. По словам источника в "Транснефти", добиваясь цели, Украина задействует все возможные административные ресурсы, в том числе налоговую инспекцию и другие надзорные и проверяющие органы.

В письме Токарева в правительство приводится пример такого давления. В мае 2011 года налоговая инспекция г. Ровно по итогам внеплановой проверки "ПрикарпатЗападтранс" вынесла решение об уплате налогов и штрафов в размере 1,8 млрд рублей. Позже незначительную часть этой суммы удалось опротестовать. При этом в "Транснефти" уверены, что проверка была назначена и проведена с грубыми нарушениями действующего украинского законодательства. В итоге российская госмонополия осталась должна порядка 1,17 млрд рублей Украине, которая сейчас требует предоставить ей перечень принадлежащего ДП "ПрикарпатЗападтранс" имущества для погашения долга.

В марте прошлого года хозяйственным судом Ровенской области (суд первой инстанции) было вынесено решение о признании права собственности Украины в лице Фонда государственного имущества Украины на часть нефтепродуктопроводов Самара - Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая, которые проходят по территории Украины, общей длиной 1433 км, и истребовании указанного имущества из владения ДП "ПрикарпатЗападтранс". В России тогда возмутились тем фактом, что для рассмотрения дела, касающегося межгосударственных отношений, и вынесения решения судье потребовалось всего 15 минут. Кроме этого, были отклонены все ходатайства российской стороны, а также отказано в привлечении к процессу Росимущества, несмотря на то что с украинской стороны Фонд государственного имущества Украины был привлечен к участию в процессе.

В результате такой политики украинских властей, а также на фоне практически нулевой рентабельности предприятия и постоянных случаев хищения из нефтепродуктопровода "Транснефть" видит реальную угрозу банкротства ДП "ПрикарпатЗападтранс", говорит источник в правительстве.

- "Транснефть" сообщила российским властям, что, учитывая ситуацию, единственный возможный выход - это приостановка деятельности "ПрикарпатЗападтранс", что повлечет прекращение поставок нефтепродуктов российских компаний в Венгрию. При этом нефтепродуктопроводная система Украины будет также парализована, что вызовет неизбежный рост цен на дизельное топливо на внутреннем рынке. Украинские партнеры лишатся доходов от транзита нефтепродуктов, - пересказал содержание письма источник в Минэнерго.

В "Транснефтепродукте" пояснили, что в настоящее время транспортировка продолжает осуществляться, предприятие не остановило свою работу, российская сторона ведет активные переговоры по урегулированию данного вопроса с украинской стороной.

При этом в "Транснефти" не раз подчеркивали, что ДП "ПрикарпатЗападтранс" до настоящего времени являлся крупнейшим налогоплательщиком Украины. Кроме того, нефтепродуктопроводная система, вокруг которой ведутся споры, обеспечивает транзитную транспортировку нефтепродуктов европейским потребителям.

Ни в российском, ни в украинском ведомствах не смогли прокомментировать ситуацию. Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев.

По мнению аналитика Rus-Energy Михаила Крутихина, спор "Транснефти" и Украины - типичный спор двух хозяйствующих субъектов и для решения таких вопросов нужно обратиться в международный арбитражный суд.

По словам аналитика, поставки дизельного топлива из России в Украину по системе нефтепродуктопроводов "Транснефтепродукта" в этом году снизились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года приблизительно на 30-40%. Всего по системе проходит порядка 1,5 млн т в год только дизтоплива класса "Евро-3", часть нефтепродукта остается на Украине, а часть поступает в Венгрию.


Маргарита Казанцева

http://izvestia.ru/

26/04/2013

Док. 666314
Перв. публик.: 26.04.13
Последн. ред.: 07.10.13
Число обращений: 0

  • Казанцева Маргарита

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``